Социально-психологический анализ символа

Аннотация

Статья посвящена анализу роли символа в человеческой психике в концепции К.-Г. Юнга. Необходимость анализа места символа в подсознании человека обусловлена разработкой новой методологии в исследовании данного понятия. Целью статьи является выявление архетипов в подсознании человека как закономерности психики. Акцентировано исследовательское внимание на расшифровке сновидений как источнике первобытных мыслей человека. Выявлено, что идея архетипов объясняется трансформациями в человеческом разуме, которые делятся на этапы, соответствующие первобытному мышлению. На основе анализа сновидений становится ясно, что религиозность является критерием генерирования архетипов. Они имеют место в подсознании человека и соотносятся с инстинктами. Доказана важность раскрытия уровня религиозности индивида при толковании сновидений. 

Проблема символа является актуальной для большинства сфер науки, математики в том числе. Для точной расшифровки символов необходима разработка подхода к их понимаю. Часто исследователи пользовались определенной методологией, которая не являлась универсальной, что приводило к подтасовыванию фактов.

Какова бы не была теория, невозможно отрицать, что символ является плодом деятельности человека. Таким образом, именно психологический подход к пониманию символа позволит его детально исследовать и ляжет в основу новой методологии. К.-Г. Юнг был одним из первых психологов, кто рассматривал символ как феномен психики. Его концепция остается обсуждаемой и в наше время, что подтверждает ее оригинальность и значимость.

Отличительным в понимании символа К.-Г. Юнгом является то, что он не сводит его к семиотике, как например А.Лосев. Если согласно А.Лосеву символ обязательно является знаком, то К.-Г. Юнг считал, что ему не обязательно им быть, но он является образом, названием или даже термином, который имеет неопределенное, а точнее – нефиксированное значение. Именно незафиксированное значение приводит к путанице при интерпретации символов. Одним из примеров такого рода проблемы является история об индусе, который обнаружил в протестантской церкви Великобритании изображение орла, льва и быка и сделал вывод об элементах тотемизма в протестантизме, о поклонении животным. Важно отметить, что индус частично был прав в том, что орел, бык и лев имеют особое значение в христианстве, но это значение не дает повода говорить о наличии элементов тотемизма. Как известно, эти животные символизируют авторов Евангелий и имеют древние корни – видение Иезекииля.

Изучая мифологию народов мира, можно столкнуться с аналогичными персонажами, их историей, личными качествами, имеющие разные наименования. Примечательно то, что такого рода аналогии имеют место не только в мифологии соседних народов, но и несвязанных между собой ни культурно, ни исторически. В связи с этим, К.-Г. Юнг поднимает вопрос о корнях этого вопроса. Согласно психологу, причиной таких сходств является подсознание человека, имеющее общие элементы у всех индивидов. Именно это предположение является наилучшим объяснением частичного или полного соответствия вымышленных мифологических или сказочных персонажей в разных культурах.

Раскрывая природу и происхождение символа, необходимо осознавать алогичность его значения, что отправляет нас к подсознанию. Символы вырабатываются как осознанно, так и неосознанно. В случае, когда человек является неосознанным генератором символов, примером может служить анализ сновидений, в которых закодировано неимоверное количество символов. Осознанной символизацией являются случаи, когда человек задает значение символу. Примером могут служить различные аббревиатуры, которые могут являться просто набором букв без значения, а могут нести определенный смысл. Важно отметить, что символизация есть неосознанным актом человеческого подсознания. Даже в случае осознанной символизации срабатывает подсознательное восприятие реальности. В момент осознания происходящего вокруг, с помощью органов чувств, объекты и звуки переходят из «царства реальности» в «царство разума»: «Таким образом, любое восприятие действительности включает бессчетное число неизвестных факторов, не говоря уже о том, что любой конкретный объект, в конечном счете, всегда непостижим для нас, как и глубинная природа самой материи» [1, с. 22].

