Политологические механизмы воспитания правовой культуры населения Казахстана

В статье рассматриваются вопросы политологических механизмов воспитания правовой культуры населения Казахстан, которые еще недостаточно изучены в социально-политической науке. Вместе с тем, уделено внимание и дискуссионным вопросам. 

Воспитание правовой культуры населения осуществляется определенными политологическими механизмами. В связи с этим возникает потребность поиска новых политологических механизмов (форм, методов, средств) правовоспитательной работы, которые в наибольшей степени соответствовали бы потребностям воспитания правовой культуры у каждого гражданина Казахстана прочного научного мировоззрения, принципиальности, высокой правовой политики, культуры, ответственного отношения к делу, понимания места и роли каждого народа в полиэтническом казахстанском обществе и т.д. При этом следует сказать, что мировоззренческого, политико-правового вакуума в Казахстане не существует. Общественно-правовая жизнь Казахстана всегда рождает новые политологические проблемы. Решаются одни из них, возникают новые. Это естественно и закономерно. И если казахстанец не находит в нашей политике на них ответа, он пытается найти ответ сам либо обратиться к иным мировоззренческим, политико-правовым постулатам. Это обстоятельство не может не учитываться носителями воспитания правовой культуры населения. Стихийность в этом деле чревата для Казахстана негативными последствиями.

Вести    правовоспитательную    работу    мы    можем    иначе,    чем    с   тем   наличным человеческим «материалом», который взращен в условиях  застоя общественно-политических  отношений [1] и поэтому в определенной своей части пропитан искаженными представлениями о соотношении нравственных и правовых, политических и правовых норм, национальных, общеказахстанских и общечеловеческих ценностей и интересов.  Наши представления о подлинной сути нравственных и правовых, политических  и  правовых   норм,   национальных,   общеказахстанских   и  общечеловеческих   ценностей   многие годы девальвировались, а равнодушие и казенщина в правовоспитательном процессе действовали разрушительно на восприятие прогрессивных идеалов (в том числе правовых) и приверженность им. Негативно срабатывала также ставка на охват правовоспитательным воздействиям как можно большего числа людей Казахстана одновременно. В результате из поля внимания воспитателей, политологов стала исчезать личность-казахстанец. Между тем любое общество, в том числе и казахстанское, является совокупностью индивидов. Но совокупность эта не механическая, а диалектическая. Поэтому общественно-политические отношения и личность в Казахстане настолько взаимосвязаны, что немыслимы друг без друга. Их взаимопроникновение-ключ к пониманию политико-правовых и мировоззренческих проблем политологии. При этом усиливается персональная ответственность испольнительной власти [2] и гражданская ответственность каждого казахстанца перед обществом.

Следует сказать, что в условиях реформирования, модернизации казахстанского общества возникает потребность полнее использовать правовоспитательный потенциал истории и  художественной литературы, которые написаны на правовые темы. Дело это не легкое. Его результат, во многом, зависит  от позиции, занимаемый толкователями исторических, политико-правовых знаний. Сознательное искажение истории правовой и государственной политики, свойственное временам культа личности, застоя и горбачевско-колбинского периода, поставило проблему доверия читателя к слову писателя, ученого (историка, правоведа, политолога) носителей моральных, политических, правовых ценностей, политической, правовой и гражданской культур. А оно складывается на основе достоверности отраженного в их произведениях историческо-правового опыта собственного народа и других национальностей, вступающих с ним в общение, опыта политико-правового взаимодействия населения и т.д.

Полуправда, попытки обойти острые политические, правовые углы подрывают доверия к печатному слову, снижают его правовоспитательный потенциал. Только искренность, научность, честный взгляд на политико-правовые вещи, постоянное объективное следование правде, сколь горькой бы она ни была, рождают у казахстанца чувство причастности к судьбе своей Родины и готовность искорения злонарушений закона, исключают правовой нигилизм, побуждают в любых условиях  быть  полезным своей стране.

