Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Исламский фактор в мировой политике

В данной статье анализируется значение исламского фактора в мировой политике с его непосредственного зарождения, его постепенное развитие, движение и разветвленность, а также современная политическая интерпретация. Так, в современных международных отношениях и мировой политике исламский мир представлен весьма разнородными государственными и негосударственными акторами. На фоне трансформации системы международных отношений в целом, а также в условиях быстро меняющейся расстановки политических сил внутри мусульманских сообществ, стран и регионов это порождает противоречивые проявления действия исламского фактора на международной и региональной аренах. Ведь без серьезного изучения и теоретического осмысления этих явлений невозможно составить адекватное представление об особенностях современного мирового политического процесса и выстроить конструктивные отношения между Западом и исламским миром, конфликт между которыми является характерной чертой современной эпохи. Также поднимается вопрос о конкретной роли исламского мира как геополитического актора и существующие всевозможные подходы поиска возможного ответа на этот вопрос. Несомненная культурная, социальная общая разнородность взглядов ислама как религии и ислама политического также играет свою роль. 

Для резонного обсуждения роли исламского фактора в мире и в международных отношениях, в первую очередь должны быть рассмотрены его значение для современных мусульманских обществ и мусульманских государств. Можно отметить, что с 1970 года ислам стал бесспорным источником власти для мусульман во всем мире, а также для правительств мусульманских государств. Этот момент, когда послеколониальный период, где социализм и секуляризм доминировали в мусульманском мире, внезапно закончился. Затем начался новый период, в ходе которого силы ислама религиозно, политически и идеологически набрали обороты. 1979 год был годом иранской революции, годом советского вторжения в Афганистан, годом введения уголовного права шариата в Пакистане, союзнике США, оккупация Большой мечети в Мекке саудитами, а также подписание мирных соглашений между Египтом и Израилем.

До этого мусульманский мир в качестве некой геополитической общности, субъекта мировой политики не существовал. В колониальную эпоху большинство мусульманских стран и территорий имели свои метрополии или входили в сферу влияния той или иной великой державы; в биполярной системе международных отношений они либо опирались на поддержку патрона (СССР или США), либо сохраняли нейтралитет, балансируя между сверхдержавами. Идеология обретших независимость мусульманских государств базировалась на принципах светскости и национализма, хотя зачастую и была декорирована религиозной риторикой [1, с.9].

Итак, в конце XXначале XXI веков особое внимание исследователей, политиков, экономистов, международную общественность и широкие слои населения привлекает исламский фактор в развитии мирового сообщества, ибо заметно возросла его роль в мирополитических процессах. В это время также участились межэтнические и межконфессиональные конфликты, антигосударственные заговоры и межгосударственные столкновения, принимающие нередко форму кровопролитных военных действий (например, в Дарфуре в Судане, талибаны в Афганистане; хуту и тутси в Руанде, шииты и сунниты в Ираке, арабы-мусульмане и арабы-христиане в Ливане, косовары и сербы в Косово в бывшей Югославии, кикуйю и луо в Кении). Участились акты международного и внутристранового терроризма. Особенно активны «Аль-Каида» и тесно связанные с ней исламские экстремистские организации. К возврату к корням прибегают многие слои в мусульманских странах, да и не только в них. Христиане и мусульмане, прибывшие из Африки и Азии, осевшие во многих европейских странах, оказались большей частью изгоями там, куда эмигрировали и, как следствие такого положения, бурно протестуют против далеко не легких условий жизни. Многодневные жестокие и массовые беспорядки, учиненные африканской и азиатской молодежью в Париже и турками в Германии в 2005-2007 гг., – тому подтверждение.

Ислам и политика тесно взаимосвязаны в государствах, где население исповедует эту веру, где ислам является государственной религией или где мусульманская Умма многочисленна. В настоящее время в мировом сообществе переплетение исламских установок и политики, осуществляемой государствами, относящихся к мусульманской Умме, наглядно проявляются в создании, функционировании и активной деятельности мусульманских правительственных организаций, образовавшихся или создаваемых ныне на региональном, субрегиональном и на международном уровнях [2, с.515]. Они образуют обширное политическое пространство, на котором действуют разнообразные и специфические политические силы, государственные и межгосударственные институты, организации гражданского общества. Силы и влияние многих из них настолько велики, что они воздействуют на все мировое сообщество, приобретая, таким образом, планетарный характер.

Рост значения ислама на Земном шаре связан также с тем, что процессы глобализации, происходящие в современном мире, привели к тому, что во многих странах Запада появились многочисленные мусульманские общины. Они стали оказывать заметное влияние на все стороны жизни стран их пребывания.