Как известно, К.-Г. Юнг был практикующим психологом и изучал человеческое подсознание. Ученый считал, что разрешением большинства психических проблем является работа с подсознанием, в котором закодированы символы. В современной науке для работы с подсознанием используются различные методы: гипноз, использование психотропных препаратов, 25 кадр и т.д. Особенностью подхода К.-Г. Юнга к изучению подсознания была расшифровка ряда сновидений. Он считал, что во время сеанса гипноза, психолог во многом навязывает пациенту свою волю. Именно расшифровка символов в сновидениях позволяет детально изучить подсознание и выявить определенные противоречия и закономерности.

Первым из исследователей подсознания был З.Фрейд, который настаивал на ассоциативной связи снов с сознанием. З.Фрейд пришел к выводу, что невротические симптомы имеют символические значение. Например, у пациента, которого угнетают дома, может возникнуть приступ астмы и при эффективной психотерапии такого рода симптомы проходят. Речь идет о влиянии подсознания на сознательную жизнь человека. И следуя точке зрения К.-Г. Юнга, отметим, что подсознание наиболее четко отображается в сновидениях. Подавленные мысли и чувства, иными словами – комплексы, раскрываются в сновидениях в виде символов. Происходит своеобразная передача сообщения от подсознания. Во множестве своих трудов К.-Г. Юнг описывал, как расшифровка символов в сновидениях позволяла ему разобраться в сознании его пациентов. Важной является особенность пространственно-временных координат сновидения, которую следует изучать как «незнакомый предмет».

При толковании сновидений К.-Г. Юнгом не используются аксиомы или правила, несмотря на то, что психике различных людей характерны общие черты. Основным правилом толкования сновидений являлось – забыть все закономерности и рассматривать сон с «чистого листа».

Важно отметить, что К.-Г. Юнга критиковали за отсутствие систематичности его учения. Принимая его подход к исследованиям подсознания, отметим, что систематичность не всегда несет позитивный потенциал. Многие исследователи, например З.Фрейд, не отходили от своей системы никогда, что дает право говорить о субъективности его подходов. Он понимал сны как неосознанную сексуальную аллегорию, в то время как К. Юнг, рассматривал их как сообщение подсознания, в котором могут присутствовать как сексуальные комплексы, так и не сексуальные.

К.-Г. Юнг настаивал на наличии в мужском подсознании женского начала – «анимы», а в женском мужского – «анимус». Эта установка является одной из центральных в данной теории. Наличие «анимы» или «анимуса» является ключом при толковании сновидений. К.-Г. Юнг приводит пример с расшифровкой сновидения одного из своих пациентов, которому приснилась собственная жена в очень неряшливом виде. Этот образ не соответствовал реальности, и пациент не мог понять, какое место занимает приснившийся ему образ в подсознании. Используя положение о наличии «анимы» у пациента, К.-Г. Юнг пришел к выводу, что женское начало пребывает в ужасном состоянии. Иными словами – неряшливая женщина из сна – это непривлекательное женское начало пациента. В таком случае подсознание указывало на соответствие поведения пациента образу анимы в его сновидении. К.-Г. Юнг отмечает: «Сон не предписывал пациенту "лучше себя вести", а просто пытался исправить перекос в его сознании, продолжающем держаться за миф о собственной непогрешимости, безупречности и добропорядочности» [1, с.24].

Случай с пациентом К.-Г. Юнга подтверждает взаимосвязь сознания с подсознанием, ибо все, что происходит в сознании человека, имеет отображение в подсознании. Ничего не остается незамеченным, даже в случае утраты мысли в сознании, она переходит в подсознание. К.-Г. Юнг приводит пример с женщиной, которую привезли в клинику в невменяемом состоянии. На следующий день она пришла в себя и утверждала, что ничего не помнит о том, как ее доставили в клинику и лишь под гипнозом выяснилось, что она помнила все до мелочей. Этот пример является свидетельством того, что некоторые воспоминания переходят в сферу подсознания и не исчезает незаметно. Таким образом, можно утверждать, что сновидения содержат даже тот материал, который человек забыл. Так называемые «скрытые воспоминания» – «криптомнезия» часто имеют место в повседневной жизни человека. Ярким примером является неосознанное повторение чужих мыслей. Так, в работе Ф.Ницше «Так говорил Заратустра» воспроизводится событие, описанное в корабельном вахтенном журнале 1686 г., который Ницше прочитал в детском возрасте и его воспоминания об этом факте перешли в сферу подсознания.

