Аннотация
Предпринимательство и менеджмент этики и религии в ее конкретных формах неоднократно затрагивалась в трудах разных исследователей. Влияние религиозной этики на экономику являются актуальными в связи с усилением взаимосвязи духовно-нравственных ценностей личности и ее экономического поведения. Понятие «этика бизнеса» относится к числу категорий, которые заслуженно привлекают внимание ряда исследовательских дисциплин. Еще со второй половины XIX века вопрос о связи религиозных систем с различными типами предпринимательской деятельности привлекал особенное внимание ученых. Ученые отметили, что влияние религиозного сознания на экономическое поведение является обоснованным, прослеживается в мотивации действий религиозного человека. Коран в мусульманском вероучении является источником их морально-нравственного поведения в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Исламские этические принципы строятся на основе того, что экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию.
Предпринимательство и менеджмент этики и религии в ее конкретных формах неоднократно затрагивались в трудах разных исследователей. Т.Парсонс высказывал мысль о том, что поскольку в контрактах существуют «не контрактные элементы», рыночная экономика возникает лишь «при наличии определенной системы нравственности» и успешное функционирование рынка, соответственно, требует формирования определенных конфессиональных комплексов [1]. М.Вебер отмечает необходимость «поддержки» со стороны религии для создания новых форм хозяйствования. Д.Макклеланд подчеркивает то, что «даже бизнесмен, новатор нуждается в более мощном стимуле, чем желание повысить прибыль; чтобы сдвинуть горы рутины и предубеждения, необходима вера» [2].
Влияние религиозной этики на экономику является актуальным в связи с усилением взаимосвязи духовно-нравственных ценностей личности и ее экономического поведения. Наша исследовательская задача состоит в том, чтобы раскрыть взаимосвязь хозяйственной мотивации человека с этическими канонами ислама.
Предпосылкой социологического исследования является анализ особенностей модернизационных процессов в Казахстане с необходимостью учета духовных и социокультурных факторов. В заявленных государственных приоритетах во главу угла ставятся задачи «необходимости работы по предупреждению пропаганды религиозного экстремизма, в том числе в Интернете и социальных сетях, необходимости формирования в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями, особенно в сфере религиозных [3].
Понятие «этика бизнеса» относится к числу категорий, которые заслуженно привлекают внимание ряда исследовательских дисциплин. Анализ этого понятия носит комплексный характер и является объектом исследования таких наук, как социология, экономика, право, философия, психология и др. Особое значение имеют социологические современные теоретические концепции, т.к. в них выделяются в этике бизнеса такие понятия, как нравственная легитимация, формы общественной солидарности, духовно-нравственные ценности и др.
Российский социолог Н.Н. Зарубина выделяет в этике бизнеса нравственную легитимацию. Она характеризует постсоветское пространство как глубокую и масштабную деструкцию всей системы ценностей и социальных отношений, которая выражается в нарушении хрупкого равновесия индивидуально-достижительного, государственного и коллективного начал в устройстве общества, баланс между которыми всегда был подвижен и неустойчив [4].
Наблюдалась тенденция к абсолютизации индивидуалистических начал в ущерб коллективистским и государственным. Происходило осознание достоинств и недостатков собственной личности, определенный уровень самооценки (5). Первоначально постсоветская перестройка культуры шла в направлении освобождения индивидуалистических, прагматических и достижительных мотиваций и ослабления государственного начала. Целью этой перестройки было восстановление и развитие частной хозяйственной инициативы. Индивид, свободное самовыражение которого резко противопоставлялось государственной советской централизации, воспринимался как главный субъект будущего экономического прогресса: «Движение в этом направлении (к рыночной капиталистической экономике)» охватывает множество различных процессов. Но главный из них – ослабление роли государства как собственника и непосредственного субъекта хозяйствования, развитие частных форм экономических отношений [6]. Эта тенденция зашла настолько далеко, что был поставлен под вопрос сам факт существования неких общих национальных интересов – как в сфере политики, так и экономики.
