Теоретические аспекты исламского финансирования

История исламской банковской системы, в том виде, в котором мы ее знаем, начала развиваться во второй половине прошлого столетия. Одним из наиболее важнейших вкладов в историю исламского банкинга явилось то, что Мит Гамбр доказал обществу, что существует альтернатива традиционной банковской системе. Успех альтернативного банка в области обслуживания депозитных вкладов и финансирования клиентов доказали, что морально-этические принципы могут быть применимы и взяты на вооружение современными банками.

Исламская финансовая система - финансовая система, которая не предполагает взимание процента. Принципы исламского финансирования основаны на доверии, справедливости, определенности, честности, и транспарентности между участниками. Исламская финансовая система имеет четкую социальную направленность в соответствии с морально-этическими принципами.

Любой институциональный сектор функционирует только при наличии установленных законов, правил и положений, которые призваны его регулировать. Правила, регулирующие исламское финансирование заключены в своде исламского права – шариате. Одной из наиболее важных характерных черт исламского финансирования является то, что это финансирование на основе реальных активов. В статье рассматриваются вопросы исламского финансирования

В статье рассмотрены основные принципы исламского финансирования, используемые в мировой практике. Также рассмотрены виды финансовых инструментов, применяемые в исламском финансировании и этические нормы, опираясь на которые построена исламская финансовая система. 

История исламской банковской системы, в том виде, в котором мы ее знаем, начала развиваться во второй половине прошлого столетия. Успешное развитие исламской банковской системы можно считать с создания египетского сберегательного банка Mit Ghamr, а также Лембага Табун Хадж в Малайзии в 1963 году. Расположенный в дельте Нила, сберегательный банк Мит Гамбр, предоставлял банковские услуги, такие как сберегательные счета, долевое участие в акционерном капитале, прямые инвестиции и социальные услуги. Несмотря на то, что данные услуги рассматривались как основные банковские услуги, обоснованным было удовлетворять банковские потребности окружающего общества. Помимо того, что данный банк помогал защищать потребителей от ростовщиков, Мит Гамбр так же был способен вселить чувство сопричастности среди своих потребителей. Данный фактор содействовал успеху банка.

Одним из наиболее важнейших вкладов в историю исламского банкинга явилось то, что Мит Гамбр доказал обществу, что существует альтернатива традиционной банковской системе. Успех альтернативного банка в области обслуживания депозитных вкладов и финансирования клиентов доказали, что морально-этические принципы могут быть применимы и взяты на вооружение современными банками. Малайзия, первая страна, взявшая на себя инициативу системного исследования вопроса о построении современной финансовой модели, соответствующей принципам шариата, и по сей день занимает лидирующие позиции на рынке исламских финансовых инструментов.

Исламская финансовая система - финансовая система, которая не предполагает взимание процента. Принципы исламского финансирования основаны на доверии, справедливости, определенности, честности, и транспарентности между участниками.

Главными принципами исламской финансовой системы являлись:

  1. Деньги не могут и не должны возникать из денег, то есть приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота.
  2. Доход инвесторов должен быть связан с инвестициями в торговлю и производство (реальный сектор экономики). Совершаемые сделки должны быть обеспечены реальными активами.
  3. Отношения между участниками должны строиться на основе партнерства с разделением рисков и доходов.
  4. Деньги не являются товаром, они лишь мерило стоимости [1].

Любой институциональный сектор функционирует только при наличии установленных законов, правил и положений, которые призваны его регулировать. Правила, регулирующие образ жизни мусульман, заключены в своде исламского права – шариате. Эти законы имеют четыре источника, которые представлены ниже:

Первый – священная книга Коран, который является подлинным и неизменным источником духовных знаний.

Вторым источником данных законов являются хадисы. Это краткие рассказы о высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, или эпизоды, связанные с ним, которые составляют основу сунну Пророка.

Третий источник, формирующий шариатское право, называется «иджма». Иджма – это выработанные авторитетными исламскими учеными решения для конкретного вопроса или случая. В исламской традиции ученые, имеющие право делать самостоятельные выводы из Корана и сунны, называются муджтахидами.

Четвертый источник называется «кыяс». Первоначальное значение этого термина происходит от слов «измерять» или «проводить аналогию между двумя вещами».

Исламские финансовые отношения содержат следующие основные запреты:

  • Риба (Riba – ростовщичество) – запрет на ссудный процент с долга, т.е. любой выплаты, превышающей предоставленный риск;
  • Гарар (Gharar – неопределенность) – запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого, и неопределенность в контракте;
  • Мейсир (Maisir – азарт) – получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств;
  • Халяль (Halal) – запрет сделки, связанной с запрещенными видами деятельности (табачная, алкогольная продукция, оружие и боеприпасы, противоречащих исламским финансовым принципам) [2].

