Аннотация. Актуальность исследования экстремизма обусловлена тем, что в Казахстане, как и во всем мире, в последнее время получили значительное распространение различные проявления экстремизма. Они провоцируют нестабильность в обществе, способствуют ослаблению государственности, порождают в отдельных субъектах сепаратистские настроения и создают для экстремистов благоприятную возможность для реализации их противоправных целей и задач.
В статье представлена точка зрения на понятие, природу и сущность экстремизма в современном обществе. Рассмотрена причино-следственная связь зарождения молодежного экстремизма в Казахстане после расспада СССР. Показана криминальная опасность молодежного экстремизма и его виды. Исследованы криминологические и социологические проблемы механизма противодействия экстремистской деятельности, определены ее субъекты и их компетенция. Подводя итоги статьи, автор упоминает о предпринятых мерах по противодействию экстремизму и вносит некоторые предложения. Статья будет интересна научным сотрудникам, государственным служащим, политикам, общественным деятелям, преподавателям вузов и студентам, а также для всех интересующихся данной проблематикой.
Лидер нации Н.А. Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь» акцентирует внимание на молодом поколении, отмечая: «Будущие лидеры нашей страны - сегодняшний студенты и школьники - должны знать каждый «кирпичик», что был заложен в основании Казахстана. Мне хотелось бы, чтобы они почувствовали величину и тяжесть ответственности при принятии решений на каждом из этапов становления нашего государства, когда самые непопулярные задачи решались методом принуждения, концентрированным проявлением воли, выбросом огромной жизненной энергии» [1].
Современный мир в условиях глобализации переживает сложную эпоху своего существования. Эпоху, когда мир, объединяясь, разрушается. И одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества, является экстремизм. Что связано в первую очередь с многообразием экстремистских проявлений и неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку.
Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей.
Доведенная до крайности, идеология экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции нарушающие нормы, сложившиеся в обществе.
В зависимости от идеологической направленности экстремистских организационных структур и практической деятельности экстремистского характера в общей системе экстремизма выделяют такие достаточно устойчивые и долговременные разновидности, как: политический, этнонациональный, религиозный, экстремизм в молодежной среде и другие виды. Указанные разновидности экстремизма взаимосвязаны друг с другом и нередко трансформируются один в другой.
Основными чертами экстремизма, в которых выражается его социальный характер, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики данного социального явления; использование нелегитимного насилия, как основного метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность идейно-политических установок и практических действий последних; повышенная общественная опасность.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют молодежь в своих интересах. В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет [2].
При реализации негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права. Совершению преступлений препятствующих становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества, и как правило это происходит на бессознательном уровне, то есть сознание индивида находится под контролем идеологии экстремистской деятельности, манипулированию организацией экстремистской направленности [3].
Практически все экстремистские молодежные группировки носят неформальный характер. Зачастую члены таких группировок не имеют представления об идеологической основе экстремистских движений, на них свое влияние оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и прочие аксессуары. Участие в экстремистских группировках воспринимается ими как приятное время препровождения в кругу сверстников объединенных общей идеей. Группировки молодежи экстремистской направленности объединяются по «сетевому» принципу, который предполагает большую самостоятельность ячеек образующих сеть молодежных экстремистских группировок, которые действуя в обычное время автономно, в определенное время объединяются для проведения групповых противоправных действий, объединяются в большие группы для проведения противоправных действий.
В современном мире причин возникновения экстремизма среди молодёжи достаточно много. Условно их можно разделить на несколько основных групп, которые касаются конкретной сферы жизнедеятельности общества и личности. Это - исторические, экономические, социальные, политические, культурнонравственные, образовательные, кадровые, семейные, психологические, и многие другие. Многие переплетаются и связаны друг с другом. Каждая причина является самостоятельной, но лишь их комплексное решение поможет искоренить экстремизм среди молодёжи.
Как свидетельствуют большинство исследований причин экстремизма в молодежной среде, проявление экстремизма, является ответной реакцией молодежи на процессы, затрагивающие те или иные стороны подрастающего поколения, негативно влияющие на их социально-экономический статус. Причем современные причины неразрывно связаны с причинами, возникшими еще в период существования Советского Союза. Поэтому представляется интересным и актуальным рассмотреть современные причины неблагополучия молодежи, на фоне причин ушедшего в историю развития нашего общества [4].
