В сознании многих сложилось устойчивое представление того что Испания является благополучной страной и опорой Европейской интеграции. К тому же, несмотря на такие политические проблемы в прошлом, как гражданская война и диктатура сначала генерала Примо де Ривера а затем Франсиско Франко, она наконец-то обрела свою национальную идентичность. Однако прошедший 9 ноября 2014 года нелегальный опрос общественного мнения о статусе Каталонии, окончательно развеял данное представление и что наряду с испанской идентичностью в стране так же существует и каталонская идентичность. Ведь необходимо отметить, что помимо экономической ситуации Испании и Каталонии, инициаторы референдума аргументировали свою позицию именно тем, что каталонцы обладают отличной от кастильцев идентичностью. Автор статьи анализирует исторические события Испании, выявляя их последующее влияние на процесс формирования каталонской идентичности, и прослеживает тенденцию к политизации каталонизма и самой каталонской идентичности. А так же автор разделяет этот процесс на отдельные этапы.
Опыт последних лет показывает усиление идей создания национальных государств в противопоставление идеи всеобщей европейской интеграции. В крупных государствах, казавшихся неделимыми и гомогенными, встает вопрос о разделении на несколько национальных государств. Так в 2014 году прошел референдум о независимости Шотландии, а следом за ним 9 ноября нелегальный опрос общественного мнения о статусе Каталонии, где значилось всего два вопроса: «^Quiere que Cataluna sea un Estado?» (Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала государством?) и в случае положительного ответа «^.Quiere que este Estado sea independiente?» (Хотите ли Вы, чтобы это государство было независимым?). В результате опроса, в котором приняло участие 37% населения Каталонии из имевших право проголосовать, 80% респондентов ответило «да» на оба вопроса [1].
До этого момента Испания очень многим представлялась одной страной и единой нацией и что единственным национальным меньшинством являются баски. Однако не все так просто и однозначно. Сами жители Испании условно делят свою страну на 4 части по языковому принципу: Кастилию, Каталонию, страну Басков и Галисия. И в последнее время каталонцы все громче и громче заявляют о своем праве на независимость, и что Каталония это не Испания. Несмотря на то, что существует множество причин возрастанию сепаратистских настроений в Каталонии за последние несколько десятилетий, именно в истории региона находятся ключевые факторы борьбы за формирование каталонской идентичности и соответственно права на автономное существование. Данная статья является попыткой рассмотреть этот вопрос с точки зрения истории.
Так сложилось, что еще римляне с 197 гг. до н.э. делили современную Испанию на две провинции: Ближнюю и Дальнюю Испанию. Ближняя Испания как раз таки и представляла территорию Каталонии. Позже в 27 гг. до н.э. каталонские земли вошли в состав провинции - Терраконская Испания. Затем в V веке н.э. Терраконскую Испанию, вслед за самим Римом завоевали вестготы. Несколько позже в VII в. Дамасский халифат начал завоевание пиренейского полуострова и уже к 720 году вся территория Каталонии была оккупирована арабо-берберскими захватчиками. Однако набравшие мощь франки постепенно вытесняют арабов с территории вдоль Пиренеев и Каталонии, попутно раздавая их своим вассалам и создавая отдельные формально независимые графства. Совокупность этих графств получила название «Испанская марка». Но уже к X веку каталонские графства становятся все более и более независимыми от государства франков, и 988 год становиться официальной для каталонцев датой создания Каталонии. В XII веке Барселонское графство объединяется с королевством Арагон, и принимает его топоним. Но, несмотря на это Каталония сохраняет свои традиции, в том числе и свой парламент. В следующие несколько веков она становиться ведущим регионом Европы. В 1469 году состоялось важнейшее событие, как для истории Каталонии, так и для всей остальной Испании. В этот год был заключен династический союз между Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской. Таким образом, на свет появилось Королевство Испания, которое на тот момент было плюралистическим и уважало региональную независимость, как Кастилии, так и Каталонии. Однако открытие Америки сдвинуло торгово-экономический центр со Средиземного моря в Атлантику, что придало Кастилии возможность приобретения большего влияния и власти, кроме того Каталония несмотря на периферическое расположение, стала стратегическим регионом, для развития всей Испании. Как и любому быстро развивающемуся государству, Испании было необходимо большее количество денежных и человеческих ресурсов, вследствие чего она попыталась унифицировать налоговую и военную систему страны. Что привело к восстанию каталонцев, которое было подавлено, и Каталония потеряла свою автономию. Единственное что удалось сохранить, это язык и культуру. Но в XVIII веке к власти пришел Филипп V, в Каталонии начинается ещё одно восстание завершившееся поражением 11 сентября 1714 года в битве за Барселону, после которого каталонская культура и язык начали подвергаться гонениям. Каталония с этого времени была интегрирована в испанскую политическую систему.