Известно, какой болью за судьбу своего народа, Родины были проникнуты мысли Абая о мертвящей затхлости родо-племенного права, межродовой вражды, и колонизаторской политики царской России, тормозящих развития казахского народа и его правового сознания [3]. От того, как нам удастся расстаться с родо-племенными, застойными, горбачевско-колбинскими явлениями, включая нашу мораль, право, политика, подвергшиеся в годы независимости серьезным «искушением», как удастся преодолеть возникшие расхождения между благородными политико-правыми постулатами нравственности и их дифференцированными содержательными сторонами  застойного  горбачевско-колбинского  периода, будет во многом зависеть степень продвижения казахстанского общества к реализации поставленных задач, в том числе в политике правовой культуры.

Следует сказать, что формирование и совершенствование политики правовой культуры Республики Казахстан, включающей в себя виды, направления, формы, методы и средства воспитания, весьма монобразно. При выборе форм, методов и средств воспитания правовой культуры населения в условиях модернизации казахстанского общества должен быть учтен опыт, накопленный за прошлый период, т.е. оно должно строиться на основе определенной преемственности.

Надо отметить, что средствами воспитания правовой культуры населения являются печатная и устная пропаганда, радио и телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия*.

Одно из важнейших мест среди наиболее массовых форм-механизмов правовой пропаганды  Казахстана принадлежит печати.

Наиболее распространенными направлениями пропаганды правовых знаний через казахстанскую печать являются: пропаганда законодательства, освещение деятельности юридических, государственных органов и общественных организаций, осуществляющих работу по укреплению законности и правопорядка, правовой и политической культуры, информация о состоянии законности, обмен опытом правовой, политической работы, правовая, историко-политическая хроника, популяризация юридической, социально-политической литературы и т.д.

Большое правовоспитательное значение имеют публикуемые в газетах, журналах материалы, разъясняющие казахстанские законы и правовую, государственную  политику.

В этих целях во многих органах печати республики введены специальные рубрики: «Юридические консультации», «Ответы на вопросы читателей» и т.д.

Эффективным средством воспитания правовой культуры населения являются  рассказы,  очерки,  статьи, показывающие деятельность правоохранительных, государственных органов, их сложную, трудную и благородную работу.

Большое правовоспитательное значение в Казахстане имеют информаций, репортажи и сообщения о государственной политике и о совершенных правонарушениях, о ходе их расследования, судебного разбирательства и т.д.

Целенаправленно и    постоянно  ведут   пропаганду  правовых,  политических  знаний   газеты «Казахстанская правда»,  «Егемен Қазахстан»,  «Юридическая газета»,  «Экономика», журналы  «Мысль», «Ақиқат», «Заң», «Фемида» и некоторые другие центральные газеты и журналы. Достаточно сказать, что только центральные и алматинские газеты поместили в 2014 году свыше тысячи публикаций только на правовые темы, а общий тираж книг по вопросам государства и права возрос за 2009-2011 годы почти в  1,5 раза.

Интересные правовоспитательные материалы регулярно публикует местная печать Казахстана. Например, алматинская областная газета «Жетісу» под рубрикой «На страже закона» ежемесячно публикует материалы, разъясняющие содержание казахстанских законов и правовой политики, обобщающие и распространяющие лучший опыт в пропаганде правовых, политических знаний, оказывающие конкретную помощь организациям и пропагандистам в правовоспитательной работе.

Большой  популярностью  пользуются  среди  населения  радио-  и  телепередачи:  «Человек  и  закон», «Этого могло и не быть». Которые содействуют повышению авторитета правоохранительных, государственных органов, юридических профессий и воспитывают у населения чувства уважения к  казахстанским законам и правам. В последние годы увеличился также выпуск радиои тележурналов по вопросам правовой политики.

Определенный вклад в дело воспитания правовой культуры граждан вносят писатели, композиторы, мастера сцены. Появилось немало повестей, рассказов, очерков, пьес и кинофильмов, рассказывающих о благородном труде юристов, политиков, затрагивающих вопросы права,  политики  и  охраны правопорядка в обществе.

