Эталон правового развития: политологическое осмысление

Аннотация

В статье на материалах Казахстана рассматриваются вопросы эталона правового развития населения, то есть истинной правовой культуры населения, которые еще недостаточно изучены в социально-политической литературе. В статье отмечается, что в современных условиях смысл правовой культуры Республики Казахстана шире и сложнее, чем это представлялось раньше. В первую очередь, правовая культура есть разумная, эффективная, цивилизованная форма руководства обществом в условиях перехода к сильному социально-правовому государстве с эффективным законодательством и одновременно средство ограничения властных структур нормами права. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам. 

Проблема теории и практики политико-правового вопроса выдвинула на одно из важных мест политологическое исследование этапа правового развития населения как истинной правовой культуры общества. В этой связи возникает немало вопросов по формированию и развитию этого процесса в Республике Казахстан как проблема политологического исследования.

В современной научной мысли понимание правовой культуры казахстанского общества претерпело существенные изменения. Усложнение политических, экономических и др. отношений в казахстанском обществе привело к резкому повышению роли политики, права и особенно их управленческой функции. В свою очередь это вызвало необходимость переосмыслить место, роль, границы действия правовой культуры Казахстана, выработать общий подход, универсальную позицию, сконструировать общепринятую и всесторонне обоснованную концепцию этой «культуры» и тем самым существенно продвинуться к новым знаниям об исследуемой теме.

Правовая культура населения Республики Казахстан является реально существующей и одновременно формирующейся объективной данностью, как «новое» явление политико-правовой действительности, имеющая свои специфические признаки и черты.

Правовая культура населения Казахстан – это совокупность всех позитивных компонентов правовой, нравственно-политической действительности казахстанского общества в ее реальном функционировании. Правовая культура казахстанского общества воплощает в себе достижения правовой, нравственнополитической мысли, правовой политики и уровень правовой, политической информированности.

Правовая культура Казахстана выступает как смыслонесущий и смыслопередающий аспект казахстанской, человеческой практики и ее результатов в правовой, политической жизни общества. Правовая культура Казахстана – это определенный характер и уровень деятельности личности казахстанца, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Кроме того, правовая культура Казахстана может существовать и как результат культурной деятельности в сфере права, политики.

Правовая культура населения Республики Казахстан разрабатывается, осуществляется на основе взаимодействия всех субъектов, входящих в политическую, правовую систему казахстанского общества, и получает концентрированное выражение в республиканских целевых программах, доктринах, концепциях развития, в международных договорах Казахстана, в законах и иных нормативно-правовых актах Республики Казахстан, а также в других официальных политико-правовых документах. Правовая культура населения Республики Казахстан – это деятельность субъектов государства, политических партий, общественных движений, индивидов и их объединений в Казахстане в сфере правового регулирования, состоящая в выработке и реализации политико-правовых идей стратегического и тактического характера.

Как показывает казахстанский опыт, правовая культура, прежде чем соответствовать своему предназначению должна иметь систему руководящих идей, начал, то есть систему определенных научных принципов [1], благодаря которым, она приобретает стабильность, устойчивость, стройность, гармоничность, предсказуемость. Поэтому, принципы в концентрированном виде выражают суть правовой культуры страны. Без опоры на систему руководящих принципов реализация задач правовой культуры Республики Казахстан становится нереальной.

В связи с этим следует сказать, что к общим принципам правовой культуры Республики Казахстан можно отнести: научную обоснованность; реалистичность; объективность; обусловленность потребностями развития народа, общества; предсказуемость; легитимность; демократический характер; справедливость; социальная направленность; гуманизм; гласность; сочетание интересов личности и государства, национального и общечеловеческого; приоритетность прав человека, соответствие международным стандартам. Нам думаются, что в этих принципах достаточно четко сформулированы требования казахстанского общества к правовой культуре. Вместе с тем, эти принципы в определенной мере могут способствовать углублению существующего представления о правовой культуре Республики Казахстан и определения ее приоритетов.

Надо отметить, что приоритеты правовой культуры Республики Казахстан – это наиболее первостепенные ориентиры деятельности нашего государства, общества в сфере политико-правового регулирования. При этом в качестве приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут выступать только те ориентиры, которые в равной мере были бы важны одновременно как для политики, права, правовой политики, правовой культуры в целом, так и для любой отрасли права, правовой культуры, для каждого вида политики, любой сферы политико-правового регулирования.

