Тюркские племена в составе кыпчакского объединения накануне и в период монгольского нашествия

Накануне монгольского нашествия, история племен, живших в его степных западных и центральных районах Азии, была связана прежде всего с государственными объединениями кипчакских племен”.[1, c.1] Основными источниками этого периода по-прежнему остаются китайские династийные истории – Юань-ши, а также сведения персидских и арабских авторов.

Во второй половине ХІ в. сельджуки совершают поход на Мангышлак (1065 г.). Племена алчин во главе с Али-Арсланом и одерживают победу над кипчаками. В свою очередь в 1221 г. половцы в союзе с южно-русскими князьями нанесли поражение сельджукам в Крыму.

«Юань-ши» сообщает о заселении кипчакскими племенами западных областей современного Казахстана: “Цзиньга (кипчаки) переселились на северо-запад (от Китая) в горы Юйли-боли-шань – (предгорья Южного Урала)”.[2]

Переселившись в западный Казахстан и далее на западные территории, кипчаки подчинили себе племена, населявшие ранее эти места. Русские летописи подтверждают присутствие кипчакского племенного объединения в к. ХІ в. на указанной территории. Среди зависимых от кипчаков племен называются йемаки (кимаки).

Период, непосредственно предшествовавший монгольскому вторжению, ознаменовался формированием единого хозяйственно-культурного типа среди племен, переживавших процесс взаимовлияния, этнической консолидации, образования на территории западного Казахстана, и Волго- Уральского региона, новых тюркских племен и племенных объединений. Дальнейшая история этого региона связана с нашествием монголов и столкновениями их на этой территории с племенами кипчаков. Об этом сохранились сведения Джузджани, Джувейни, Рашид-ад-Дина и других известных авторов.

В течение 1221 по 1237 г. монголы не раз сталкивались здесь с кипчаками и одерживали над ними победы. После покорения сырдарьинских городов Джучи в 1221 г. отправляется в поход на северо-восток от Аральского моря и в бою побеждает кипчаков.

«По данным арабского писателя Ибн-Васыля,- писал А.Кадырбаев, - в 1229-1230 гг. на территории Западного Казахстана вновь вспыхнуло пламя войны между татарами (монголами) и кипчаками». Оно сильно разгорелось в 1237 году. Особенно проявил себя в борьбе с монгольскими завоевателями отряд кипчаков во главе с Бачманом – кипчаком из племени ольбурлик. Операция против него осуществлялась большими силами монгольских войск. Об этом подробно сообщают “Юань-ши” и персидские историки XIII-XIV вв.

Джувейни писал о Бачмане, что он был бесстрашен и неуловим: «где бы войска монгольские не искали его следов, нигде не находили его, потому что он уходил в другие места и оставался невредим. Узнав, что он скрывается на одном из островов реки Итиль (Волги), против него двинулось большое войско на 200 судах». Отряд Бачмана был окружен и после ожесточенного боя уничтожен, а сам он пленен и казнен.

Рашид-ад-Дин также приводит рассказ о пленении Бачмана, операция против которого осуществлялась большими силами под командованием внука Чингиз-хана Мункэ, впоследствии ставшим последним великим ханом империи, созданной его дедом, перед ее распадом на отдельные монгольские государства. Только на суда было посажено 20 тысяч воинов, не считая тех, кто шел облавой вдоль берега. С данными мусульманских авторов перекликаются сведения «Юань-ши». «На 3 луну (т.е. март 1237 г.) Мункэ-хан вторгся в земли кипчаков и достиг Каспийского моря. Их (кипчаков) правитель Бачман бежал с семьей на остров в море. Мункэ-хан, узнав об этом, двинулся с целью пленить его. К счастью поднялся ветер и вода спала, появилась возможность пройти вброд. Мункэ-хан сказал: «Небо открывает мне путь». Войско Бачмана было вырезано, а сам он попал в плен. Мункэ-хан приказал стать ему на колени, но тот ответил: «Я сам вождь и не боюсь смерти. Я не верблюд, чтобы становиться на колени».

