Теоретико-концептуальные основы политологического исследования правовой культуры: опыт, проблемы, подходы

Аннотация

В статье на конкретных материалах Казахстана рассматриваются актуальные вопросы теоретико-концептуальных основ политологического исследования правовой культуры, которые еще не изучены в социальнополитической науке. Правовая культура населения Казахстана – это совокупность всех позитивных компонентов правовой, нравственно-политической действительности казахстанского общества в ее реальном функционировании. Правовая культура казахстанского общества воплощает в себе достижения правовой, нравственно-политической мысли, правовой политики и уровень правовой, политической информированности. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам. 

Рассматривая проблемы политологического исследования правовой культуры, прежде всего, следует рассмотреть определение правовой культуры. При этом важнейшим правилом в политологическом исследовании определения правовой культуры является его системное изучение.

Как показывает научный анализ социально-политической литературы, определение правовой культуры еще не было предметом специального исследования в политической науке. Поэтому, на конкретных материалах Казахстана политологическое исследование определения правовой культуры имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Политический анализ казахстанской правовой культуры базируется на философской методологии, в которой входят общенаучные методы, методологическое положение других наук, часто научные методы, общие методологические положения социологии, политологии, правоведения и т.д.

Исходя из задач, стоящих перед нашим исследованием, в казахстанской правовой культуре должна быть выявлена ее понятие, ее глубинное основание и отсюда ее социально-экономическое, политическое содержание и т.д.

Изучение социально-политической системы Казахстана, действующих в ней норм, правил поведения, требований, идеалов позволяет определить сущность нормативных предписаний, выявить их единство или противоречивость в зависимости от решаемых казахстанским обществом задач, их целенаправленность в соответствии с насущными потребностями и интересами народа. Система регулирования поведения казахстанцев включает общественное сознание во всех его формах – политической, правовой, этической, эстетической, философской, патриотической, религиозной, соответствующие им нормы и определенные способы их регуляции.

Во всей казахстанской системе социально-политического регулирования особое место занимает правовое регулирование. Будучи одной из форм социально-политического регулирования, оно имеет особое значение в процессе упорядочения, организации поведения казахстанцев. В связи с этим, надо сказать, что правовое регулирование общественных отношений – политической, моральной, эстетической и т.д. Взаимосвязь этих форм опирается на их взаимодействие, взаимное дополнение, выступающих как части единой целостной системы социально-политического регулирования поведения казахстанцев. Это взаимодействие является одним из существенных условий возрастания эффективности деятельности всей казахстанской системы.

Правовое регулирование в Казахстане включает все виды воздействия правовых норм, в первую очередь, на сознание и в конечном итоге – на поведение граждан как обязательное условие обеспечения согласованных интересов в казахстанском обществе [1].

Следует отметить, что четкое, эффективное функционирование всей казахстанской системы правового регулирования находится в прямой зависимости от уровня, состояния правовой культуры личности казахстанца, социальных слоев, всего казахстанского общества. Каждый из элементов правовой культуры Казахстана выступает как подсистема более общей казахстанской системы. Так, функционирует общая динамическая казахстанская система правовой культуры, все элементы которой выступают в функциональном единстве и т.п.

В связи с этим, мы определим границы правовой культуры населения Казахстана исходя из понимания казахстанской культуры в целом.

В социально-гуманитарной литературе Казахстана имеются большое количество истолкований термина «казахстанская культура», который используется в научном обиходе с конца ХХ века. За это время в общественной и гуманитарной научной литературе накопились различные подходы к пониманию сущности казахстанской культуры (многонациональной культуры).

Среди разных определений казахстанской культуры заслуживают внимание прежде всего те, в которых отражается связь между преобразованием мира людьми и формированием и развитием самого казахстанского человека, все более полной реализацией его родовой сущности, т.е. гуманистический акцент. В данной концептуальной связке не казахстанский человек есть средство казахстанской культуры, а сама казахстанская культура, содержащая и творящая смыслообразующие основы его жизни, изначально находит в казахстанском человеке, его становлении и развитии, его прогрессирующем «очеловечивании, окультировании» свою цель. При этом, она «хранит и передает от поколения к поколению и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей» [2].

