Изменение имиджа Японии после распада биполярной системы международных отношений

Имидж Японии, как и имидж других стран, изменялся с течением времени в связи с политическими, экономическими и культурными факторами. Япония, будучи страной-агрессором во время войны, оказалась в невыгодном положении в формировании мирового имиджа страны. Однако, после распада биполярной системы в мире, в процессе глобализации меняется характер международных отношений на мировом уровне. Эти изменения не прошли стороной и Японию. В процессе глобализации Япония сталкивается с проблемами изменения имиджа страны с негативного на позитивный. В данной работе анализируется изменение имиджа страны в эпоху глобализации, также культурная дипломатия правительства Японии, оказавшая влияние на этот процесс.

Введение 

На рубеже тысячелетий произошла глубинная эволюция курса Токио. Если ранее наиболее приоритетной целью было формирование более позитивного отношения к себе со стороны США, то после распада биполярной конфронтации в мире Япония стала стремиться к новому позиционированию себя в Азии и стал набирать силу «азиатский бум» – интерес к Азии и ее социокультурным ценностям в широком смысле. После зигзагообразного метания Японии между западными и восточными ценностями в японском внешнеполитическом имидже сформировалась новая доминанта – своего рода стремление к синтезу культур. 

Методология 

Методологическую основу работы составляет метод системного анализа, позволявший отнестись к предмету исследования как к комплексному процессу. Использованы принципы диалектического, конкретно-исторического подхода к пониманию реальности и искусственно сконструированного имиджа. Особое значение имеют принципы многомерности, системности, соотношения субъективного фактора и объективных условий. 

Результаты и обсуждения 

Формирование новой системы международных отношений в Японии

После распада биполярной системы (19461991) возникает новая парадигма международного сотрудничества, которая приходит на смену Ялтинско-Потсдамскому порядку. Радикальные перемены, имевшие место в течение 1990-х гг. (прекращение конфронтации между Востоком и Западом, распад социалистического лагеря, дезинтеграция СССР, появление на Евразийском материке десятков новых независимых государств, обострение глобальных проблем), изменили характер международных отношений, качество и количество акторов, модели их взаимодействия и правила поведения. И на этом фоне международных отношений для большинства стран требовалось пересмотреть свою политику на мировой арене и сопоставить значимость своего влияния на той или иной локальной территории и во всем мире целом.

Такой же вопрос стоял и перед Японией. Но одним из важных факторов было то, что и в прошлой системе Япония, хоть и сохраняла нейтралитет по отношению к политическим процессам в мире, но она была на стороне Запада почти во всех вопросах. И кризис в политическом плане не сильно затронул Японию.

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового порядка в конце XX – начале XXI вв., является глобализация. Сущность этого процесса состоит в резком усилении взаимосвязи и взаимозависимости государств и народов. Феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни (Япония в поисках новой глобальной роли, 2014: 241):

  • глобализация заменила геополитику супердержав и определила возросшую роль международных интеграций наряду с государствами в мировом политическом процессе;
  • глобализация сопровождается мировым переплетением рисков и опасностей (экологических, миграционных), распространением оружия массового уничтожения, преступности, торговли наркотиками и др.;
  • противоречивость международной системы проявляется в параллельных с глобализацией процессах децентрализации, регионализации. Региональные группировки и международные организации, такие как «Большая восьмерка», Европейский Союз, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др., наряду с государствами, становятся ведущими акторами в международной системе;
  • перемещение центра конфронтации в международной системе отношений Восток-Запад на ось Север-Юг. Нарастание напряженности по оси Север-Юг после окончания «холодной войны» во многом вызвано цивилизационными факторами, о которых говорит известный американский политолог С. Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций». Конфликт между богатым Севером и бедным Югом основывается на совершенно разных политических, экономических и культурных шансах и возможностях развития индустриальных и развивающихся стран (Моро-Дефарж, 1996: 40-41).