Вместе с тем хотелось бы сказать и о том, что большие возможности печати, радио и телевидения Казахстана в воспитании правовой культуры населения используются не полностью. Существенным недостатком является односторонность в освещении правовой тематики. Публикуемые в казахстанской печати материалы посвящаются главным образом уголовно-правовым проблемам, в то же время крайне мало места отводится разъяснению гражданского, трудового, семейного законодательства. Слабо освещается многогранная деятельность суда, прокуратуры, органов МВД и других юридических, государственных служб Казахстана. В передачах радио и телевидения республики редко практикуются такие формы, как юридические справочные бюро, правовые радиои телевизионные университеты. Думается, что требует лучшей организации и система информации населения Казахстана о действующем законодательстве, вновь принимаемых законах и публичность политики правовой культуры.

В связи с этим хочется остановиться на одном политологическом вопросе на правовоспитательной роли публичности политики правовой культуры казахстанского государства.

Словосочетание «публичность политики правовой культуры Республики Казахстан» как политологическое понятие пока в научной литературе употребляется довольно редко. Между тем в условиях обновления, модернизации оно все более обретает свою гражданскую, политическую, правовую ценность. Не будучи синонимом открытости, гласности, публичность политики правовой культуры тем не менее находится в тесном связи с ними. В этом настоятельная потребность XXI века. Чем быстрее она реализуется и чем шире ее публичное признание, тем существенное будет ее правовоспитательный результат.

Публичность политики правовой культуры  Республики  Казахстан  предполагает  открытость, гласность. Будучи непременным условием действенности открытости, гласности, она вместе с тем выступает в качестве своеобразного критерия правовой культуры и демократизации казахстанского общества. В условиях публичности политики правовой культуры казахстанского государства важнейшие общезначимые для всего многонационального казахстанского народа и отдельных национальностей решения предполагают беспрепятственное их обсуждение, сопровождаемое свободой мнений, критических замечаний, возможность выступать с предложениями по конкретным вопросам политики правовой культуры. Публичность политики правовой культуры Республики Казахстан враг социальнополитической     демагогии     и    политического,     правового     формализма.     Она    предполагает такую государственную политику правовой культуры, в формировании которой участвовало бы само население Казахстана. Государству для осуществления своих политико-правовых планов в интересах народа нужны ясное понимание позиции казахстанцев и практическая реализация умственного, эмоционального и материального потенциала самих народов. Без публичности политических, правовых действий этого понимания не достичь, как не добиться достоверного знания от общественного мнения, о степени готовности населения внести свой вклад в общеказахстанское дело. Публичность предполагает наряду с информированностью населения относительно состояния общественно-политических, правовых отношений и обратную информационную связь, позволяющую судить о степени участия населения в предполагаемых общественно-государственных и правовых актах и о психологической ситуации, в которой предстоит их реализация. Вот почему публичность политики правовой культуры Казахстана представляется непременным условием дальнейшей демократизации общественно-политических, правовых отношений и соответственно правового воспитания населения. При этом воспитание это процесс «изменения психики человека, его психических процессов и психических образований» [4].

В качестве одного из политологических механизмов, т.е. средств воспитания правовой культуры населения Казахстана может успешно использоваться наглядная агитация. Стенды, плакаты, лозунги, диаграммы, фотовитрины, пропагандирующие казахстанские законы,  права,  государственную  и правовую политику, оказывают большое воздействие на формирование правосознания населения. Сатирические выпуски газет, листки-«молнии», а также другие материалы, бичующие конкретных нарушителей законов, трудовой, государственной и общественной дисциплины, имеют большое правовоспитательное значение.

Широкое использование в воспитании правовой культуры средств печатной пропаганды Казахстана не снижает значения устной правовой, политической пропаганды. Какие бы новые технические средства информации ни вступали в строй, они не могут заменить живого слова, обладающего рядом преимуществ по сравнению с печатной пропагандой. Умело пользуясь им, пропагандист может переделать и затронуть самые тонкие оттенки мыслей и чувств казахстанцев, помочь им в обычном увидеть необычное; казалось бы, в уже известном – что-то новое и т.д.

Устными политологическими средствами пропаганды правовых знаний среди населения Казахстана являются лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, викторины, семинары, правовые лектории, доклады, конференции, собрания по вопросам укрепления законности и правопорядка, правовой и политической культуры, обсуждениях на сходах, в коллективах, на заседаниях комиссий, поведения и поступков отдельных правонарушителей, а также и некоторые другие аналогичные мероприятия, несущие правовоспитательную и нравственно-политическую нагрузку.

