В статье представлен анализ деятельности «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете. Посредством разнообразных форм, начиная от лекционнопропагандистской деятельности, а также привлечения местной общественности на свои научные диспуты члены научных обществ, в том числе и известные профессора реализовывали проекты и выполняли просветительскую миссию по отношению к кочевым народам Южного Урала, влияли на формирование мировоззрения студентов. «Общество археологии, истории и этнографии» при Казанском университете стало центром, координирующим деятельность как специалистов, изучающих многонациональное Поволжье и Западный регион Казахского края, так и многочисленной армии корреспондентов – знатоков народного быта.
Введение
Образованная в начале ХVIII века Казанская губерния была самой многонациональной из всех поволжских губерний (Загоскин, 2005:199). Центр многонационального Среднего Поволжья город Казань издавна привлекала внимание исследователей. Казанский университет, являвшийся очагом демократической культуры, центром развития просвещения, оказал большое влияние на культурную жизнь Казахстана. Основанный в 1804 году Казанский университет является одним из старейших университетов и по праву занимает видное место в истории культуры и науки, в развитии общественно-политической мысли России.
Деятельность Казанского университета развивалась в исторически сложившимся регионе с преобладанием нерусского населения. Территория созданного Казанского учебного округа охватывала Поволжье, северный Кавказ и Закавказье, Урал, Казахстан и всю Сибирь. Казанский университет на национальной окраине по замыслу царских властей должен был выступать как политический и идеологический форпост в распространении влияния царизма на новые территории. В действительности Казанский университет стал центром учебно-научной, политической и культурной жизни многонационального Востока. К Казани население Западного Казахстана и Волго-Уральского региона тяготело не только территориально, но и как к научному и культурному центру.
С принятием в 1863 году нового Устава университета появилась возможность обучаться в высших учебных заведениях и тем лицам, которые прошли обучение и в других провинциальных гимназиях. Это давало шанс получить образование в высшей школе и представителям казахского народа. С 70-х годов ХIХ века до 1917 года в Казанском университете училось 33 казаха, из них 18 – из Тургайской области, 9 – из Внутренней Орды, 2 – из Семиреченской области, и по одному человеку из – Акмолинской и Уральской областей. Среди студентов университета шесть человек по социальной принадлежности (Махзум Каратаев, Жансултан Сейдалин, Нурмухамед Айшуаков, Гали-Ахмед Арунгазиев, Салим Нуралиханов, Жансултан Чуваков) относились к султанам, Ахмедбек Балгожин был сыном бия, Ахмед Беремжанов и Эмиржан Бекмухамедов происходили из семей, отцы которых занимали определенные должности в царской администрации. Остальные студенты были детьми рядовых скотоводов (Султангалиева Г.С., 2002:138). Полный курс Казанского университета окончили 22 казаха, среди них Ж.Ч. Сейдалин С. Суюнучгалиев, А.К. Беремжанов – выпускники юридического факультета университета, М. Карабаев – выпускник медицинского факультета, и другие (Султангалиева Г.С., 2002:140).
Научные общества Казанского университета
Во второй половине ХIIХХ века в Казани сссооззз--давались небольшие кружки – литературные, исторические, экономические, а затем начали возникать добровольные общества. Импульсом к созданию «Общества археологии, истории и этнографии» (ОАИЭ) при Казанском университете явился IV Всероссийский археологический съезд. Общество было основано в 1877 году по предложению попечителя Казанского учебного округа П.Д.Шестакова (1826-1891) и состояло из трех отделений – истории, археологии и этнографии (НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.6279, Л.3). В
1897 году в Устав Общества были внесены некоторые изменения, расширявшие сферу объектов его изучения, в число которых были включены народы Сибири и Средней Азии (Устав ОАИЭ, 1898:1).
Рисунок 1 – Казанский университет. Начало ХХ века
Состав членов общества был полиэтничным, представители казахского, татарского, башкирского, русского и других народов были как действительными, так и членами-сотрудниками общества. Членом-сотрудником ОАИЭ был помощник мирового судьи села НовоСенаки Кутаисской губернии, казах, султан Бахытжан Бисалиевич Каратаев (1863-1934) (Отчет ОАИЭ, 1895:25). Султан Бахытжан Бисалиевич Каратаев, выпускник юридического факультета Петербургского университета, видный общественный деятель, в 1907 году был избран депутатом в Государственную Думу II-го Созыва от Уральской области ((ББииккббууллаа-тов Н.В., 1982:171). Действительными членами Общества были татарский просветитель К. Насыров (1825-1902), башкирский этнограф А.А. Диваев (1856-1932), внесший большой вклад в изучение памятников духовной культуры казахского народа.
