Взаимоотношения государства и религии в Казахстане: исторический аспект

Крупные общественно-политические трансформации последних десятилетий, происходившие на постсоветском пространстве, способствовали возрастанию роли религии, расширению ее социальнокультурного и идеологического влияния.

Наблюдаемый в последние годы повышенный общественный интерес к деятельности религиозных организаций во многом объясняется сложившимся «идеологическим вакуумом 1990-х гг. Конфессиональные объединения стали играть свою роль в процессе духовного возрождения общества, содействуя улучшению нравственного климата в обществе, выступили важным консолидирующим и стабилизирующим фактором социально-политической жизни республики.

В этом плане закономерным является тот факт, что Казахстан стал одним из центров межконфессионального диалога не только в СНГ, но и в мире. Во многом это обусловлено тем, что в республике сложилась благоприятная ситуация, характеризующаяся внутриполитической стабильностью, основанной на межнациональном и межконфессиональном согласии. Более того, Казахстан имеет свою собственную модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанную на принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, сотрудничества и стремления к взаимопониманию.

Важным шагом в укреплении межконфессионального согласия стали Съезды лидеров мировых и традиционных религий, прошедшие 2003, 2006 и 2009 гг. в Астане по инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева. Их участники признали, что в сегодняшнем многополярном мире огромное количество проблем могло быть решено с помощью полиэтнического и межконфессионального диалога.

В эпоху глобализации мирное сосуществование, конструктивное взаимодействие и диалог религий переходят в разряд наиболее актуальных проблем в связи с усилением конфликтов на почве религиозных разногласий и религиозного экстремизма. Успешное решение этих проблем во многом будет зависеть от знания тенденций развития государственно-религиозных отношений, деятельности религиозных организаций как в прошлом, так и в настоящем. Особый интерес в этом смысле представляют те религии, которые сохраняют свое влияние на значительную часть населения, в первую очередь это касается ислама, православия и протестантизма.

В свете этого изучение истории деятельности данных религиозных конфессий страны, их взаимоотношений с государственной властью приобретает особое звучание как средство обеспечения внутриполитической стабильности, а также сотрудничества и единения представителей различных религий.

Более того, важность вопроса заключается в том, что он неразрывно связан с проблемой возрождения народа. Изучение данной проблемы позволит полнее осветить процесс развития национального самосознания, глубже понять сущность происходящего здесь исторического процесса и увидеть перспективы.

Вместе с тем, в современных условиях, когда взаимоотношения государства и конфессий переживают качественно новый этап, возникает необходимость переосмысления и более основательного изучения истории конфессиональных объединений. На наш взгляд, крайне сложно проводить современную государственную политику в отношении религии и верующих в ХХI в., не изучив и не проанализировав опыт функционирования религиозных организаций, характер государственно- религиозных отношений в ХХ в. Это позволит глубже понять современные процессы, происходящие в обществе, верно расставить ориентиры в данном вопросе и значительно расширить горизонты исторического познания.

Негативные последствия государственной политики «воинствующего атеизма», осуществлявшейся в советский период, проявляются в современных условиях. Всестороннее изучение и сделанные на его основе обобщения и выводы позволят избежать многих ошибок и упущений в многоконфессиональной жизни республики.

Религиозными организациями был пройден сложный и тяжелый путь от непризнания социалистических идей в начале ХХ в. К признанию социализма в стране и заявлению о политической лояльности к власти, а затем и к стремлению доказать отождествление коммунистических идей с религиозными. Таким образом, происходит переход от отрицания социализма к признанию, а затем и поддержке.

Небольшой экскурс в историю Казахстана неизбежен для понимания его современного положения.

Хозяйственно-культурная и политическая жизнь на территории Казахстана во многом определялась ее географическим положением на перекрестке путей, в первую очередь Великого шелкового пути. Здесь шел процесс взаимообогащения культур.

Несомненно, это наложило отпечаток на религиозную жизнь исследуемого региона, так как здесь с глубокой древности сосуществовали различные культы и верования, а номады были зачастую носителями этих религий, выступая связующим звеном между различными цивилизациями. Возможно, эта особенность и предопределила Казахстан как многоконфессиональный регион, а религиозные представления кочевников как синкретитизм.

В Казахстане преобладают исторически два этноса и две религии: носители ислама – тюркские народности, большинство из которых казахи и исповедующие православие славянские народности, большинство которых – русские.