Помимо скрытых воспоминаний для формирования символов важным является возможность создавать что-то новое: «Наши осознанные впечатления быстро окрашиваются их подсознательным значением, имеющим для нас реальный смысл, несмотря на то, что мы не осознаем его существования или характера его взаимодействия с обычным значением» [1, с.34]. Важно учитывать факт индивидуального осмысления различных понятий. К.-Г. Юнг акцентирует на важной функции ассоциаций в связи с тем, что даже фиксированное значение определенных понятий имеют разные ассоциации у индивидов. Из ассоциаций формируется метафора, которая принимает участие в передаче символа.

К.-Г. Юнг разводит сознание современного человека и первобытного, акцентируя внимание на тех изменениях, которые произошли в современности – человек стал меньше фантазировать и отделять реальность от фантазии, тем самым изменилось и его подсознание. Но есть и общие моменты – речь идет об образах и ассоциациях, мифах и ритуалах первобытного человека, которые принимают участие в генерировании символов у человека современного. Согласно З. Фройду – это «останки древности» древние элементы психики, которые вызывают «исторические ассоциации» и являются связующим звеном междурациональным и древним мирами.

Это положение совершенно не означает, что жизнь каждого человека предопределена синтезом первобытного подсознания с современным сознанием. В таких случаях всегда важен контекст. К.-Г. Юнг описывал многое количество примеров сновидений, дешифровав символы которых, становилось понятным, что жизнь сновидца в опасности, но у него есть выбор и единственный выход из ситуации – это работа над собой. Способность снов предугадывать будущее, используя метафоры для символизации, не является экстраординарной особенностью. Сны являются символами подсознания, которое связано с древними мифами, сказками, словом – первобытным сознанием. Основой психики является инстинкт, который отображается в подсознании. Он часто зашифрован символами и его сложно распознать. Расшифровка этих символов помогает обрести баланс между сознанием и подсознанием. Подсознание имеет сложную конструкцию и для его диагностики используется разгадка символов, зашифрованных во сне. Несмотря на общие элементы подсознания – наличие «останков древности», по З. Фрейду, символы имеют разную смысловую загрузку, что наталкивает нас на проблему контекста – прошлого, настоящего и будущего сновидца.

К.-Г. Юнг не отождествляет знак с символом, при этом делает акцент на том, что знак имеет меньшую смысловую нагрузку, чем символ. Можно утверждать не тождественность смысловых значений знака и символа. К.-Г. Юнг считал, что символ – это естественный и спонтанно возникающий продукт. Важно отметить, что символы существуют не только в сновидениях, но и в чувствах, мыслях, действиях и ситуациях. Можно условно разделить символы на два типа: индивидуальные и коллективные. К коллективным символам относятся религиозные образы. К.-Г. Юнг считал их объектом многовековой сознательной работы по усовершенствованию, возникновение которых глубоко сокрыто тайной. Религиозные образы возникли в сновидениях и являются «коллективным плодом» деятельности, возникшим непреднамеренно. Можно с уверенностью утверждать, что они являются «останками древности», унаследованными от первобытных людей. «Останки древности» являются первозданными формами мышления. Современный человек не осознает влияние этих форм на его сознание, хотя они унаследованы им от первобытного человека. Для толкования сновидений необходимы знания из области мифологии, так как они порождены первобытными формами разума. К.-Г. Юнг находит достаточное количество первобытных черт в современных снах и приходит к выводу, что «останки древности» или архетипы заложены в подсознании каждого человека и это объясняет религиозные мотивы снов у нерелигиозных людей.