Деятельность «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете
Выдающуюся роль в деятельности «Общества археологии, истории и этнографии» Казанского университета сыграл востоковед, профессор Николай Федорович Катанов. Более десяти лет (1898-1914) он возглавлял «Общество археологии, истории и этнографии» Казанского университета. В эти годы сотрудники Общества значительно расширили территорию, на которой велась научно-исследовательская работа. В нее входит вся Сибирь, вплоть до Дальнего Востока, а также Средняя Азия. В 1898 году в составе Общества насчитывалось 186 членов: 14 почетных, 4 члена-соревнователя, 106 действительных (58 городских и 48 иногородних) и 62 члена-сотрудника (21 городской и 41 иногородний) (НА РТ Ф.977, Оп.Совет, Д.9815,Л.226).
На протяжении ряда лет председателем «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете был выдающийся ученый-востоковед, профессор Николай Федорович Катанов (1862-1922). Хакас по национальности Н.Ф. Катанов отчетливо видел неравноправное положение нерусских народов регионов в Российской империи, поэтому горячо сочувствовал всем начинаниям, направленным на развитие их образования и культуры. Николай Федорович Катанов – известный языковед и этнограф, исследователь тюркских народов. Выпускник восточного факультета Санкт-Петербургского университета, с 1893 года – профессор Казанского университета (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.1, ЛЛ.1-6).
В 1890-1892 годах Н.Ф. Катанов совершил научную поездку в Сибирь и Восточный Туркестан, где изучал наречия казахов и узбеков, живущих в восточной части Семиреченской области. Н.Ф. Катанов собрал ценные материалы по языку, фольклору и этнографии тюркоязычных народностей Сибири и Казахстана. Итогом этой поездки явился капитальный труд Н.Ф. Катанова «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского края», опубликованный в Казани в 1903 году (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.68).
Публичная лекция профессора Казанского университета Н.Ф. Катанова на тему «Казахи: их прошлое и настоящее»
Профессор Н.Катанов проявлял большой интерес к истории казахского народа, его культуре, языку. Его курс лекций на историко-филологическом факультете Казанского университета был построен на основе личных наблюдений и обобщения этнографических материалов, опубликованных в русской литературе. В Национальном Архиве Республики Татарстан сохранились материалы публичной лекции профессора Н.Ф. Катанова на тему «Казахи: их прошлое и настоящее», прочитанной в Казанском университете (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16, ЛЛ.1-11).
Рисунок 2 – Казахские студенты, обучавшиеся в Казани. 1896 г.
На фотографии слева направо в первом ряду: 1. Асадулла Идигин, 2. Ахмет Беремжанов, 4. Матен Бекетаев, Мухамеджан Сыздыков, 6. Магзум Каратаев, 8. Муса Жасмагамбетов; во втором ряду: 2. Оразгул Базанов, Мажит Чумбалов, 6. Исенгали Кульпеисов и другие.
Рисунок 3 – Бакытжан Бисалиевич Каратаев (1863-1934) – член-сотрудник «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете
Рисунок 4 Председатель «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете, профессор Николай Федорович Катанов (1862-1922)
Профессор начал лекцию с объяснения географического расположения «Казахской кочевой орды»: «Обширные степные пространства, которые тянутся от устья Волги на западе до хребта Тарбагатая на востоке и от Сырдарьи и Амударьи на юге до Иртыша и Оби на севере занимает многочисленный кочевой народ, известный у нас более всего с ХVIII столетия, но упоминаемый еще в начале ХVII века…» (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16, Л.1). Н.Ф. Катанов охарактеризовал климатические особенности обширного степного региона, флору и фауну территории, отметил природные богатства края (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16, Л.2). В своей лекции профессор уделил внимание политической истории Казахского ханства со времен присоединения к Российской империи и до середины ХIХ века, когда была введена «кибиточная подать» (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16, Л.4).
Профессор Н.Ф. Катанов описал антропологический облик казахов, «происшедших из тюркских и монгольских элементов», отметил физические особенности организма как выносливость, силу, а также характер народа как «умный, хитрый и любопытный» (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16, Л.4). По мнению казахского историка О.И. Исмагулова, палеоантропологические материалы Казахстана позволяют заключить, что свойственный казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее ХIV-ХV веков на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной (Исмагулов О.И., 1993:125).