Рассмотрим наиболее распространенные причины. К экономическим причинам следует отнести экономический кризис, падение жизненного уровня, проблемы безработицы среди молодёжи. В конце 80х начала 90-х годов страны на территории бывшего СССР, переживала коренные перемены, в том числе и в экономике. Общий кризис советской экономики, несомненно, отразился и на молодёжи. Экономические реформы начала 90-х годов способствовали развитию и укреплению экстремизма. Всеобщая нехватка денег, неуверенность в завтрашнем дне, развал предприятий и увольнение людей, невыплаты зарплат и многое другое усилили ненависть и злобу молодёжи. Этим и воспользовались экстремистские организации, в том числе и из-за границы. Имея достаточно надёжную финансовую опору, они развивались и развиваются сегодня. К тому же, специальные структуры - министерство внутренних дел, комитет национальной безопасности и другие - не получая достаточного финансирования, не имея хорошей материальной базы, просто не могли своевременно и быстро заниматься данной проблемой.
Существенной причиной вытекающей из экономического кризиса, стало снижение жизненного уровня населения. Отсутствие возможности поправить свой материальный уровень легальным путем, многие молодые люди стали прибегать к противоправным способам и методам решения своих финансовых и иных проблем. Крылатой стала фраза: « Мы зарабатывали как могли!». Сложившаяся ситуация привела к пополнению когорты молодых бандитов: карманников, домушников и т.д., не редко создающих целые преступные сообщества.
Проблема занятости в новой по своей сути стране, стояла и остается очень острой. С ней столкнулись в первую очередь выпускники учреждений профессионального образования, так как они оказались не востребованы в стране, вынуждены были либо уезжать за границу, либо заниматься противоправной деятельностью. Неудачи в поиске работы приводили и приводят, прежде всего, к лени, пассивности, отрешённости от всего, антисоциальной направленности деятельности и в итоге к преступлению, так как этот способ получения денег является самым простым и лёгким, по мнению молодёжи. Отсутствие возможности самореализоваться и трудоустроится, проявить себя в обществе через труд, недостаточный жизненный опыт, нужда в средствах к существованию, отсутствие возможности трудоустроится, лень и желание получить все и сразу не прилагая усилий, всё это породило экстремизм, в масштабах целой страны, зачастую не управляемый. Кроме того, предлагаемый подросткам выбор рабочих мест незначителен, условия труда, оплата, график работы находятся не на должном уровне и зачастую являются не престижными. Следствие этого - озлобленность, агрессия, протест против существующего порядка, порождает недовольство, толкает на бунт, на оппозицию существующему государственному строю, власти и обществу.
Молодые люди, включаясь в общественную жизнь, стремятся влиться в какую-либо социальную группу и обрести в ней определённый статус. И по мере становления, достижения желаемого результата и статуса, личность старается его повысить. И при этом наталкивается на ряд проблем. Постепенно между обществом и молодёжью возникают разногласия и противоречия по поводу самореализации, запросов и ожиданий, прав и обязанностей. Человек теряется, в нём развивается чувство растерянности, пессимизма, неверие в будущее, что влечёт к повышению криминальности, агрессивности, злости, выражается в пренебрежении нравственными устоями и нормам поведения, и как следствие, влечёт к совершению экстремистских действий.
К социальным причинам экстремизма следует отнести ухудшение отношений в семье, конфликты со сверстниками, социальное неравенство, невысокий социальный статус.
Семья является основой становления личности человека, она обеспечивает её воспитание и развитие, несёт ответственность за включение ребёнка в общество. Основное влияние на личность оказывают состав родительской семьи и психологическая атмосфера в ней. Для молодежи отсутствие или дефицит необходимых социализационных возможностей превращается в проблему компенсации необходимых социальных навыков, самостоятельного формирования мировоззрения, выбора стратегий и моделей поведения, жизненного пути, а иногда затягивания периода инфантильности. Очень часто происходит так называемый межпоколенческий конфликт, то есть не понимание родителями своих детей. Не получая понимая со стороны родителей, часто сопровождаемое насилием, молодой человек замыкается в себе, затаивает злобу, ненависть, которая в последствии перерастает в преступление. Неблагополучная атмосфера в семье может развиваться из-за пьянства, наркомании одного или обоих родителей. Зачастую, не получая должного внимания, молодой человек уходит на улицу, вступает в различные экстремистские организации, где и получает понимание, сочувствие и примыкает к преступным субкультурам, получая от их членов то, чего ожидал от своей семьи.
Конфликты со сверстниками дают хорошую почву для экстремистских проявлений.
Культурно-нравственные проблемы не менее важный фактор, влияющий на проявление экстремизма. К ним относятся: изменение жизненного уклада и жизненных ценностей, морально-нравственных ориентиров, криминализация массовой культуры, социально-культурный дефицит, деформация системы ценностей, отсутствие положительных идеалов, преобладание досуговой ориентации надсоциально полезной.