Однако, это не помешало экономическому развитию региона, который к XIX веку стал индустриальным центром Испании. Этот фактор вместе с либерализацией испанской власти, привел к каталонскому ренессансу (кат. Rcnaixenga). Этот период является крайне важным для каталонской истории, так как в тот момент была впервые предпринята попытка оживить каталанский язык через литературу. Однако в 1850 году эта попытка была погашена центральным правительством, введением публичного образования на кастильском языке. Но это время модернизации и культурной реконструкции заложило основу для более сильной и влиятельной политической арены в Каталонии, а так же регион стал более известным не только в Испании, но и в Европе, благодаря своей отличной от других культуре. Одним из многих примеров стала архитектура Антонио Гауди, которая в свою очередь способствовала усилению каталонского национализма [2, с. 45-46].
век принес с собой возрастающее влияние буржуазного класса, чьё торгово-экономическое влияние существенно помогало в развитии региона. Неудовлетворенность действиями центрального правительства привела к отделению каталонских буржуа от испанской идентичности. В это время на политическую сцену Каталонии выходит Валенти Альмираль (кат. ValentiAlmiralliLlozer), который по праву может называться отцом и идеологом движения каталонизма. Он же был инициатором идеи восстановления самоуправления в регионе и статуса каталанского языка, для чего Альмираль основал первую газету, печатавшуюся на каталанском ElDianCatala. Так же надо отметить что основной тематикой этого издания был вопрос о автономном статусе региона [3,с. 19]. Уже в 1901 году была создана первая значительная региональная политическая партия LligaRcgfonalista. В 1916 году Lligaспособствовала созданию административного совета Каталонское Содружество (кат. MancomunitatdeCatalunya), объединившего каталонские провинции [4, с.215-216]. Таким образом, испанское правительство признавало существование каталонского сообщества. Согласно мнению политологу Адре Лекура « Вместе с Каталонским Содружеством, Lliga дала новый толчок в движении самоутверждения, который включил в себя попытку стандартизации каталанского языка. Проще говоря, борьба против централизации в Каталонии, так же как и в Галисии и стране Басков, участвовала в обеспечении объективного значения в субъективном понимании, и, следовательно, способствовала укреплению региональной идентичности» [4, с.219]. Следует отметить особую роль и влияние Lliga в укреплении каталонской идентичности, что привело вместе с укреплением экономического положения региона, на усиление сепаратистских настроений.
В 1923 году, генерал Мигель Примо де Ривера, военачальник Каталонии при поддержке каталонцев и короля Альфонса XIII, совершает государственный переворот и начинает эру военной диктатуры, продлившуюся вплоть до 1930 года. Однако придя к власти, он вводит централистскую политику, вылившуюся в политику антикаталонизма. Следствием этой политики стал роспуск Каталонского Содружества что, в конечном счете, привело к возрастанию враждебных настроений в отношении к испанскому правительству и большей поддержкой каталонизма среди населения [3, с. 29]. Кроме того, следует отметить появление в этот момент ещё одной важной фигуры в становлении движении каталонизма. Это Франсеск Масия (кат. Francesc Macia), основавший более радикальную политическую партию Estat Catala [5, с. 59].
Следующим важным событием для истории Каталонии, стала Гражданская Война, во время которой в 1932 году Каталония получила статуса автономии. Это привело к воссозданию каталонского парламента Женералитат (кат. Generalitat) и подарило каталанскому языку такой же официальный статус как и у кастильского. Но уже в 1939 году к власти приходит Франсиско Франко и устанавливает централистскую политику, а также придерживается взглядов кастильского национализма. Он заявляет «... национальное единство, которого мы хотим с одним языком - кастильским, с одной личностью - испанской»[6, с. 238]. Женералитат тут же был распущен, каталанский язык попадает под полный запрет, любая символика каталонской идентичности запрещена, тысячи каталонцев казнены, отправлены в тюрьму или политическую ссылку. Естественно, что ответом на диктатуру франкизма, стало усиление влияния идей каталонского национализма и переход политических каталонских движений в подполье. Каталонская общественность устраивала заводские забастовки, а в каталонских университетах были созданы оппозиционные группы, а так же церковный институт в регионе публично поддерживал каталонский язык и культуру [7, с. 71]. ' ’
Новым витком в истории и Испании и Каталонии, стала смерть Франко в 1975 году, и последовавшая за ним демократизация общества. В этот момент возникла острая необходимость в политической перестройке, по мнению М.Гибернау: « Наверно самым опасным наследием франкизма стала потребность в демократическом ответе на потребности исторических наций, которые пережили года репрессий увенчанные повторяющимися попытками их полностью уничтожить» [8, с. 54]. Так же и Х.Линц, предполагает что, шрам от кастильского национализма привел к тому, что от Мадрида, отвернулись даже ранее политически лояльные ему регионы [9, с. 147]. В этот же период происходит политизация каталонской идентичности, вследствии её либерализации (снятие формальных запретов на использование каталонского языка, надписей на нем и т.п.) [10,с. 18]. Смерть Франко к Каталонии была воспринята как возможность восстановления статуса автономии и возврат официального статуса каталанского языка.