После этого, не теряя перед казнью присутствия духа, посоветовал монголам лучше подумать о своем возвращении, так как была вероятность прилива».[1, c.21-22]

Вот как звучит у Н.Бичурина: «Девятое лето, Дин-ю. Хан производил облаву при Цецек-гагинь- норе. Мункэ воевал Кипчак и, покорив сие поколение, поманил его главу Бацимака».[3, c.289] Далее есть следующие сведения:

«Монголы ударили на поколения в государстве Киньча и покорили их. Киньча отстоит от Срединного государства на 30 тыс. ли. Летом ночи бывают чрезвычайно коротки. Солнце едва закатится и тотчас всходит. Эта страна производит отменных лошадей, и богатые разводят их в великом множестве. Жители обыкновенно возлежат на металле и коже. Мужественны и храбры; тверды и пылки. Глаза имеют синие (голубые), волосы рыжеватые. Мункэ с армией пришел к морю Кхуань-тьхянь-ги-сы. Неожиданно поднялся сильный ветер, и воды морские пересохли. После сего он пошел далее и вырубил народ, а старейшину Бацимяна живого взял в плен. Потом обложил города Гань-ло-сы и Ме-цио-сы и покорил их».[3, c.289-290]

Абуль-Гази дает следующее сообщение о завоевании Дешт-и Кипчака, соответствующее 1221 г.

«Из Бухары Чингиз-хан перешел в Самарканд. Оттуда он отправил посла к Джучи-хану в Кипчак и говорил: «Любезный сын! Выезжай со всем своим войском и пригони к нашей стороне зверей Дешт-и Кипчакских: я хочу охотиться». Выше было сказано, что когда царевичи были в походе на Харезм, Чингиз-хан послал нам приказ, чтобы Джучи и Джагатай считали Огдая главным своим начальником и не выходили из-под его распоряжений. По этой причине Джучи-хан, после завоевания Харезма, тяготясь этим распоряжением, отправился в Дешт-и Кипчак, подчинил себе всех жителей этой степи и проводил время там в охоте за зверьми и птицами. Как скоро от отца его пришел посланный и пересказал его слова, Джучи-хан выехал со всем своим войском и, гоня пред собою всех зверей степных, прибыл к отцу своему. Тогда же он привез ему богатые дары; коней доставил он в дар сто тысяч: из них двадцать тысяч были серые, двадцать тысяч были сивые, двадцать тысяч гнедые, двадцать тысяч вороные и двадцать тысяч чубарые».[4, c.78-79]

Следующее сообщение относится к 1241-1242 гг., когда кипчаки в большом числе пошли войной на сына Джучи, который в бою их разбил…

«Из-за сильного сопротивления части кипчакских племен (Угэдэй-хан) отправил в поход Бату …, Бури, Мункэ и других царевичей на помощь Субеетаю (Субэдэю), так как Субеетай–баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех стран и народов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингиз-хане, а именно – народов Канлин (канглы), Кибчаут (кипчаки)».[1, c.22-23]

«В течение длительного процесса этногенеза одни и те же древние и средневековые племена входили в состав разных формирующихся народностей: ... Кыпчаки послужили важным компонентом в образовании киргизской, казахской и каракалпакской народностей. Процесс консолидации народностей осложнялся многоплеменностью населения...».[5, c.16-17]

Немаловажное значение для определения местоположения кипчаков, в составе которых находились многие предки тюркских народов, имеют легенды, свидетельствующие косвенно о достоверности некоторых фактов. Так известна легенда о племенах Огуза, сына Кара-хана, от которого происходят имена тюркских степных племен. По преданию Огуз усыновил родившегося в дупле дерева ребенка и дал ему имя Кипчак. И далее по легенде: «По истечении 17 лет Огуз поразил племя ит-барак, пришел в землю Иранскую, завоевал те владения и через много лет воротился в свою землю. Пришло известие, что ит-бараки затеяли восстания: он послал род кипчаков, чтобы они поселились между страною ит-бараков и Таяком. (Березин читал: Яик: в рукописях: Яик, Таяк) для обезопасения от восстания последних. С той поры там и находится летнее и зимнее кочевье кипчаков».[6, c.498]

