Лейтмотивом статьи являются проблемы духовно-нравственного развития общества и актуальность выработки национальной идей. Как известно, современный мировой кризис – это целый комплекс кризисов, охватывающих все стороны жизни и индустриально развитых стран, и развивающихся стран. Как бы ни были люди прилежны, бережны, искусны, предприимчивы, разумны и нравственны, но без национального единства, без национального разделения труда и без национальной кооперации производственных сил нация никогда не сможет обеспечить себе прочное обладание своими интеллектуальными, социальными и материальными богатствами. Следовательно, преодоление кризисов без опоры на передовые идеологии единения людей невозможно. Поэтому надо сделать вывод, что национальная идея для Казахстана – это не декларативный набор умозрительных лозунгов, а реалистическая стратегия скорейшего преодоления кризиса идентичности.
Прежде всего, об актуальности предлагаемого Главой государства народу Казахстана Национальной идеи «Мәнгiлiк Ел». Как известно, современный мировой кризис – это целый комплекс кризисов, охватывающих все стороны жизни и индустриально развитых стран, и развивающихся стран [1, c. 25]. По этому его преодоление традиционными, уже известными способами становится невозможным. Очевидно, что выживаемости человечества удастся добиться лишь на основе идей мировой стабильности и мирового порядка, правового регулирования международных проблем и научного управления глобальным общественным развитием. Другими словами, по всей вероятности нужен новый творческий подход, переосмысливающий как капиталистический, так и социалистический пути развития. Поскольку, происходит деидеологизация общества. Идеалы заземляются, растет аморализм, бездуховность, и личности и целых слоев общества. Девальвируется ценность образования, знаний. На гребне информатизации обнаруживается лишь пена общих декларативных сведений, что оттесняет даже обычную житейскую мудрость. Беда современных обществ – их все большее заимствование западных культур, образа жизни, что ведет к тотальной дегуманизации и самих обществ и обеднению духовного мира отдельного человека. Таким образом, в настоящее время мировая политика не оперирует понятиями добра и зла, в ней нет места жалости и состраданию. На мировой арене волю диктуют сильные и сильнейшие. В нем не устранены причины резкого расслоения общества на богатых и бедных, не созданы условия для раскрытия духовного потенциала личности.
Поэтому, показательны в этом отношении высказывание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. в своем обращении народу Казахстана «Социальная модернизация Казахстана»: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда: «Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия». Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалось губительной. Она породила массовое социальное иждивенство в развитых странах мира, и является одной из главных причин глобального кризиса» [2]. Следовательно, научное осмысление, и самое важное изменить его на пользу человечества и будущего мировой цивилизации требует уже сегодня высокого уровня взаимопонимания, согласия, готовности и координации сотрудничества всего мирового сообщества, конструктивных поисков выходов из кризисных ситуаций. Решение глобальных проблем затрагивает не только политику и науку, но и сознание, нравственность масс, сферу религии [3. c. 11].
Необходимость выработки национальной идеи складывается из следующих обстоятельств:
- на смену неолиберальной идеологии реформ, ориентированной на приумножение финансового капитала, должна прийти идеология активизации социальных факторов экономического роста. Стержневая суть проблемы состоит в том, что в современной экономике творческий фактор стремительно должен выдвигаться перед финансовыми. Рассчитывать на некий период адаптации в открытом море мирового рынка, на накопление финансовых ресурсов для последующего рывка – значит поддаваться различным экспериментам. В настоящее время появляется не менее жесткая социальная система, которая разворачивает сознание людей против идеалов свободы и равенства, против естественного чувства человека к взаимной солидарности и выручке, духовного обогащения в процессе общения людей. Происходит замыкание сознания на своем и личном. Человек ограждается от общества своей семьей, своим делом, своим благополучием. Ситуация такова, что для возрождения и занятия достойного места в мировом сообществе мы должны рассчитывать не только на производственный потенциал страны, а прежде всего, обратить особое внимание на духовный потенциал народа;
- до недавних пор социально-экономическая эволюция человечества в целом двигалась самотеком, как естественно-исторический процесс, в режиме драйф, а не движения по избранному курсу. Сейчас продолжение такого хода событий стало смертельно опасным для человечества – именно по причине колоссальной мощи созданных технических средств и организационных структур. Как бы ни были люди прилежны, бережны, искусны, предприимчивы, разумны и нравственны, но без национального единства, без национального разделения труда и без национальной кооперации производственных сил нация никогда не сможет обеспечить себе прочное обладание своими интеллектуальными, социальными и материальными богатствами. Следовательно, преодоление кризисов без опоры на передовые идеологии единения людей невозможно. Поэтому надо сделать вывод, что национальная идея для Казахстана – это не декларативный набор умозрительных лозунгов, а реалистическая стратегия скорейшего преодоления кризиса идентичности;