Наиболее значительной религиозной конфессией на территории Казахстана является ислам. Процесс распространения ислама в Казахстане имел длительную историю и происходил на протяжении многих столетий, начиная со времен арабских завоеваний.

Распространение ислама шло преимущественно среди господствующей элиты, остальное население в подавляющем большинстве придерживалось различных религиозных воззрений. Старые домусульманские обычаи, языческие обряды и верования еще практиковались кочевыми племенами.

Распространение ислама в период XVI-XVII вв.- время становления казахской государственности рассматривалось как важный идеологический фактор укрепления власти.

Важный этап в распространении и укреплении ислама в степных просторах Казахстана наступил после превращения его в колонию. Мусульманская религия играла важную роль в сохранении национальной идентичности в процессе противостояния колонизации и русификации.

Конец XIX в. характеризовался усилением мусульманского влияния в Казахстане. Особо это нашло яркое подтверждение в появлении значительного количества начальных религиозных школ, росте числа казахов, обучавшихся в среднеазиатских духовных учебных заведениях, строительстве мечетей и медресе.

В целом, распространение ислама в Казахстане имело свои специфические особенности. В казахском обществе ислам носил синкретический характер, выражавшийся в сосуществовании с такими верованиями как культ предков, природы, шаманизма, тенгрианства, зороастризма.

В своей колонизаторской политике царизм стремился использовать православную церковь в своих политических целях, рассматривая ее как важнейшее средство воздействия на духовную жизнь населения края. Распространение православия на территории Казахстана осуществлялось в рамках традиционной политики христианизации и русификации.

С процессом присоединения Казахстана к России происходило распространение и укрепление протестантизма, ставшего впоследствии одной из многочисленных конфессий Казахстана.

Первые протестантские группы на территории Казахстана, представленные немцами, были лютеранами, затем меннонитами, баптистами и адвентистами. Вызвано это было тем, что в российской армии и местной колониальной администрации был значительный контингент немцев. Помимо этого, Западная Сибирь, в том числе и территории входящие в состав Казахстана, были местом ссылки военнопленных шведов, поляков, финнов, значительная часть которых принадлежала к тем или иным протестантским конфессиям.

С конца XIX - начала ХХ вв. в результате осуществления переселенческой политики царского правительства процесс распространения протестантских конфессий значительно усиливается. В этот период появляются первые баптисты.

С 1917 г. установлением Советской власти государственная политика в отношении религии и верующих претерпела серьезную трансформацию. На смену лояльного отношения царских властей к религии и религиозным общинам приходит антирелигиозная политика большевиков.

«Религия есть опиум народа» – эта фраза Маркса стала азбукой всего материализма. Важнейшим документом, четко определившим отношение советского государства к религии и церкви был декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Другим законодательным актом, имевшим отношение к свободе совести было постановление «О религиозных объединениях» 1929 г., которое хотя и подвергалось уточнению, редактированию и дополнению, но в целом сохранялось как действующее вплоть до 1990 года.

Аналогичные постановления были приняты и в других союзных республиках. Этот документ стал на долгие годы атеистической конституцией страны.

1929 г. стал временем массового закрытия церквей, мечетей, храмов.

Начались массовые и самые сильные гонения, приведшие к новой войне с религией. Пик массовых репрессий пришелся на 1936-1937 гг.

Утверждалось, что религиозное мировоззрение несовместимо с социалистическим обществом. При этом уже с середины 20-х г. советская идеологическая система не предполагала никакого плюрализма и не предоставляла возможности для свободного существования иных мировоззрений. На многие годы была развернута воинствующая антирелигиозная пропаганда.

Азарт «безбожия» охватил все сферы жизни. На страницах газет и журналов (единственное СМИ на тот период), появлялись статьи, названия которых говорят сами за себя: «Безбожную работу под контроль рабочих масс», «Безбожники-ударники», «Безбожные колхозы» и т.д. Журнал «Воинствующий атеист» писал: «Антирелигиозная пропаганда в наших условиях есть борьба за качество, за темпы социалистического строительства, за ударничество, за соцсоревнование. Мы уже имеем несколько лет существующие безбожные села, безбожные коммуны…Число таких колхозов, ликвидировавших необходимость в попах и религии, быстро растет в последнее время. Некоторые товарищи говорят даже, что нам следует начать разрабатывать нечто вроде пятилетнего плана создания таких сел, свободных от религии… Мы имеем очень широко распространенные явления посева «безбожных гектаров». Безбожный гектар – это специальные гектары, засеянные для укрепления антирелигиозной работы, для выполнения целого ряда задач, свойственных нашему движению/1/.

