Права и свободы человека в контексте правовой культуры

Аннотация

В статье на материалах Казахстана рассматриваются актуальные вопросы прав и свободы человека в контексте правовой культуры, которые еще недостаточно изучены в политической науке. В статье более подробно раскрыты сущности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Казахстане. В статье отмечается, что праав и  свобода человека сложны и многоплановы. Главное в их, сегодня, не только законодательное закрепление, а  создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека и прежде всего социально-экономических и личных. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам.

Как показывает научный анализ социально-политической литературы, права и свободы человека в контексте правовой культуры в обществе еще недостаточно изучен в политической науке. Естественно, в одной статье невозможно охватить все вопросы прав и свобод человека в контексте правовой культуры. Поэтому на материалах Казахстана политологическое исследование некоторых вопросов прав и свобод человека в контексте правовой культуры имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.

Формирование и развитие правового государство, гражданского общества в Казахстане является важнейшим условием и предпосылкой обеспечения прав и свобод человека и гражданина в нашей стране. Следует сказать, что права человека – это одно из важных открытий в истории человечества [1], к которому оно шло тысячелетиями. В этой связи представляется важным отметить, что эволюция правового положения человека в Казахстане имеет большую историю. Знание этой истории позволяет глубже понять проблему прав и свобод человека и гражданина в современном Казахстане, которая, следуя курсом реформ, восприняла основные передовые требования, принципы мирового сообщества в гуманитарной сфере, взяла на себя обязательства по соблюдению прав человека, признала, что эти права являются естественными и неотчуждаемыми и обязательны для всех, в том числе и для власти, призванной гарантировать их осуществление. Казахстан признал действующие международно-правовые акты в этой области и принял декларацию прав человека и гражданина. Поэтому для современного Казахстана проблемы личности и ее прав являются чрезвычайно важными, актуальными. По своей природе они носят комплексный характер, поскольку одновременно выступают категориями философской, юридической,   политической,   социологической   и  др.   наук. Так, современная казахстанская  политология сосредоточила внимание на политических аспектах прав и свобод человека, в частности, на особенностях их реализации, гарантирования, взаимосвязей с государственно-правовыми явлениями. Подобные аспекты нашли свое отражение в трудах таких ученых-политологов Казахстана как А. Бакир, А. Бижанов, С. Дьяченко и др. В частности, наиболее обстоятельно проблемы прав и свобод человека рассмотрены в монографии Г.К. Искаковой [2].

Между тем, указанные проблемы нуждаются в дальнейших исследованиях. По нашему мнению, наибольшего внимания требуют политико-правовые аспекты взаимоотношений личности с государством, обоснованных на принципах правовой культуры. Такая позиция объясняется тем, что эффективным средством обеспечения прав и свобод человека и гражданина в новых казахстанских условиях может выступить научно обоснованная, системная правовая политика, политика правовой культуры государства. Благодаря такой политике, существует реальная возможность: совершенствования законодательства, посвященного правам и свободам человека, включая выработку и закрепление  механизма реализации этих прав и свобод; разумного соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма; использования юридических механизмов с целью перевода политической стратегии в плоскость последовательного осуществления декларируемых Конституцией РК прав и свобод граждан.

Следует отметить, что важнейшие отличительные особенности закрепленных в Конституции РК основных прав и свобод состоят в том, что они даны человеку от рождения, носят абсолютный и неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.

Казахстанская Конституция закрепила основные идеи разумного индивидуализма, признав человека, его права и свободы высшей ценностью [3], а соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Это отвечает международно-правовым стандартам. Несмотря на то, что сегодня эти права и свободы защищены слабо, все же приоритет личности, ее автономия и индивидуальность нашли свое отражение в тексте Основного закона.

Вместе с тем, как подтверждает практика, установление баланса индивидуального и коллективного является сегодня одной из насущных задач правовой политики и политики правовой  культуры Республики Казахстан, поскольку, с одной стороны, индивид испытывает давление со стороны государства и общества, а с другой – человек, не считаясь с интересами общества, способен причинять вред другим. В ходе этого противоречия продолжается поиск разумного соотношения между индивидуальными и коллективными интересами.