Казахстанская культура есть своеобразный синтез многообразных процессов, форм и результатов жизнедеятельности казахстанского человека и казахстанского общества, предоставляющих собой собственно многонациональные, многоконфессиональные культурные явления лишь в сугубо определенном специфическом, многообразном отношении. Поэтому суть этого отношения фиксируется в том воздействии, которое оказывается со стороны «процессов», «форм» и «результатов» на совершенствование сущности казахстанского человека. При этом не случайно идея культурного прогресса Казахстана связывается с сохранением и культивированием всего того, что способствует казахстанцам свободно и самодеятельно вкладывать жизненные силы в совершенствование условий и процессов своей жизнедеятельности, в те способы, которые, изменяя окружающую среду, делают ее более «человечной, гуманистической, цивилизованной», более приспособленной и безопасной для казахстанского общежития. Поэтому, поскольку деятельность казахстанского человека невозможна без создания эталонов, норм, стереотипов поведения, организующих его деятельность, то эти нормы, эталоны, стереотипы органически включены в содержание многонациональной казахстанской культуры. Такой подход позволяет полнее раскрыть социокультурно-политический смысл норм и ценностей, их роль в развитии культурно-политических процессов, противоречивость норм, относящихся к различным этапам культурного развития полиэтнического, поликонфессонального казахстанского общества, преемственность норм, ценностей и традиций как способов историческо-политического процесса становления и развития многонациональной казахстанской культуры. При этом культура современного Казахстана – это «культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, эта культура рациональности»[3].

Казахстанская культура порождается и развивается в нормативных границах в социально-политическом пространстве. На новых этапах развития возникают новые нормы, отвечающие достигнутому уровню потребностей и интересов казахстанского общества. Надо отметить, что нормативная характеристика – один из важных политических аспектов казахстанской культуры. Ценности и нормы в политическом процессе дают наиболее полное представление о сущности многонациональной культуры казахстанского общества, положении личности казахстанца в ней, границах и формах ее деятельности, качественной оценке свободы личности казахстанца, ее возможностях культурного творчества и т.д.

В связи с этим, возникает вопрос, каково же сущность правовой культуры Казахстана? Правовая культура населения Казахстана наряду с нормами и ценностями казахстанского права – элемент соционормативной культуры казахстанского общества в целом. Эта система реальных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия казахстанского права и их отражение в сознании и поведении казахстанских людей. Правовая культура населения Казахстана – это совокупность всех позитивных компонентов правовой, нравственно-политической действительности казахстанского общества в ее реальном функционировании. Правовая культура казахстанского общества воплощает в себе достижения правовой, нравственно-политической мысли, правовой политики и уровень правовой, политической информированности.

Следует подчеркнуть, что правовая культура Казахстана – чрезвычайно емкое явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия казахстанского права на социально-политические отношения, так как, являясь составной частью общечеловеческой культуры, казахстанская правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности казахстанца в самых различных сферах жизни казахстанского общества. Следовательно, не случайно, поэтому к подавляющему большинству казахстанских проблем построения правового государства и гражданского общества вопросы формирования и развития казахстанской правовой культуры имеют самое прямое отношение.

Правовая культура Казахстана как сложное системное образование представляет собой совокупность материальных и духовных достижений в правовой, социально-экономической, политической жизни казахстанского общества. Она выступает как смыслонесущий и смыслопередающий аспект казахстанской, человеческой практики и ее результатов в правовой, политической жизни общества.

В связи с этим следует отметить, что основное назначение правовой культуры Казахстана заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения казахстанцев к обществу и общественной деятельности. Она связана с такими ее сущностными чертами как целенаправленность, осуществление властных функций в государстве, обществе, упорядочивающем воздействие на весь спектр социальнополитических отношений страны. Правовая культура Казахстана становится реальным инструментом социальных, политических и экономических преобразований, модернизаций, оказывающих существенное влияние на функционирование политико-правовой системы нашего государства и гражданского общества в целом.