К.-Г. Юнг отмечает, что архетип – это не устоявшееся значение мифологических образов и мотивов, но заложенные инстинктом желания человека, его устремления. Архетип являет собой идею, заложенную в основу центральной идеи, он имеет бесчисленные вариации, генерируемые подсознанием.

Исследуя архетипы, важно их отличать от инстинктов, занимающих важное место в человеческом подсознании. К.-Г. Юнг считал, что инстинкты – это физические потребности, которые выявляются органами чувств. В то время, когда они проявляют себя в фантазии в символично-образной форме, они становятся архетипами. Мыслитель отрицает их передачу по наследству, но настаивает на исходном существовании в подсознании.

Ярким примером проявления архетипов является случай со снами маленькой девочки из нерелигиозной семьи, которая не изучала катехизис, на религиозную тематику. В основе ее снов были следующие сюжеты: змееподобный монстр, который убивает всех животных, но приходит Бог из четырех углов и воскресает погибших; вознесение на небеса; в мышь проникают черви, рыбы и человекоподобные существа, что символизирует четыре стадии происхождения человечества и другие. Описание каждого сна начиналось со слов «как-то раз, давным-давно», т.е. так, как начинаются сказки. В каждом сне, на первый взгляд, прослеживается христианская тематика, например, в первом сне – идея апокалипсиса, во втором – идея сотворения мира, но архетипы действуют не так. Воспринимая христианские идеи как архетипы, напрашивается вывод о наличии мифологической первоосновы в снах. Идея о ХристеСпасителе сформировалась еще в дохристианские времена в виде героя-избавителя. Он всегда могущественен и спасает мир от злых сил. Поклонение герою-избавителю или чтение священных текстов, способствует отождествлению с ним. В таком случае, первый сон свидетельствует о наличии в подсознании девочки дохристианской идеи о герое-избавителе. Тот факт, что девочка понятия не имела о христианских идеях, свидетельствует о наличии архетипа.

Данный архетип является неотъемлемой частью человека потому, что поклоняясь герою – избавителю, человек не чувствует своей не востребованности, ничтожности, а наоборот, отождествляя себя с ним, человек чувствует свое причастие к священному. Примером такого соучастия являются Элевсинские мистерии, в которых в форме символов зашифрован архетип героя-избавителя, принимая участие в них, человек отождествлял себя с божеством.

Возвращаясь ко сну, отметим, что в скором времени, после серии описанных снов, девочка умерла. К.-Г. Юнг выявил предчувствие смерти в ее снах и указал на тематику перехода из жизни в смерть, которая присутствует и в христианской традиции (например, алтарь в христианских церквях, который символизирует захоронение и возрождение, смерть и возрождение). Серия снов была, если использовать термины К.-Г. Юнга, кратким курсом подготовки девочки к смерти, наподобие тех историй, которые рассказывают юношам перед обрядом инициации в дзен-буддизме. В данном случае мы сталкиваемся с интуицией. Ученый считал, что такого рода сны или истории, перед обрядом инициации, неизменно имеют архаические корни. Интуиция воздействует на подсознание человека. Многие люди не задумываются о количестве ритуальных действиях, которые совершают из поколения в поколение, ибо это происходит интуитивно. Так, одно африканское племя каждый день на рассвете выходило к солнцу, плевало или дышало на руки и протягивало их вверх. К.Юнг выявил, что это неосознанное действие вызвано наличием архетипа. Слюна и дыхание символизируют субстанцию души. Например, в христианской традиции Иисус Христос вылечил слепого, плюнув ему на глаза. Таким образом, неосознанные действия являются свидетельством наличия архетипа в подсознании всех людей:

«Сознание цивилизованного человека – это часть психики, надежно отделившаяся от первичных инстинктов, которые, впрочем, никуда не делись. Они лишь утратили контакт с сознанием и вынуждены напоминать о себе окольными путями» [1, с. 48].