Мусульманский мир, выступая в качестве целостной цивилизационной и социокультурной системы, тем не менее, демонстрирует множественность уровней и ролей ислама, которые обусловлены его собственной сложной структурой и разнообразием выполняемых им функций, а также тем, что эта религия используется самыми различными политическими силами как для укрепления позиций исламской цивилизации на мировой арене, так и для достижения вполне конкретных политических, геополитических, идеологических и экономических целей.

Со временем стало очевидно, что вместо независимости мусульманские страны получили новую форму зависимости, а вместо инновации заимствования и имитацию со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде огромных разрывов в уровнях жизни между элитой и остальным обществом, отсутствия возможностей для легитимного волеизъявления, культурной экспансии извне и т.д. Поиски иных, качественно отличных от уже опробованных путей выхода из кризиса привели к идее исламской альтернативы, которую попытались сформулировать оппозиционные политические лидеры и группировки. В 1950-1970-е гг. протест был обращен вовнутрь мусульманских сообществ, главным противником политизированного ислама была местная «испорченная» власть.

Изучение роли исламского фактора в мировой политике объективно привело к постановке вопроса о влиянии религии на внешнюю политику государств. История международных отношений свидетельствует о том, что конфессиональный аспект учитывается при разрешении (или провоцировании) многих конфликтов, а идеологическое обоснование внешнеполитического курса любой страны в глазах общества имеет, в том числе и религиозный подтекст. Наиболее ярко эту специфику демонстрирует мусульманский мир, где принадлежность страны к исламу отражается на процессе принятия внешнеполитических решений, а немусульманские страны при выстраивании отношений с мусульманскими государствами обязательно учитывают фактор религии.

В начале XXI в. многие главные события в мире происходят именно на землях ислама, и результат этих перипетий непредсказуем. Судьбы политического ислама, темпы и границы его распространения в рамках отдельно взятой страны, в региональном и глобальном масштабе продолжают оставаться предметом бурных научных дискуссий, темой многочисленных академических исследований и публицистических материалов. Исламская волна, накрывшая арабский мир в результате событий 20112012 гг., обязывала востоковедов еще более углубленно изучать всю массу сопряженных с исламизацией Большого Ближнего Востока явлений и последствий.

На данный момент в основном выделяют три основных подхода в видении ислама как глобального геополитического актора. Сторонники первого подхода считают вполне обоснованным определять исламский мир в качестве консолидированного актора мировой политики, которому противостоит другой условно единый контрактор Запад. Им оппонируют приверженцы противоположной точки зрения, акцентирующие внимание на дробности и внешнеполитической самостоятельности различных исламских игроков. В рамках третьего подхода исламский мир выступает как зона распространения мусульманской религии, особое цивилизационное пространство, что снимает вопрос о том, является ли мир ислама коллективным глобальным актором, поскольку цивилизационный подход затрудняет анализ современных международно-политических процессов [3].

Очевидно, что исламский мир представляет собой весьма пеструю и разнородную картину. Это порождает большой и сложный комплекс противоречий и конфликтов, которые наблюдаются в регионах распространения ислама, как между государствами, так и внутри каждого из них. Между мусульманскими странами имеются кардинальные различия в социально-экономическом развитии, в политических и правовых системах, в политической и социальной роли религии в жизни общества, в способах адаптации к глобализации, во внешнеполитических стратегиях. Конфликтный потенциал подпитывают межгосударственные противоречия, нерешенные и возникающие конфликты, региональное соперничество стран и личная конкуренция их лидеров, этноконфессиональное разнообразие, а также многообразие течений внутри мусульманской религии и исламистской идеологии. Последняя отстаивает различные альтернативные, зачастую противоречащие друг другу проекты переформатирования не только исламского мира, но и всего миропорядка в глобальном масштабе.

Тем не менее в современном исламском мире можно говорить о политической консолидации. Прежде всего речь идет о наличии многочисленных международных мусульманских организаций, в целях и деятельности которых заложена идея религиозного единства. Тут также прослеживается тенденция к дублированию международных организаций глобального уровня, в их числе: ОИС (исламский аналог ООН), «Исламская восьмерка» (альтернатива «Большой семерке»), Исламский банк развития (вместо Международного банка развития), Исламская комиссия Международного Красного Полумесяца (аналог Международного Красного Креста), Исламская организация по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО, альтернатива ЮНЕСКО), Исламская федерация спортивной солидарности (дублирующая Всемирный олимпийский комитет), Исламская торгово-промышленная палата, Исламская ассоциация судовладельцев и т.д. [4].

