Семейное воспитание как основа формирования личности в многонациональном обществе

В статье рассматриваются проблемы семейного воспитания как основного института формирования личности. Необходимость исследования процесса семейного воспитания в данном контексте продиктована объективными условиями развития современного казахстанского общества, которое является многонациональным по своей социально-политической структуре. Выявление национального составляющего семейного воспитания, изучение влияния национальных традиций и духовных ценностей на формирование личности детей, подростков и молодежи определяют теоретическую и практическую значимость рассматриваемых проблем. Вместе с тем, в статье уделено внимание роли и авторитету родителей как главных субъектов воспитательной деятельности. 

Наиболее важным вопросом, привлекающим внимание исследователей, является семейное воспитание и проблема состояния нравственного, физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Как известно семейное воспитание – это систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного образа жизни, главной задачей которого является подготовка детей к жизни в существующих социально-экономических, политических условиях. Более конкретно это задача представляется как усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи.

Но семейное воспитание – это не только влияние оказываемое старшими на младших, это, в первую очередь, совместные стремления, совместные действия в процессе взаимодействия двух поколений. Все проблемы семейного воспитания взаимосвязаны по своей природе. Невозможно думать о формировании родительского авторитета без учета проблем семейных отношений. Наряду с этим, невозможно рассматривать процесс становление личности ребенка, формирование характера ребенка в отрыве от проблемы уважительного отношения детей к родителям, от взаимоотношении складывающихся в семье. Рассматривая процесс семейного воспитания как неотъемлемое единство жизни родителей и детей можно выделить важные ключевые моменты. Правильное понимание всего этого, в первую очередь, влияет на становление личности ребенка. По нашему мнению, главными, актуальными проблемы жизни семьи, организации специфического воспитательного коллектива во многом определяющий характер и судьбы детей, в первую очередь, являются проблемы связанные с развитием внутрисемейных отношений, с процессом формирования духовного мира детей и становления родительского авторитета.

Для оптимального решения многогранных проблем семейного воспитания, а также для  привития  детям навыков целенаправленной, содержательной деятельности необходимы всесторонне развитые отношения и богатый фонд воспитательных средств и методов, способных организовать, соединить и активизировать деятельность воспитуемых.

Семейное воспитание, в первую очередь, реализуется в процессе общения. Человеческие отношения – это духовная деятельность, совокупность взаимодействий, мыслей, чувств, настроений возникающих между людьми. Для ребенка потребность в общении, в беседе одна из основных потребностей. С момента его рождения она проявляется, в начале, как средство удовлетворения материальных, а затем и духовных потребностей. Именно благодаря этому общению и этой деятельности люди могут передать огромный опыт познания и преобразования окружающего мира, общественных отношений, а также поведенческие модели и формы социальной борьбы от одного поколения к другому. Вместе с тем, общение между людьми, особенно между взрослыми и детьми, важный фактор  удовлетворения духовных потребностей.  Именно этот фактор помогает ребенку найти свое место в естественной среде и  в мире общественных отношений, творчески проявить свои природные способности, а также осуществить свое развитие. Разностороннее и многогранное общение формирует, обогащает духовный мир ребенка, приносить ему осознанное удовлетворение, доставляет глубокое эстетическое наслаждение.

В процессе общения необходимо установить и укрепить отношения взаимного уважения, доверия и любви. Очень важно учитывать мнение детей о возникающих в жизни семьи проблемах, в особенности о проблемах, имеющие к ним прямое отношение. В процессе разнообразной деятельности детей, а также в процессе развитого содержательного общения родителей со своими детьми появляется возможность эффективного воспитательного воздействия.

Культура общения требует выполнение ребенком определенных норм и правил, основанных на уважении и доброжелательности, в общении с взрослыми и сверстниками, а также проявить учтивость, вежливость, деликатность по отношению к духовной стороне человеческой жизни, в том числе к национальным чувствам, национальной психологии, в общественных местах, в быту. Благодаря именно такому общению в нашем многонациональном обществе укоренятся принципы демократии, гуманизма и другие высоконравственные отношения, подлинный коллективизм, уважение личности  человека.