Опираясь на результаты имеющихся исследований правовой политики и правовой культуры Казахстана, можно охарактеризовать казахстанскую правовую культуру как степень овладения правом, политикой в действии, в частности, самосознание, ответственность в реализации требований права, политики, творческую ориентацию на общеказахстанские, общечеловеческие ценности и нормы, а также особенности национальной культуры в противоречивых политических, правовых ситуациях, предполагающую в своем высшем проявлении интуитивное политико-правовое поведение, участие в правотворчестве и в разработке государственной политики страны.

Вышеизложенные вопросы показывают, что правовая культура многонационального, многоконфессионального Казахстана – сложнейшее социально-политическое явление, изучаемое с различных позиций, точек зрения. При этом важно заметить, что различные подходы правоведов, социологов, философов и политологов в общем не противоречат, не противостоят друг другу, а наоборот, взаимно обогащают друг друга и четко, ярко иллюстрируют многообразие и богатство сущности правовой культуры, как в Казахстане, так и в современном мире.

В связи с этим следует подчеркнуть, что политологическое определение правовой культуры Казахстана выражает по существу социально-политическую связь и взаимодействие личности, государства и общества [4], и в этом своем качестве такая оценка выступает как системно-политическая характеристика правовой культуры в контексте политического процесса. Правовая культура Казахстана – это определенный характер и уровень деятельности личности казахстанца, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Кроме того, правовая культура Казахстана может существовать и как результат культурной деятельности в сфере права, политики, т.е. как совокупность соответствующей степени политико-правовых знаний, умений, навыков личности казахстанца. Этот способ существования правовой культуры Казахстана можно считать ее потенциалом.

Политико-правовая действительность Казахстана реально показывает, что субъекты правовой культуры стремятся использовать позитивное право в качестве достижения политических целей и решения политических задач, а значит, прилагают усилия к тому, чтобы оказывать влияние на государственную политику в сфере правового регулирования и, при благоприятном стечении обстоятельств, доминировать в ней.

В связи с этим следует сказать, что субъекты правовой культуры Республики Казахстан являются объектами политологического исследования. В научной литературе они еще недостаточно изучены. Чтобы правильно понять субъекты правовой культуры Казахстана, прежде всего, необходимо отметить, что реальные возможности различных субъектов правовой культуры Республики Казахстан не равны, поскольку одни из них могут более или менее влиять на процесс выработки и реализации правовой культуры, в то время как другие его целиком определяют. Например, особое место в системе политики правовой культуры казахстанского общества отводится государству, ибо оно – в нашей стране выступает как самая массовая организация, охватывающая всех граждан, проживающих в его границах-территориях. Оно объединяет вокруг себя самые различные слои населения. В Конституции Республики Казахстан и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться как организация всего многонационального казахстанского народа, государство всех и для всех.

Казахстанское государство играет ведущую роль в установлении правовых норм. В то же время оно является самым активным субъектом политики правовой культуры. Оно не только влияет на процесс ее выработки и реализации, но и целиком его определяет.

Политическим субъектом политики правовой культуры выступает и Правительство Республики Казахстан. Его полномочия зафиксированы в ст. 66 Конституции РК. В соответствии с конституционным законом Правительство РК в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики Республики Казахстан, в том числе правовой культуры.

В выработке и осуществлении политики правовой культуры государства принимают участие структурные звенья Правительства РК. Так активным политическим субъектом политики правовой культуры государства выступает национальный банк РК.

Особое место в выработке и осуществлении политики правовой культуры государства занимает Министерство юстиции РК. Оно является центральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в сфере юстиции и координации деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти. Это Министерство выполняет задачи по обеспечению прав и законных интересов личности и государства, правовой защиты интеллектуальной собственности, обеспечению исполнения актов судебных органов, исполнению уголовных наказаний и т.д. В этой связи оно наделено соответствующими полномочиями.

В определенной степени участвует в выработке, претворении в жизнь политики правовой культуры государства и Министерство иностранных дел Республики Казахстан.