Другим измерением новой системы международных отношений следует считать регионализм. При всей разноплановости, неодинаковых темпах развития и степени интеграции региональные группировки вносят дополнительные особенности в изменение геополитической карты мира. В поисках разграничительных линий известный американский ученый С. Хантингтон предложил знаменитый тезис о том, что на смену идеологической биполярности «холодной войны» грядет столкновение многополярности культурно-цивилизационных блоков: западного иудео-христианского, исламского, конфуцианского, славянско-православного, индуистского, японского, латиноамериканского и, возможно, африканского. Действительно, региональные процессы развиваются на разных цивилизационных фонах. Но вероятность принципиального деления мирового сообщества именно по этому признаку на данный момент представляется весьма умозрительной и пока не подкрепляется сколько-нибудь конкретными институционными или политико-образующими реалиями. Даже противоборство исламского «фундаментализма» с западной цивилизацией со временем теряет свою остроту (Эпова, 2014).

И после распада биполярной системы в целом имидж Японии претерпел изменения. В 1991 г. Япония совместно с США создали Центр глобального партнерства (Center for Global Partnership). Содействие сотрудничеству между Японией и США, выполнение общих глобальных обязанностей и улучшение благосостояния в мире являются основными целями организации. Посредством сотрудничества в рамках данного объединения государства стремятся расширить диалог и обмен между японскими и американскими гражданами и, тем самым, улучшить двусторонние отношения стран. Кроме сотрудничества в рамках данного соглашения, Япония и США выработали общий план действий по сотрудничеству в глобальной перспективе, что включало объединение человеческих и финансовых ресурсов для реализации совместных проектов, например, демократизация в Сальвадоре, сохранение коралловых рифов в Тихом океане. Рост сотрудничества между США и Японией можно рассматривать как часть общественной дипломатии Японии для борьбы с мнениями об опасности успехов японского экономического развития. Таким образом, политика Японии была направлена на расширение и углубление контактов с международным сообществом.

В середине 90-х гг. Японии пришлось адаптировать свою дипломатию под новую эру. Мир интегрировался в процесс глобализации. К этому времени Япония уже имела большой опыт в ведении культурной дипломатии, а на фоне других быстроразвивающихся стран Азии выступала как модель экономического развития, была образцом для других государств, что, несомненно, является достижением культурной дипломатии. Таким образом, культурная дипломатия приобрела большое значение. Однако, образ Японии как экономически развитой страны, быстро мерк на фоне других быстроразвивающихся стран Азии, нужно было вырабатывать новую стратегию, новый образ. 

Некоторые направления культурной дипломатии Японии 

Сегодня Япония сталкивается с новыми вызовами, как, например, сложность мобилизации финансовых ресурсов. Спонсоры ждут от любых культурных программ немедленных выгод. Сейчас Япония делает ставку на культуру. Культура любого государства самобытна и уникальна по своей сути. Япония активно продвигает свою культуру посредством аниме, манга, известность набирают произведения Харуки Мураками, японская кухня. «90-е годы сами японцы называют «потерянным десятилетием» – из-за затяжного экономического кризиса. Но именно тогда случился прорыв в креативе: японская культурная матрица в виде комиксов (манга) и мультфильмов (аниме) буквально завоевала весь мир», – говорит Елена Катасонова, доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института востоковедения РАН (Катасонова, 2009).

МИД Японии финансирует выпуск бесплатных многотиражных богато иллюстрированных журналов, которые в популярной форме знакомят граждан соответствующих стран с различными сторонами жизни Японии. В качестве авторов широко привлекаются специалисты-японоведы, а также видные общественные, политические деятели, представители культуры, деловых кругов стран-реципиентов. С начала 1990 гг. в России распространяется ежемесячный журнал «Япония сегодня» (электронная версия japantoday.ru). Практически в каждом номере публикуются материалы о различных регионах страны, о положении в экономике этих регионов, о наиболее типичных товарах, которые производят местные предприятия.

