Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Общество и идентичность: проблемы и суждении

Современный этап развития отечественной политологической науки характеризуется ростом исследовательского интереса к проблеме формирования идентичности. Идентичность целесообразно рассматривать как осознанный процесс соотнесенности или тождественности человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте. В настоящее время гражданская идентичность нередко рассматривается в науке в первую очередь как фактор консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень ее укорененности в сознании и поведении граждан выступает как залог политической и духовной консолидации, а также единства общества. 

Гражданское общество в иерархии категорий современного обществознания представляет одну из ключевых позиций. И поэтому и политология, и социология, и социальная философия изучают этот феномен, но изучают своими методами, а значит заостряют внимание на тех деталях, которые входят в их компетенцию.

Гражданское общество это та часть общества, которая взята как бы вне политической власти, включающей неполитические отношения, т.е. совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразие ценностей, интересов и потребностей людей. Венгерский философ, политолог АндрашАрато и профессор кафедры политологии Колумбийского университета Дж. Коэн в своей совместной работе «Гражданское общество и переходный период от авторитаризма к демократии» пишут: «Все согласны в том, что гражданское общество относится к иной сфере, чем государство и даже противостоит ему. В разных взглядах почти всегда бессистемно -присутствуют правовая защита, добровольная организация и независимое общественное мнение в той или иной форме комбинации. Очень немногие включают сюда семью и неформальные группы. Некоторые отождествляют гражданское общество с существующими общественными движениями, другие исключают такую возможность, видя в ней неприемлемую форму политизации»[10].

По мнению А. Арато и Дж. Коэна, гражданское общество как ключевое понятие возникло внутри авторитарных систем, когда демократические силы пытались понять самих себя. Трансформация авторитарного режима в демократический начинается с восстановления индивидуальных и групповых прав и их расширения. Это означает, что гражданское общество «возрождается» в переходный период к демократии.

В мировой науке ныне выделяется четыре подхода к понятию «гражданское общество»:

  • как противопоставление дикости (или анархии);
  • как противоположность церкви (религиозного общества);
  • как комплекс общественных отношений, противопоставленных государству;
  • как конкретный феномен современной западной цивилизации, т. е. формы существования рыпочно-демократического общества.

Как видно, термин «гражданский» противопоставляется военному, уголовному, церковному, экономическому и т. д.

Многие исследователи согласны с тем, что, несмотря на широкое распространение этого понятия, до сих пор по существу не выделен предмет его исследования, нет научного определения этого явления и его содержания, следовательно, нет и концепции гражданского общества. Как отмечается в современной литературе, в политической теории поиски исчерпывающих черт гражданского общества также ведут к созданию «идеальных типов». «Гражданское общество» в политической теории во всех случаях эталон («идеальный тип»).

Согласно современному российскому политологу В.Г. Смолькову, в структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политической и духовной, или в качестве следующих структурных элементов:

  • спонтанно сформировавшиеся на добровольной основе первичные самоуправляющиеся общности людей (семьи, ассоциации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и др. объединения);
  • частную жизнь людей с их обычаями, традициями, культурой;
  • сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в неё со стороны государственной власти и политики[11].

Постепенное накопление в обществе гражданских мотивов, проявляющихся в деятельности политических партий, конфессий, профессиональных союзов и т. д., призванных защищать групповые интересы и права, создаёт общественную целостность гражданское общество. Оно представляет собой такой союз людей, который исторически отстоял свои естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права. Его потребности зависят от развития неотчуждаемых прав человека, свобод его как личности и гражданина; преломляясь в структурах государственной власти, эти потребности трансформируются в легитимные, правовые законы, которые и осуществляют приоритет личности над государством, что является сутью демократического государства. Через различных носителей общественных интересов и политических лидеров общество защищает себя на государственном уровне путём создания определённых структур государственной власти правового государства.

Диалектика отношений государства и гражданского общества такова: не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство, что характеризуется, прежде всего, автономностью общества. Автономность общества проявляется в самопроизвольной деятельности, вызванной не внешними, а внутренними причинами.

В своем идеале гражданское общество это такое общество, где «главным действующим лицом и субъектом исторического процесса выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей». Степень же защищенности отдельных граждан и общества в целом от жесткой регламентации со стороны государства определяется уровнем демократии (и это надо подчеркнуть особо), поэтому в гражданском обществе все связи идут не «сверху вниз», а наоборот, «снизу верх», т.е. государство и его органы «формируются обществом и находятся под контролем, который осуществляется через определенные каналы»[12].

Коль скоро основополагающей доминантой гражданского общества является отдельно взятая личность, то, естественно, формирование индивидуальной свободы, признание самоценности каждой отдельной личности есть главная цель при построении такого общества, а значит, как справедливо отмечает российский политолог К.С. Гаджиев, несущими его конструкциями «являются все те институты, организации, группы и т.д., которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, потенций, интересов, целей, устремлений. Эти институты, организации и прочее служат для отдельного индивида источником власти, влияния и авторитета»[3].