Что же происходит с человеческим сознанием? В период переломных событий происходила перестройка как общественного, так и личностного сознания. Сразу же вслед за происходящими событиями, человечество, не способное «убежать от самого себя», от опыта, накопленного ранее, от того, что оно знало прежде, что исповедовало, на что ориентировалось, чего хотело достичь и чего избежать, подвергалось мощному воздействию новых общественных потребностей, изменяющихся социальных, экономических и политических отношений. Смена или замена общественных целей вела к сумятице в настроениях и ориентациях людей, к изменению оценок исповедуемых идеалов или, по крайней мере, к их коренной модификации [7].
В общественном сознании произошли кардинальные изменения также в связи с новой постановкой вопроса о роли религии и религиозного сознания в процессе духовно-ценностных и политических изменений. В силу этих обстоятельств актуальность исследования все больше приобретала специфика мышления, умонастроения, общественного сознания, духовной культуры общества. Ислам представлялся религиозной системой и формой общественного сознания, который имел целостную мировоззренческую систему духовных, моральных и общественных ценностей.
Таким образом, после обретения независимости, Казахстан, учитывая многонациональность и многоконфессиональность страны, а также другие объективные факторы, объявил себя светской унитарной республикой, где религиозные объединения и идеологии отделены от государства. В связи с этим первоочередной задачей перед теми, кто закладывал основы нового государства, стояла институционализация всех сфер общества, которая способствовала бы гармоничному и солидарному развитию страны. Ислам стал неотъемлемой частью духовного развития казахстанского общества. Неоспоримо и его влияние на все сферы общества, также и на экономическую систему. Преобразующая роль в экономической системе занимает новый социальный институт – предпринимательство.
Еще со второй половины XIX века вопрос о связи религиозных систем с различными типами предпринимательской деятельности привлекал особенное внимание ученых. Ученые отметили, что влияние религиозного сознания на экономическое поведение является обоснованным, прослеживается в мотивации действий религиозного человека. Доказательством этому является то, что религия, как свод моральных нормативных предписаний для многих людей формирует единое этическое пространство. Основные религиозные законы и положения ориентируют личность на соблюдение трудовой и предпринимательской этики: справедливая оплата труда, поддержание дисциплины, проявление ответственности, честности. Традиции милосердия и заботы о ближнем формируют и развивают сферы социального обеспечения. Превратились в культурную традицию религиозные основания поведения человека в бизнесе. Они проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Эти и другие научные направления в менеджменте, изучающего культурную специфику поведения и управления бизнесом в разных странах в условиях глобализации современного бизнеса, становится особенно актуальным.
Несопоставимость рынков характеризуется различиями в экономическом поведении населения, основанном, в свою очередь, на национальном характере, религии, традициях. Структура рынка в значительной степени определяются влиянием религиозного и социокультурного фактора.
Коран в мусульманском вероучении является источником их морально-нравственного поведения в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. В мусульманском мире существует гибкая коммерческая техника, действовали системы векселей, аренды, залога, санкционированные мусульманским правом и воспринимавшиеся мусульманами в общем контексте запретов и предписаний, определенных Аллахом. Таким образом, подчеркивается преимущество этических, нравственных ценностей перед материальными, экономическими благами.
В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотивация, поведение». Мотивация лежит в основе поведения. Мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни. Такое стимулирование происходит как посредством внутреннего убеждения, так и с помощью религиозных обрядов.
Духовное совершенствование и стремление к обретению милости Аллаха, подчиняясь Его наказам – данная цель находится в основе каждого человека. Таким образом, этика в исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения: нравственная сторона жизни строится на осознании и вере в божественную справедливость, проявление которой неминуемо, в результате чего каждого ожидает либо наказание за бесчестие и произвол, либо вознаграждение за праведность и благородство.
Исламские этические принципы строятся на основе того, что экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию. Одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Все богатства мира принадлежат Аллаху, который передал их во временное эффективное пользование человеку. Исходя из этого, человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам, а также сохранять природу для будущих поколений.
Следующий принцип «риба», которые использовали ученые Шариата для обозначения: чего-либо (большого или меньшего), денежного или неденежного, которое должно быть выплачено заемщиком кредитору вместе с основной суммой как условие предоставления ссуды (оговоренное или в текущем порядке) или продления ее срока. Он называется риба ал-кадр или риба ал-наса, а также упоминается как риба ал-кадр или риба ал-наса, а также упоминается как риба ал-Коран, поскольку этот вид риба ясно упомянут в Коране и известен в настоящее время в виде процентов, выплачиваемых по ссуде.