В Японии разработана и действует «Программа развития международных связей путем приглашения молодежи зарубежных стран» (The Japan Exchange and Teaching, действует с 1987 г.). По этой Программе в Японию приглашаются иностранные специалисты для преподавания иностранных языков в школах и высших учебных заведениях страны.

Также японские университеты привлекают иностранных студентов, предоставляя им стипендии, но возможности финансовой поддержки ограничены. Барьером является необходимость освоения японского языка. Чтобы устранить этот барьер, значительная часть молодых людей вовлекается в программы обмена через курсы по изучению японского языка, после сдачи соответствующих экзаменов или посещения специальных конкурсов на знание языка, организатором которых выступает МИД Японии (Куланов, 2007: 209).

Стабильность политики «мягкой силы» в странах присутствия обеспечивают японские культурные или языковые центры, например, представительство JICA в Казахстане. Параллельно с работой специально созданных институтов изучения языка и культурных центров, Япония осуществляет поддержку национальных и местных некоммерческих организаций и учреждений в сфере культуры. Особое значение имеет обеспечение влияния на деятельность образовательных институтов страны, присутствие через создание образовательных программ, обучение педагогов, взаимодействие с министерством образования страны пребывания и др. Многие студенты ездят на летнюю стажировку в различные японские школы (Токио, Тиба, Окинава). Организуются конкурсы сочинений и победившие студенты получают возможность по приглашению японской стороны учиться бесплатно в Японии в течение нескольких месяцев. Япония вовлечена в 44 проекта общей стоимостью около 2 млрд. долл., включая оборудование лингвистического центра в Самаркандском университете иностранных языков, строительство планетария в Перу или научные изыскания в Долине фараонов в Египте (Кочнева: 118).

Важную роль в продвижении культуры и науки Японии играют интеллектуальные молодежные обмены. С его помощью тысячи молодых людей, представляющих самые разные профессии – от военнослужащих до журналистов, посетили со специальными ознакомительными программами Японию, а некоторые получили возможность годичного пребывания в этой стране для более глубокого ее изучения. Япония также проводит мероприятия по привлечению иностранных специалистов из Китая, Кореи, США в области средств массовой информации (журналистов, аналитиков, телеведущих) для стажировок в Японии (Кочнева: 126).

Особое внимание японское правительство уделяет образовательным программам, направленным как на молодежь, так и на специалистов. Действуют англоязычные программы для студентов, стажеров-исследователей, стажировки для преподавателей, программа «молодые лидеры», предназначенная для государственных служащих, работников в сфере здравоохранения, промышленных кругов, юриспруденции и т. д., подающих надежды в качестве будущих лидеров азиатских стран, программы магистратуры в японских вузах. Одновременно развиваются межуниверситетские связи. Например, японские университеты Хосэй, Васэда, Цукуба и другие реализуют программы студенческих обменов с ведущими учебными заведениями региона. В университете Цукуба с сентября 2006 г. действует Международный Центр Средней Азии, где занимаются совместными исследованиями и разработками в области преподавания (Железняк, 2005: 89).

Министерство иностранных дел Японии через информационные отделы своих посольств, где собирается значительная часть интересующей министерство социологической информации и через которые идет официальное знакомство с этой страной, а также через специальные японские центры продолжает популяризировать японский язык во всем мире (Железняк, 2005: 120).

По последним данным, полученным в ходе исследований, организованных при содействии Японского фонда, об изучении и распространении японского языка в мире, 3,65 млн. человек изучало японский язык в 133 странах и регионах мира (в это число не вошли те, кто изучал японский язык самостоятельно) (Железняк, 2005: 209). 

Как отмечается в правительственных кругах Японии, культура и продвижение японского языка не только представляет огромный интерес внутри страны, но и способствует обеспечению национальных интересов за границей. В Японии иногда звучат призывы придать японскому языку статус международного и сделать языком ООН – в противовес английскому языку, ныне господствующему в мире. Существует мнение, что «с приобретением японским языком статуса международного страна может превратиться действительно в великую державу» (Внешняя политика Японии: 116).

