Из истории создания парижского университета Сорбонны (La Sorbonne Universites de Paris)

В статье рассмотрены основные этапы истории создания Парижского Университета Сорбонны. Автор уделяет внимание отношению ученых, преподавателей к расколу западной церкви, к династии Валуа, к французской революции, к важным политическим персонажам истории Франции – Ришелье, Вольтеру, Дидро и другим видным деятелям Франции. Подробно описана история преобразования колледжа в Университет и его большая деятельность до наших дней, связь с Казахстаном и Институтом «Сорбонна-Казахстан». Основная мысль направлена на то, чтобы показать связь и значение реформ, отношение государства и роль политических деятелей государства в развитии образования и культуры в стране, а также показать какое значение для страны имеет уровень, качество и количество образованных, квалифицированных, конкурентоспособных кадров.

Современная система французского образования складывалась на протяжении нескольких столетий и на сегодняшний день считается одной из самых передовых в мире. Франция имеет значительный опыт в развитии образования, который сегодня применяется и другими странами. Такой партнер как Франция, зарекомендовавший свое высокое качество образования на мировой арене, является незаменимым компаньоном, у которого Казахстан может перенять его опыт и практику. Казахстан всегда относил вопрос образования в число приоритетных, о чем свидетельствуют Конституция Республики Казахстан и принятые многочисленные законы и широкомасштабные реформы. Так, одним из 30 важнейших направлений стратегии нового этапа развития Казахстана (Стратегии "Казахстан-2050") является "приближение системы образования, а также подготовка кадров к мировым стандартам". Не случайно в 2013 году был подписан Меморандум между Университетом Сорбонна Города Париж и КазНПУ им. Абая об открытии Института «Сорбонна-Казахстан» – первого в Центральной Азии французского университета.

Французское университетское сотрудничество соответствует политике Казахстана, прогрессивно развивать образование в стране. Таким образом, стратегические задачи в области образования, такие как подготовка административно-экономических кадров для управления страной и предприятиями, а также подготовка квалифицированных специалистов для развития экономики проходит в рамках государственной программы Республики Казахстан.

Со своей стороны, Франция стремиться усилить свое культурное присутствие в Казахстане. Французское правительство заинтересовано в расширении преподавания французского языка в наших школах и вузах, оказании содействия в подготовке специалистов в гуманитарных областях. Разделяя точку зрения Казахстана на культурные отношения как одну из главных аспектов сотрудничества и установления крепких и доверительных связей, Франция выдвигает свою культурную «экспансию» как один из самых важных аспектов внешней политики.

Торжественное открытие 6 декабря 2014 г. второго в мире и единственного в Центральной Азии Института "Сорбонна-Казахстан" в Алматы, на базе Казахского национального педагогического университета им. Абая, с участием Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева и Главы Республики Франции Ф.Олланда, подчеркнули высокую значимость совместного образовательного проекта для обеих стран. Нурсултан Назарбаев еще раз отметил, что без вовлеченности в мировое образовательное пространство Казахстан не сможет построить новую экономику, основанную на инновациях и знаниях.

«Казахстан взял курс на его приближение к лучшим мировым стандартам. Мы ставим цель, чтобы наша молодежь могла обучаться в своей стране всем знаниям и навыкам, позволяющим смело смотреть в будущее. Приход к нам университетов с мировым именем показывает, что мы выбрали правильный путь», отметил Президент Казахстана. Франсуа Олланд со своей стороны подчеркнул, что открытие в Алматы французского Института стало важной вехой в казахстанско-французском сотрудничестве в культурной и образовательной сферах, которые, по его словам, будут непременно расширяться [1].

Таким образом, культура и образование являются привилегированными рычагами правительства обоих государств. Опыт этой политики ценен еще и тем, что по сей день, является примером того, как развитая, прогрессивная отечественная культура может служить эффективным инструментом защиты национального своеобразия и противодействия внешней культурной экспансии, когда она опирается на соответствующую государственную поддержку. Сочетание различных направлений «мягкой силы», коей является политика Франции в области образования и культуры, обеспечивает влияние и продвижение национальных ценностей. А самыми действенными проявлениями «мягкой силы» Франции являются ее язык и культура.