Махмуд Кашгари писал о кипчаках в ХI в., как о племени тюркской ветви и определял их местоположение между Волгой и Уралом.[6, c.77] Следовательно, появление кипчаков на территории Западного Казахстана датируется не позже Х в. В источнике Х в. «Худуд ал-Алам» указывалась южная граница кыпчаков, которая соприкасалась с печенегами, а печенеги, в свою очередь, в VIII в. обитали между Балхашом и Сырдарьей.[7, c.66-67]

В то же время, как указывал востоковед В. Гордлевский[8, c.22-23], кыпчаки оказались в Малой Азии до прихода туда сельджуков, т.е. в IХ – Х в.в. Средневековый автор Абу-л-Фазл Бейхаки сообщал о тюркских племенах, живущих в Хорезме под 1030 г. среди которых упоминались и хифчаки, т.е. кипчаки.[6, c.234] На юге России появления кыпчаков по русским летописям датируется 1055 г., следовательно, проникновение кыпчаков, видимо нужно отнести к Х в.

Интересно сообщение Р.Г.Кузеева о башкирском племени кыпчак, в котором присутствует род джете-уру, который по словам исследователя «этнически восходит к казахскому роду Жетыру Малого жуза». И далее, передает Р.Кузеев рассказ П.Небольсина о том, что «башкирцы Джидиру … потомки нескольких семей киргизов кыпчацкого рода, с весьма давних времен перешедших из Сибири через Урал и вступивших в родственные связи с башкирцами».[9, c.116] Таким образом, можно на этом основании сказать, что предки племенного союза Жетыру, действительно находились в составе кыпчакского союза ХI-ХIII в.в. и косвенным свидетельством тому может служить наличие одноименного рода среди башкир, предки которого, по всей видимости, перешли с территории средневекового Казахстана. «С момента миграции в Приуралье и на Южный Урал они (кыпчаки – Х.Г.) представляли собой не племя, а совокупность родов и родовых групп, этническая история которых восходила к средневековому Дешт-и- Кипчаку … В то же время род джете-уру исторически и этнически тесно связан с племенами Дешт-и- Кипчака».[9, c.115] Основываясь на теоретическом выводе известного ученого Р.Кузеева о том, что

«многоступенчатая и подвижная родоплеменная структура тюркских кочевников, опирающаяся на принципы преемственности и генеалогической связи, была своеобразным механизмом устойчивой трансляции из эпохи древности и средневековья многих атрибутов родоплеменной жизни, в первую очередь этнонимов и тамг»[9, c.118], позволяет нам сделать вывод о вероятном существовании в составе кыпчакского союза многих тюркских племен, в том числе и Рамадан, история которого с начала второго тысячелетия н.э. была, очевидно, тесно связана с территорией Западного Казахстана.

Нельзя забывать и факт взаимодействия по мере продвижения кыпчаков на запад и юг с печенегами и огузами.

Новым этапом переселений, а также новым периодом в процессе этногенеза тюркских народов стало монгольское завоевание. Территория Западного Казахстана вошла, как известно, в состав улуса Джучи, получившего позднее название государства Золотой Орды. С историей этого государственного образования связана и дальнейшая судьба многих тюркских племен, например, племени рамадан.

Ибн ал-Асир следующим образом повествует о завоевании монголами Дешт-и-Кипчака. Когда монгольское войско сразилось с объединенными силами кипчаков и алан, то ни одна из сторон не победила. Тогда, по сообщению Ибн Аласира, монголы направили к кипчакам послов своих и убедили их в том, что не тронут кипчаков, если они не будут помогать аланам. Обманув, таким образом, кипчаков монголы разбили аланов и напали на кипчаков. «Услышав эту весть, жившие вдали кипчаки бежали без всякого боя и удалились, одни укрылись в болотах, другие в горах, а иные ушли в страну Русских. Татары остановились в Кипчаке».[10, c.25-26]