Как видим, в современных условиях задачами и целями политики правовой культуры Республики Казахстан должно стать реальное обеспечение прав человека, а также утверждение солидарности и консолидации общества на основе согласования интересов всего населения страны. Однако решение этой задачи во многом зависит от возможностей установления баланса свободы и равенства как принципов, на которых основаны права человека.

Подчеркнем, что в современном Казахстане проблема свободы и равенства не только не снята, но и вошла в XXI век с теми реалиями, в пределах которых развивалось противостояние этих понятий. Так, стало очевидным, что безграничная свобода, отстранение государства от участия в воздействии на экономические процессы, обеспечивающие полную свободу рыночной экономики, породили такие формы фактического неравенства, которые нивелируют формально-юридическое равенство. Естественно, что человек, лишенный достойных условий жизни, отчужден от участия в делах государства, в экономических процессах. Все его стремления связаны с «выживанием» в условиях «жесткой конкуренции, государственного и общественного безразличия к его нуждам» [4].

В качестве критериев ограничения свободы, обозначенных в Конституции РК и Всеобщей декларации прав человека являются интересы национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, предотвращения беспорядков и преступлений, защита здоровья и нравственности, защита репутации или прав других лиц, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально или обеспечения авторитета и беспристрастия правосудия. Это самые общие контуры, очерчивающие свободу, которые в законодательстве Казахстане, в частности, в конституционном, уголовном, административном, гражданском, экономическом и других отраслях его конкретизируют.

Однако как бы детально ни регулировало законодательство Казахстана, соблюсти границы правовой, политической свободы далеко не просто. Это обстоятельство усиливает роль правовой культуры Республики Казахстан, поскольку государство должно устанавливать и контролировать ограничения, необходимые для нормальной жизнедеятельности общества. К сожалению, в реальной жизни такие механизмы контроля пока отсутствуют. Более того, развитие рыночных отношений далеко не всегда протекает в правовом поле. Выход за пределы права связан со злоупотреблением свободой рыночных отношений, порождает неправоведное обогащение за счет той части об-щества, которая либо не владеет собственностью, либо владеет ею в незначительных размерах.

Между тем, признавая высокую ценность права в Казахстане как всеобщего масштаба и равной меры свободы индивида нельзя не учитывать, что общественно-политические отношения развиваются не  только по правовым канонам. На них воздействуют и такие социальные регуляторы как корпоративные нормы, мораль и др., которые способны изменять социально-политические отношения, влиять на возрастание социального неравенства. И правовые средства, и политические механизмы Казахстана, используемые правовой политикой и правовой культурой, не могут приостановить эти процессы, поскольку существуют социально-психологические и экономические факторы, которые расширяют свободу одних и вызывают чувство недовольства и отчуждения у тех, кто занимает низшие ступени в иерархии общества. Кроме того, как уже отмечалось, нельзя не видеть и негативную сторону рыночных отношений в Казахстане, когда порождается нездоровое соперничество, переходящее во вражду, жажда быстрой наживы, алчность, эгоизм и т.д. Это ведет к неблагоприятной обстановке по реализации социально-экономических прав человека и гражданина Казахстана [5].

Следует сказать, что внедренная в современном Казахстане модель рыночного общества основана на жестких стандартах, связана с борьбой за существование, конкуренцией при минимальной роли государства в социальной защите прав человека. Однако как показывает практика, отрицание социальной роли государства неприемлемо даже для развитых государств. Тем более неприемлемо оно для казахстанского общества с учетом его специфических особенностей.

Поэтому задача правовой политики и правовой культуры Республики Казахстан состоит в том, чтобы утвердить принцип социальности государства, определить правовые средства и политические механизмы, обеспечиавющие если не реальное равенство, то хотя бы достойную жизнь человеку.

В этой связи вполне отчетливо встает вопрос о деятельности политики правовой культуры Республики Казахстан по формированию системы гарантий, обеспечивающих права и свободы человека. Это выступает одной из центральных, приоритетных задач политики правовой культуры Республики Казахстан, ибо в реальной дейсвительности о правах человека судят прежде всего по степени их реализации. При этом права «человека, как естественные права, принадлежат человеку независимо от того, где и когда он появился на свет, но охрана и регулирование этих прав производится государством путем включения их в правовую систему...» [6].