Изучая казахский язык, профессор Н.Ф. Катанов отметил, что «язык казахов составляет одно из наречий тюркского языка, к которым относятся также наречия турок, крымских татар и многих других племен Сибири и Китая, но отличается от них кроме звуков и форм также богатством слов и оборотов речи» (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16, Л.5). Тем самым, профессор подчеркнул близость лингвистического характера тюркоязычных народов.
Профессор Н.Ф. Катанов в интересной и яркой форме познакомил студентов с повседневной жизнью казахской семьи, затронул гендерную проблему, рассказав о бесправном положении женщины в казахской степи (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16, Л.6-8). В своей лекции профессор остановился на духовной культуре казахского народа, отметив, что большинство казахского народа придерживалось доисламских верований, основанных на анимистических представлениях и культе сил природы. Большую роль в жизни народа играл циклический календарь. Казахи считали время циклами в 12 лет – мушел, каждый цикл назывался именем животного (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16, ЛЛ.9-11).
Научные труды профессора Н.Ф. Катанова о быте и фольклоре казахского народа
Большой интерес представляют рукописи ученого, содержащие богатый этнографический материал о быте и фольклоре казахского народа (НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.14; Д.27; Д.39. Следует отметить многочисленные работы профессора Н.Ф. Катанова, освещавшие различные стороны истории, культуры и быта тюркских народов. Особенно интересны его работы «О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней», «О свадебных обычаях татар Восточного Туркестана», «Исторические песни казанских татар», «Народные способы лечения у башкир» (Катанов Н.Ф., 1894). Н.Ф. Катанов перевел по поручению Общества арабские, персидские и тюркские надписи в мечети Ахмеда Яссави, присланные А. Диваевым (НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9471, Л.208). При его непосредственном содействии были опубликованы оригинальные труды Н.Н. Пантусова (18491909) «Материалы к изучению наречия таранчей Илийского округа» и «Материалы к изучению казак-киргизского языка», а также статьи и материалы А.А. Диваева по этнографии и фольклору казахов (НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9591, Л.234).
Председатель ОАИЭ профессор Н.Ф.Катанов был первым ученым, опубликовавшим в печати рецензии на книги, издаваемые по истории хозяйства казахского народа. Необходимо отметить также работу А.Добросмыслова «Скотоводство в Тургайской области», Оренбург, 1895 (НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9471, Л.210). Кроме того, в «Известиях» ОАИЭ А.Добросмыслов опубликовал работу «Каменные бабы, найденные в Тургайской области» (Добросмыслов А., 1903).
В «Известиях» ОАИЭ регулярно публиковались рецензии профессора Н.Ф. Катанова на новые книги по этнографии казахского народа, что давало возможность образованной общественности России знакомиться с этими изданиями, например, интересен в этом плане его отзыв на книгу А.А. Диваева «Этнографические материалы», Ташкент, 1895 (НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9471, Л.207), отзыв на книгу А.В. Васильева «Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние», Оренбург, 1896 (Известия, 1896:556-557), рецензия на книгу И. Крафта «Из киргизской старины», Оренбург, 1900 (Известия, 1900:253-254).
В этот период еще более усилилось внимание Общества к изучению истории, этнографии, фольклора, языка и литературы казахского народа. Н.Ф. Катанов сумел привлечь к работе Общества известных ученых, изучавших духовную культуру казахов: А. Диваева, Н.Н. Пантусова, А.Е. Алекторова, М.Н. Бекимова, Г. Балгимбаева и других (Бержанов К., 1965:110). Учитель русско-казахской школы М.Н. Бекимов опубликовал в 1905 году статьи «Материалы к изучению киргизского народного эпоса» и «Свадебные обряды киргизов Уральской области» (Известия, 1905).
Особенно большой заслугой Общества и его председателя Н.Ф. Катанова следует считать издание капитальной работы А.Е. Алекторова «Указатель книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах» (1900) (НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.10507, Л.231). В 1908 году Н.Ф.Катанов опубликовал «Краткую программу для описания казахского аула», составленную М. Филипповым, чтобы обеспечить поступление рукописей научных работ по этнографии казахов (Масанов Э.А., 1966:275). Можно сказать, что это был период расцвета деятельности ОАИЭ Казанского университета.