Сведения о границах государства Золотая Орда содержатся в описаниях европейских путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука, арабского автора аль-Омари.[11; 10] Монголов интересовали прежде всего конечно, земли, пригодные для кочевого ведения хозяйства, т.е. степные пространства. Ядром Золотой Орды были причерноморские, прикаспийские и североказахстанские степи. Основную территорию можно определить также междуречьем Днепра, Дона, Волги и Урала. Так, Плано Карпини писал: «Ехали же мы через всю страну Команов, представлявшую собой сплошную равнину и имеющую четыре большие реки: первую – Днепр (Neper) …, вторую – Дон…, третью – Волгу…, четвертая называется Яик…».[11, c.61]

В целом, западная граница Золотой Орды определялась р.Дунаем, восточная граница проходила по р.Иртыш и Чулыман. На юге Хорезм до 60-х гг. XIV в. входил в состав Золотой Орды. Полуостров Мангышлак также составлял владения Джучидов. Предкавказские степи, а также Дербент были рубежами золотоордынских ханов, отделявших их от владений Хулагуидов в Закавказье. «Крымский полуостров … был одним из улусов Золотой Орды, однако сами монголы предполагали располагаться только в его степных районах».[12, c.56] Так, есть свидетельство в источнике - Ибн Хаджар аль-Аскалани, арабский автор XIV в. в своей летописи, имевшей название «Извещение неразумных о детях века», оставил интересное сообщение об одном из послов, имя отца которого было Зейнеддин Рамадан или Рамазан [10, c.350], и был он, согласно источникам, правителем Крыма. С ним в 1356 г. Венецианская Республика заключила торговый договор, по которому венецианцы получали право торговли в приморском городе Прованто. А 1385 г. по аль-Аскалани «прибыли (в Египет) послы Узбековича Токтамышхана, султана Дештскаго. Имя старшаго из них было Хасан, сын Рамазана. Отец его был наместником Крыма».[10, c.452] Если учесть, что имена тогда отражали также принадлежность к определенному племени, то может упомянутые в источнике послы Рамазан-Рамадан – потомки тюркского племени рамадан.

Что касается северных границ государства, то исследователи называют населенный пункт Мохши, который отождествляется с Наровчатовским городищем в Пензенской области.[10, c.18] Начало образования Золотой Орды относится к 1243 г. и связывается с возвращением Бату из западного похода в причерноморские и прикаспийские степи, «известных у восточных авторов под названием Дешт-и- Кыпчак». Русские княжества северо-восточной и юго-западной частей Руси находились в полузависимом состоянии и платили монголам дань. Мордовские племена, расселявшиеся по р.Мокше, были включены в область полного политического влияния золотоордынских ханов, как Башкирия и Волжская Булгария. Из русских земель в состав Золотой Орды вошли Коломна, Переяславль, Тула. В.Егоров называет существовавшие буферные зоны между русскими княжествами и собственно монгольскими землями. Как правило, эти земли были заселены русским населением и в административном отношении подчинены монголам. Упоминаемое Плано Карпини селение Канов есть современный город Канев, находящийся на расстоянии 120 км южнее Киева на Днепре.[11,c.195] «… устроив … дела в Киеве .. мы на лошадях … поспешно направились из Киева к иным варварским народам. Мы прибыли к некоему селению по имени Канов, которое было под непосредственной властью Татар».[11, c.59] Уточнение северных границ Золотой Орды важно тем, что как было указано выше, М.Тынышпаев писал о г.Рамадан в Пензенской губернии. Если обратиться к такому источнику как Книга Большому чертежу, то находим там соответственно указаниям М.Тынышпаева реку под названием Рамон, и город Рамон (или Ромон).[13, c.106-109] Здесь же упоминается и город Канев на Днепре и р.Каневка. Укажем, что у И.И.Неплюева, губернатора Оренбургского края, в его труде также называется, но уже совершенно определенно Ромодановская волость в Калужской губернии и село Ромодановка, в которой прошли крестьянские волнения.[14, c.330]