Политологический анализ нормативной базы страны дает основание сделать вывод о том, что к субъектам правовой культуры Казахстана выступающим от имени государства, могут быть отнесены и другие Министерства, государственные комитеты, комиссии, иные центральные органы исполнительные власти, а также органы государственной власти и управления субъектов Республики Казахстан.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что политическими субъектами правовой культуры могут выступать от имени государства Парламент, Президент, Правительство в целом и глава Правительства в отдельности, Центробанк, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, другие министерства, государственные комитеты и комиссии, иные центральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти и управления субъектов Республики Казахстан.

Следует сказать, что политика правовой культуры Республики Казахстан вырабатывается всеми теми, кто обладает правом законодательной инициативы: Президентом РК, Парламентом РК, депутатами Парламента РК, Правительством РК, законодательными (представительными) органами субъектов РК, Конституционным Советом РК, Верховным Судом РК. Кроме того, в формировании, реализации политики правовой культуры Республики Казахстан принимают участие политические партии и другие общественные объединения, а также граждане, но не непосредственно, а через официальные каналы и прессу.

Большую роль в данном процессе играют суды, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую культуру, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, выявляют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предложения, рекомендации по ее совершенствованию.

Политологический анализ показывает, что правовая культура Республики Казахстан разрабатывается, осуществляется на основе взаимодействия всех субъектов, входящих в политическую, правовую систему казахстанского общества, и получает концентрированное выражение в республиканских целевых программах, доктринах, концепциях развития, в международных договорах Казахстана, в законах и иных нормативно-правовых актах Республики Казахстан, а также в других официальных политико-правовых документах. Правовая культура Республики Казахстан это деятельность субъектов-государства, политических партий, общественных движений, индивидов и их объединений в Казахстане в сфере правового регулирования, состоящая в выработке и реализации политикоправовых идей стратегического и тактического характера.

Для того, чтобы понять содержание правовой культуры, необходимо рассмотреть принципы правовой культуры как объект политологического исследования.

Понятие «принципы правовой культуры» вошло в научный оборот сравнительно недавно. Сравнительная «молодость» понятия принципы правовой культуры проявляется в отсутствии устоявшегося, общепринятого подхода к его трактовке и применению, что само по себе создает известные сложности, трудности при изучении данного вопроса.

Между тем, как показывает политологический анализ научной литературы, принципы правовой культуры Республики Казахстан еще не были предметом самостоятельного исследования в социальнополитической науке, в связи с чем целостного взгляда на эту проблему пока не сложилось. Поэтому, с учетом возникших потребностей в обосновании правовой культуры как феномена политико-правовой действительности и ее особой роли в осуществлении общегосударственной политики, становится вполне очевидным, что разработка принципов правовой культуры Республики Казахстан имеет важное значение.

Чтобы правильно понять политические принципы правовой культуры Казахстана, прежде всего необходимо выяснить термин «принцип» при политологическом исследовании принципов правовой культуры Республики Казахстан мы, с одной стороны, опираемся на лингвистическое понимание слова «принцип», имеющее в переводе с латинского языка различные значения: исходное положение теории, учения; руководящая идея, правило поведения; внутреннее убеждение, взгляды. С другой стороны, исходим из того, что в социально-политической науке под принципами понимаются прежде всего исходные положения, идеи, а также требования, которые лежат в основе политического явления. Именно такой смысл и вкладывается нами в понятие «принципы правовой культуры Казахстана».

В этом контексте принципы правовой культуры Республики Казахстан можно определить как исходные определяющие идеи, установки, составляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования правовой культуры страны.

Как показывает казахстанский опыт, правовая культура, прежде чем соответствовать своему предназначению, должна иметь систему руководящих идей, начал, то есть систему определенных научных принципов, благодаря которым, она приобретает стабильность, устойчивость, стройность, гармоничность, предсказуемость. Следовательно, принципы в концентрированном виде выражают суть правовой культуры страны. Без опоры на систему руководящих принципов реализация задач правовой культуры Республики Казахстан становится нереальной.

К системе принципов правовой культуры Республики Казахстан, по нашему мнению, можно отнести только те положения, в которых расскрывается главное, магистральное, существенное в ее содержании.