Антирелигиозная пропаганда проводилась и страницах газет национальных окраинах. Так в газете «Лениншіл жас» 1937 г. в статье «Ораза» автор Жолдабаев Молдагали отмечается: «Ораза – орудие эксплуатации трудящихся. Оразу должны держать только муллы, а простой народ ни в коем случае не должен следовать их указаниям. Цель оразы – одурманивание трудящегося населения». В статье «Наука и религия» в газете «Лениншіл жас» от 2 июня 1937 г. автор Олещук Р. пишет, что «наука доказала, что бога нет и быть не может. Религия способствует помутнению разума и направляет человека на неправильный путь. Наука должна всеми путями разоблачать религию»/2/.

Закрытие церквей и мечетей, «раскулачивание» служителей культа, высылка на принудительные работы, аресты, конфискация имущества, наложение непосильного налога, штрафы и аресты за их неуплату становились «нормой» жизни и свидетельствовали об установившейся практике беззакония в отношении верующих/3/.

Церкви и мечети не просто закрывались, но и разбирались и «перебрасывались» на строительство Домов Советов, школ или использовались под культурные учреждения, допускалась даже продажа церквей различным учреждениям, которые использовали их под складские помещения и иные нужды/4/.

До недавнего времени считалось, что репрессивные меры советской власти касались всех религий и сект. Однако новые документы доказывают, что запреты затронули только «избранных». Так, в недавно вышедшей в Алматы книге профессора А.И. Артемьева «Свидетели Иеговы Казахстана и Средней Азии: историко-религиоведческий анализ» публикуется постановление Президиума Верховного Совета, подписанное А. Микояном и секретарем М. Георгадзе. Данный документ адресовался председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР.

В этом постановлении отменялись ограничения с деятельности христианских сект «Свидетели Иеговы», «Истинно-православные христиане», «иннокентьевцы», «Адвентисты-реформисты» и освобождал их от административного надзора. Другими словами, не будет ошибкой, если мы скажем, что с 1965 года указанные секты получили поддержку со стороны государства. Таким образом, эти секты последние 50 лет при значительном ограничении исламского воспитания и просвещения, беспрепятственно вели свою пропаганду. Если принять во внимание, что в Советском Союзе запрещалось свободно пропагандировать ислам, несмотря на наличие десятков миллионов мусульман, то становится явной односторонняя политика Советской власти и в этом вопросе.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что к 1991 г., когда наша республика обрела суверенитет, религия ислам находилась в не самом выгодном положении в сравнении с другими верами. Пришлось начинать почти с нуля.

Годы суверенитета, этот относительно небольшой по историческим меркам отрезок времени был насыщен, тем не менее, бурными преобразованиями, повлекшими процесс политических, экономических, культурных изменений в жизни нашей страны. Эти преобразования вызвали кардинальные изменения в роли и значении средств массовой информации Казахстана.

Немецкий философ Шпенглер еще в начале XX века предусматривал небывалое возрастание роли информации в жизни общества. В работе «Сумерки Европы» он писал: «В ближайшем будущем три или четыре мировых газеты будут направлять мысли провинциальных газет и с их помощью – «волю народа». Все будет решаться небольшим количеством людей, контролирующим эти газеты, имена которых, возможно, даже и не будут известны, однако огромная масса политиков второго ранга, риторов и трибунов, депутатов и журналистов, представителей провинциальных горизонтов, будет поддерживать в низших прослойках общества иллюзию народного самоопределения».

В современном демократическом обществе так называемая «четвертая власть», то есть средства массовой информации, могут оказывать определяющее воздействие на межэтнические, межконфессиональные отношения. СМИ являются одним из основных инструментов реализации политических процессов, предоставляя возможность прямой связи с обществом. Причем воздействие СМИ на данные отношения может быть двояким, как позитивным, так и негативным, формируя целостность ценностно-смысловой ориентации гражданского населения.