Общение осуществляемое в рамках целенаправленной, целостной деятельности предоставляет возможность проявлению и реализации активных жизненных позиций. Так как в истории потребность в общении является одной из фундаментальных, высоких потребностей человека, то оно имеет общечеловеческий характер.

Для успешного общения необходимо не только формирование навыков деятельности в соответствии с нормами и правилами человечечкого общежития, но и нужно обучить детей уделять внимания  настроению других людей, в определенных ситуациях удерживать себя от неуместных поступков, слов, намеков. В свое время знаменитый мыслитель Ж.Ж.Руссо высказал интересную мысль о том, что признаком хорошего воспитания является очень привлекательное и порождающее чувства признательности нравственное качество – не выпячивание своего достойнства, а наоборот, помощь проявлению других, оставаясь учитывым, уважительным к их чести и достойнству [1]. Поэтому во многих случаях характер будущих отношений личности с другими людьми в семейном, трудовом, учебном и других коллективах зависит от усвоения культуры общения.

Правила взаимного общения, культура общения требует учитывать желания, интересов, потребностей другого человека, то есть действовать принимая во внимание состояние другого человека. Еще одна, не менее важная проблема – это то, что ребенок должен сам понять, прочувствовать, пережить эти правила и только тогда они станут основой гуманных, нравственных  поступков.

Воспитание культуры общения является важной частью всестороннего и гармоничного развития личности, а также обязательным условием повышения культуры человеческих отношений.

Как справедливо отметил Р.Б. Абсаттаров: «Каждый из нас практически ежедневно бывает и объектом воспитания и воспитателем, сам оценивает уровень культуры общающихся с ним других людей и сам  ими оценивается. Верны или неверны наши оценки, действенны или неэффективны воспитательные усилия, зависит от содержания нашего опыта, от полноты наших суждений, от их научной обоснованности и, наконец, от степени их практического использования» [2, с. 209].

Семейное гостеприимство также является важным средством воспитания культуры общения. Это не только высоконравственное качаство, но и показатель внутренней культуры. Его надо рассматривать не только как проявления учтивости, уважения, но и как школу воспитания навыков взаимопонимания и поддержки, признательности окружающим людям. Установленное с помощью непосредственных связей, средств массовой информаций и других способов, свободное и разностороннее общение с окружающей средой позволяет каждой отдельной семье не просто ознакомиться с общественно-значимыми  традициями своего народа, а также усвоить и практический использовать их с целью идейнонравственного воспитания детей.

Сегодня мы со всей очевидностью понимаем, что человек с первых лет своей жизни должен всем сердцем любить свой народ, свою этническую и национальную культуру, понимать и формировать у себя чувства национального достойнства и чести. Вместе с тем, необходимо учитывать следующее: черезмерное провозглашение национального может привести к национализму, являющимся опасным политическим и социальным явлением. Чтобы избежать такое проявление национального нельзя предавать первостепенное значение национальному воспитанию и только в этом случае человек будет проявлять подлинный интерес и понимание культуры других народов, а также чувства уважения и признания по отношению к представителям других национальностей.

Общение с людьми разных национальностей – это важное средство и необходимое условие воспитания доброго намерения и искренних чувств к представителям других народов. Получение детьми положительного опыта межнационального общения с равесниками и взрослыми в действительности возможно на примере нашего многонационального  государства.

На  сегодняшний   день,  в  условиях   роста   национального   самосознания   необходимо восстановить действенность принципов взаимного доверия и межнационального согласия.  В этом  процессе  очень важна роль осознанного использования национальных обычаев и традиций, существующие с незапамятных времен и служащие объединению народов в сочетании с общеказахстанскими традициями. То есть, учитывая многонациональные достижения необходимо оуществлять общенациональное воспитание с помощью национального воспитания, основанное на прогрессивных национальных традициях. Это поможет каждой нации определить не только уровень своего развития, а также способность нации  вносить свою лепту в решения общечеловеческих проблем.