Успехи Франции в области науки и техники широко известны. Сильнейшие в мире школы и учебные центры, на основе которых успешно развиваются производства, передовые исследования в области физики, программирования, целый ряд важных открытий в области генетики, космические программы, огромны успехи французских ученых и в гуманитарных областях – научная мысль Франции не стоит на месте. Все эти достижения стали возможны, лишь потому, что во Франции действует эффективная и динамично развивающаяся система образования. Еще раз доказывая, что именно образование является двигателем инноваций, а главное важнейшим этапом в процессе формирования и развития полноценной личности, уважающей не только свою, но и культуру других народов; этапом, когда осознанно и целенаправленно формируются ценностные ориентиры, жизненные принципы и приоритеты молодого поколения.

Несмотря на то, что во Франции в последние десятилетия не раз проходили проверку различные реформы и модели образования, именно исторические традиции все еще определяют высокий уровень французского образования, которое и в наше время ценится во всѐм мире. Несомненно, изучая прошлое, мы создаем свое будущее, руководствуясь богатым опытом поколений, живших за много веков до нас, ведь каждый век, прожитый человечеством, несет в себе поучительный и наставнический характер. Изучение истории дает неоценимый опыт соприкосновения с прошлым, который любому человеку помогает лучше понять и осознать свое настоящее. Наша статья посвящена истории создания самого старинного и знаменитого государственного высшего учебного заведения Франции Парижского Университета Сорбонны (Universite de Paris).

К 1253 году, церковные колледжи, находившиеся на левом берегу Сены, что неподалѐку от Собора Парижской Богоматери, объединяются с Парижским университетом, основанным еще в 1215 году в Ильде-ла-Сите, в будущем "Латинский квартал". Среди них, в 1257 году, Роберт де Сорбонн, капеллан и духовник короля Франции Сент-Луиса (Louis IX) основал одноименный колледж, который являлся одним из многих колледжей, принимающих бедных студентов на Горе Сент-Женевьев.

Вначале этот приют был рассчитан всего на шестнадцать человек мужчин, по четыре человека от каждой из наций, имевших более всего представителей среди парижских учащихся (в основном это были французы, немцы, англичане и итальянцы), но затем оно было расширено до 36 человек [2].

Очень скоро эти колледжи стали частью академических дисциплин Парижа, а Колледж де Сорбонн, став знаменитым своим богословским факультетом "Сорбонна", принимает активное участие в философских и политических дебатах того времени. Не прошло и пятидесяти лет, как репутация Сорбонны затмила многие старинные богословские факультеты Европы.

Утверждение Парижа как столицы Франции опиралось на развитие и влияние Парижского университета. Этот успех принесла структурированная организация еще в начале тринадцатого века. Король Филипп Август затем решил дать преподавателям и студентам адекватные условия жизни и гарантии от качественных дипломов, устанавливая новый путь социального восхождения. Организационная система школ была также пересмотрена в соответствии с двумя основными принципами. Первым было объединение преподавателей и студентов в сообщество под названием Universitas и регулируемое уставом, устанавливающих правила общей жизни в общей системе образования. Второй принцип заключался в том, что гарантии автономии были сделаны в начале века в трех официальных документах тринадцатого века: в 1200 году, Королем Филиппом Августом; в 1215 году, подтверждением папским легатом; в 1231 году, и Scientiarum папы Григория IX.

Университет вскоре приобрел статус юридического лица, и полученные привилегии позволяют наделить его печатью с надписью "Universitatis magistorum и scolarium parisiensium".

Репутация Сорбонны настолько возросла, что вскоре ее руководители решили, что титул доктора будет присуждаться только одному члену каждого из монашеских орденов. Высокий уровень стипендии поддерживался и суровостью "Actus Sorbonnicus" или экзамена на степень, в том числе защитой "thesis Robertina". Профессорский корпус был настолько уважаемым, что со всех концов Европы различные богословские и даже политические вопросы направлялись к нему для решения. Надо отметить также, что "Сорбонна" с первых же десятилетий своего существования заняла оппозиционно-критическое положение по отношению к римской курии, и никогда этого положения не меняла. «Первое ее серьезное столкновение с Римом произошло при папе Иоанне XXII, который высказал во время торжественного богослужения в Авиньоне, что уготованное праведникам лицезрение Божие доступно им лишь в ограниченной степени. Доктора Сорбонны разразились филиппикой против этих соображений папы и заявили, что считают их еретическими. Папа Иоанн XXII пробовал уладить дело перепиской, но, когда это не удалось, отправил в Париж двух нунциев, чтобы те доказали сорбонистам справедливость папских мнений. Сорбонисты назначили диспут и так искусно настаивали на безгранично-блаженном лицезрении, что нунции удалились в полном смущении. Сорбонисты тотчас же выпустили свой приговор, осуждавший формально мнение папы, а король Филипп VI отправил текст этого приговора папе. Король так близко принял все это к сердцу, что даже угрожал папе жестокими карами, если тот не возьмет суждений своих обратно. И Курия уступила» [3].