В связи с этим, необходимо правильное формирование и развитие правовой культуры населения Республики Казахстан. При этом основой формирования и развития правовой культуры населения Республики Казахстан является Конституция нашей страны [2].

Развитие казахстанского общества по пути демократических преобразований ставит перед государством задачу – сформировать и провести в жизнь «новую» политику правовую культуру, которая бы по форме и содержанию принципиально отличалась от прежней, так называемой советской правовой, но с расплывчатой содержательной характеристикой, и не имевшей своего в достаточной мере обоснованного статуса в стране.

Определить специфики, особенности и необходимость формирования «новой» правовой культуры в современном Казахстане значит понять всю сложность и глубину данной проблемы, осмыслить и осознать принципиально иное предназначение этого феномена в изменившихся условиях.

Если обобщать социально-политическую и юридическую реальность современного Казахстана, то особенности формирования правовой культуры и ее необходимость в главном и в основном можно определить тем, что она должна предстать в качестве средства, без которого дальнейшее осуществление намеченных реформ, модернизация казахстанского общества становятся невозможными.

Перед Казахстаном стоит задача построения правового, гражданского общества с высокой правовой культурой, где уважают закон, действуют принципы гуманизма и политическо-правовой справедливости. Следует сказать, что развитие правовой культуры Казахстана в контексте политическо-правовой справедливости – это определенный характер и уровень деятельности личности казахстанца, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки и т.д.

Надо отметить, что политическо-правовая справедливость в Казахстане влияет не только на создание справедливого общества в стране, но и защищает честь и достоинства человека как важнейшего направления развития правовой культуры населения.

В Казахстане честь и достоинства человека защищаются государством, правом, политикой и правовой культурой [3]. Право на честь и доброе имя является важнейшей социально-правовой, нравственнополитической ценностью для Казахстана. Право на честь и доброе имя является неотъемлемым и неотчужденным личным правом казахстанца, которое существует постоянно и принадлежит каждому с момента его рождения.

В связи с этим заметим, что по мере исторического развития общества политическо-правовая защита чести и достоинства казахстанца расширяяется, наполняется, новым содержанием, и способствует развитию правовой культуры населения, политическо-правового менталитета народа.

В связи с этим следует сказать, что проблема исследования политическо-правового менталитета народа и выявления места и роли его в структуре и совершенствовании правовой культуры Казахстана является чрезвычайно актуальной, интересной и перспективной для политической науки.

Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой политическо-правовой менталитет казахстанцев придает правовой культуре в политическо-правовой системе страны ее неповторимое лицо. При этом он обеспечивает интеграцию личности казахстанца в правовую, общественно-политическую жизнь конкретного нашего общества, а также обнаруживает правового нигилизма.

Своеобразие правового нигилизма в Казахстане заключается в том, что правовой нигилизм питаются юридическим невежеством, деформированным политическо-правовым сознанием, дефицитом политикоправовой культуры и т.д. Кроме того, мы полагаем, что правовой нигилизм связан с многими факторами социально-политического бытия народа Казахстана.

Сегодня распространение правового нигилизма в политическо-правовой системе Казахстана представляет собой серьезную угрозу для правовой культуры, демократического развития страны, проводимых реформ. Кроме того, правовой нигилизм поразил все наше общество снизу до верху, принял массовый характер. Масштабы этого недуга в Казахстане все более разрастаются и принимают опасный для интересов народа государства и общества характер.

Демократическое, правовое, социальное государство в Казахстане предполагает преодолению правового нигилизма и высокую сознательность народа. В казахстанском обществе получают разностороннее развитие все черты и стороны правового сознания граждан: обогащается его природа; укрепляется социальная база; его структурные элементы все более наполняются новым, нравственно-политическим содержанием; возрастает значение правового сознания, как и всей правовой культуры и политическоправовой идеологии в жизни общества. При этом следует подчеркнуть, что правовое сознание населения Казахстана в контексте правовой культуры опирается на прочный фундамент научного мировоззрения.

В казахстанском правовом сознании воплощены и политические идеи народа. Само казахстанское право является особой специфической государственной формой проведения политики Республики Казахстан, отвечающей коренным интересам многонационального, многоконфессионального казахстанского народа.