Перспективы взаимодействия СМИ и конфессиональных процессов в Казахстане во многом зависят и от того, какова будет роль и направление функционирующих средств массовой информации. При положительном раскладе определенных условий они могут эффективно способствовать интеграции и консолидации полиэтнического Казахстана. При выборе иной позиции реально могут стать источником разобщения общества, переходимом в самые его крайние формы выражения. Поэтому дальнейшее совзаимодействие четвертой власти и религиозных процессов требует постоянного отслеживания, мониторинга, и даже определенного государственного контроля.

В данном случае речь идет не о цензуре или отказе от принципа свободы слова, а о законах, предусматривающих конкретное наказание за разжигание межнациональной розни, путем оговаривания определенных аспектов, что именно никоим образом не должно распространяться или пропагандироваться. Это неоценимо важно для полиэтничных государств, тем более для Республики Казахстан, находящейся на сложном этапе формирования новой демократической государственности. Учитывая роль и влияние современных средств массовой информации, а также расширение новых информационных технологий государство должно иметь определенную структуру, которая бы занималась отслеживанием, анализом и оценкой конкретных публикаций, телепередач, интернет-сайтов, касающихся религиозных и этнополитических процессов. Регулярный мониторинг позволит своевременно выявлять, предупреждать или уже разрешать имеющиеся проблемы в этнополитических процессах. Если государственные органы будут вовремя осведомлены касательно какой-либо назревающей проблемы, рассматриваемой в СМИ, то это позволит принять необходимые превентивные меры по устранению этих негативных элементов.

После обретения независимости наша республика официально подтвердила свою демократическую целенаправленность, как следствие и средства массовой информации изменили свое положение.

Во-первых, свобода слова стала конституционно закрепленным элементом казахстанского общества, во-вторых, наряду с государственными средства массовой информации получили свое развитие и независимые; в-третьих, в виду глобализации процессов информатизации Казахстан также стал неотъемлемой частью мирового информационного пространства. Теперь вся информация не имеет границ. В-четвертых, осовремененные информационные технологии достигли такого высокого уровня развития, что их воздействующее влияние стало определяющим; в-пятых, современные СМИ позиционируются не просто как источники информации, но как четвертая ветвь власти в демократическом обществе, и оказывают самое прямое влияние на межконфессиональные и этнонолитические и прочие процессы в обществе, государстве и мире.

Глава государства подписал закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», направленный на совершенствование системы государственного регулирования отношений, связанных с распространением на территории страны информации посредством информационно- коммуникационных сетей. Основной целью законопроекта является совершенствование регулирования отношений, связанных с распространением информации на территории Казахстана посредством информационно-коммуникационных сетей. Согласно поправкам, внесенным Агентством РК по информатизации и связи (АИС), все интернет-ресурсы: веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки и так далее - приравниваются к средствам массовой информации с соответствующей уголовной, гражданской и административной ответственностью, которую несут традиционные СМИ. Ежегодно с 2000 года телевизионные агентства в прямом эфире транслируют репортажи о праздновании «Ночи предзнаменования»- «Қадір түні» из мечетей г. Астаны и Алматы. На праздник маулид пророка Мухаммеда каждый год приходят известные ученые, писатели, поэты, мастера искусств, государственные и общественные деятели, которые выступают в прямом эфире. В священный месяц Рамазан в телевизионных передачах рассказывается о хадисах и сурах Корана. Огромную роль в просветительной работе играют СМИ. На их страницах публикуются материалы религиозных международных, республиканских конференций, рассказывается о деятельности религиозных организаций различных верований. Расширяется тираж республиканских газет. Так, например газета «Ислам жəне өркениет» («Ислам и цивилизация») выходила тиражом в 1000 экземпляров, теперь уже выходит 47 тысячным тиражом.

С 2001 года выходит религиозно-познавательный журнал «Иман» («Вера») тиражом 9-тысяч экз. В этом журнале отражается деятельность Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), публикуются статьи о межэтническом и межконфессиональном согласии. Значительную роль в формировании общественного мнения играют такие исламские издания, как «Ислам», «Шапағат-Нұр» («Покровительство света»).

На телевидении появились документальные фильмы и программы, посвященные исламу, о религии рассказывается по радио, что, несомненно, является знаком перемен к лучшему.