Этническая ситуация в завоеванном монголами Дешт-и-Кыпчаке может быть охарактеризована словами арабского автора XIV в. ал-Омари: «В древности это государство было страной кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что монголы (и татары) поселились на земле кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (кыпчаков)».[10, c.235]

Хотя в большинстве научных исследований, посвященных истории Золотой Орды, утверждается мысль о том, что русские княжества, хотя и находились в политической зависимости от монголов, земли их тем не менее не вошли в состав золотоордынского государства. И все же эти земли были завоеваны монголами: в 1238 г. покорены русские княжества – Рязанское, Владимирское, в 1240 г. захвачен Киев.[15, c.58] Говоря о значении земледельческих районов в экономической жизни Золотой Орды, известные исследователи Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский писали следующее: «Большое значение в системе Золотоордынского государства играли и земли в северной части бывших Саратовской, Пензенской и южной части Нижегородской губернии…».[15, c.102] Именно в этих землях, по сообщениям М.Тынышпаева, располагался г.Ромодан, из чего, по-видимому, следует, что возможно, племя рамадан, либо отдельные группы этого племени могли дойти и осесть в период монгольского нашествия на русские княжества в эти места и дать впоследствии свое имя названию селения, упоминаемого известным казахским ученым.

Период Золотой Орды XIV в. интересен в плане исторических событий, связанных с началом правления Тохтамыша с 1380 г. Став при помощи Эмира Тимура ханом Золотой Оды и Ак Орды, Тохтамыш попытался вести самостоятельную политику. «Великодержавные устремление Тохтамыша вызвали отпор Тимура, которому усиление объединенных под одной сильной властью Золотой Орды и Ак Орды, было крайне нежелательно. Началась ожесточенная продолжительная борьба Тимура с Тохтамышем».[16, c.127] Политика Тохтамыша объективно была направлена на объединение территории, а также его населения, т.е. племен Дешт-и-Кипчака.

Собрав племена Дешт-и-Кипчака, Тохтамыш сразился с войском Тимура в 1391 г. в местности Кундурча. Эта битва закончилась поражением Тохтамыша и раздроблением земель Западного Казахстана. Вот как об этом писал Абульгази Бахадур-хан. «На берегу реки Идиля (Волги) он (Тимур – Х.Г.) сразился с Тохтамышем. Эмир Тимур одержал победу, а Тохтамыш-хан обратился в бегство. Эмир Тимур истребил много народа».[4, c.94]

Следующее сражение, имевшее большое значение для судеб тюркских племен и родов, занимавших территорию Золотой Орды, особенно западного Казахстана, состоялось в 1394-1395 гг. между Тохтамышем и Тимуром и также закончилось поражением Тохтамыша, который, по словам средневекового летописца Сарымедина Ибрахима Ибн Дукмака, оставившего свидетельства об этом сражении в сочинении «Драгоценная жемчужина в жизнеописании халифов и султанов», «после поражения бежал в землю Русских».[10, c.329-330] Эти же сведения сообщает также другой автор. «В субботу, 2-го дзульхиддже 797 года (= 18 сент. 1395 г.) явился к высочайшему двору Эмир Тулумен Алишах, который ездил послом к царю Тохтамышхану, вместе с ходжей Медждеддином Исмаилом. Он сообщил султану Эззахыру, что был у Тохтамышхана и что он обещал ему всего лучшего. В это самое время пришло известие, что Тимурленк идет на него (Токтамыша). Тогда он (Токтамыш) отправился (в поход) и двинулся с своими войсками, (но) ему изменил один из его приближенных и перешел к Тимурленку. Затем они встретились и бились три дня. Тохтамыш был разбит и бежал в земли Русских».[10, c.363]

Ибн Арабшах в своем сочинении «Чудеса предопределения в судьбах Тимура», также оставил интересные факты о сражении Тимура и Тохтамыша 1395 г. Последствия сражения автором рисуются следующим образом.