Научно-просветительские проекты «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете
Много внимания он уделял учителям русскоказахских школ, переписывался с ними, способствовал пробуждению у них научного интереса к сбору материалов по истории культуры казахского народа. Внимательно подбирая членов редакционных комиссий, Казанское «Общество археологии, истории и этнографии» вело значительную работу с авторами, не имеющими опыта научных исследований, особенно из нерусских народов, помогая им в научной работе. В этом отношении особенно большую работу проводил Председатель ОАИЭ профессор Н.Ф. Катанов, редакционная деятельность которого в течение многих лет помогала опубликованию ряда ценных источников и вывела на научную дорогу немало казахских краеведов. Это важное культурно-просветительское направление он осуществлял через руководимое им ОАИЭ, имевшее свой печатный орган «Известия», где печатались материалы по истории, языку, быту, науке, культуре, искусству народов Восточной России, в том числе и казахов. При содействии и редактировании профессора Н.Ф. Катанова были опубликованы в «Известиях» ОАИЭ работы казахских краеведов: учителей Бека Мухамедова, Жумагали Байтиева, Садыра Калиева, Г.Р. Джурсунова, Д. Журумбаева, студентов Мухаметжана Сыздыкова, Султана Идигина.
При содействии профессора Н.Ф. Катанова был обработан и подготовлен к печати этнографический материал об играх казахских детей во Внутренней Орде, собранный учителем начальной школы Беком Мухамедовым (Известия, 1895:307-309). Выпускник Казанской учительской семинарии, учитель Внутренней Орды Жумагали Байтиев на основе собранных материалов о народном эпосе записал один из вариантов «Сказки об Едигее» (Известия, 1911:304-306). Учитель Внутренней Орды Садыр Калиев написал в стихотворной форме «Краткую историю России», в рецензии, на которую Н.Ф. Катанов писал, что автор «человек образованный и … сведующий в русской истории», и что в отличие от других тюркоязычных народов, казахи отличаются особенностью стихотворного слога (Известия, 1911:307-309). Возможно, первым опытом работы по лингвистике русского языка, была работа учителя Г.Р.Джурсунова «Русские глагольные приставки и русские предлоги» на казахском языке (Султангалиева Г.С., 2002:135). Председатель ОАИЭ профессор Н.Ф.Катанов использовал методы совместного обсуждения научных работ на заседаниях ОАИЭ авторов докладов и ученых Казанского университета. Так, например, 27 января 1913 года на заседании Общества с докладом «Верования киргиз в злых духов» выступил учитель Д. Журумбаев (Известия, 1913:6-8). Чтение доклада сопровождалось замечаниями со стороны сотрудников Общества, а именно Н.Ф. Катанова, М.М. Хомякова. Профессор Н.Ф. Катанов посоветовал Д. Журумбаеву для полноты материала обратиться к верованиям в злых духов у других близких казахам народам и познакомиться с литературой по этому вопросу. Таким образом, на заседаниях ОАИЭ осуществлялось обсуждение доклада и обмен информацией с целью повышения уровня научной работы, тем самым сотрудники Общества реализовывали социально-организационную и коммуникативную функцию научного общества.
Новаторским шагом Н. Катанова стало привлечение к этнографическим исследованиям казахских студентов, обучавшихся в Казани. Студент Казанского ветеринарного института Мухаметжан Сыздыков выступил с научным сообщением «О фотографическом снимке с киргизской рукописи первой половины ХIIХ века», принадлежавшей В.И. Далю и сфотографированной действительным членом Общества В.А. Мошковым на заседании Общего собрания Общества 28 ноября 1895 года (НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9471, Л.206). Сравнительный анализ рукописи «Башкирские песни», написанной на казахском языке, сделанный М. Сыздыковым, был отмечен членами Общества, и на страницах «Известий» ОАИЭ появилась статья М. Сыздыкова «Несколько слов об одной рукописи» (Сыздыков М., 1895:460). Сыздыков М. отметил в своем исследовании, что историческая общность происхождения, вековые контакты казахов и башкир способствовали приписыванию казахских поэм и песен башкирскому народу.
На страницах «Известий» ОАИЭ была опубликована также работа студента юридического факультета Казанского университета Султана Идигина «Песня Тургайского киргиза, умеющего говорить по-русски», посвященная исследованию казахского фольклора (Идигин С., 1895:564-565). На страницах «Известий» ОАИЭ была опубликована «Киргизская ода», написанная казахом Внутренней Орды сыном Джумабая Габдолой, переведенная на русский язык инспектором школ Внутренней Орды А.Горячкиным (Известия, 1915:76-83).