В связи с этим следует сказать, что к общим принципам правовой культуры Республики Казахстан можно отнести: научную обоснованность; реалистичность; объективность; обусловленность потребностями развития народа, общества; предсказуемость; легитимность; демократический характер; справедливость; социальную направленность; гуманизм; гласность; сочетание интересов личности и государства, национального и общечеловеческого; приоритетность прав человека, соответствие международным стандартам. Нам думается, что в этих принципах достаточно четко сформулированы требования казахстанского общества к правовой культуре.

Формирование и реализация правовой культуры Республики Казахстан немыслимы без опоры на принцип унитаризма, отражающего государ-ственное устройство Казахстана. Наиболее важным положением является здесь то, что Конституция РК и республиканские законы имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. В этой связи отметим, что согласно ст.2 Конституции РК: «Сувернитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории».

Надо подчеркнуть, что принцип унитаризма в Казахстане играет особо важную роль в упорядочении, взаимодействии и соотношении республи-канских и ведомственных нормативных правовых актов. Он служит предупреждению и разрешению возможных коллизий между ними, преодолению имеющихся расхождений между ними, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей страны правовой системы, правовой культуры.

Следует сказать, что принцип законности закреплен Конституцией РК. Он утверждает всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны и сферы действия правовой культуры Республики Казахстан, начиная с ее формирования в процессе правотворчества и, заканчивая всеми формами ее реализации.

Одним из принципов, определяющих выполнение правовой культуры Республики Казахстан, своей социально-политической роли является сочетание убеждения и принуждения.

Отметим, что убеждение и принуждение в Казахстане не являются юридичискими явлениями и понятиями. В то же время они служат универсальным методом функционирования любой разновидности об-щественной власти, осуществления всякого социально-политического управления. Они используются во всех разновидностях социально-политических регуляторов-обычаях, нравственных, корпоративных, религиозных и др. социальных нормах и правилах.

Нам представляется важным акцентировать внимание на том, что единство принципов политики, права и правовой культуры Республики Казахстан обусловлено и единством их духовного источника, каковым является общественное сознание, прежде всего, господствующие типы политико-правовой идеологии. В этой связи отметим, что «взаимопроникновение» политики, культуры и права в Казахстане происходит и при формировании правовой культуры, когда в результате целенаправленной деятельности казахстанского государства в сфере политико-правотворчества обеспечивается становление составных компонентов формируемой политики страны. В этой связи правовая культура Республики Казахстан, во-первых, легализует важнейшие идеи правосознания и политического сознания в качестве общеобязательных требований позитивного права и научной политики, а, во-вторых, обеспечивает их практическую реализацию в действующей системе общественных отношений: определяет приоритетные направления политико-правового развития казахстанского общества; вырабатывает оптимальные пути и средства их достижения; обеспечивает планомерную и согласованную деятельность политических, культурных, правотворческих и правоприменительных органов; ориентирует политическую, юридическую практику на единообразное понимание и соблюдение основополагающих политико-культурно-правовых начал; направляет политико-правовоспитательную деятельность государственных органов и общественных организаций на формирование у граждан и должностных лиц основ политического, культурного, юридического мировоззрения.

Итак, вполне очевидно, что принципы в правовой культуре Республики Казахстан отражают воплощенные в ней политические, культурные и юридические идеи. В этом плане значение принципов правовой культуры Республики Казахстан видится, во-первых, в том, что процесс законно-творческой деятельности должен преломляться сквозь призму руководящих идей правовой политики, и политики правовой культуры, поскольку принципы правовой культуры Республики Казахстан не только указывают путь формирования законодательства, но и удерживают его в оперативных рамках, обеспечивая необходимую стабильность и единство общества.

Во-вторых, значение принципов правовой культуры Республики Казахстан заключается в том, что они выступают регулятором правоприменительной, политической деятельности. Практика, ориентируясь на них, осуществляет правоприменительную, политическую деятельность не только в строгом соответствии с буквой закона, справедливости, но и в согласии с духом политико-правовых требований. Руководящие начала здесь служат гарантом правильности применения правовых предписаний и политических, нравственных норм.