Безусловно, большая роль здесь принадлежит семье, ибо совершенно очевидно, что ни о каком гражданском обществе не может быть и речи, если не будет на должный уровень поднят институт семьи, его социальная значимость, морально-нравственные принципы. Сегодня, к сожалению, представления отдельных людей о содержании понятия «семья» весьма существенно отличается от модального типа этого института. Да, конечно, за примерно три тысячи лет своего существования семья прошла сложный путь: от расширенной семьи к корневой или стержневой, в том числе и патриархальной, и далее к нуклеарной... Но она была и остается одним «из шедевров природы» (Д. Сантаяна).

Всё самое лучшее закладывается в семье, а формируется всю жизнь. Но семья может заложить в человеке всё самое низменное, антигуманное, античеловеческое. Поэтому семья не может быть вне поля общественного внимания и влияния. Прав был известный американский педагог Феликс Адлер, когда назвал семью «обществом в миниатюре». Большое значение имеют родственные связи, соседские общины. Перефразируя известные стихи Н. Заболоцкого о В. Хлебникове, можно с уверенностью сказать, что прекрасный образ человека в душе природы заронить может каждый, но лишь своими добрыми делами[13].

«Каждый человек, по словам И.В. Гёте, это целый мир...». Не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности: индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим. Вместе с тем, человек это плоть о плоти своей социальной, политической среды, она и определяет, по крайней мере в значительной степени, духовный облик человека, его мировоззрение, или, как остроумно сказал B.C. Соловьев, его «умственное окошко».

«Умственное окошко», или мировоззрение, зависит от ориентации человека. А ориентация, в свою очередь, от многих факторов: социальной среды, исторических условий, политической обстановки, национальных и религиозных традиций, общего культурного уровня, нравственных требований общества и т. д., и т. п.[14]

И всё же, именно духовные корни и ценностные ориентации, обеспечивают преемственность поколений, связь между ними. Общий стержень, который крепит связь поколений, это общечеловеческие представления о месте каждого из нас в этом мире, это веками сложившиеся правила нашего совместного проживания, это, наконец, общечеловеческая мораль фундамент нравственности и ответственности перед обществом.

Таким образом , человек в гражданском обществе не оставлен один на один с государством, а включен в многообразные социальные,политические отношения, в которых может проявить себя как личность и найти социальную,правовую ,политическую защиту. Личность здесь может реализовывать свои интересы в различных референтных группах, которые не позволяют власти узурпировать или чрезмерно ограничивать ее свободу.

Согласно казахстанской Конституции каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Благодаря конституционной поправке, принятой в 2007 году, решен вопрос и об этническом представительстве в Парламенте страны. Девять депутатов Мажилиса стали избираться от Ассамблеи народа Казахстана. При этом депутаты от АНК призваны представлять и защищать интересы не каких-либо отдельных этносов, пусть даже наиболее крупных, а всего полиэтничного и поликонфессионального народа Казахстана. Вместе с тем эта группа депутатов призвана выступать экспертами при принятии многих законопроектов, затрагивающих чрезвычайно тонкую сферу межэтнических отношений.

В заключении можно сказать, что своего рода отражением происходящих в стране изменений является уровень гражданской идентичности. Гражданская идентичность измеряется доверием к окружающим, участием в общественных акциях, проявлениями солидарности, ответственностью за дела в стране, готовностью действовать во имя ее интересов. 

 

  1. Жуков В.И. Большой энциклопедический словарь.-М.:Издательство РГСУ: Издательство «Омега-Л», 2011.-928 с.
  2. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Новейший политологический словарь.-Ротов н/Д.: Феникс, 2010.-318с.
  3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. – М.: Логос, 2000. –С. 34-38.
  4. Политология. Энциклопедический словарь –М.: Из-во «PUBLISHERS», 1993. –С.75.
  5. Новая философская энциклопедия в четырех томах. – Том первый (А-Д). – М.: Мысль, 2000. –С.549. 6 Корельский В.М. Неревалова В.Д. Теория государства и права.-М., -С.13.
  6. .Булгаков С.И. История экономических исоциальных учений. Очерки из истории экономических учений. Выпуск 1.-М., 2007.-С.183.
  7. Бурдье П., Социология политики. –М., 1993. С. -39
  8. Васильев В.А. Гражданское общество: проблемы его исследованимя.-М., -С.17-34.
  9. Арато А., Коэн Дж. Гражданское общество и переходной период от авторитаризма к демократии.М.: Россиское Академия Управления, 1994. –С.3-16.
  10. Смольков В.Г. Гражданское общество и государство // Гражданское общество.-М.: Луч, 1993. –С.20-37.
  11. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии т политологии.-М.: Знание,1996.-272
  12. Саидкасымов С. Национальные процессы и личность // Философские науки. 1990.№8.-С.57. 14 14.Кон И.С. Социология личности .-М.,1994.-С.34. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.