Исходя из этого к гарантиям, обеспечивающим права и свободы человека можно отнести экономические, политические, идеологические, социальные, которые представляют совокупность факторов, создающих условия и предпосылки для реализации прав и свобод граждан. Например, политические гарантии – это развитие и совершенствование политической системы общества с основополагающей идеей самоуправления народа. Суть принципа самоуправления состоит в том, чтобы оно не только осуществлялось в интересах народа, но и закономерно становилось делом самого народа, не знающего над собой, никакой власти, кроме власти их собственного объединения.

Следует сказать, что система гарантий защиты прав человека в Казахстане начинается с законодательства, обоснованного политикой правовой культурой. Поскольку для защиты нарушенного права в Казахстане необходимы доступные юридические процедуры, система юридических услуг, то правовая политика и правовая культура разрабатывают широкую систему защиты прав личности, опираясь на которую, каждый человек мог бы реализовать свои права, нести юридическую ответственность [7]. Однако в реальной действительности  существует расхождение между конституционными положениями и практикой их реализации. Такое положение вызывает озабоченность, поскольку оно подрывает авторитет Конституции РК, доверие к власти и уважение к суду.

Таким образом, проблема прав человека сложна и многопланова. Главное в ней, сегодня, не только законодательное закрепление, а создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации прав человека и прежде всего социально-экономических и личных. Именно на это должны быть направлены усилия политики правовой культуры Республики Казахстан, чтобы действовали не только юридические, но и социальные, политические, организационные и иные гарантии прав личности казахстанца.

Важнейшим направлением современной политики правовой культуры Республики Казахстан является ее деятельность по оптимизации электоральной политики и правовой культуры, безусловное обеспечение избирательных прав человека. Поскольку последняя напрямую связана с вопросом о власти, то ее с полным основанием можно отнести к одному из политических приоритетов правовой культуры нашего государства.

Представляется важным отметить, что сегодня роль казахстанского государства по отношению к участникам избирательного процесса заключается в создании равных возможностей участия в избирательной компании [8]. Однако в реальной действительности на электорат обрушивается большой поток информации, который избирателями в полной мере не может быть осмыслен. Вследствие этого партия, получившая по результатам парламентских выборов наибольшее количество голосов и партия, получившая самую наименьшую поддержку, имеют по закону о выборах равное количество эфирного времени, печатной площади и т.д. В результате избиратель не может точно определиться со своими предпочтениями.

В связи с этим следует сказать, что идет сложный и долгий процесс оптимизации казахстанской избирательной системы. Однако все еще не удалось до конца сформировать консолидированную модель избирательной системы. Вызывается это обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера.

В целях оптимизации электоральной политики Республики Казахстан в системе политики правовой культуры можно внести следующие предложения. Во-первых, к существующим цензам гражданства и возррастному цензу следовало бы добавить – оседлости, образовательный уровень и правовое знание Депутата Мажилиса. Это не может служить ограничением права быть избранным, а станет дополнительным требованием к тем, кто претендует на высокие посты в государстве, субъекте РК или в муниципиальном образовании. По нашему мнению, требования к качественному уровню власти следует формировать уже в избирательном законодательстве. К сожалению, пока в Казахстане доминирует легковесное отношение к претендентам на власть. Например, казахстанское законодательство о государственной   и    муниципиальной   службе   запрещает   устанавливать   требования   к   уровню   общего   и профессионального образования лиц, занимающих должности категории «А». В то же время к их подчиненным – государственным и муниципиальным служащим подобные требования предъявляются. В этом нет ни логики, ни справедливости, ни закона.

Во-вторых, в целях борьбы с «административным ресурсом» необходимо запретить вносить акимов, высокопоставленных чиновников в списки кандидатов избирательных объединений или блоков. Дело в том, что эти должностные лица, идущие на выборах в законодательные органы власти первыми в  списках, выступают в роли локомотивов, толкающих своей популярностью соответствующее избирательное объединение к победе.

В-третьих, необходимо установить минимальный предел явки избирателей, при котором выборе признаются состоявшимися. Если говорить о муниципиальных образованиях, то предел явки не должен быть менее 30 процентов. При проведении же региональных и республиканских выборов явка избирателей должна быть значительно выше. Отсутствие в законодательстве порога голосующих приводит к тому, что во многих субъектах республики выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей. Это не может не вызвать сомнения в легитимности состоявшихся выборов.