Наивысший расцвет авторитета Сорбонны пришелся на XIV в., когда раскол западной церкви совершенно низвел значение Рима, и возникла потребность в таком авторитетном учреждении, которое бы взяло на себя охрану догматов: и таким центром явилась Сорбонна. В 1393 г. пятьдесят четыре сорбоннских доктора представили королю свое мнение о том, как покончить раскол в церкви, которое было вскоре приведено в исполнение, а именно в сборе высших духовных и светских лиц, чтобы рассудить враждовавших авиньонского и римского пап. В эту эпоху реформации Сорбонна представляла собой вначале весьма покорное приложение европейского католицизма, т.е. самое незаурядное в те времена направление. Хотя, надо отметить появление под покровительством Сорбонны в 1469-1470 гг. первой типографии в Приже. Она печатала в своих типографиях, кроме священных книг, еще латинских авторов и некоторые произведения итальянских писателей (что способствовало началу создания богатейшей библиотеки, для которой было специально построено отдельное здание). Устремления Сорбонны явно проявились, когда, прежде чем зарегистрировать указ Генриха Валуа о допущении иезуитского ордена во Францию, парижский парламент, обратился к Сорбонне. На что Сорбонисты ответили, что «считают иезуитов опасными плутами и негодяями, а орден их скопищем злодеев». На парламент отзыв Сорбонны подействовал весьма мало: так как иезуитам все-таки было позволено устраиваться во Франции, но только не носить гласно своего имени. Но Римский Папа велел сжечь публично этот отзыв, при этом никого из сорбонистов инквизиция не привлекла к ответственности. Вскоре, после этого Сорбонна попала в руки Гизов и католической реакции. Это связывают с тем, что Танкэрель, один из способнейших учеников Сорбонны, написал трактат, в котором новыми аргументами пытался обосновать теорию Григория VII, Иннокентия III и Бонифация VIII о праве пап низвергать и возводить на трон светских властителей. Трактат появился в год закрытия Тридентского собора в 1563 г. На автора посыпались обвинения. Прокурор парламента по настоянию королевского канцлера потребовал у Сорбонны осуждения книги, но декан сорбонских докторов отвечал, что вопрос это сложный и о нем можно много спорить за и против. После такого ответа последовало тяжелое унижение для гордого учреждения: сорбонистов заставили угрозами публично покаяться и извиниться в присутствии председателя, прокурора и 2-х членов парламента. С этих пор лозунгом Сорбонны становится месть династии Валуа. Сорбонна сближается с Гизами и, по необходимости, со всей своей ультракатолической партией, начинает громить Генриха III, и выступает против принца Наварского. Когда Генрих IV Наварский взошел на престол Франции, он не стал мстить Сорбонне, а заботился лишь о том, чтобы больше не допустить ее до активной роли в политике. И уже в следующем веке Ришелье не только лишил Сорбонну всякой тени политического влияния, но даже вмешивался в чисто религиозные и научнобогословские функции сорбонистов, на что они с яростью пытались отстоять остатки своей независимости. Именно в этот период Рене Декарт подвергся самому полному и решительному осуждению Сорбонны; Вольтер, Дидро и энциклопедисты также осуждены Сорбонной, но, несколько менее сурово, чем автор "Discours de la méthode" [4].

После резкого снижения ее влияния в период религиозных войн, реформы Генриха IV акцентировали королевский контроль над университетом, направляя управленцев его к обучению в государственной службе. Среди ее покровителей и политиков помимо Ришелье были Мазарини, кардинал де Рец, Ле Телье, кардинал Флери одни из самых выдающихся государственных деятелей своего времени.