Япония достаточно давно и интенсивно привлекает интеллектуальную элиту своей страны для культурно-миссионерской деятельности за ее пределами, организуя выставки, симпозиумы и лекции. Японская наука, занявшая во многих областях человеческих знаний передовые позиции в мире, активно ищет возможности сотрудничества с учеными других стран для расширения научных контактов и оптимизации научного процесса в самой Японии. Лучшие математики, физики, химики, биологи, ихтиологи и другие ученые из самых разных стран мира, в том числе из Казахстана, активно привлекаются к процессу интеграции как в Японии, так и за ее пределами через организацию различных конференций, симпозиумов, семинаров, стажировок и т. д. Большинство из них, так же как их коллеги из других научных центров, привлекаются к изучению японского языка и к знакомству с культурой этой страны. Японское правительство справедливо полагает, что изучение самой Японии за рубежом способно сплотить часть иностранных представителей интеллектуальной элиты вокруг различных тем японоведения, что также положительно скажется на общем представлении о Японии за ее пределами. Основное внимание при этом уделяется азиатскому, прежде всего китайскому, и американскому японоведению (Железняк, 2005: 146).

Задачи по улучшению имиджа Японии за рубежом реализуются Советом по содействию культурной дипломатии, созданным в структуре Японского фонда в 2004 г. Совет качества приоритетного направления определил глобализацию японской культуры. Для работы с массовой международной аудиторией необходимо было найти адекватные и понятные ей формы. Именно поэтому в предложенной Советом концепции акцент делается на трансляцию японской массовой культуры как стартовой позиции для понимания страны в целом.

Нередко высказывается мнение, что японская массовая культура вторична по отношению к американской. Безусловно, общую структуру массовой культуры японцы заимствовали у США. Однако они наполнили ее своим самобытным и узнаваемым содержанием. Такие культурные продукты, как манга и анимэ, становятся для массовой иностранной аудитории выражением традиций страны. В бюджете страны на 2008 г. в рамках государственной программы по распространению культуры Японии за рубежом манга и анимэ занимали лидирующее положение. А на популяризацию этих жанров в Европе японское правительство потратило в течение 2009 г. 147 млн иен, или 3 млн долл. США. Руководитель Совета профессор Тамоцу Аоки назвал мангу «продуктом с низким порогом и поэтому с широким полем восприятия» (Фрагменты из интервью Александра Куланова).

В продвижении манга и анимэ в интернете было открыто более 10 тыс. сайтов. Преимущество онлайн-ресурсов заключается в возможности обсуждения темы в режиме реального времени, мгновенного доступа к графическому и тематическому контенту. Именно интернет позволяет делать всех поклонников жанра – известных под именем «отаку» – постоянными потребителями. Японский МИД учредил Международную премию манга (International Manga Award). Лауреаты премии за счет Японского фонда приглашаются в Японию на церемонию вручения на срок около десяти дней, им организовывают творческие встречи с японскими авторами манга, посещение издательств и другие мероприятия. Правительство ожидает, что учреждение данной премии позволит авторам манга за рубежом углубить свое понимание культуры Японии.

Кроме того, уже создан совет экспертов по аниме-дипломатии. В 2008 г. был назначен «посол» аниме – известный анимационный персонаж кот Дораэмон. «Я сделаю все, что в моих силах, чтобы рассказать жителям других стран о том, как живут японцы, как они думают, и каким видят будущее своей страны» – сказал он (точнее, соответствующим образом одетый и загримированный актер) при вступлении в должность (Японский «посол аниме», 2007).

Токийский частный университет Мэйдзи в 2015 г. открыл специальную библиотеку по изучению комиксов манга и связанных с ними жанров, включая видеоигры. По предварительным оценкам, библиотечный фонд вместит в себя около 2 млн. предметов – от рисунков до игрушек (Торопова, 2010).