Одной из важных идей, заложенной в подсознании, является идея бытия после смерти. Именно страх смерти интуитивно наталкивает человека на поиск своего места в Универсуме. Человек хочет верить в бессмертие, в Бога, генерируя архетип. Религиозные символы придают людям осмысленность бытия, смысл существования, который необходим в жизни каждого человека. Описанная необходимость лежит в основе мифологических представлений о Богочеловеке, которые возникли задолго до Иисуса Христа.

Согласно К.-Г. Юнгу, при толковании сновидений необходимо учитывать, что сознание ориентируется функциональными способами: через ощущение, размышление, чувство и интуицию. Толкование сновидений дает возможность наиболее детально исследовать подсознание, выявить наличие архетипов, комплексов и идей. Примечательным в данной концепции является отсутствие общих правил толкования сновидений. Исследователь настаивал на том, что при наличии фиксированных правил, толкователь сновидения загоняет себя в субъективные рамки, фальсифицирует выводы, подгоняя их под общеизвестные факты. К.-Г. Юнг предлагает расшифровывать символы, учитывая наличие архетипов и, конечно же, контекста. Так, например, фаллос имеет большую смысловую нагрузку, но если его рассматривать в виде рисунка мальчика на стене, его значение будет сводиться к повышенному интересу к собственным гениталиям. Важно учитывать неповторимость личности, которая создала этот символ.

К.-Г. Юнг делит символы на естественные и привнесенные культурой. Естественные символы являются продуктом подсознательного психики и являют собой бесчисленное количество архетипических образов. Привнесенные культурой символы формируются на основе естественных символов и являются коллективными. Их назначение – передавать «вечные истины», что включает в себя такого рода понятия как Бог, вечная жизнь и тому подобное. «Культурные» символы прошли через долгую трансформацию и укоренились в религии.

Точка зрения К.-Г. Юнга заключается в том, что духовные ценности угасают под напором цивилизации. Но архетипы манифестируют себя через сновидения, что подтверждает их неотъемлемость от подсознания. Символизация является компенсацией, уравновешивающей соотношение подсознания с сознанием.

Для возникновения архетипа необходима связь образов и эмоций. Когда образ заряжен эмоциями, он приобретает свою значимость. Таким образом, архетипы – это частицы самой жизни, образы, которые неразрывно соединены эмоциями с живыми людьми. Для расшифровки архетипа, необходимо учитывать жизнь сновидца. Например, символ креста для набожного христианина расшифровывается только исходя из особенностей христианской символики. Если человек не верующий, то этот символ приобретает совершенно другое значение. Человеческое подсознание сохранило свои первобытные черты, на которые опираются символы сновидений.

Можно сделать вывод, что идея архетипов объясняется трансформациями в человеческом разуме, которые делятся на этапы, соответствующие первобытному мышлению. Толкование сновидений позволяет возвратиться к первобытным мыслям сновидца. Изменения человеческого разума являются закономерностью, в которой религия отходит на второстепенный план. К.-Г. Юнг считает, что «у христиан между сознанием и подсознанием стоит церковь и Библия» [1, с.55]. Сны атеистов тому подтверждение, ибо они исправляют«перекос» между сознанием и подсознанием, в котором место религиозных символов компенсируется архетипами. Помимо естественных потребностей, человек ощущает необходимость сопричастия к божеству, это касается и неверующих людей, которые в виде архетипа выражают свою необходимость в символизации.

 

Список использованных источников:

  1. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. 368 с.
  2. Нетецька Є.В. Проблема символу в релігії. Гілея. – Збірник наукових праць. – Вип. № – К.: ВІР УАН, 2017.
  3. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М.: Refl-book; Киев: Ваклер, 1997. 592 с.
  4. Юнг К.Г. Психология и религия // Архетип и символ. – М.,
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Психология
loading...