Отличительной чертой исламского финансирования является наличие совета по принципам исламского финансирования (Шариатский совет). При каждом исламском финансовом институте и проведении исламской финансовой операции присутствует совет. Шариатский совет существует для того, чтобы решать, соответствуют ли деятельность и операции исламских финансовых институтов принципам исламского финансирования.

Исламская финансовая система имеет четкую социальную направленность в соответствии с морально-этическими принципами. Исламская экономика рассматривается учеными Востока со времен расцвета Халифата. Исламская экономика – это часть общественного устройства, где законы были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков: Авраама, Моисея, Иисуса и пророка Мухаммеда. Другое название исламской экономики– «таухидная экономика».

Ислам не отрицает рыночные силы и рыночную экономику. Даже стимул к получению выгоды приемлем в разумных пределах. Частная собственность не отрицается полностью. Различие между традиционной и исламской экономикой в том, что в капитализме стимул к получению выгоды или частной собственности дал потенциал для принятия экономических решений. Их свобода не контролируется каким-либо Божественным руководством. Если и существуют некоторые ограничения, они наложены человеком и всегда могут быть изменены посредством демократического законодательства, которое не принимает на себя никаких полномочий какой-либо Божественной силы. Такое отношение дозволило ряд действий, которые вызывают дисбаланс в обществе.

Одной из наиболее важных характерных черт исламского финансирования является то, что это финансирование на основе реальных активов. Обычные капиталистические концепции финансового дела заключаются в том, что банки и финансовые учреждения продают и покупают только деньги и монетарные обязательства. Единобожие, с другой стороны, не признает деньги в качестве предмета торговли. Деньги не имеют никакой собственной ценности, это лишь средство обмена.

Основные преимущества исламского финансирования:

  • разделение рисков между участниками сделки;
  • запрет на использование метода процентной ставки;
  • обеспечение финансовых потоков реальными активами,в следствии чего уменьшаются спекулятивные сделки.

Таким образом, в отличие от обычных финансовых учреждений, альтернативное финансирование всегда основывается на реальных активах, в процессе купли-продажи которых образуется реальная добавленная стоимость.

Рассмотрим эти инструменты путем авансового финансирования (на основе салам и истисна) создаются реальные активы. В случае истисна, финансирование направляется на производство инфраструктурных активов, за отсроченную продажу которых заказчику финансист возвращает свои деньги и фиксированную прибыль.

Инструменты иджара и мурабаха также полностью обеспечены активами, и финансирование посредством этих инструментов явно отличается от финансирования на основе процентов по следующим причинам:

  • в традиционном финансировании финансист передает деньги клиенту в виде процентной ссуды, после чего он не знает как эти средства используются клиентом. В случае с мурабаха, наоборот, наличные деньги финансистом клиенту не предоставляются;
  • одним из основных требований к обоснованности мурабаха является то, что товар приобретается финансистом, а это означает, что он принимает на себя риск по товару перед продажей его клиенту. Прибыль является вознаграждением за риск, который финансист берет на себя. Такая операция не является займом, основанным на получении процентов;
  • при займе, приносящем процентный доход, сумма, подлежащая возврату заёмщиком увеличивается. В мурабаха цена продажи после согласования фиксирована. В результате если покупатель (клиент банка) не платит вовремя, продавец (банк) не может запросить более высокую цену из-за задержки в урегулировании вопросов оплаты сборов. Это обусловлено тем, что в шариате не существует концепции временного измерения денег;
  • при лизинге финансирование осуществляется путем предоставления операционных активов, имеющих право пользования. Риск, связанный с покупкой и дальнейшей арендой имущества, возлагается на арендодателя на всём протяжении срока аренды, в том смысле, что если лизинговый актив полностью уничтожен и без присутствия фактов неправильного применения или халатности со стороны лизингополучателя, то убытки несет арендодатель.

В Казахстане в отношении продуктов исламского банкинга действует отдельный налоговый режим, предусматривающий налоговые стимулы эквивалентно традиционным финансовым операциям.

Установлены основные требования к деятельности исламских банков и к выпуску исламских ценных бумаг (запрет взимания вознаграждения в виде процентов, финансирования деятельности, противоречащей нормам ислама, в обязательном порядке наличие Совета по принципам исламского финансирования в исламских банках и создание исламской специальной финансовой компании при выпуске исламских ценных бумаг).