Вместе с тем надо отметить, что в эпоху Возрождения, хотя Сорбонна и обозначало имя престижного колледжа факультета Сорбонны Богословия Парижа, только треть богословов обученных в Париже принадлежала к колледжу. И все же, Сорбонна оставалась одним из великих центров распространения знаний и идей в Европе. В эпоху Просвещения, она находилась глубоко под влиянием прогресса науки и философского духа. Великие реформаторы обучались в Сорбонне, такие как Жак Тюрго.

Она также представляла собой форум для дискуссий и интеллектуальных споров. Университетские сообщества пользовались авторитетом во всех сферах общественной жизни. Короли, епископы, судьи, официальные лица, консультировались у известных членов университета, прежде всего, потому что Сорбонна гарантировала высокое качество интеллектуальной подготовки сорбонистов, признанное высшими органами государственной власти. И тем самым оказывала важную роль в жизни королевства и христианства.

В начале семнадцатого века, колледж Сорбонна был словно лоскутное полотно из зданий, построенных по улице де-ла-Сорбонн между Санкт Бенедикт монастырем на Севере и колледжем Кальви на юге. И только 1606-1607 Арман-Жан дю Плесси, придал единый стиль комплексу зданий, соответствующих славе студентов Сорбонны. Под руководством будущего кардинала Ришелье, в 1622 году Сорбонна постепенно восстанавливается, приукрашивается и расширяется. Согласно планам архитектора Жака Лемерсье, бывший колледж и средневековая часовня были снесены, чтобы очистить двор и место. Новая библиотека была построена и украшена в 1647 Сансоном Летелье. И, наконец, строительство новой часовни огромных размеров было завершено, через шесть лет после смерти кардинала, в 1648 году, которая и стала его мавзолеем [5].

Научное сообщество Сорбонны, благоприятно приветствовало изменения и революционные процессы во Франции, но, тем не менее, большинство членов "общества Сорбонны" начиная с богословов, отказалось от Гражданского устройства духовенства. И в 1791 году все здания Сорбонны были закрыты для студентов.

В XVIII в. Сорбонна была богатым учреждением, делами которого управлял "Провизор" и четыре доктора, выбранные из своей же среды. Финансами заведовали специальные чиновники, назначаемые провизором. Среди главных покровителей Сорбонны был кардинал Ришелье, который также некоторое время провел в должности Провизора. Сама Сорбонна была подавлена указом от 5 апреля 1792 года, но была восстановлена декретом Наполеона в 1808 году в качестве теологического факультета вновь организованного Университета города Парижа [6].

С 1806 г. Наполеон реорганизовал всю французскую систему высшего образования, которая теперь именовалась «Императорский университет», и создает пять факультетов в Париже, целью которых была подготовка учителей для средних школ и семинаров: факультеты науки, литературы, богословия, права и медицины. Вскоре Сорбонна стала резиденцией факультетов науки, литературы, богословия и ректора Парижской академии, функции которой были закреплены, в частности, в Париже. Первоначально эти три факультета поселились в колледже дю Плесси. Только в 1821 году они присоединились к старым зданиям Сорбонны.

Факультет искусств был принят с невероятным успехом. Люди приходили туда за изучением греческого, латинского, истории литературы, французской литературы, философии, древней и современной истории, и географии. Но число учителей оставалось ограниченным: между 1809 и 1878 годами факультет искусств не превышал число в 51 учителей на 1500-2000 студентов. И все же Факультет искусств выгодно использовал своею близость к власти монархии став сердцем парижской и французской университетской системы.

После нескольких неудачных реформ и реконструкции проектов в период Второй республики и Второй империи, появление Третьей республики стало переломным в истории Сорбонны. С академической точки зрения, поражение Германии возродило ряд проектов реформ при поддержке известных учителей, таких как Дюрюи, Тэна, Ренана, Моно, Бреаль или Бертло. Были открыты новые уроки по специальностям. В то время как факультет теологии был закрыт в 1885 году, новые институты были добавлены к прежним факультетам: такие как Школа высших исследований в 1868 году и Школа хартий в 1897 году.

Парижский университет, который исчез, во время революции, был, наконец, вновь воссоздан в 1896 году путем слияния пяти факультетов и Сорбонна стала ее резиденцией. Реконструкция зданий семнадцатого века слишком маленьких и неудобных, была наконец начата под руководством Жюля Ферри, министра образования того времени. Эта задача была возложена на архитектора Анри Поль Нэно и первый камень нового здания был заложен в 1885 году в дополнение к строительству академического дворца. Старые здания семнадцатого века были полностью реконструированы, лишь часовня оставалась единственным сохранившимся элементом былого. Была также отстроена обширная библиотека на 300 мест, которая насчитывала более 600.000 томов к 1913 году.