Если средства воспитания правовой культуры служат каналами передачи идейно-политического содержания правовоспитательной работы, то формы воспитания правовой культуры выступают как способ внешнего выражения содержания и предстают, прежде всего как конкретные мероприятия или как типы конкретных мероприятий по воспитанию правовой культуры населения в системе политикоправовых процессов.

В современных условиях сложились следующие организационно-политические формы воспитания правовой культуры: правовая, политическая пропаганда, правовая учеба и индивидуальная правовоспитательная работа.

Наиболее распространенной политологической формой правовой пропаганды Казахстана являются лекции. Это самый массовый способ общения с людьми. В последние годы в лекционной пропаганде произошли значительные сдвиги, повысился её профессиональный уровень. Только в 2013-2014 годы в стране лекторами-юристами, политологами, социологами прочитано около десяти тысяч лекций. Так, в практике работы лекторов-юристов заметное место занимают в последние годы регулярные коллективные выходы с лекциями в рабочие коллективы, студенческие аудитории, в аулы, деревни. Такие коллективные выходы лекторов-юристов практикуются во многих районах страны. О дне и времени выхода население заблаговременно оповещается по местному радио, через афиши. Судьи, прокуроры, адвокаты и работники полиции Казахстана выступают в назначенные дни в цехах заводов, на стройках, в бригадах, домах культуры, рабочих общежитиях по самым различным  правовым,  политическим вопросам.

Большое значение придается также организации проведения лекториев и тематических цикловых лекций. Данная форма позволяет донести до населения определенную систему знаний.

Правовая учеба является одной из наиболее надежных и систематических форм воспитания правовой культуры населения [5].

В настоящее время правовая учеба Казахстана включает в себя:

  • юридическое образование, складывающееся из обучения и специальной подготовки кадров высшей и средней квалификации для науки, государственного и общественного аппарата;
  • система юридической подготовки других категорий работников государственных учреждений, общественных и самодеятельных органов, связанных с нормотворческой  и  правоприменительной работой, не требующей, однако, специального широкого юридического образования;
  • система форм правового просвещения широких масс населения, в первую очередь молодежи.

Юридическое образование в нашей стране осуществляется главным образом учреждениями высшей школы (юридические факультеты университетов, юридические высшие школы  и  Академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан) и специальными средними учебными заведениями (школы полиции, средние юридические школы и т.д.).

Вместе с тем проблема подготовки юридических кадров остается все еще острой, поскольку до сего времени существует нехватка  высоко квалифицированных юристов.

В связи с этим возникает политическо актуальная проблема – это настоятельная необходимость улучшения качества подготовки специалистов высшей  и  средне-специальной  юридической квалификации [6]. Целесообразно также для подготовки секретарей суда, судебных исполнителей, юрисконсультов предприятий и т.п. ввести в стране среднее специальное юридическое образование. Это позволит создать резерв для поступления в высшие юридические учебные заведения из числа лиц, имеющих опыт юридической работы, что в конечном счете улучшило бы и качество подготовки юристов высшей квалификации.

Юридическая подготовка других категорий работников, в частности государственных и  хозяйственных кадров, осуществляется в системе политического просвещения, на постоянно действующих курсах по переподготовке кадров и т.д.

В связи с этим следует сказать, что надо предусмотреть изучение основ законодательства и права в учебных планах и программах постоянно действующих курсов по переподготовке государственных, хозяйственных и других работников. Организовать чтение лекций и проведение специальных семинаров на правовые темы в городских и районных учреждениях, а также уделять больше внимания этим  вопросам в других формах политического образования.

Правовое обучение казахстанской молодежи осуществляется путем использования различных систематических форм пропаганды.

В последние годы для учащихся старших классов рекомендован факультативный курс по основам казахстанского законодательства. В школах Казахстана проводится экспериментальное преподавание основ казахстанского права в десятых классах. Сегодня введено преподавание основ казахстанского права в профессионально-технических колледжах. Улучшается пропаганда казахстанских законов в вузах, средних специальных учебных заведениях.