Зарубежные ученые Грейс и Икбал разделяют исламские финансовые инструменты на транзакционные контракт, связанные с осуществлением сделок, и контракты, в которых банк выступает как финансовый посредник. Транзакционные контракты связаны с производством в реальном секторе и включают торговлю, обмен и финансирование экономической деятельности.

Посреднические контракты облегчают эффективность и прозрачность исполнения транзакционных контрактов.

Существуют пять категорий инструментов:

  • инструменты, основанные на разделении прибылей и убытков;
  • инструменты, основанные на купле-продаже;
  • инструменты, которые включают в себя сборы и комиссию;
  • инструменты, включающие в себя бесплатные услуги;
  • вспомогательные услуги[2].

Базовыми инструментами, которые используются большинством исламских банков и регламентированы международными стандартами, являются:

а) продукты, основанные на партнерстве (или «разделении прибыли/и убытков», иначе, долевое финансирование): мудараба и мушарака;

б) продукты, основанные на участии в сделках купли-продажи (иначе, долговое финансирование): мурабаха, иджара (лизинг), салам, истисна;

в) продукты, основанные на оплате комиссий банка: вакала (агентское соглашение).

Мудараба представляет собой партнерство между двумя или более сторонами для ведения бизнеса или торговли, где одна сторона (рабб аль-маль) предоставляет средства, а другая (мудариб) предоставляет свои знания и опыт для управления капиталом инвестора. Инвестор в процесс ведения бизнеса не вовлечен, и в конце оговоренного срока предприниматель должен вернуть инвестору основную вложенную сумму и его долю прибыли.

Контракты мудараба могут заключаться как между банком и предпринимателем, так и между вкладчиками и банком. Как правило, договор мудараба не имеет временных рамок, однако, согласно некоторым школам исламского права, мудараба может быть заключена на определенный срок. Прекращение действия договора может быть осуществлено любой из сторон в любое время, при условии оповещения другого партнера.

Согласно международным стандартам AAOIFI, мушарака (шарика, ширкат) – это договор партнерства, который означает соглашение между двумя и более сторонами об объединении активов, обязательств и трудовых ресурсов в целях извлечения прибыли. Наиболее распространенным и базовым видом мушарака является договорное партнерство ширкатуль-амваль. В соответствии с договором два или несколько лиц объединяют свои вклады в общий проект и создают компанию из принципа долевого участия. Соглашение о распределении прибыли должно быть заключено в начале действия договора, иначе договор не является действительным согласно нормам исламского права. Механизм распределения прибыли между участниками и доля каждого из них определяется сторонами на основе взаимной договоренности[1].

Согласно международным стандартам AAOIFI, мурабаха представляет собой сделку, при которой банк или иной финансовый посредник приобретает необходимый клиенту актив у продавца и продает его клиенту с отсрочкой платежа. Данная сделка предполагает продажу товара по цене, по которой товар был приобретен, с определенной согласованной наценкой. Эта наценка может составлять процент от цены закупки или определенную денежную сумму[1]. Традиционно такой вид сделок применяется в финансировании торговых операций. Применение мурабахи с целью финансирования частных приобретений аналогично потребительскому кредитованию.

Cалам это сделка, где покупатель платит продавцу заранее оговоренную стоимость товара, который продавец обещает поставить через определенный промежуток времени. Это покупка с авансовым платежом. Встречается, главным образом, в аграрном и других производственных секторах.

Истисна - Производственный контракт с прогрессивным финансированием или контракт приобретения товара согласно спецификации или заказу, где стоимость оплачивается постепенно, в соответствии с выполненными работами. Выплаты производятся при приближении строительства или производства к завершению.

Согласно международным стандартам АAOIFI, cукук – это сертификаты одинаковой стоимости, представляющие собой доли без возможности их выделения в натуре в праве на материальные активы, праве пользования, праве на услуги или праве собственности на активы (имущество) определенных проектов или определенной инвестиционной деятельности. Такое право реализуется на практике после получения стоимости сукук, закрытия подписки и использования средств, полученных для той цели, для которой осуществлялась эмиссия сукук. Цель сукук – привлечь средства инвесторов для финансирования проекта на возвратной и платной основе. Выпуск должен быть структурирован таким образом, чтобы, с одной стороны, защитить инвесторов и обеспечить для них согласованную доходность вложений, а с другой – удовлетворять требованиям шариата.