Если вся работа была фактически завершена в 1901 году, первая часть здания была открыта уже в 1889 году к столетию революции. И новая Сорбонна стала всемирным символом науки и культуры молодой Французской Республики.

К 1900 году число студентов, колеблется в пределах от 3.000 что составляет 42% от числа зарегистрированных по всей Франции студентов и 4.500, накануне Первой мировой войны. Еще было малым количество иностранцев, но количество молодых женщин выросло с 11% в 1897 году до 22% в 1906 году [7].

Первая половина двадцатого века была для Сорбонны блестящим периодом возрождения. Его научные работники и преподаватели были в переднем ряду крупных научных разработок в разных областях: истории, лингвистики и сравнительной литературы, науки начала ядерной физики. Репутация и международный авторитет Сорбонны подтверждается несколькими Нобелевскими премиями (Пьера и Мари Кюри, Жан Перрен, Луи де Бройля, Ирен и Фредерик Жолио-Кюри).

Интересно, что число студентов начало расти в межвоенный период. Оно увеличилось в два раза с 1921 по 1926 год и в три раза в 1930 году, достигнув своего пика до 14.500 зачисленных студентов, из которых женщины составили 41% и иностранцы 30%, что способствовало открытию Университетского городка в 1925 году (14-й округ Парижа).

Вторая мировая война нанесла тяжелую и затяжную травму по Сорбонне. Законы исключения, выпущенные режимом Виши, ударили по еврейским студентам и преподавателям. Несколько профессоров трагически погибли, были депортированы или расстреляны: среди них были: Марк Блох, Жорж Асколи, Виктор Баш и Луи Хальбвакса, и физики Анри Абрахам, Эжен Блох и Жорж Брюар.

Рост числа студентов все же возобновился сразу после войны. Их количество резко возросло до 61.400 в 1965 г. у этого прогресса, однако, были свои недостатки: в конце 1950-х годов, число Сорбонновцев превысило в десять раз больше того, на что его строители рассчитывали столетие назад. Демократизация высшего образования, открыла приток молодых людей более средних классов, который постоянно увеличивался.

Эти элементы представляют собой питательную среду для студенческих протестов конца 1960-х годов, в Сорбонне, и в частности, на факультете искусств, которая как и прежде оставалась местом для политизации студентов: дело Дрейфуса, война в Алжире, независимость Вьетнама, как и многие события, которые помогли поколению сформировать свою приверженность и внести вклад в развитие сильных ассоциаций среди студентов.

События мая 1968 года1 начались в одном из новых факультетов, которые были построены специально для решения подъема в сфере высшего образования: Университете Нантер, достигнув Латинского квартала Сорбонны событие быстро стало международным символом студенческого протеста [8].

Процесс реформ, начавшийся с движение протеста привели к распаду Парижского университета на девять, а позже тринадцать университетов. Под руководством министра образования, Эдгара Фора, закон высшей ориентации образования от 12 ноября 1968 г. предоставил новым университетам ограниченную автономию: новые институты отныне возглавляются президентом, избираемым советом директоров. Закон, однако, сохранил за собой ведение всего наследия неразделенной собственности 

1 мая сто тысяч человек вышли на улицы Парижа, чтобы отметить праздник солидарности трудящихся. Поднимая кулаки, молодежь скандировала: «Работу молодежи!». В демонстрации участвовали рабочие самых разных отраслей. Повсюду провозглашались требования 40-часовой рабочей недели, профсоюзных прав и отмены последнего постановления об отмене социального обеспечения. На западе Франции в демонстрациях участвовали энергетики, транспортники, машиностроители, рыбаки, почтовые работники, строители, учителя, учащиеся школ. 8 мая в демонстрациях приняли участие: в Бресте 30 тыс. чел., в Кемпере 20 тыс., в Руане 10 тыс., в Сан Бриек впервые с момента освобождения прошла 10-тысячная демонстрация, в Морле на улицы вышли 12 тыс., в Анжье с Нанте 20 тыс., в Ле Маже 10 тыс.