В целях пропаганды правовых знаний среди учащихся используются такие формы, как беседы и лекции, встречи с практическими работниками и государственных органов, диспуты на моральноправовые, политико-правовые темы, юридические олимпиады, вечера вопросов и ответов,  кружки,  школы «юный юрист» и т.д.

Положительный опыт по воспитанию правовой культуры учащихся общеобразовательных школ имеется в городе Алматы, где эта работа на протяжении многих лет проводится планомерно и систематически. Её успеху способствует тесное деловое взаимодействие судей, адвокатов, работников прокуратуры и отдела внутренних дел города с местными органами образования и непосредственно с директорами и учителями школ.

Все беседы по вопросам государства и права воспринимаются молодыми людьми живо и с большим интересом, о чем свидетельствует множество задаваемых вопросов. Такой формой правовоспитательной работы в истекшем году было охвачено четыре тысячи учащихся старших классов общеобразовательных школ города. В конце учебного года в актовых залах школы проводятся итоговые собеседования по основам права. Эти мероприятия в сочетании с другими учебно-воспитательными мерами способствуют, по мнению директоров и учителей школ, значительному улучшению дисциплины в школе, сокращению фактов нетактичного и грубого отношения учащихся к учителям и друг к  другу,  неправильного поведения учащихся в общественных местах.

Когда речь идет об отдельной личности казахстанца как объекте воспитания правовой культуры, то нельзя забывать, что человек является индивидом [7] и одновременно членом общества, трудового коллектива. Этим в первую очередь и объясняется необходимость единства и различия индивидуальных и массовых форм воспитания правовой культуры.

Политологический анализ показывает, что индивидуальный подход дает возможность реализовать и конкретизировать воздействие на личность казахстанца, позволяет выбирать наиболее эффективные формы воспитания правовой культуры.

Следует сказать, что индивидуальная работа строится на знании особенностей среды, в которой находится то или иное лицо, условий жизни в семье, коллективе, уровня образования, правового и нравственно-политического сознания, правовой и политической культуры воспитуемого.

На практике в трудовых коллективах Казахстана сложились и успешно применяются разнообразные формы индивидуальной правовоспитательной работы. Так за последнее время на многих предприятиях и  в организациях расширяется наставничество кадровых работников над молодежью и шефство над  лицами, склонными к правонарушениям.

Интересной формой индивидуальной работы Казахстана являются отчеты рабочих и служащих на собраниях или комиссия, где речь идет не только о выполнении производственных заданий, но и о соблюдении трудовой дисциплины, о поведении в быту, в общественных местах и т.д.

Следует также отметить в качестве политологических форм индивидуальной правовоспитательной деятельности работу органов полиции и общественности с трудными подростками, персонала исправительно-трудовых колоний с заключенными, беседы работников прокуратуры, судебных органов с правонарушителями и преступниками и т.д.

В заключении следует сказать, что политологические формы воспитания правовой  культуры  населения Казахстана подвижны, они изменяются в зависимости от политической ситуации и от изменения конкретных условий и задач, совершенствуются с появлением новых политологических механизмов,  т.е. средств, форм и методов.

 

  1. См.: Гапоненко Н.В. Правовая культура в советского государственном управлении. Сущность и формирование. – Краснодар: Краснодарский университет, 1991.
  2. Умурзаков Е.А. Некоторые вопросы правовой культуры органов исполнительной власти // Научные труды Академии МВД РК . – 2007. – №1. – С.12-14.
  3. См.: 8збекyлы С. Абай жəне адам yyны. – Алматы,1995.
  4. Сейтешов А. Новая технология // Мысль. – 2008, №9. – С.36.
  5. Cм.: Каратаева М.М., Косенко Т.С. Роль правового образовании (воспитания) в становлении правовой культуры // Философия образования. – 2012, №1. – С.210-217.
  6. См.: Дюсенбалиева С.С. Профессиональное мышление юриста и его роль в формировании правовой культуры // Вестник КазНУ. Серия юредическая. – 2012, №2. – С.39-42.
  7. Politische, soziologische und rechtliche Probleme der Gesellschaftsentwicklung  Kasachstans.-Berlin: Verlag Dr. Köster, 2013. – S.69-70.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Политология
loading...