Правовое сознание населения Казахстана в контексте правовой культуры – это сфера общественного, группового или индивидуального сознания казахстанцев, совокупность их идей, представлений и взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы, отражающих отношение казахстанцев к действующей или желаемой правовой, политической действительности. Правовое сознание населения Казахстана представляет собой сложную, относительно самостоятельную, целостную, активную и развивающуюся систему и, осуществляясь на всех основных направлениях политики правовой культуры Республики Казахстан, необходимо требует комплексно-политологического подхода к его организации и к анализу его основных принципов.

Следует сказать, что социально-политические принципы правового сознания в казахстанском обществе воплощаются в идеях об обязательных нормах и институтах регулирования жизнедеятельности народа.

Основные принципы правового сознания в казахстанском обществе в системе правовой культуры отражают в своих содержаниях реально существующие юридические, нравственно-политические правила и нормы, регулирующие поведение казахстанцев. Это, в свою очередь будут влиять на состояние и развитие правового сознания людей на перекрестке правовой культуры.

Следует сказать, что состояние и развитие правового сознания казахстанских людей на перекрестке правовой культуры – это не только уровень развития нормативных и индивидуальных юридических актов Казахстана, это еще и уровень развития всей правовой деятельности, уровень развития всего права, это право-психологический, социально-политический климат, правовые, нравственно-политические ценности, идеалы, традиции и обыкновения, и главное, это реальное правовое, социально-политическое положение личности, уровень ее прав и свободы поведения, гарантированных государством. Правовое сознание казахстанских людей является результатом осуществления политики правовой культуры Республики Казахстан [4], в основе которой лежит воспитание правовой культуры населения.

Воспитание правовой культуры населения Казахстана строится на общих принципах воспитательной работы, проводимой в демократическом обществе, таких, как социально-политическая идейность (направленность), связь воспитания с практической деятельностью, всесторонность и эффективность, индивидуальный подход и т.д.

В современных условиях воспитание правовой культуры населения осуществляют в нашей стране: государственные органы; специальные органы, обеспечивающие законность и правопорядок (прокуратура, суд, органы министерств юстиции, внутренних дел, Комитета Национальной Безопасности); партийные и общественные организации; трудовые коллективы; органы образования, высшие и средние учебные заведения, средства массовой информации и пропаганды, творческие союзы и учреждения культуры и искусства.

Воспитание правовой культуры населения казахстанского общества осуществляется определенными политологическими механизмами. В связи с этим возникает потребность поиска новых политологических механизмов (форм, методов, приемов, средств) правовоспитательной работы, которые в наибольшей степени соответствовали бы потребностям воспитания правовой культуры у каждого гражданина Казахстана прочного научного мировоззрения, принципиальности, высокой правовой политики, культуры, ответственного отношения к делу, понимания места и роли каждого человека, народа в полиэтническом, поликонфессиональном обществе и т.д.

Политологический анализ показывает, что индивидуальный подход дает возможность реализовать и конкретизировать воздействие на личность казахстанца, позволяет выбирать наиболее эффективные формы воспитания правовой культуры.

Следует сказать, что политологические формы, методы, приемы и средства воспитания правовой культуры населения Казахстана подвижны, они изменяются в зависимости от политической ситуации и от изменения конкретных условий и задач, совершенствуются с появлением новых политических технологий. При этом, воспитание правовой культуры казахстанской молодежи имеет свои особенности.

Для воспитания правовой культуры молодежи, населения Казахстана в политическом поле необходимо использовать все политологические формы, методы, приемы и средства политико-правовой работы, учитывать их специфику и постоянно совершенствовать в повседневной работе, и управлять процессом воспитания.

Управление процессом воспитания правовой культуры казахстанских людей предполагает воздействие на сознание и поведение воспитуемых, осуществляемое по определенному плану или по определенной программе или направлению, предусматривающей достижение заданной цели, учет исходного уровня воспитанности и его переходные состояния, систему корректировки на основе получаемой информации и т.д.