Национальное воспитание – это не только процесс освоения народом своей национальной культуры, своего языка, традиции и обычаев. Такое освоение необходимо, но как отдельно взятый процесс он носит недостаточный характер. Любое воспитание – это сознательная, целенаправленная деятельность людей. Поэтому определение данной категории должно   содержать   то,   к чему направлено воспитание. Его цель – формирование человека как субъекта национального сознания и самосознания (в широком аспекте: национальной культуры). Это, в свою очередь, предполагает ориентирование на формирование  у  человека морально-нравственных ценностей общенационального, общечеловеческого  содержания.

В свою очередь, общечеловеческие интересы, требующие совместного решения, как предотврашение экологического кризиса, борьба с различными болезнями (СПИД, рак, т.б.), терроризмом, обезоруживание, сохранение устойчивого развития человечества, установление  эффективных  взаимоотношений  между различными государствами с целью создания условии для прогрессивного развития всего человечества на мировом уровне формируются как масштабные проблемы. Каким бы не было государственное формирование, только балгодаря совместному усилию и совместному действию всех стран, можно найти решение всех проблем стоящих перед человечеством. Эти задачи формируют в сознании жителей всего мира «новые понятия, категории, термины» относительно сфер применения межнационального согласия. [3, с. 27]

Вместе с тем, принципиально важная проблема – национальное воспитание, что является не только средством «самосохранения» нации, но и «идейной» силой роста национального самосознания. По  нашему мнению, в условиях «взрыва» национального самосознания использование форм и методов национального воспитания – это один из новых способов удовлетворяющий требовании демократизации нашего общества.

В свою очередь, демократизация нашего общества создала все возможности для подлинного развития семьи, нации и народов, их культуры, языка и традиции. Эти возможности необходимо использовать для развития народов и нации, для устранения отчуждения между различными этносами, национализма в самосознаниях этих народов и нации, для сближения нации и народов нашей многонациональной республики и обеспечения единства Казахстанского народа, а также для решения спорных проблем в национальных отношениях с демократических позиции.

Так образом, использование форм и методов национального воспитания –  это  необходимость связанная с поднятием уровня национального самосознания и возможность поднятия статуса национальной культуры, искусства, языка и традиции. Эти формы и методы создают условия для восстановления взаимного доверия между нациями и народами, между национальноми и этническими группами.

В связи с этим в реальной жизни, в конкретных действиях, поведении людей (в том числе в личностных отношениях) семейное воспитание должно быть ориентировано на реализацию идеи дружбы народов, подлинное усвоение многонациональной, духовной, демкратической, общечеловеческой культуры.

Поэтому, личностный подход в воспитании, тесная связанный с основными целями воспитания, с определением путей развития человека, с выбором средств и способов формирования личности, является методологическим принципом воспитательной деятельности. Этот метод, вопервых, требует определить основную цели воспитания с позиции индивидуальности, во-вторых, учитывать присущую человеку индивидуальность, уже сформированная, ставшая постоянной, а также его ответную реакцию на воспитательное воздействие. Особенность этого метода заключается в конкретизации воспитательного процесса, в его направленности на личность как объекта и субъекта воспитания. Индивидуальный подход  в воспитании не предполагает развитие индивидуализма у воспитуемых, так как в воспитании главное -  не форма (насколько бы она была важной), а мотивация. Принимаемые во внимание в воспитательном процессе способности и возможности каждого человека, проявляемые им в работе и общественнополитической деятельности, позволяют раскрыть его талант, утвердить веру в собственные способности и силу, отбросить оковы ежедневной рутины и помогут проявить творческий потенциал, социальнополитическую активность.

Таким образом, воспитание – это целенаправленная деятельность по управлению процессом формирования   личности.   Однако   на   процесс   формирования   личности   влияют   ряд   объективных и субъективных факторов. Уровень материального благосостояния семьи, характер использования доходов, обеспеченность местом проживания, домом и дошкольными, а также другими учреждениями для детей, численность и состав семьи и т.д. относятся к объективным факторам. Деятельность государства и и его институтов воспитания, общественно-политических организации, характер межличностных отношений в семье, уровень образованности, культуры членов семьи, культурные запросы родителей составляют субъективные факторы влияющие на формирование личности. В свою очередь, управление процессом формирования личности должно охватывать обе группы факторов. Но если субъективные факторы традиционно связаны с понятием воспитания, то его объективным факторам исследователи, чаще всего, должного внимания не уделяют. Никакая система воспитания не может быть действительно эффективным, если не учитываются сила влияния и направленность объективных факторов, а также не опирается на социально-экономические условия жизнедеятельности объекта воспитания, на его материальные интересы.