Следует также подчеркнуть, что в принятом законе о выборах есть некоторые пробелы и противоречия, которые могут серьезно повлиять на ход избирательной компании.

Вызывает сомнение и такое положение Закона, где, с одной стороны, говорится о необходимости сделать избирательные комиссии независимыми от местных властей, а с другой – сохраняется за акимами право назначать половину состава комисий субъектов Республики Казахстан.

По нашему мнению, в Уголовном кодексе РК должна быть прописана норма, где бы четко говорилось о том, что фальсификации во время выборов, в каких бы формах они не осуществлялись, есть не что иное, как тяжкое преступление перед народом, обществом и должны расцениваться как попытка или реальные действия по «незаконному присвоению власти, прав». Подобные действия по своей сути являются антиконститционными, анти-правовыми, антинародными и подлежат уголовному наказанию, политической, нравственной оценке.

В целом, несмотря на имеющиеся недостатки, закон о выборах в своем концептуальном плане в основном отвечает требованиям электоральной политики и правовой культуры, прав и свобод человека страны. Однако, чтобы избирательная система развивалась более устойчиво, по нашему мнению, необходимо принять новый Избирательный Кодекс Республики Казахстан. Это могло бы способствовать обеспечению стабильности в обществе и развитию избирательной системы на твердой правовой основе, а также совершенствованию избирательной правы и избирательно-правовой культуры.

В Конституции Республики Казахстан указывается, что граждане Казахстана обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод. По мере социально-экономического и культурного развития страны становится возможным расширение содержания и усиление гарантий реализации существующих конституционных прав и свобод, увеличение их объема. Построение в Казахстане демократического общества, правового государства, формирование правовой культуры и укрепление материально-технической базы общества, сделали возможным провозглашение в Конституции Республики Казахстан обновленных, новых прав граждан: права на обеспечение жильем; пользования достижениями культуры; права на предпринимательскую деятельность; права вносить в государственные и общественные организации предложений об улучшении их деятельности; обжаловать действия должностных лиц, государственных и негосударственных организаций. Значительно расширены содержание и гарантии права на труд, отдых, охрану здоровья, на образование [9] и т.д.

Конституция Республики Казахстан провозгласила обязанность граждан укреплять демократическую законность. «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство  Республики  Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц» [9, 11] – гласит статья 34 Конституции. Казахстанцы выполняют эти конституционные обязанности в многообразных формах.

Следует сказать, что глубокое понимание прав и обязанностей, как главного элемента политики правовой культуры государства, позволяет казахстанцу осознать свои социально-правовые позиции в демократическом обществе, определить отношение к происходящим в нем процессам, уяснить наиболее эффективные формы реализации конституционных прав, участия в укреплении законности, правовых основ государственной и общественной жизни.

Надо заметить тот факт, что по мере исторического развития общества права и свобода казахстанского человека расширяется, наполняется новым содержанием [10], развивается правовая культура населения.

В заключении следует сказать, что развитие прав и свобод человека и их защита – это результат осуществления научной государственной политики, достижение научного права и политическо-правовой культуры общества.

 

Список использованных источников:

  1. См.: Мучник А.Г. Философия достоинства, свободы и права человека. – Киев: Парламентское издательство, –С.427-674.
  2. См.: Искакова Г.К. Права и свободы человека в условиях посткоммунистического транзита. – Алматы: Арыс, 2003. – С.17-100, 135-257.
  3. Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Юрист, – С. 4, 7.
  4. Шевчук И.А. Общественный прогресс. – Киев: Наукова думка, – С.22.
  5. См.: Sozialphilosophische, politische und rechtliche aspekte der modernisierung kasachstans.-Berlin: Verlag dr. Köster, S. 135-141.
  6. Сулейменов М. Казахстан: права человека и гражданина // Мысль. 2014, №8. – С.10.
  7. Кирабаев Е.А. Роль и значение уполномоченного по правам человека в Казахстане в обеспечении  прав  человека и гражданина// Вестник КазНПУ. Серия социологические и политические науки. 2012, №1. – С.114-115.
  8. Бəкір Ə. Қазақстан Республикасы кəсіби Парламентінің қалыптасуы. – Астана: Елорда, 197-198 бб.
  9. См.: Конституция Республики Казахстан. Алматы: Юрист, 2017. – С.6-12.
  10. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. 2009, 27 августа.
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Политология
loading...