В этой статье рассматривается межэтническое согласие как важный фактор национальной идентичности. Отмечается, что все граждане государства, независимо от из национальных и этнических принадлежностей, должны осознавать свою органическую связь в решении общегосударственных вопросов, построении цивилизованного государства, гражданского согласия и национальной консолидации. Подчеркивается, что для обеспечения и развития межэтнических согласий требуется системный анализ на основе фундаментальных научных исследований, выполненных на основательном изучении материалов реальных процессов во всей сложности и многообразии с охватом представлений и стратегий широких масс населения.
В процессе решения национальных вопросов в полиэтническом государстве верным шагом является поиск точек соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между этническими группами: без политики согласия и разумной национальной стратегии, невозможно решить никаких задач в национальной политике. Но, надо отдать должное – это кропотливый труд и большая работа.
Обеспечение межэтнического согласия и формирование позитивной национальной идентичности необходимо строить в следующем порядке, для этого необходимо:
- разработка и принятие новых этнополитических норм, произвести изменения в организационных структурах отраслей культуры с учетом расширения ее в сторону создания общественно-государственной системы управления культурой, принятия решений, основанных на демократических принципах;
- утверждение в обществе новой зрелой национальной психологии и стабильных межэтнических отношений, проведение целенаправленной, стабильной, эффективной политики укрепления общественного и этнополитического согласия;
- повышение политического сознания, политической социализации, политической культуры общества;
- формирование и развитие общекыргызстанской патриотической идеи, повышение роли общества в этом направлении.
Социальные коллизии и противоречия должны уравновешиваться острым сознанием органического единства всех слоев гражданского общества перед лицом задачи построения цивилизованного государства.
Граждане государства должны осознавать свою органическую связь участвовать в общем государственном деле, построения цивилизованного государства.
Только в результате последовательного осуществления политики по реализации этих идей можно говорить о формировании этнонациональной идентичности, которая послужит общим знаменателем для достижения социального согласия и общенациональной солидарности, социальной стабильности, выступая в критические моменты как аргумент, мобилизующий все социальные слои населения на солидарные действия в деле государственного созидания.
Известно, что социальные программы разрабатываются и принимаются правительством, а законодательства, защищающие интересы национальных меньшинств законодательной ветвей власти. Тенденции к появлению дискриминационных законодательных актов и пренебрежению интересами этнических групп, легче всего пресекать тогда, когда в законодательные и исполнительные органы власти входят (и наделяются реальными правами) представители каждой этнической группы и каждой социальной категории общества. Ведущую роль в обеспечении справедливого представительства этни-ческих интересов играют избирательные системы, где обеспечивается поле для конкуренции политиков и политических взглядов. В ходе выборов проявляют себя наиболее эффективные и хорошо организованные политические ассоциации и их лидеры. Именно поэтому вопрос, о том, какими должны быть электоральный процесс и избирательное законодательство, чтобы обеспечить адекватное представительство всего существующего в обществе многообразия интересов, приобретает решающее значение.
Как правило, экономическое процветание государства повышает межэтническое сотрудничество и, наоборот, при экономических неурядицах роль этнической принадлежности, выполняющей функции системы социальной поддержки, возрастает. В тяжелые времена, усиливается тенденция к внутренней замкнутости, а для создания атмосферы, которая бы в наибольшей степени способствовала гармонизации межэтнических отношений требуется политика, направленная не только на создание благоприятных условий социально уязвимым слоям населения, но и на экономический рост в целом. На сегодняшний день, мы не должны дать развиваться в нашем обществе таким чувствам, как социальная усталость, безразличие, потеря естественных стимулов для развития.
В этнополитике важно соединять опыт истории и сформировавшихся традиций с новыми, современными аспектами развития общества. «Нация и национальные отношения не могут и не должны развиваться отдельно от общества, государства и граждан, так как являются одной из форм их существования и жизнедеятельности, подчеркивает ученый Р.Абдулатипов.
В этой связи, что при реализации этнополитики необходимо на всех уровнях власти, в сфере образования, пропагандировать идеи дружбы, сотрудничества, духовного единства, близости культуры этносов, и конфессий. «В этом плане предстоит более убедительно и более корректно проработать вопросы исторической значимости процессов самобытного развития каждого народа, а также формирования многонационального, единого в своей государственности и духовности народа. Только при обеспечении полной гарантии развития каждого этноса как нации есть шанс стать нацией – государством» отмечает Р.Абдулатипов.
Таким образом, в свете сказанного эффективность этнополитики государства в области развития межэтнических отношений и формирования национальной идентичности возможно, если:
- политическая элита в обществе будет исходить из того, что важнейшим условием дальнейшей консолидации общества, является укрепления основ межэтнического согласия, взаимодействия культур всех этнических групп;
- в стране будут созданы условия для приобщения молодежи и граждан государства к достижениям культурных ценностей, к традициям, обычаям этносов страны;
- этнополитика будет рассматриваться в долгосрочной перспективе, которая обеспечит сравнимость уровня и образа жизни различных этнических групп населяющих Кыргызстан;
- этнополитика на местном уровне будет вестись не только в отношении текущих, повседневных проблем, но и в отношении роста человеческих возможностей;
- будут использованы информационные, образовательные, культурные активы, содействующие развитию личности, постижению интеллектуальных, коммуникативных компетенций, дающих человеку уверенность в будущем не зависимо от этнической принадлежности,
- иметь в виду, что правовые основы этнополитики тесно связаны с представлениями об естественных, неотчуждаемых правах человека в рамках различных институтов, рассматриваемых так же как естественные. Ими являются институты семьи, соседства, поколенных сообществ (имеющих разное содержание в разных этнокультурных и религиозных традициях) институты религиозной и этнокультурной солидарности и так далее;
- этнополитику ориентировать на осуществление и реализацию мирного сосуществования этнических групп в рамках единого правового пространства;
Кроме этого этнополитике требуется систематический анализ на основе фундаментальных научных исследований, выполненных на основательном изучении материалов реальных процессов во всей сложности и многообразии с охватом представлений, и стратегий широких масс населения. Этнополитика должна содействовать реализации экономического и интеллектуального потенциала полиэтнического и поликонфессионального Кыргызстана для достижения целей и процветания страны. Сегодня можно констатировать, что этнополитика Кыргызстана в решении проблем этнической и национальной идентичности ориентирована на развитие интеллектуального и культурного потенциала этнических групп, у которых есть реальная доступность к информационным, культурно-образовательным, и другим гуманитарно-технологическим ресурсам страны, есть возможность их использования в решении задач межэтнического согласия.
Таким образом, учитывая вышесказанное необходимо совершенствовать, сохранять и укреплять единство мультикультурного, и поликонфессионального общества. Поэтому, для Кыргызстанской этнополитики наиболее подходящей является такое направление, которое поддерживает этническое и культурное многообразие. Все это позволяет обеспечивать не только этническую, но и внутриполитическую консолидацию общества. Только равноправный союз с представителями других этносов, умелое использование исторического опыта позволяет кыргызстанцам благополучно конструировать полноценную нацию, отстаивающую свои интересы.
- Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». – Москва,
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – Москва,
- Букаева А.А. Этническая идентичность и межэтнические отношения в Республике Казахстан: Проблемы и перспективы. – Семей,