Долгожданным событием в жизни республики стало открытие в первый день Рамазана познавательно-религиозного круглосуточного канала «Асыл арна». На протяжении месяца Рамазан духовные служители разных регионов республики рассказывали об исламе, его сущности и значении, а также развенчивали вымыслы о так называемом «исламском экстремизме», исламском фундаментализме, «исламской угрозе», которые муссируются в зарубежных СМИ. Проблемы ислама, его достижения и задачи анализируются в СМИ верховным муфтием Казахстана, д.ф.н., профессором, академиком Абсаттар кажы Дербисали. Огромную просветительную работу он проводит на радио и телепередачах, проводит пресс-конференции с представителями СМИ. Известны его статьи об исламе, его особенностях, истории, о пророке Мухаммеде, культура ислама, казахская литература, арабский язык и культура, в частности его работы «В стране древних арабов», «В стране тысячи и одной ночи, «Ислам и время». Выступления на республиканском канале «Казахстан» в передаче «Жұмадағы жүздесу»; «Хабар» в передаче «Бетпе-бет; «Рахат» передача «Рухнама», а также выступления в прямом эфире, ответы на вопросы телезрителей/5/.

Интересны, познавательны выступления в СМИ известного ученого- религиоведа Муртазы Булутая. Статьи в журналах «Ислам жəне өркениет», «Жұлдыз», «Қазақ əдебиеті», «Шапағат-Нұр»,газетах «Жас қазақ», «Дала мен қала», «Айқын».Выступления на телевидении: на телеканале «Хабар» в передаче «Азамат» и др. В совей книге «Дін жəне ұлт» Муртаза Булутай отмечает: «С приобретением независимости наступило время самостоятельно определять свои ценности. Важно только помнить, религия, язык, менталитет государства должны развиваться с учетом демографической ситуации, его геополитического и геоэкономического расположения. Только такая политика сможет обеспечить внутреннюю стабильность и внешнюю безопасность нашего государства. Одним из направлений этой политической платформы можно назвать религию. В настоящее время у нас происходит резкий поворот к религии. Наш народ стал вновь обращаться к своим духовным источникам. Однако, не будем забывать и то, что из-за рубежа под благовидным предлогом стали прибывать различного рода миссионеры, превращая таким образом Казахстан в площадку религиозной экспансии. Отдельные наши граждане, отказавшись от своей традиционной религии - ислама, стали принимать другие веры. Все это в далекой перспективе может расшатать устои государства, вызвав тем самым определенную опасность суще- ствования самого государства. Поэтому, государство должно принять меры по регулированию и координации деятельности религиозных объединений, изучению их запросов/6/.

Русскоязычные светские СМИ проводят также большую работу по пропаганде свободы религии и религиозных объединений. Так, на страницах республиканской газеты «Казахстанской правды», при поддержке ДУМК( Духовное управление мусульман Казахстана) выходила страница «Жизнь ислама». На страницах республиканских газет: «Казахстанская правда» «Известия», «Аргументы и факты», «Новое поколение», «Экспресс К и других регулярно выходят статьи на религиозные темы.

По инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева в Астане состоялись Съезды лидеров мировых и традиционных религий. В работе форумов приняли участие авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма. Впервые в истории собрались вместе руководители мировых и традиционных религий и приняли совместные документы. Съезды стали существенным вкладом в глобальный процесс межцивилизационного и межкультурного диалога.

Накануне съезда проведена широкая информационно-разъяснительная работа среди населения. В республиканских и местных СМИ прошла серия материалов, посвященных этому событию, множество интервью с духовными и общественными деятелями страны. Советами по связям с религиозными объединениями при акимах Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Мангистауской, Павлодарской и других областей были организованы «Круглые столы», семинары и конференции на тему духовного согласия и консолидации общества. Надо заметить, что проведение съезда вызвало положительный резонанс в среде верующего населения республики, который нашел свое отражение в многочисленных обращениях к съезду, направленных религиозными объединениями областей и городов.

В настоящее время религиозными объединениями республики выпускаются 38 наименований периодических печатных изданий, тогда как раньше они не располагали ни одной газетой или журналом.

Влияние СМИ на полиэтническое общество обусловлено рядом имеющихся характеристик социальной психологии. К примеру, в данном (негативном) контексте манипулирование информацией в обществе, представляющем многонациональное многообразие, приобретает особое значение. Об этом в своем выступлении на первом Конгрессе журналистов (Астана, 12 марта 2002 года) заявил и Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Он отметил необходимость выработки мер противодействия разгулу «информационных войн», использованию некорректных методов работы при сборе и особенно интерпретации фактов, которая часто оказывается самой настоящей их фальсификацией».