Схожая тенденция прослеживается в сфере разработки и принятия международных документов: Исламская Декларация прав человека (вместо Всеобщей Декларации прав человека); Договор о борьбе против международного терроризма, разработанный ОИС в соответствии с шариатом и т.д. Система международных организаций мусульманского мира и норм, которыми они руководствуются, может интерпретироваться как противопоставление или альтернатива так называемой западной системе международного права и международных отношений.

На международный и даже глобальный охват также претендуют «страновые» и региональные исламские организации. Как правило, они создаются по инициативе какого-либо мусульманского государства в качестве инструмента своей внешней политики; в их составе зачастую представлены негосударственные акторы, в том числе радикально-экстремистского толка. Самой известной и влиятельной стала Всемирная исламская лига (создана в 1962 г. по инициативе Саудовской Аравии). Среди других: Народная исламская конференция (сформирована в 1991 г. под патронажем Ирана и Судана), Всемирное исламское народное руководство (создано в 1989 г. по инициативе бывшего лидера Ливии М.Каддафи), Корпус стражников исламской революции (КСИР) и Силы «Кодс» (инструмент политико-идеологической деятельности Ирана внутри страны и за рубежом) и т. д. Наличие подобных организаций позволяет государствам-опекунам «проводить прямо или косвенно определенную политику на международной арене, нередко в нарушение норм международного права, и уходить от ответственности за вмешательство во внутренние дела других государств» [4, с.10-13].

К числу транснациональных исламских движений относится организация «Братья-мусульмане», имеющая свои представительства практически во всех мусульманских странах. Партия «Хизбат-Тахрир аль-Ислами» последовательно пополняет свои ряды во многих странах за счет приверженцев идеи создания всемирного халифата. Крайне идеологизированной и дискуссионной остается проблематика, связанная с созданием и деятельностью движения «Талибан». Еще один пример транснациональных организаций террористические сетевые структуры, прежде всего «Аль-Каида» и ассоциированные с ней движения (АКАД).

Косвенным признанием наличия исламского транснационального акторства является и то, что международная антитеррористическая коалиция воюет не просто против терроризма [5] (который, как известно, не имеет ни национальности, ни религии, ни границ), но против именно «исламского» терроризма, поскольку на сегодняшний день основным поставщиком и главным распространителем терроризма является радикально-экстремистский исламизм. В результате действий немногочисленного, но весьма активного крайнего крыла исламистов вполне естественная резкая эмоционально­негативная реакция на терроризм переносится на исламский мир в целом, который на Западе начинает восприниматься как некий гомогенный социум, якобы приверженный идее насилия, как источник угрозы всему человечеству.

Фактом остается и то, что в начале XXI в. cамоопределение исламского мира базируется на общности религии и противопоставлении себя Западу, что воплощается в идее так называемой мусульманской солидарности. Скептики считают эту идею лишь неким популистским лозунгом, удобным инструментом мобилизации масс. В подтверждение своей позиции они ссылаются на то, что солидарность мусульман ни разу не способствовала решению хотя бы одного серьезного конфликта: ирано-иракского, индопакистанского, внутрипалестинского и т.д. Претворению идей мусульманской солидарности на практике препятствуют глубокие противоречия, разобщающие исламский мир. Не в пользу мусульманского единства свидетельствует и туманный образ исламской альтернативы во всех ее идеологических вариантах: либеральном (модернизаторском), традиционалистском и джихадистском. Исламистские проекты, кроме того, всегда привязаны к конкретным социокультурным, политическим и иным реалиям того или иного мусульманского общества [5].

Вместе с тем имеются веские основания говорить о наличии в исламском мире тенденции к формированию устойчивой и нацеленной на перспективу системы интересов, приоритетов и целей, определяемых исламской солидарностью. Мусульмане все более осознают себя единым массивом с общей (несмотря на разночтения) конфессиональной традицией, общей историей, общими целями и общим противником. Понятие «ульумма аль-ислямийя» «исламская нация» укоренено в сознании мирового мусульманства и не ставится под сомнение ни одним политиком, какого бы направления он не придерживался [7, с.37]. Поэтому исламская солидарность есть не просто идеологический конструкт, постоянно обновляемый политиками и мыслителями.