«Длился этот бой и погром около 3 дней, затем явилась пыль от бегства войска Тохтамышева, показавшего тыл, рати его разбежались и отступили, а полчища Тимура разбрелись по владениям Дештским, да расположились (в них). Он покорил племена их и (ему) подчинились последние и первые из них. Завладел он движимым и разделил его, да недвижимым и унес его с собою, собрал (все) захваченное и раздал добычу, дозволил грабить да полонить, произвел гибель и насилие, уничтожил племена их, истребил говоры их, изменил порядки да увез (с собою все) захваченные деньги, пленных и имущество. Передовые войска его дошли до Азака и он разрушил Сарай, Сарайчук, Хаджитархан и (все) эти края. Возвысилось положение Идику при нем».[10, c.466]

Золотая Орда, как известно, представляла из себя кочевое государство. «В системе внутреннего управления Золотой Орды важное место занимал административно-чиновничий аппарат, представленный служилыми людьми, а также военно-кочевой знатью, среди которых наиболее заметна была роль выходцев из тюркских народов – кипчаков, средневековых уйгуров, волжских булгар».[16, c.83] История тюркских племен и родов продолжалась в составе государств, образованных в ходе монгольского завоевания. В этом отношении и чиновничий аппарат, и войско Золотой Орды составлялось именно из представителей местного населения. «Основную часть подданных Золотой Орды составляли тюркские народы, покоренные монголами кыпчаки – половцы Казахстана, Поволжья и Причерноморья, жители Хорезма и Волжской Булгарии и обитатели русских княжеств … Сами монголы, из которых состояли знать и немногочисленные элитные войска, довольно быстро подпали под влияние своих более культурных подданных, восприняв уже к концу ХIII в. их тюркский язык, а затем и религию ислам».[16, c.84]

Местное население, признав политическое господство монголов, было естественно включено в десятичную систему организации административной и военной власти. «Кочевое и полукочевое население покоренных стран тоже вошло в улусы Чингизидов и было разделено на десятки, сотни, тысячи десятки тысяч … Деление было произведено с учетом родоплеменной структуры местного населения, и это явилось немаловажным фактором, способствовавшим закреплению ее на долгое время».[16, c.90] Монгольское завоевание, в том числе период существования Золотой Орды имели важное историческое значение, прежде всего для завершения процесса этногенеза тюркских народов. Прежде всего, это конечно, идея сильной центральной власти, которая способствовала объединению разрозненных племен в единое целое, определив будущие границы нового государства, приведя в действие и узаконив понятие легитимности. Таким образом, в период монгольского владычества, можно сказать, сложилась государственность на местной этнической основе.

Однако, этот процесс протекал в сложных политических условиях. В результате преодоления феодальных междоусобиц, сепаратизма отдельных владетелей, распада улусной системы происходило образование на этой основе новых политических объединений. Эти новые государства объединялись уже по принципу единой хозяйственной и этнической основы. В этом отношении Золотая Орда стала показательным примером. На территории Восточного Дешт-и-Кыпчака с сер. ХIII в. существовало государство Ак-Орда … В XIV в. власть правителей из рода Орда Ичена распространилась и на улус Шайбана. Ряд современных исследователей относит к этому государственному образованию на территории Казахстана название «Кок Орда». Ак-Ордой называют владения Бату-хана к западу от реки Яик, включая и улус Шайбана. Возможно, что после вхождения улуса Шайбана в состав владений потомков Орды название «Ак-Орда» перешло на все объединенное государство. С конца XIV в. владения ханов Ак-Орды стали называться в источниках Узбекским улусом.[16, c.99]

Аль-Омари, описывая проживавшее в Золотой Орде население, писал следующее: «Номан, упоминая о властителе царства Кипчакского, говорит, что большая часть подданных этого царя обитатели западной части Севера. Их несметное множество народов: самый многочисленный из них русские, потом, за ними, Тюрки Дешт-Кипчака. Это большие племена, между которыми есть и мусульмане и неверные».[10, c.241]

XIV в. стал известен в истории Золотой Орды ослаблением власти ханов и начавшимся распадом этого государства. Этот период также ознаменовался борьбой ханов Ак-Орды с притязаниями Тимура. В этом отношении в 80-х гг. XIV в. правление Тохтамыша, власть которого признали все феодальные владетели Ак-Орды и бывшей Золотой Орды, представляет особый интерес.