За последние десять лет японский культурный экспорт (доходы от продажи и лицензирования фильмов, анимэ – анимационных фильмов, музыки) вырос в три раза и составил 12,5 млрд. долларов, в то время как промышленный экспорт увеличился на 20%. Экспорт музыкальных и телевизионных программ только в девять стран Восточной и Юго-Восточной Азии вырос с 5,5 млрд. иен в 1998 г. до 14,6 млрд. иен в 2002 г., составив за этот период в целом более 200 млрд иен. Общий хронометраж телевизионных программ, рассчитанных на иностранную аудиторию, в настоящее время превышает 35 тыс. часов. Средний годовой объем продаж японской анимационной индустрии составляет 500 млн. долларов и ежегодно увеличивается на 10–20%. Оборот рынка японских комиксов, составляющий 150 млн. долларов, за последние два года увеличился вдвое. Тираж одного выпуска англоязычной версии популярного японского комикса ShonenJump составил 540 тыс. экземпляров (Моро-Дефарж, 1996: 57).

Японская кухня также становится все более популярной, роллы и суши стали уже не экзотическим блюдом, японское меню есть в большинстве ресторанов.

Однако, Япония зримо присутствует и в других сферах жизни, формируя имидж на всех уровнях – от технического до информационного. По образному выражению М. Аллена и Р. Сакамото: «Массовая культура Японии сумела заключить союз с глобализацией и поэтому обеспечивает возможность своего присутствия по всему миру». 

Заключение 

Оглядываясь на развитие культурной дипломатии в Японии за последние полвека, основная тенденция очевидна. Процессы глобализации объективно подталкивают Японию к открытости по отношению окружающему миру. Японская культурная дипломатия всегда стремилась развеять негативные образы Японии. Основной идеей было закрепить в сознании людей утверждение о том, что Япония изменилась и стала лучше. В настоящее время Япония работает над распространением накопленных веками традиций и просвещает человечество. Однако, культура не должна быть частью имиджа, она должна быть вкладом в обогащение человечества, поддержание глобального мира и культурного разнообразия. 

 

Литературы 

  1. Япония в поисках новой глобальной роли = Japan in search of a new global role (2014). / Ин-т востоковедения РАН; Ин-т Дальнего Востока РАН; Ассоциация японоведов. – М.: Вост. лит. – С. 303.
  2. Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику (1996). – М.: Конкорд. – С. 182.
  3. Эпова М.А. (2014). Культурная дипломатия Японии // Гуманитарные научные исследования. № 2 // URL: http://human. snauka.ru/2014/02/5861 (дата обращения: 13.11.2015).
  4. Катасонова Е. (2009). Япония: поп-дипломатия и поп-культура // Мировая экономика и международные отношения. – № 2. – С. 56-63.
  5. Куланов А.Е. (2007). «Культурная дипломатия Японии» // Япония. Ежегодник. – Выпуск № 36. – 116-131 с.
  6. Кочнева Е.Д. Япония как мировой лидер продвижения soft power. // Журнал «Дискурс-Пи». – Выпуск № 2-3 // http:// cyberleninka.ru/article/n/yaponiya-kak-mirovoy-lider-prodvizheniya-soft-power
  7. Железняк О. Н. (2005). «Вхождение во внешний мир». Деятельность Японского фонда за рубежом. – М. – С. 180-191. Внешняя политика Японии: история и современность (2008). Институт востоковедения РАН, Ассоциация японоведов, 2008 г. М. – 318 с.
  8. Фрагменты из интервью Александра Куланова радио «Говорит Москва» // http://community.livejournal.com/image_of_ russia/33965.html.
  9. Японский «посол аниме» официально вступил в должность // http://lenta.ru/news/2007/06/29/manga/
  10. Торопова Е.А. (2010). Место и роль национальной идентичности в имидже страны (на примере Японии 1946-2009 гг.) / Фак-т журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. – Выпуск №3.
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: История
loading...