Заключение
«Общество археологии, истории и этнографии» при Казанском университете было единственным научным центром в Российской империи, поставившим своей целью изучение истории народов Поволжья и Приуралья, Сибири и Средней Азии. Прогрессивным фактом в деятельности общества являлась полиэтничность состава общества, уважение и открытый интерес к истории народов региона, несмотря на то, что Министерство народного просвещения Российской империи одобрило создание «Общества археологии, истории и этнографии», преследуя колониальные интересы изучения народов. Материалы публичной лекции профессора Н.Ф. Катанова на тему «Казахи: их прошлое и настоящее», прочитанной в Казанском университете, имеют важное значение как исторический источник по истории дореволюционного Казахстана, его географии, быта, культуры, этнографии.
Печатный орган Общества – «Известия Общества археологии, истории и этнографии» стали не только периодическим, но и весьма авторитетным изданием, публиковавшим материалы, ценность которых невозможно переоценить вплоть до настоящего времени. «Общество археологии, истории и этнографии» при Казанском университете координировало, поощряло и обеспечивало собирательскую деятельность. В период его существования были собраны огромные этнографические коллекции по культуре и быту поволжских и сибирских народов, этнографические материалы по культуре казахского народа. Этнографический музей Казанского университета приобрел тот законченный вид, по полноте и содержанию коллекций которого можно поставить его на одно из первых мест среди университетских музеев.
Литературы
- Бержанов К. (1965). Русско-казахское содружество в развитии просвещения. – Алма-Ата: Казахстан. Бикбулатов Н.В. (1982). Становление и развитие этнографической науки. В научном поиске. – Уфа.
- Добросмыслов А. (1903). Каменные бабы, найденные в Тургайской области // Известия ОАИЭ. – Том ХХ. – Вып. 4-5.Казань,
- Идигин С. (1895). Песня Тургайского киргиза, умеющего говорить по-русски // Известия ОАИЭ. – Том ХIII. – Вып. 6.Казань.
- Известия ОАИЭ. Том ХІII. – Вып.4. – Казань, 1895. Известия ОАИЭ. Том ХХVII. – Вып. 4. – Казань, 1911. Известия ОАИЭ. Том ХХІХ. – Вып. 1-3. – Казань, 1913. Известия ОАИЭ. Том ХХІХ. – Вып. 1-3. – Казань, 1915. Известия ОАИЭ. Том ХIIІ. Вып. 6. – Казань, 1896.
- Известия ОАИЭ. Том ХVІ. – Вып. 2. – Казань, 1900. Известия ОАИЭ. Том ХХ. – Вып. 4-5. – Казань, 1905.
- Известия ОАИЭ. Том ХХІ. – Вып. 5. – Казань, 1905. – С. 389-392.
- Исмагулов О.И. (1993). Антропологические аспекты происхождения казахского народа. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). – Алматы: Дәуір.
- Катанов Н.Ф. (1894). О свадебных обрядах татар Восточного Туркестана // Известия ОАИЭ. – Том ХII. – Вып. 5. – Казань. – C. 409-434.
- Катанов Н.Ф. (1894). О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней // Известия ОАИЭ. – Том ХII. – Вып. 1. – Казань.
- Катанов Н.Ф. (1899). Исторические песни казанских татар с текстом и переводом. // Известия ОАИЭ. Том ХV. – Вып. – Казань. – С. 273-306.
- Катанов Н.Ф. (1900) Народные способы лечения у башкир // Известия ОАИЭ. Том ХVI, Вып. 1. – Казань. Масанов Э.А. (1966). Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР. – Алма-Ата: Наука. НА РТ Ф.977, Оп.Совет, Д.9815
- НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.1 НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.68 НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16
- НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.14; Д.27; Д.39 НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9471
- НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9591 НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9471 НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.10507 НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.6279
- Отчет ОАИЭ при Императорском Казанском университете за 1894 год. (1895). – Казань, Типо-литография университета. Сыздыков М. (1895). Несколько слов об одной рукописи // Известия ОАИЭ. Том ХIII, Вып.4, Казань.
- Спутник по Казани. (2005) / под ред. профессора Н.П. Загоскина. – Казань: ООО DОМО «Глобус» 5.
- Султангалиева Г.С. (2002). Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (ХVIII-нач. ХХ вв.): монография.Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ,
- Устав ОАИЭ при Императорском Казанском университете (1898). – Казань, 1898. – 11 с.