Хотя фактор исламского единства противоречив и в значительной степени виртуален, мусульмане все же пытаются выразить общую позицию перед лицом внешнего вызова, что в определенном смысле можно интерпретировать как «исламский ответ» на глобализацию. Проблема в том, что главный импульс единения исламского мира в противостоянии Западу сегодня исходит от исламских радикалов. Привлекательность в глазах некоторой части мусульман альтернативных проектов глобального переустройства мира, несмотря на их иллюзорность, в немалой степени объясняется тем, что предлагающие эти проекты разного рода исламистские силы апеллируют к заложенной в исламе концепции уммы сообщества мусульман, в котором отсутствуют межэтнические и межгосударственные границы. Принадлежность к единой (исламской) цивилизации и единая задача поиска собственного ответа на вызовы глобализации удерживают мусульман в общем культурном и идеологическом пространстве.

В пользу перспектив повышения глобальной роли исламского фактора в мировой политике свидетельствует и ускорившийся в связи с глобализацией процесс размывания границ между мусульманскими ареалами в плане их деления на центр и периферию. Так, например, уже нельзя считать окраиной самую многонаселенную и динамично развивающуюся Индонезию или набирающую политический вес в мусульманском мире Европу, где ислам стал уже второй по числу приверженцев религией. Европа, кроме того, принимает на себя главный удар усилившихся в исламском мире миграционных процессов, отдаленные последствия которых с трудом поддаются прогнозированию [1, с.5].

Приведенный, далеко не полный перечень факторов, свидетельствующих о наличии тенденции к политической консолидации мусульманских сообществ, не позволяет, однако, рассматривать исламский мир в качестве глобального геополитического актора. Интеграционные процессы в исламском мире не являются главным вектором современной мировой политики, хотя многие ее ключевые события происходят именно на землях ислама. Тем не менее, в условиях трансформации всей системы мироустройства и неизбежного втягивания в процесс глобализации исламский мир настаивает на своей идентичности, защищается от внешнего воздействия, стремится наработать собственные коллективные ответы на новые вызовы и угрозы. И какими бы сомнительными или даже утопичными они не казались, эти проекты являются культурной, идеологической и политической данностью. Поэтому вполне обоснованно можно ожидать усиления в исламском мире тенденции к выражению общих позиций в отношениях с Западом, совместному отстаиванию интересов, формированию общей системы целей и приоритетов в рамках так называемой исламской солидарности.

На сегодняшний день сильно обострена и заметна разнородность ислама. В духовном управлении мусульман теологи пытаются ответить на так называемые актуальные вопросы современности путем издания новой мусульманской литературы. Можно назвать еще одну проблему, усложняющую взаимоотношение Ислама с Западом. Это нарастающий разрыв между суннизмом и шиизмом в самом классическом исламе. Если салафитский ислам постепенно отделяется от суннизма, то шиизм – как совершенно другая модель исламской цивилизации все больше отделяется от суннизма, в том числе и от салафизма. Таким образом, мы наблюдаем раскол не только внутри суннитского течения ислама, но и всего классического ислама в целом. Салафизм в свою очередь, будет усложнять взаимоотношения между различными мазхабами не только в суннизме, но и в шиизме. Более того, салафизм уже ведет борьбу против шиизма в некоторых странах Ближнего Востока, где проживает шиитское население. Конечно, в таких условиях о единстве ислама говорить не приходится. Более того, придется в дальнейшем постоянно подчеркнуть, что суннизм и шиизм – это не два течения внутри классического ислама, а две самостоятельные модели исламской цивилизации [7]. Таким образом, Запад вынужден выстраивать свои сложные отношения не только с суннизмом, но и с шиизмом в отдельности.

 

 

  1. Попов В. Исламский фактор в мировой политике.// Азия и Африка сегодня, 2004, №1.
  2. Наумкин В.В. Исламская концепция устойчивого развития // Ислам в современном мире, 2008, №1/11/.
  3. Баранов О.Н., Голицын В.А., В.В. Терещенко. Глобальное управление. М.: из-во «МГИМО-Университет», 2006. —254 с.
  4. Игнатенко А. Самоопределение исламского мира // Ислам иполитика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и СреднегоВостока, на Кавказе и в Центральной Азии). – М., 2001 //http://www.i-rp.ru/page/stream-library/index-2453.html.
  5. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. -М.: международные отношения, 568 с.
  6. Малашенко А. Исламская альтернатива и исламский проект. М. Центр Карнеги. М.: «Весь мир», — 221 с.
  7. Бобохонов Р.С. Западная общественная мысль об исламе и мусульманском мире// http: // www.centrasia.ru/newsA.php?st=1339913520.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.