Однако термин риба имеет и более широкое значение и не ограничивается лишь ссудами. Риба скрытно может участвовать в коммерческих сделках, разрешенных исламом, таких как продажа товаров и услуг. Поэтому два вспомогательных значения риба имеют отношение к этим сделкам и относятся к категории риба ал-бай (риба по продажам). Первый из них – риба ал-насиа означает увеличение платы за задержку или отсрочку. Второе риба ал-фадл имеет отношение к купле-продаже предметов потребления. В этом контексте риба ал-фадл обращается к избытку, взятому одной из сторон, торгующих любыми из шести предметов потребления, упомянутых в известном подлинном хадисе.
Существует в хадисе следующая фраза, как «Золото за золото, серебро за серебро, пшеница за пшеницу, ячмень за ячмень, финики за финики, соль за соль, подобное за подобное, оплата производится из рук в руки. Если кто либо дает большее или приносит больше, он имеет отношение к риба. И берущий, и дающий одинаково являются виновными» Понимание нежелательных последствий ссудного процента в кредитных отношениях не только объясняет причины запрета традиционных банковских операций, но и обосновывает создание альтернативной системы, которая соответствовала бы духу ислама. Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность использования категории ссудного процента в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:
- нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплатить заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;
- рост потребительских, государственных и международных долгов;
- нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;
- концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;
- увеличение темпов инфляции.
Вообще термин «риба», по утверждению М.Т. Степанянц, «приобретает более широкий смысл – запрет на всякое несправедливое увеличение капитала» [8]. По мнению Закарии аль-Барри и ряда других экономистов, порицание и запрещение риба может быть одной из форм контроля над «богоугодным и греховным» способами владения имуществом. К исламскому идеалу равенства приблизит общество соблюдение этого предписания. Лишь временными управляющими имущества, что даровал им Аллах, являются владельцы разного вида собственности, напоминает Коран. Ислам не воспрещает людям приобретать состояние и стремиться улучшить свое материальное положение законным путем и приемлемым способом. Абсолютным и истинным владельцем всего сущего в мире остается Аллах, милостью которого право собственности передается во временное пользование человеку. Человек приходит в этот мир с пустыми руками и покидает его подобным же образом. Как испытание человека на предмет его истинных пристрастий и стремлений рассматривает Коран богатство. Этот факт заставляет владельца имущества правильно понимать ценность богатства. Владелец имущества относится к нему как к средству достижения милости Всевышнего посредством расходования его не только на собственные нужды, но и отдавая часть другим. «Он – Тот, Который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил...» [9].
Общее терминологическое определение шариата как совокупности норм и предписаний, обязательных или желательных для соблюдения, установилось в мусульманском воззрении. Шариат – это гибкая система, обращенная к различным проблемам человека и общества, ко всем сторонам бытия. Шариат – это единая система законов, регулирующая хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, обряды, и праздники, и многое другое, определяющее поведение верующих и жизнь мусульманской общины. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата [10]. Фикх содержит категории: разрешаемые действия (халяль) и запретные действия (харам), одобряемые (мунтахаб) и порицаемые (макрух). Целью любого законодательства, божественного или светского, является регулирование отношений между членами общества, различных его структур и достижение справедливости. Для адептов ислама вечными и неизменными являются нормы шариата. Они закреплены в Коране.
По мнению автора статьи, социологические исследования были и будут в дальнейшем одними из перспективных путей познания реальной картины духовной культуры общества, действенное средство получения более полной и объемной информации о происходящих в обществе процессах, связанных с влиянием религии на сознание и поведение современного человека. Только всестороннее, комплексное, системное изучение явления может привести к научно обоснованным выводам и рекомендациям, если это касается практического решения социальных проблем.
Список использованных источников:
- Parsons Т., Smelser Economy and. Glencoe. 1956. P. 29.
- MacCleland D.C. The Achieving Society. Princeton, 1961. 430.
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г.«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»// Казахстанская правда 31.01.2017.
- Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998, С. 128-129.
- Абсаттаров Г.Р. Управление процессом самовоспитания правовой культуры студенческой молодежи: политологические аспекты.
- Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., С.108.
- Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: Гар-дарики,
- Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX веков. М.,
- Коран 57:5, Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1991.
- Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., С. 3.