В-третьих, эффективность реализации правовой культуры Республики Казахстан в немалой степени зависит и от правильного понимания гражданами основных политических и правовых принципов. Так, результаты политологических исследований показывают, что в сфере массового правосознания, политического сознания при соблюдении политико-правовых предписаний гораздо большее значение имеет усвоение политических, правовых принципов, чем знание конкретных норм.

Как видим, принципы правовой культуры Республики Казахстан тесно переплетен с принципами политики, права, культуры, но при этом выполняют другую роль, имеют иную ориентацию. Эту же мысль можно выразить и так, что единство принципов политики, права и правовой культуры не означает их полного совпадения.

В этой связи, например, можно определить следующие наиболее важные отличительные особенности принципов правовой культуры Республики Казахстан от принципов казахстанского права: во-первых, закрепляются не только в нормах права, но и в директивных документах; во-вторых, определяют не только характер законодательства, но и практику его применения; в-третьих, входят в число «составляющих» принципов права; в-четвертых, отражая принципы права, представляют собой конкретизацию последних применительно к конкретной сфере или виду деятельности.

Политологический анализ единства и различий принципов политики, права и принципов правовой культуры Республики Казахстан через призму характера деятельности последней, позволяет выявить специфические требования, проявляющиеся и в других принципах. Так, поскольку правовая культура Казахстана есть деятельность, то для нее наиболее важным принципом-требованием выступает принцип реализма. Заключенные в этом принципе требования, побуждают принимать политикоправовые решения, строго соответствующие реальным и действительным потребностям Казахстана – народа, общества и личности. Иначе говоря, этот принцип обязывает субъектов правовой культуры Республики Казахстан принимать такие программы и определять стратегические цели и тактические задачи, которые могут быть практически реализованы, гарантированно достигнуты. А при игнорировании же принципа – требования реализма превращают политику правовой культуры в утопию, сводит на нет результаты ее деятельности.

Следует сказать, что общей характеристикой принципов правовой культуры Республики Казахстан служит и то важное обстоятельство, что принципы позитивного права должны исходить из принципов правовой культуры, но при этом они конкретизируют и детализируют их, насыщают последние политико-правовой материей.

Итак, вышеизложенные принципы в определённой мере могут способствовать углублению существующего представления о правовой культуре Республики Казахстан. При этом, с учетом изложенных выше суждений можно сделать вывод: во-первых, принципы правовой культуры Республики Казахстан это исходные определяющие идеи, требования, установки, состовляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования казахстанской правовой культуры; во-вторых, основным требованием к результативности правовой культуры Республики Казахстан выступает повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности. Это может выражаться в обеспечении гарантированности статуса граждан, в возможности планировать свою жизнедея-тельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий политической власти, и в определении приоритетов правовой культуры Казахстана.

Следует сказать, что «приоритет и принцип правовой культуры» – сходные, но не тождественные понятия, поскольку используются для обозначения разных явлений. С этими понятиями тесно связан термин «приоритетное место в правовой культуре». Словосочетание «приоритетное место в правовой культуре», по нашему мнению, не совсем удачно, поскольку само по себе слово «приоритет» уже подразумевает соответствующее место, а именно, первое место. В итоге, при упоминании выражения «приоритетное место в правовой культуре» мы имеем дело с тавтологией.

Некоторые исследователи прямо определяют понятию «приоритет» через слово «приоритетное направление правовой культуры». Нам думается, что понятия «приоритет» и «приоритетное направление» правовой культуры не тождественны. Приоритет – это ориентир правовой культуры, ее акцент, первоочередная цель стратегического характера. А приоритетное направление – это самое главное направление правовой культуры. Образно говоря, приоритет лежит вне самой политики правовой культуры, а приоритетное направление является ее составной частью. Правовая культура и ее приоритет соотносятся как деятельность и цель этой деятельности, а правовая культура и приоритетное направление – как целое и его часть.

Оба термина имеют одинаковое право на существование в научной литературе, но, поскольку ими обозначаются принципиально разные явления, употребление их в качестве синонимов вносит терминологическую путаницу, а потому нежелательно.