Земли к востоку от р.Урала, к северу от Аральского моря и Сыр-Дарьи вошли в состав Ак-Орды. Вот как об этом писал Ибн Халдун: Тимур «… обратил внимание на первое свое дело и начал с того, что двинулся против Тохтамыша. Тохтамыш выступил ему на встречу и с ним был Оглан Булат, (один) из родичей его. Тимур вошел в сношения с ним и с некоторыми из эмиров его, так что Токтамыш заподозрил их. Настала стычка, приготовились они к битве и пострадала страна от войск Тимура, все, которые находились в ней были побиты или удалились с поля сражения».[10, c.392-393]

В результате происходивших политических катаклизмов XIV в. изменилась этническая картина бывших улусов Джучи и Чагатаидов. Происходило образование и разделение целых этносов, входивших ранее в состав таких крупных племенных объединений, как кипчакское, в состав которого входили многие тюркские племена. Происходило закрепление этнических территорий. Важными последствиями этого периода стала стабилизация этнического состава племен, унификация культурно-правовых норм тюркских и тюрко-монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных тюркских в основе племенных объединений. Эти племенные объединения вошли в состав государств Ак-Орды, кочевых узбеков, Ногайской Орды и включали в себя множество родов и племен, этнический состав которых в целом был идентичным. К этому времени относится появление в письменных источниках собирательных этнополитических терминов – этнополитонимов, например, «узбек». Этнический состав его состоял из кыпчаков, уйсуней, конгратов, киреитов, мангытов, аргынов, карлуков, найманов, буркутов, кыятов, кенегесов, курлаутов и многих других. Часть из них вошла в состав казахских племен Среднего и Младшего жузов, другая часть на рубеже XV – XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В составе Ногайской Орды находились племена кыпчаков, канглы, найманов, уйсуней и конгратов, мангытов, алшинов, кытай, ас и других.

«Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда тюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на огромной территории региона бурными событиями XIII в. В рамках упомянутых государств процессы этнополитического развития были во многом общими для узбеков, ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов. Эти народы формировались в эпоху позднего средневековья практически одновременно, формирование их происходило не изолированно, а в тесных контактах этнических групп, в политических связях государственных объединений, хозяйственном и культурном взаимообщении населения» [16, c.100-101].

 

 

  1. Кадырбаев А.Ш. Казахстан в эпоху Чингиз-хана и его преемников ХII – ХIV в.в. - Алма-Ата, 
  2. Юань-ши (официальная хроника династии Юань). Основные записи//Храпачевский Р.П.
  3. Военная держава Чингисхана: М.:АСТ: ЛЮКС, 2005. – С.432-525.
  4. Бичурин Н. История первых 4-х ханов из дома Чингизова. - М.-Ташкент, - Бишкек,
  5. Абуль-Гази Багадур-хан. Родословное древо тюрков. - Бишкек,
  6. Андрианов Б.В. Карта народов Средней Азии и Казахстана (по данным переписи 1926 г.) //Материалы к историко-этнографическому атласу Средней Азии и Казахстана.- М. – Л., 1961.
  7. ал-Истахри. Извлечения из «Китаб месалик ал-мемалик»// Материалы по истории туркмен и Туркмении. – М.-Л.: АН СССР, 1939.- Т.1.
  8. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата: Наука Каз.ССР, 1989.
  9. Гордлевский В. Государство Сельджукидов Малой Азии. – М.-Л.,
  10. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. - М.: Наука, 1974.
  11. Тизенгаузен В. СМИЗО. Извлечения из соч. арабских. - СПб., 1884. - Т.1.
  12. дель Плано Карпини Дж.. История монгалов//Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука.- Алматы: Гылым,
  13. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. - М.,
  14. Книга Большому чертежу. – М.-Л.,
  15. Неплюев И. Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. -Казань, 1897.- Т. 1-2.
  16. Греков Б.Г., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М.-Л.,
  17. История Казахстана.- А., 1997.- Т.2.
Год: 2010
Город: Алматы
Категория: История
loading...