В то же время, материальный достаток не решает воспитательные задачи, а стремление некоторых семей к богатству поглащает духовные ценности и приводить к появлению у детей безответственности, индивидуализма, эгоизма, черезмерного роста желании и потребностей, а их удовлетворение  превращается в единственную цель. Кроме всего, за этим стоят такие явления как тунеядство, жизнь за счет других, быть обузой, скудность духовной стороны жизни и т.д.

Мы должны обратить внимание на соизмеримость, гармоничность материальных и духовных потребностей и желаний человека. Мы думаем, что многие с нами согласятся, когда мы говорим о том, что «тепличное содержание» детей и бездуховность частно встречаемое явление на этапе семейного воспитания. В следствии низкой педагогической культуры некоторые родители не объясняя своим детям каким трудом и какой ценой достаются деньги, средства, стараются полностью удовлетворить их потребности. Семья такой неполноценной потребительской направленности ограничивая интересы своих членов, уводя их мысли от подлинных духовных ценностей, усиливают в них такие отрицательные качества и привычки как подлость, тщеславие, карьеризм, взяточничество и т.д.  В таких семьях, которые в воспитательной деятельности должны рассматриваться как неразвитые, незрелые семьи, чаще всего вырастают дети с нравственными недугами. Осознанные потребности должны формироваться на основе повышения уровня культуры, а также благодаря духовно-нравственному развитию личности.

В связи с этим, совершенствуя общественное бытие как необходимое условие гармоничного соответствия общественного и личного поведения и повышая уровень жизнедеятельности членов людей, нужно сформировать у человека систему осознанных потребностей в качестве гаранта его нравственного здоровья и оптимистического социального настроя. Формирование системы осознанных потребностей это не только установление уровня материальных потребностей человека в  соответствии  с общественными возможностями, но и постоянное повышение сознательности и культуры бытового поведения, культуры потребления людей.

Повышение уровня педагогической культуры как одного из важных условии семейного детского воспитания вытекает из этого, что осуществляется путем научно-педагогического просвещения.

Очень важно раскрыть причины того, почему на данном этапе развития наше общество еще не может удовлетворить все потребности отдельно человека, а также почему не всегда можно удовлетворить некоторые потребности, которые можно удовлетворить в данной период или, хотя бы, в ближайщее будушее. Вместе с тем, в процессе приобщения человека сознательным, чувственным ценностям необходимо способствовать осознанному пониманию исторического будущего. Предостваляя достоверную информацию о состоянии сегодняшнего дня, о его трудностях, необходимо связать решение этих проблем с поступательным движением общества, нужно разъяснить реальные условия их реализации и тогда причины расхождения между ожидаемыми личностью и фактическими возможностями их удовлетворения сведутся к минимуму, не будет основы для недовольств, разочеровании и нерешительности.

Чтобы целенаправленно и эффективно заниматься вомпитанием нужно хорошо знать, в первую очередь, что такое личность, как она формируется, какие закономерности присущие ее развитию и как можно осознанно влиять на этот процесс.

В процессе деятельности человек становится активным создателем и строителем вселенной и себя. Насколько богата жизненная практика творчески активной личности, усвоенные  им  культурные  ценности, насколько высок уровень ее социальной ответственности, настолько весомым  будет  его  участие в познании и воссоздании мира. Чтобы стать личностью, человек должен  в  процессе деятельности усвоить человеческую культуру, приобрести знания, осуществлять трудовую деятельность, овладеть  всей  совокупностью  социальных  норм.     Воспринимая  исторически  сложившиеся  принципы права, образцы поведения, бытовые нормы, правила мышления, эстетические вкусы, человек формирует свой характер и мышление. Когда человек приобретает самосознание, тогда он начинает воспринимать себя личностью.