Более предпочтительным в научном обороте нами видится использование понятия «приоритет правовой культуры». В нашем исследовании речь пойдет именно о приоритетах, прежде всего о политических.

Нам представляется, что наиболее близко по смысловой нагрузке к словосочетанию «приоритет правовой культуры» находится понятие «ориентир правовой культуры».

Ориентир – это "предмет, по которому ориентируются". В свою очередь, одно из значений слова "ориентироваться" – это "устанавливать направление движения".

С учетом этого, замена одного понятия другим представляется вполне допустимой.

Таким образом, стало быть, приоритеты правовой культуры – это наиболее первостепенные ориентиры деятельности государства, общества в сфере политико-правового регулирования.

В связи с этим надо сказать, что к вопросу о приоритетах правовой культуры Республики Казахстан следует подходить очень осторожно, тем более, что взвешенный подход к принятию нормативноправовых актов подразумевается сам собой. При этом необходимо помнить, что отдельные направления правовой культуры должны быть увязаны воедино, подчиняться единым целям и ориентироваться на одни и те же политико-правовые ценности.

Среди ученых обществоведов Казахстана и других стран СНГ нет единства мнений по поводу того, какие именно из ориентиров правовой культуры следует признать приоритетными, какие расставить акценты.

По вопросу приоритетов правовой культуры Республики Казахстан не сказала еще своего веского слова и политическая наука. Нельзя не видеть, например, того, что некоторые политологи, исследуя конкретную проблему, именно, ее считают наиболее приоритетной, не замечая при этом других, не менее приоритетных. В связи с этим, они предлагают соответствующий комплекс мер, касающийся только исследуемой проблемы, без ее взаимосвязи с другими приоритетами. Кроме того, ряд исследователей Казахстана предпринимают попытки бездоказательного противопоставления одного приоритета другому.

Из этого следует, что в качестве приоритетов правовой культуры Республики Казахстан могут выступать только такие ориентиры, которые в равной мере были бы важны одновременно как для политики, права, правовой политики, правовой культуры в целом, так и для любой отрасли права, правовой культуры, для каждого вида политики, любой сферы политико-правового регулирования.

Представляется чрезвычайно важным отметить, что политика правовой культуры нашей страны в своем потенциале имеет возможности обеспечить формирование правового государства на разработанных ею принципах, с учетом реалий казахстанской действительности. К числу наиболее важных принципов правовой культуры Республики Казахстан можно отнести: легитимность государственной власти; взаимная ответственность государства и личности; разделение властей; высокий уровень законности; единство естественного и позитивного права.

Следует сказать, что политическо-правовая жизнь казахстанского общества настойчиво требует и того, чтобы в поле зрения политики и правовой культуры по формированию правового государства находились вопросы, касающиеся укрепления взаимодействия государственной власти и местного самоуправления. При этом для правового государства «опасно, когда образуется разрыв между правительством и народом. Сила государства состоит в единодушной поддержке политики правительства» [5].

Казахстанская Конституция закрепила основные идеи разумного индивидуализма, признав человека, его права и свободы высшей ценностью, а соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Это отвечает международно-правовым стандартам. Несмотря на то, что сегодня эти права и свободы защищены слабо, все же приоритет личности, ее автономия и индивидуальность нашли свое отражение в тексте Основного закона.

Вместе с тем, как подтверждает практика, установление баланса индивидуального и коллективного является сегодня одной из насущных задач правовой политики и политики правовой культуры Республики Казахстан, поскольку, с одной стороны, индивид испытывает давление со стороны государства и общества, а с другой – человек, не считаясь с интересами общества, способен причинять вред другим. В ходе этого противоречия продолжается поиск разумного соотношения между индивидуальными и коллективными интересами.

Как видим, в современных условиях задачами и целями политики правовой культуры Республики Казахстан должно стать реальное обеспечение прав человека, а также утверждение солидарности и консолидации общества на основе согласования интересов всего населения страны. Однако решение этой задачи во многом зависит от возможностей установления баланса свободы и равенства как принципов, на которых основаны права человека.