Сегодня, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для нашего менталитета.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это, в первую очередь, средства массовой коммуникации и информации), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Граница между нравственным и безнравственным стала размыта. Современная культура претерпела изменения после распаца СССР. Особое внимание современная массовая культура уделяет теме агрессии, насилия, преступности. Жестокость сцен насилия на экране поражает воображение, как количеством, так и своей натуралистичностью. Еще одна излюбленная тема кинофильмов, страх: триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и так далее. Как следствие, человек становится менее чувствительным к тому, что происходит в реальности. Эти фильмы воспитывают привычку к убийству, насилию, жестокости, зритель становится душевно чёрствым, безразличным к чужой судьбе. Регулярно просматривая фильмы - боевики и им подобные, человек невольно попадает под их влияние, причем, большая часть молодежи оценивает такие фильмы как положительные, интересные, постепенно начинает подражать героям-бандитам, использует их лексикон, или обозначают перед собой цель стать таким же по криминальному добрым силовиком.
Следует заметить, что отсутствие положительных идеалов стало особо ощутимо после пацения СССР. Все старые идеалы (Герои СССР, Герои труда, ученые, космонавты, политические деятели), на которых равнялась молодёжь, были отвергнуты, а на их место не было предложено ничего. Молодые люди были вынуждены создавать себе идеалы из появляющихся все чаще в средствах массовой информации историй о «выдающихся криминальных личностях». Попытка быть хоть немногим похожими на свои идеалы приводило к подмене жизненных ориентиров и ценностей, двойственности моральных норм, замене их сомнительными.
Определенную роль сыграло и упразднение социальных институтов морально-нравственного контроля, которые были широко развиты в Советском Союзе - партийные, комсомольские, пионерские организации, народный контроль, товарищеские суды и так далее, которые выполняли важные функции общественного контроля, одновременно насаждая идеологию добра, справедливости, порядочности.
Столкнувшись в последние годы с феноменом массового распространения новых религиозных движений, европейские страны стали проводить по отношению к ним более жесткую линию. Такая постановка вопроса находится в полном соответствии с решением Европейского Парламента от 12.02.96 г. «Постановление о сектах в Европе», призывающим правительства стран-членов «не предоставлять статус религиозной организации автоматически. А в случаях, когда речь идет о сектах, замешанных в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту» [5].
В борьбе с экстремизмом под религиозными знаменами, следует исходить из общего подхода к проблеме новых угроз и вызовов, решение которой требует объединения усилий всего мирового сообщества. Подход к данной проблеме демократических европейских стран должен служить ориентиром и для нашей страны. Подчас весьма проблемный характер носит деятельность в Казахстане разного рода филиалов зарубежных религиозных, благотворительных и прочих организаций, которая формально не противоречит положениям российского законодательства, а на деле нередко способствует появлению напряженности на религиозной почве.
Неуважительное отношение к традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений.
Соответствующими государственными органами принимаются различные меры как оперативного, так и долговременного характера по противодействию проявлениям исламского экстремизма. Особую опасность представляют попытки экстремистов расширить свою социальную базу за счет молодежи. В этих целях зарубежные эмиссары направляют усилия на формирование в стране своего кадрового резерва, организуют направление молодых граждан на обучение в зарубежные исламские центры. Большинство обучающихся там казахстанцев, пройдя подготовку в духе чуждых установок, после возвращения служат проводниками исламского экстремизма и радикализма. Как показывает практика, требуется комплексный подход к осуществлению противодействия экстремизму, при котором предусматривались бы меры не только регулирующего и запретительного, но и превентивного характера. Существенное место в работе по предупреждению такого опасного социально-политического явления, как экстремизм, должны занять общественные институты и религиозные объединения, государственные структуры.
Стоит отметить, что в Конституции РК определяются правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, национальной безопасности [6].
Президент Республики Казахстан уделяет большое внимание вопросам экстремизма, в Послании главы государства народу Казахстана «Нурлы жол - путь в будущее», Н.А. Назарбаев отметил: «Мир и стабильность - это общенародное достояние, которое нужно каждодневным трудом защищать и укреплять. Я всегда говорю: молодежь - опора нашего будущего. Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути! «Нурлы жол» - вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной динаминой молодежи!» [7].
Важно помнить что, молодежь в известном смысле представляет будущее страны, а потому настроения молодежи, ее поведение, ее самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический и социально-психологический климат в обществе.
- Назарбаев НА. «Казахстанский путь» 2006 г., стр. 4
- Антонян ЮМ Экстремизм и его причины /ЮМ Антонян. -М: Логос, 2011. - 288 с.
- Абдулатипов Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2012, №2, с. 74.
- Абдулатипов Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма Этнопанорама, 2012, №2, с. 74.
- «Незаконная деятельность сект» в Рекомендации №1412 Парламентской ассамблеи Совета Европы 22.06.99.
- Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года № 31-111 «О противодействии экстремизму» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.)
- Послание «Нурлы жол» 14 декабря 2014 г., Мысль №12., стр. 7