В связи с этим мнение Т.К. Ауельгазиной о формировании отдельной личности и ее политической социализации очень существенна. Как она пишет: «С помощью различных институтов общество  оказывает огромное влияние на процесс политической социализации отдельной личности. К институтам политической социализации относятся семья, дошкольные учреждения (детские сады), школа, средние и высшие учебные заведения, различные общественно-политические организаций и объединения, трудовой коллектив, религиозные объединения, СМИ, формальные и неформальные группы, государство, охватывающее органы власти и управления. Каждый институт политической социализации оказывает собственное влияние на разных возрастных этапах социально-политического развития отдельной личности. В процессе достижения общей цели, то есть в процессе формирования развитого, политически грамотного  гражданина  современного  общества,  каждый  институт  выполняет  определенные  задачи  [4, С.68 .].

Только хорошо продуманная экономическая стратегия, сильная государственная социальная, семейная политика и их неразделенная целостность с помщью целенаправленной идейно-воспитатальной работы может активизировать человеческий фактор.

Интенсивное развитие общественных процессов, успешное преодоление негативных явлений, накопленные десятилетиями в нашей жизни тесно связано с созданием здорового, полноценного морально-психологического и духовно-нравственного климата, улучшением, особенно среди молодежи, поведенческих образцов.

Несомненно нельзя достичь намеченных результатов в деле семейного воспитания большинства без создания необходимых материальных, культурно-бытовых и других условий, а также без политикоидейной, теоретической и организационной деятельности.

Успешность любой работы, особенно успешность работы в сфере семейного воспитания, связана с компетентностью, творческий деятельностью и разносторенними знаниями идеологических кадров.

Все это побуждает к необходимости творческого поиска самых действенных и эффективных методов, средств политико-воспитательной работы, к активизации человеческого фактора, к смелому внедрению в воспитательный процесс новшеств, полученных в результате научно-практических исследований. В то же время, требует от социума целенаправленной и систематической консолидации всей силы и мощи для идейно-нравственного обеспечения выполнения задач воспитания, настойчиво и системно действовать на пути воспитания развитой политической и духовно-нравственной культуры казахстанской семьи  и  народа.

В связи с этим, современные социально-экономические условий жизнедеятельности, во многом определяемые требованиями научно-технического прогресса, во главу угла ставят такие требования к людям, к семье как постоянное повышение уровня образования и культуры. Поэтому, на сегодняшний день процесс формирования личности не может быть содержательным без организации духовнонравственного просвещения, без глубокого понимания и усвоения требовании духовно-нравственных потребностей, закономерностей их осуществления.

Необходимо отметить, что уровень образованности супругов влияет на прочность и стабильность семейных отношений по разному. Чаще всего, на на длительность барчных уз, на благополучие семьи, на процесс воспитание детей оказывает влияние не уровень образованности супругов, в гланым образом, разница в уровнях образования. Вместе с тем, нужно обратить внимание, что рост уровня образованности и профессионализма женщин создает условия для массового привлечения их в общественное производство, для экономической независимости, для изменения жизненного уклада. Это повышает уровень требовании женщины к брачному союзу, а также к своему супругу, в связи с этим она ожидает такое отношение к себе, которое соответствует ее новому положению в обществе и все возрастающим духовным потребностям.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем многонациональном обществе  необходимо создание условии для развития института казахстанской семьи, ее воспитательной роли, в том числе для сохранения и развития национальных тардиций, для формирования толерантности и уважительного отношения у молодежи к культурным традициям, языку и ценностям всех этносов, проживающих в Казахстане.

 

  1. Мудрость воспитания: книга для родителей /сост. Б.М.Бим-Бад и др. – М.: Педагогика, – 287 с.
  2. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. – Алматы: Гылым, – 248 с.
  3. Лукин С.П. Духовный прогресс. – М., – 320 с.
  4. 6уелғазина Т.{. {азаyстан Республикасындағы жеке тyлғаныy саяси əлеуметтену ерекшеліктері: монография. – Алматы, 2006. – 240 б.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Политология
loading...