Общим для сукук и секьюритизации, является SPV – специальная проектная компания. Именно это юридическое лицо или траст, как правило, выпускает сертификаты сукук, отвечает по ним перед держателями, распределяет финансовые потоки между ними и инвестирует полученные от держателей сертификатов средства согласно эмиссионной документации наиболее распространенные виды сукук: сукук аль-мудараба – структура используется для привлечения средств многочисленных мелких инвесторов, сукук аль-мушарака [3].

Кард аль хасан представляет собой беспроцентный кредит, который обязывает заемщика вернуть кредитору лишь основную сумму займа. Но заемщик имеет право по своему усмотрению оплатить прямые издержки кредитору, добавив их к основной сумме кредита. Эта форма займа не приносит никакого дохода и разрешена шариатом, она нацелена на достижение социальной и экономической справедливости. Исламские банки могут предлагать такой вид займа в следующих ситуациях:

  • эта услуга может быть предоставлена в случае, если банковские кредиты зачастую структурируются по принципу мушарака, так как данный принцип предполагает получение большего процента от дохода самим банком, нежели его клиентами. Кард аль хасан может предлагаться в качестве финансирования оборотного капитала;
  • эта услуга может быть предоставлена клиентам, которые испытывают финансовые трудности, для образовательных целей, для женитьбы.
  • эта услуга может быть предоставлена клиентам, имеющим большие депозитные вклады в банках.

Вадиа – это выполнение доверительных функций; договор между владельцем имущества и второй стороной, согласно которому владелец имущества дает согласие передать на хранение и использование свои активы[3]. Согласно договору вадиа, владелец имущества назначает доверенное лицо, которое выступает хранителем и гарантом его имущества. Доверенное лицо может быть назначено либо самим владельцем активов, либо членами его семьи. В случае, если доверенное лицо отказывается возвращать имущество и отрицает сам факт получения его на хранение, ему предъявляется обвинение в незаконном хранении чужого имущества, и он понесет полную ответственность за свои действия. В исламской банковской системе вадиа является сберегательным депозитом, который позволяет клиенту хранить свои деньги в банке, и только получив разрешение владельца депозита, банк может использовать данный вклад на свой страх и риск.

Вакала это агентский договор, при котором агент представляет интересы заказчика в каком- либо деле или сделке и получает оплату за выполнение услуги[3]. Этот договор может быть использован для того, чтобы дать возможность одной стороне (агенту) представлять интересы другой в качестве доверенного лица. При заключении контракта вакала агент получает фиксированную плату, а не участвует в прибылях и убытках, как при заключении контракта мудараба. Иначе, это аналог представительства в традиционной финансовой системе.

Если говорить о страховании, то суть исламского страхования такафул существенно отличается от схемы традиционного коммерческого страхования. Слово «такафул» происходит от арабского слова «кафала», означающее «взаимно гарантировать» или «взаимная забота друг о друге». Юристы и богословы считают, что концепция такого страхования реализуется за счет следующих факторов: страхователи объединяются между собой для общего блага; каждый страхователь платит необходимую сумму в качестве вклада в помощь нуждающимся; потери делятся и обязательства распределяются в соответствии с кооперацией сообщества; в отношении подписки и компенсации элемент неопределенности исключается. В основе данной модели страхования лежит концепция табарру.

Табарру в переводе с арабского означает «дар», «пожертвование». Каждый страхователь должен иметь искреннее намерение оказать помощь другим участникам договора такафула, если они столкнутся с определенными рисками. Каждый страхователь осуществляет добровольный взнос в качестве дара (табарру) в общий фонд на безвозмездной основе с искренним намерением оказать помощь другим участникам в случае возникновения страхового случая[3].

Таким образом, в основе исламского финансирования лежат основные правила шариата, которые являются незыблемыми для каждого правоверного мусульманина, нарушение которой является очень большим преступлением.

 

Список использованной литературы 

  1. Yerlan A.Baidaulet. Kazakhstan: Ambitious for Setting up a Regional Hub for Islamic Finance in CIS// Chapter 14 / Willey’s Islamic Finance Book, London, 2014г.
  2. Баймуратов У. Исламские финансы приняли вызов // «Деловой Казахстан» 14 марта 2011г. № 4.- С. 18-22
  3. Бибинур А. Учебник-монография "Исламские финансы и банковская система мира: философия, принципы и практика", 2012г. [Электронный ресурс]. – 2012. – URL: http://www.islamisemya.com/kultura/kultura/knigi/3386-uchebnik-monografiya-qislamskie-finansy-i- bankovskaya-sistema-mira-filosofiya-printsipy-i-praktikaq. (дата обращения: 02.2017)
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Экономика