Мощная волна рабочего движения подхватила и закружила в своем потоке лидеров различных партий и профсоюзов. Поведение властей – администраций университетов, министров, полиции только накаляло обстановку, усиливало гнев и возмущение. Особо стоит отметить зверское поведение полиции по отношению к протестующим. Среди полиции процветал расизм, проявляющийся в жестоких преследованиях индокитайцев и алжирцев во время кровавых расправ с демонстрациями иммигрантов в Париже. Наряду с рабочим классом одну из ведущих ролей в революции 1968 г. играли студенты и школьники. Еще в начале 1960-х годов французские студенты были вовлечены в большое движение против войны в Алжире, а также за независимость Вьетнама.

В Париже демонстрация достигла такого масштаба, что полиция вынуждена была стоять в сторонке. Знамена призывали: «Студенты, рабочие и учителя объединяйтесь!» Повсюду реяли красные флаги и раздавалось пение Интернационала. Генеральная Ассамблея сорбонских повстанцев еженочно собирала в здании амфитеатра более 5 тысяч человек. В скором времени почти все французские университеты были в руках студентов [12].

бывшего Парижского университета в государственном учреждении под руководством ректора академии, с юридическим лицом и финансовой автономией: канцелярией университетов. Основанная в 1971 году, она также владеет Университетским городком, проспектом Жордан и литературной библиотекой Жака Дусе, Пантеоном. Став наследницей наследия (в том числе семьи Ришелье) и традиций качества, университетская Канцелярия является теперь гарантом престижа университета, которая выковывает в течение многих столетий славу Сорбонне.

С тринадцатого века, название Сорбонна все еще занимает в мире одно из самых высоких мест науки и искусства, как обещание передового опыта. Восемь веков после своего основания, "Старая синьора", как иногда называют ее, остается престижным символом духа народа, истории, которая сформировала сегодняшнюю Францию. Восстановленная Третьей республикой, как храм знаний к славе республиканской системы образования, Сорбонна стала символическим местом всех университетов и академий Франции.

Ректор Академии и штаб-квартиры канцелярии университетов Парижа, в настоящее время размещены в нескольких учреждениях высшего образования с международной известностью, а также передовых научно-исследовательских лабораториях разных областей:

  • Ректор Академии Парижа, объединяет в себе все администрации Министерства образования, ответственного за управление школ и колледжей столицы. Находящийся под руководством ректора, Парижский университетский Канцлер осуществляет правовой контроль и бюджетный контроль парижских университетов. Он также является наследником движимого и недвижимого имущества бывшего Парижского университета. Являясь хранителем традиций Парижского университета, он распределяет стипендии и призы, таким образом, играет активную роль в университетской жизни.
  • Национальная школа хартий это высшая школа, специализирующаяся в области вспомогательных исторических дисциплин (филологии, палеографии, архивы, археология). Его статус как бизнес уже на протяжении почти двух столетий обеспечивал репутацию французских кураторов и архивистов.
  • Практическая Высшая школа, является величайшим французским высшим учебным заведением, чья миссия состоит в том, чтобы обучить на практике фундаментальным и прикладным исследованиям в области наук о жизни и о Земле, исторических и филологических наук, и религиозных науках.
  • Университет Париж 1 Пантеон-Сорбонна, является наиболее важным из парижских университетов в регистрации по всем дисциплинам. Он специализируется в области политики, экономики, менеджмента, права и гуманитарных наук.
  • Université Paris 3 Sorbonne Nouvelle, находится на первом месте по образовательным инновациям и международным исследованиям в области языка, литературы, искусства, гуманитарных и социальных наук.
  • Парижская Сорбонна Париж IV, Университет специализируется в области гуманитарных и социальных наук. Это инновационный центр с традициями классической передачи знаний и культуры гуманитарных наук в Сорбонне.
  • Университет Париж Декарт, Париж 5, является крупнейшим французским медицинским университетом. Он возобновил традицию Сорбонны в этой дисциплине, и также обеспечивает высокое качество образования во многих областях: науки о жизни и здоровье, социальные науки, право, экономика и наука управления и технологий.

Отдельного упоминания заслуживает Университетская библиотека Сорбонны, которая является научно-технической библиотекой, и которая сегодня владеет более чем в два с половиной миллиона книг по различным областям научных исследований, а также многими старыми и специальными фондами, унаследованными от старых коллекций Парижского университета. Иль-де-Франс имеет 26 университетских библиотек, 9 в академиях Кретей, Версаль и 17 в Академии Парижа.