Таким образом, проблема прав человека сложна и многопланова. Главное в ней, сегодня, не только законодательное закрепление, а создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации прав человека и прежде всего социально-экономических и личных. Именно на это должны быть направлены усилия политики правовой культуры Республики Казахстан, чтобы действовали не только юридические, но и социальные, политические, организационные и иные гарантии прав личности.

Своеобразие современного этапа развития общества позволило казахстанским властям коррупцию, вместе с преступлениями против личности, общества и государства, техногенными катастрофами и др., отнести: во-первых, к числу главных угроз безопасности страны, а, во-вторых, к борьбе с ней к одной из первоочередных задач государства. В этой связи чрезвычайно важную роль призвана сыграть политика правовой культуры Республики Казахстан как особое средство при осуществлении общегосударственной политики и, в первую очередь, такая ее разновидность, как антикорупционная политика, представляющая собой систему мер, где ключевую роль играет политическая воля руководства страны и регионов, направленная на борьбу с коррупцией.

Между тем, приходится с сожалением констатировать, что борьба с коррупцией и организованной преступностью, как и сама правовая политика и правовая культура современного Казахстана все еще не приведена в систему и отличается своей непоследовательностью. Поэтому, если искать «корни» коррупции и причины слабых и неэффективных форм и методов борьбы с ней, то следует, прежде всего, обратиться к анализу соответ-ствующей политики государства. Так, практика убедительно подтверждает, что если политика государства проводится без надлежащего правового обеспечения, то она терпит не только неудачи, но и провалы. Из этого и вытекает необходимость более глубокого политологического исследования роли политики правовой культуры в области борьбы с организованной преступностью и корупцией.

В связи с этим подчеркнем, что коррупция, во всех ее видах, причиняет большой ущерб государству, обществу, личностью. Более того, впервые в Казахстане она стала реальной угрозой общественной, национальной безопасности.

Важно акцентировать внимание и на том, что коррупция в Казахстане существует поскольку существует возможность чиновников распоряжаться не принадлежащими им ресурсами, в то время как государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом и государственной политикой. Коррупция начинается там и тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретные действия. К сожалению, термины «чиновник» или «администратор» ассоциируется в сознании казахстанцев как «бюрократ», «коррупционер», а не как «служащий», а тем более «наемный работник».

Итак, поскольку, современная казахстанская коррупция распространилась по горизонтали и вертикали и стремится к захвату новых сфер влияния, то политическая воля борьбы с ней должна быть четко и принципиально выражена в специально разработанной долговременной политике государства, которая сегодня получила в политической, юридической науке свое обоснование как политика правовой культуры. Она вполне может занять свое достойное место в обществе как общенациональная политика вместе с ее составной частью – антикоррупционной политикой государства.

Подводя итоги, в заключении можно сделать вывод, что теоретико-концептуальные основы политологического исследования правовой культуры Казахстана, во-первых, казахстанская правовая культура – установки, составляющие нравственно-социальную основу зрелости казахстанского общества и ее субъектов, принципов и приоритетов; во-вторых, основным требованием к результативности казахстанской правовой культуры выступает повышение качества и уровня социально-правовой жизни общества и личности страны. Это может выражаться в обеспечении гарантий статуса граждан, в согласованности и предсказуемости действий политической власти Казахстан; в-третьих, казахстанская правовая культура по существу выступает выражением, отражением как сущности содержания и функций правового государства, так и результатом осуществления правовой политики Республики Казахстан.

 

Список использованных источников:

  • Концепция правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда.-2009, 27 августа.
  • Мельник В.А. Современный словарь по политологии. – Минск: Книжный дом, – С. 186.
  • Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания // Мысль. -2017, №5. – С.4.
  • Абсаттаров Г.Р. Сущность правовой культуры населения Казахстана в контексте политического процесса // Вестник КазНПУ. Серия социологические и политические науки. 2016, №4. С.184.
  • Кшибеков Д.К. Национальная идея. – Алматы: Дайк-Пресс, – С.82.
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Политология