Рассмотрение проблемы управления процессом воспитания правовой культуры позволяет заключить, что данная проблема является в настоящее время важнейшей для научной организации правового развития казахстанских людей. Решение вопросов управления процессом воспитания правовой культуры казахстанских людей: определение цели воспитания, планов или программ деятельности воспитателей и воспитуемых, организации обратной связи и системы стимулирования, корректирования деятельности воспитуемых и, наконец, организации самовоспитания (самоуправления управляемой системы) – является ведущим путем повышения эффективности процесса воспитания и развития правовой культуры, достижения значительного прогресса в правовом развитии казахстанских людей в политическом пространстве.

В современных условиях смысл правовой культуры Республики Казахстан гораздо шире и сложнее, чем это представлялось раньше. В первую очередь, правовая культура есть разумная, эффективная, цивилизованная форма руководства казахстанским обществом в условиях перехода к сильному социально-правовому государству, с эффективным законодательством и одновременно средство ограничения властных структур нормами права [5]. Она является плодом, продуктом рационального правового мышления и базовым элементом казахстанской правовой политики в целом.

Изучение на конкретных материалах Казахстана политологических проблем правовой культуры в условиях обновления, реформировании, модернизации общества позволяет нам внести ряд практических рекомендаций и предложений по совершенствованию правовой культуры в политической системе страны.

Во-первых, казахстанской элите, политологам, юристам необходимо знать правовую, политическую жизнь многонационального, многоконфессионального казахстанского общества, быть активным проводником в жизнь политики правовой культуры и дальнейшего развития справед-ливости, законности, права и свободы гражданина, человека. Решение этой проблемы требует дальнейшего поиска новых подходов, оценок и решений в развитии правовой культуры Республики Казахстан.

Во-вторых, представляется необходимым разработка концепции гармонии правовой культуры, политическо-правовой идеи стабильного развития Казахстана основаны на принципах правовой политики, общественного взаимодействия и согласованности, доверия и ответственности.

В-третьих, чрезвычайно важным и актуальным на современном этапе развития казахстанского общества рассмотрение определения и признания миссии правового государства, использующего принципы правовой культуры, социально-экономической и нравственно-политической гармонии, выполняющего функцию «выстроенного стабилизатора», культивирующего роста правового сознания населения. Особое значение должно придаваться гармоничному развитию политическо-правовых отношений.

В-четвертых, центральное место в познании правовой культуры и правовой гармонии в Казахстане необходимо придавать системе образования, формированию гармонично-правового мышления у обучающихся. Качественное образование в стране предполагает сочетание профессиональных знаний с формированием правовой культуры казахстанской молодежи на основе гуманистических, политическоправовых ценностей, культурных традиций народов Казахстана. На решение этих задач рекомендуем Вузам Казахстана ввести Программу элективного курса о правовой культуре или о гармоничном праве. В рамках данной Программы необходимы совместные усилия ученых, преподавателей Вузов Казахстана по разработке и публикации учебников и пособий, посвященных проблемам правовой культуры или гармоничного права.

В-пятых, правовую культуру казахстанцев следует рассматривать как неразрывную часть общественно-политической жизни общества. В многонациональном, многоконфессиональном казахстанском обществе правовая культура должна стать нормой и формой жизнедеятельности каждого казахстанского человека. Основной центр формирования и развития правовой культуры казахстанских людей должен переноситься в семью, учебные заведения и трудовые коллективы. При преподавании гуманитарных дисциплин следует выделить специальные разделы по вопросам воспитании правовой культуры.

В-шестых, представляется необходимым создание научно-исследовательского Института правовой культуры Центральной Азии и издание журнала «Правовая культура и правовая жизнь казахско-кыргызского общества», где изучались бы проблемы правовой культуры населения, правового воспитания, правового сознания, правового менталитета, правовой личности, правомерного поведения, правового государства, гражданского общества и т.д.

В-седьмых, настало время создания истории правовой культуры Казахстана, где должны быть объективно отражены положения этой культуры в периоды: до присоединения Казахстана к России и после присоединения, социализма, независимости и суверенитета РК.

В-восьмых, необходимо исследовать влияние политики правовой культуры Республики Казахстан на формирование гражданского общества в нашей стране. Для этого нужно создать нормативно-правовую базу гражданского общества в Казахстане. По нашему представлению, важным шагом в построении и совершенствовании гражданского общества в нашей стране должно стать нормативное закрепление этой цели в качестве части общегосударственной политики.