- интуитивно люди чувствуют, что национальная идея должна быть непосредственно связана с условиями жизни. Эта идея должна базироваться на духовности, народовластии, социальной справедливости. Эти принципы придадут ей созидательный характер, позволят стать привлекательной для всего общества, прежде всего и главным образом для его молодого поколения. Без молодежи не могут свершаться коренные общественные преобразования. Им в настоящем и в будущем необходимо отстоять честь и достоинство Родины – значит обеспечить ее национальную, государственную независимость и самостоятельность, а, следовательно, и решающее воздействие на все мировое развитие. Происходит общественное осознание национальных целей, возвышающихся над экономикой, над индивидуальными материальными заботами. Их выдвигает, выплескивает в своем потоке сама жизнь. Идеология необходима человеку как ориентация в процессе стремительных социально-исторических перемен. Она не только высвечивает для него вопросы «куда и зачем?», но и помогает расширить свой «круг солидарности» и занять активное место в общественной жизни. Свобода идеологий и объединений по идеологии, а не деидеологизация общества является одной из высших ценностей демократии;
- вместо стремления к богатству как таковой и его символическим выражением есть необходимость стремления к высокому качеству жизни. А последнее невозможно достичь индивидуально, не превышая одновременно качество жизни окружающих. Здесь должен сработать принцип: «Лучший способ помочь себе» это помочь слабому». Речь идет о правилах игры, при которых, как в спортивных соревнованиях, зачет ведется по последнему. Другими словами, качество жизни общества должно определяться разнообразием жизненных благ, которые могут быть гарантированы каждому его члену. Да, надо признать, что решить комплекс социальных проблем долгосрочного развития будет непросто и не сразу. Вместе с тем идти по правильному выборному направлению, это уже большая победа;
- переоценка моральных ценностей шла в направлении, которая в нравственном опыте человечества прежде не поощрялась. Смысл жизни свели к накоплению богатства. Предпринимательство превращалось в процесс делания денег. Предприятия стали оценивать не с позиции его возможностей создавать потребительские блага, а по способностям приносить прибыль. Само производство из цели превращалось в средство. В содержании соотношения добра и зла сакральное начало вытеснялось моралью, питаемой властью денег. Таким образом, нужен порыв, возбуждающий энергию нации, побуждающий ее на созидательный труд, способный внести, решительный перелом в ход событий.
Основные предпосылки для принятия национальной идеи
Прежде всего здесь необходимо опираться на мысли и предложения Главы государства о принятии и проведении Новой экономической политики «НұрлыЖол» и на доктрину национальной идеи «Мәнгiлiк Ел». Следовательно, теоретико-методологической основой концепции национальной идеи является предложение Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. изложенное в его выступлениях и обращениях народу Казахстана и на исконно казахстанские нравственные идеалы – долга, справедливости, правды, искренности, патриотизма, национальной гордости, честности.
Нужна ли национальная идея страны основной массе населения? Безусловно, нужна и притом должна быть понятной ей, затрагивать её жизненно важные интересы, побуждать к плодотворной работе в интересах личных, семейных, производственных, в конечном итоге – всеобщих, общегосударственных. Эта идея должна напрямую «замыкаться» на органы государственного управления. Интуитивно люди чувствуют, что национальная идея должна быть непосредственно связана с условиями их жизни. С ней нередко ассоциируются возможность получать образование, достойную оплату за свой труд, социальные и экономические гарантии. Подобный социально-центричный вариант совпадает с предлагаемой и отстаиваемой национальной идеей Главы государства;
Нужна ли национальная идея небольшой олигархической и богатой части населения? Я думаю, дальновидным собственникам она и нужна потому, что когда интерес прибыльности возобладает над интересом стабильности общества, то погибнет не только система, но их стратегические бизнес проекты со всеми своими реализованными и нереализованными целями.
Национальная идея нужна тем, для кого Казахстан – ДОМ РОДНОЙ, а не место, где можно быстро сколотить состояние и отбыть за рубеж, т.е. для кого интересы государства и народа превыше всего, для тех, кто в развитии экономики страны видит основу своего благополучия, а значит смысл жизни.
Наконец, поскольку те или иные политические партии представляют интересы различных слоев населения, борются за власть, то теоретически национальная идея нужна им всем.
Вывод: C учетом вышеизложенного, а также учитывая, что в настоящее время происходит общественное осознание национальных целей, возвышающихся над экономикой, над индивидуальным заботами и основываясь на выступлении Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. и учитывая, что национальная идея должна быть приближена к человеку, можно выразить ее примерно так:
«Создание Общества Всеобщего Труда, олицетворяющего духовность, справедливость, равенство, народовластие и миролюбие, члены которого высоко и всесторонне развиты, руководствуются любовью к человеку и мудростью» МӘНГIЛIК ЕЛ».
- 1 Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. Астана, 17 января 2014 года.
- 2 Слезингер Г.Э. Социальная экономика, М.: «Дело и Сервис». 2001 год. 3 Глобальный кризис западной цивилизации и Россия, г.Москва. 2002 г.