Как подчеркнул Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Задачи СМИ в объективной передаче факта. Причем на суд читателей нужно представлять обе его стороны: положительную и отрицательную. Наши журналисты иногда допускают «отсебятину», начинают давать оценки, делать выводы, тем самым влиять и нажимать на общественное мнение. Задачи средств массовой информации – консолидированное общество... необходимо не только поддерживать свободу СМИ, но и требовать ответственности от них...». При этом Президент уточняет и саму суть деятельности средств массовой информации с точки зрения государства. СМИ не должны использоваться как инструмент политической борьбы. Их значение и роль заключаются в «обслуживании интересов всего общества».

Роль СМИ в укреплении толерантности и преодолении ксенофобии трудно переоценить. Нельзя забывать что «Свобода не может быть без ответственности». Необходимо стараться достичь баланса между свободой слова и гранью, за которой начинается вседозволенность.

В Казахстане за время атеистического воспитания народ утерял религиозные знания. Чем и пользуются всевозможные нетрадиционные религиозные течения и секты, негативно влияющие на сознания людей. Нельзя допустить «мошенникам дурить людям головы, отрывать их от семей, превращать в зомби и основной источник своих доходов». В Казахстане активно действуют религиозные секты, негативно влияющие на сознание людей и представляющие угрозу для безопасности общества.

В сектантской деятельности применяются, в том числе с помощью СМИ, приемы массовой гипнотизации, коллективного внушения с воздействием на подсознание. Используются приемы кодирования и программирования, которые применяются в психотерапевтической практике лечения алкоголизма, ожирения и других болезненных состояний. В результате могут развиваться расстройства личности, формируются патологические изменения личности, сопровождающиеся ее деформацией и нередко разрушением. Личность шего в деструктивную религиозную секту неузнаваемо меняется. Такой человек выпадает из семьи, из учебной деятельности, иногда бросает работу.

В этих условиях на первое место выходит Духовная безопасность – проблема не менее актуальная, чем безопасность государственная. Государственная безопасность в первую очередь направлена на сохранение институтов власти, защиту от внешних посягательств на целостность государства. Духовная безопасность – безопасность институтов общества, запас его прочности в условиях кризиса. Духовная безопасность – это одно из условий гражданского общества. И это безопасность не только от внешних и внутренних угроз, но и защита традиционной духовности и интеллектуальной среды.

В этом плане духовная безопасность – это защита духовной экологии человека. Она совсем иная в Казахстане, чем, скажем, в Италии, Германии или Америке. Мы не говорим, что там плохо, а у нас – хорошо, или наоборот. Но мы – другие. Вот эту самость и стараются уничтожить, в том числе и за счет псевдорелигиозной интервенции, в том числе и за счет псевдокультуры, псевдопрогресса, псевдореформ и псевдочеловеческих ценностей. Это страшнее внешней вооруженной агрессии потому, что не мобилизует общество на отпор. Это страшнее еще и потому, что они побуждают общество саморазрушению, ломке государственных и общественных структур, резкому ухудшению духовного здоровья народа.

В своем послании народу Казахстана от 28 февраля 2007 г. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечает, что успех нам обеспечит современная организация работы и четкая координация действий ветвей власти, бизнес-сообщества, академической и прикладной науки, неправительственных организаций, СМИ и, разумеется, поддержка населения. В этом плане особенно возрастает значимость и роль в казахстанском обществе средств массовой информации как идеологического инструмента по обеспечению не только мира и согласия, но и прогресса и развития Казахстана.

 

  1. Воинствующий атеист. - 1931. - № 4. –С.15.
  2. Лениншіл жас.- 1937. - 2 июня.
  3. Сандбаев Т. Ислам и общество. - Алматы, 1978. - С.96.
  4. Оренбургский Областной архив. Ф. 617, оп. 1, д.33, л.2.
  5. Əбсаттар қажы Дербісəлі. Ғалым, муфти, кайраткер. – Алматы,
  6. Мұртаза Бұлытай. Дін жəне ұлт. - Алматы, 2006. - С.528.
Год: 2010
Город: Алматы
Категория: История
loading...