В-девятых, в силу политической актуальности в настоящее время защиты чести, достоинства и доброго имени казахстанца в системе правовой культуры, очевидна целесообразность принятия специального республиканского закона, раскрывающего основные понятия, конкретизирующего право на защиту этих ценностей. Это продиктовано не только социально-политическими обстоятельствами, но и вызвано тем, что, действующее законодательство Республики Казахстан охраняет честь и достоинство не в полном объеме, фрагментарно регулирует отдельные проявления посягательств и ущемления чести и достоинства казахстанца.

В-десятых, настала необходимость преодолеть препятствия на пути конституционности, развития политики правовой культуры государства, формирования правового сознания и правовой культуры населения, и правового государства в Казахстане. Для этого необходимо, на наш взгляд, во-первых, обеспечить верховенство Закона, без которого невозможны ни конституционность, ни правовая культура, ни правовое государство, ни высокий уровень правового сознания; во-вторых, привести право в соответствие с Конституцией Республики Казахстан, оно должно отличаться совершенством, исключать пробелы и перекосы; в-третьих, перечень прав и свобод человека и гражданина, провозглашаемых Конституцией Республики Казахстан, должен быть наполнен адекватным содержанием; в-четвертых, принцип разделения властей должен трансформироваться из лозунга в неукоснительно соблюдаемую реальность; в-пятых, каждому факту нарушения Конституции Республики Казахстан надлежит давать неотвратимую правовую, политическую, нравственную оценку; в-шестых, надо установить конкретные виды реальной ответственности за нарушение Конституции Республики Казахстан, невзирая на лица.

В-одиннадцатых, в целях борьбы с «административным ресурсом» в Уголовном кодексе РК, по нашему мнению, должна быть прописана норма, где бы четко говорилось о том, что фальсификация во время выборов, в каких бы формах они не осуществлялись, есть не что иное, как тяжкое преступление перед народом, обществом и должны расцениваться как попытка или реальные действия по «незаконному присвоению власти, степени, звания и т.д.». Подобные действия, по своей сути, являются антиконституционными, антиправовыми и подлежат уголовному наказанию и политической, нравственной оценке.

В-двенадцатых, настало время углубленного исследования следующих политологических проблем Казахстана: аксиологические детерминанты правовой культуры в политической системе; нравственноправовые, политическо-правовые ценности в системе правовой культуры; соотношение правовой и политической культуры; преодоление правового нигилизма; политическо-правовой менталитет; правовая личность; правомерное поведение; место и роль правовой культуры в политической системе общества и в системе общегосударственной политики; соотношение правового сознания с политическим, нравственным сознанием; формирование правовой культуры и правового сознания в системе гражданского общества; политико-правовые противоречия и способы их решения; управление процессом правовой культуры, воспитание правовой культуры и т.д. Глубокое изучение этих и других политологических проблем позволит решать вопросы правовой культуры, правовой и государственной политики Республики Казахстан [6].

Следует заметить, что предлагаемые соображения, рекомендации и предложения в статье носят, возможно, дискуссионный характер, но важно обратить на них внимание политологов, философов, культурологов, социологов и правоведов при формировании, развитии и выработке политики правовой культуры Республики Казахстан. Гуманистический, гармонический заряд в Казахстане который несет правовая культура, ее общенациональная, общечеловеческая направленность ставит на приоритетное место в научной проблематике проблему политическо-правовой справедливости, прав и свободы человека в контексте общественного прогресса.

 

Список использованных источников

  1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. 2009, 27 августа.
  2. См.: Конституция Республики Казахстан. Алматы: Юрист,
  3. Абсаттаров Г.Р. Политически-правовая защита чести и достоинства казахстанца – важнейший фактор совершенствования правовой культуры: политологический анализ // Проблемы современной науки и образования. №3 (45). С. 236.
  4. См.: Politische, soziologische und rechtliche Probleme der Gesellschaftsent-wicklung Kasachstans. Berlin: Verlag Köster, 2013. S. 65-69.
  5. См.: Алияров Е.К., Аюпова З.К. Совершенствование правовой системы Республики Казахстан и вклад академика С.С.Сартаева в становление правового государства. Алматы: Экономика, – С. 139-192.
  6. Абсаттаров Г.Р. Право. Политика. Сознание. Алматы: Ғылым, 2016. С.
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Политология
loading...