В соответствии со статьей L714-1, с поправками, внесенными Законом № 2013-660 от 22 июля 2013 г. ст. 55, первая роль библиотек это сопровождать и поддерживать учебную и научно-исследовательскую деятельность. Сегодня, они также определяют, приобретают и предоставляют необходимые информационные ресурсы для студентов и исследователей [10].

Университетская библиотека Сорбонны, сегодня занимает центральное место в социальной и культурной жизни университета. Надо сказать, что она является неотъемлемым элементом идентичности и имиджа Сорбонны, особенно среди иностранных студентов и преподавателей. А развитие и модернизация высших учебных заведений и научно-технических библиотек, представляют собой стратегическое направление политики образования Франции.

В мире открыты лишь два филиала Сорбонны – это Париж-Сорбонна Абу-Даби в Объединенных Арабских эмиратах и Институт Сорбонна – Казахстан в Республике Казахстан. Филиал в ОАЭ был создан в мае 2006 года под патронажем Его Высочества шейха Мухаммеда бин Зайед Аль Нахайян, наследного принца Абу-Даби, Совета Абу-Даби по образованию (ADEC) и Университетом Париж-Сорбонна, как часть видения эмиратов и его академического и культурного роста.

Хотя основной миссией учреждений и считается развитие образования на французском языке в Центральной Азии и в Арабском мире, предлагая в ответ на потребности партнеров, получить степень по стандартам мирового класса парижского образования прямо из университетов в Париже, надо отметить, что открытый в декабре 2014 года, в рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве, между Францией и Казахстаном, при поддержке Президента Казахстана Назарбаева Н.А., Институт Сорбонна – Казахстан несет в себе более глубокие цели, и одной из них является способствование поднятию конкурентоспособности человека, рождению специалиста нового поколения, думающего, и ответственного перед обществом и Родиной. По мнению самого Университета Сорбонны Париж Ситэ, это уникальный проект в университетском ландшафте в Центральной Азии, который основывается на тесной интеграции Университета Сорбонна Париж Ситэ с Университетом Абая и имеющий под собой далеко идущие планы. И исследования данной темы требует освятить их в других материалах.

 

  1. Институт Сорбонна-Казахстан в Алматы//Современное образование №1(97), 2015.-URL : http://www.obrazovanie.kz/
  2. Rashdall, "A history of the universities in the middle ages" (Л.,1895, т. 1: "Paris") .-URL: http://lollardsociety.org/pdfs/Rashdall_Universities_vol1.pdf С. 469-488-489
  3. Евг. Тарле./Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/.-URL: https://how-to-all.com/значение:сорбонна
  4. Евг. Тарле./Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/.-URL: https://how-toall.com/значение:сорбоннаsite officielle de la Sorbonne/Histoire de la Sorbonne.-URL:http://www.sorbonne.fr/lasorbonne/histoire-de-la-sorbonne/la-sorbonne-aujourdhui-et-ses-affectataires/
  5. site officielle de la Sorbonne/Histoire de la -URL:http://www.sorbonne.fr/la-sorbonne/histoire-de-lasorbonne/la-sorbonne-aujourdhui-et-ses-affectataires/
  6. Sorbonne Catholic Encyclopedia (1913)/Sorbonne .-URL: https://en.wikisource.org/wiki/Catholic_Encyclopedia_(1913)/Sorbonne
  7. http://www.sorbonne.fr/la-sorbonne/histoire-de-la-sorbonne/la-sorbonne-au-xixe-siecle-le-temps-des-grands-travauxsous-la-troisieme-republique/
  8. http://www.sorbonne.fr/la-sorbonne/histoire-de-la-sorbonne/la-sorbonne-au-xxe-siecle-de-lancienne-universite-deparis-aux-13-universites-parisiennes/
  9. http://www.sorbonne.fr/la-sorbonne/histoire-de-la-sorbonne/la-sorbonne-aujourdhui-et-ses-affectataires/
  10. http://www.sorbonne.fr/etablissement/les-bibliotheques/
  11. Схивия А. Красный май – 68/ Схивия А.//Революция.-URL: http://revolucia.ru/https://chnm.gmu.edu/revolution/d/370/
Год: 2016
Город: Алматы
loading...