Уже к 1976 году была создана комиссия для разработки административной реформы четырех провинций, традиционно использующих каталанский язык. И первым шагом к восстановлению автономии стал декрет о создании Исполнительного Комитета на территории Каталонии [11, с. 149]. Затем был восстановлен Женералитат, которому была передана часть полномочий Мадрида. Разделение полномочий между политическим центром и сложившимися политическими и культурными регионами, создание в них действительно автономного местного самоуправления с собственными конституционными актами и политическими институтами в подобной ситуации воспринималось как элемент политики демократизации [12, с. 20]. И в 1978 году наконец-то принимается новая испанская конституция, статья 2 которой по сей день является основным документом в жизни испанских регионов. Она гласит: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской Нации, общем и неделимом Отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними» [13]. Согласно этой статье Испания была разделена на 17 автономных сообществ, что предоставило, хоть и в лимитированном виде, автономиям определенную долю свободы и независимости от Мадрида. Так же она определяет каталонцев как «национальность», но не нацию что, по сути, отрицает существование каталонской идентичности отдельно от испанской идентичности.
В этот период транзита к демократии, принцип центр - периферия в отношениях между Мадридом и Каталонией, наиболее ярко проявляются в политике. Все крупные политические партии того периода принимали участие в подготовке проекта конституции, включая Convergencia Democratica de Catalunya и Esquerra Republica de Catalunya, которые всесте с баскскими партиями «проявили особый интерес в вопросе децентрализации» [14, с. 81]. Так же эти партии проявили большую заинтересованность в установлении списка гражданских прав и свобод, в создании которого должны иметь право голоса представители всех регионов [15, с. 80-81].
Годом позже в 1979 году в регионе прошел референдум, утвердивший Статут Автономного Сообщества Каталонии. Основной текст, которого открывается с декларации того, что Каталония и каталонцы являются национальностью, институционализированной в автономное сообщество в соответствии с Конституцией Испании. Так же он дает официальный статус каталанскому языку и легализирует символы Каталонии: флаг и гимн. В ст. 29 декларировалось, что АС Каталония имеет свои органы власти - парламент и правительство, возглавляемое президентом [16, с. 80-82].
Но уже с середины 1980-х гг. на основе регионалистских движений Каталонии складывается обособленная от испанской партийная система [17, с. 26-27]. Лидер правящей партии «Конвергенция и союз Каталонии» в 1990-х гг. Ж.Пужоль пояснял: «...мы испанцы в другом виде, чем остальные... Мы хотим оставаться испанцами, но мы также хотим иметь наш язык, нашу культуру, наши традиционные политические институты, и чтобы реальность того, что мы являемся другим народом, была воспринята в Испании» [18, с. 171].
Таким образом, процесс формирования каталонской идентичности многовековым процессом, который можно разделить на несколько этапов. Первый, когда иберо-берберское нашествие отделило Каталонию от остальной части Испании. Второй этап ознаменовался соединением Кастильского и Арагонского королевств, что привело к потере самостоятельности региона и попыткам восстания против Мадрида. Третий этап приходится на конец XIX начало XX в., и является периодом экономического роста и характеризуется ренессансом культуры и языка Каталонии. Время правления Примо де Риверы, когда началась политика антикаталонизма, является четвертым этапом. Пятый этап приходиться на время гражданской войны в Испании, когда Каталония временно возвращает статус автономии. Шестой самый, по мнению автора, значительный этап - годы правления Франко, когда любое проявление каталонской идентичности, будь то язык, культура или символика, подвергалось репрессиям. Седьмой этап начался со смертью Франко и переходом Испании к демократизации, и события 2014 года являются его логическим продолжением.
- Данные информационного агенства Птерфакс http://www.interfax.ru/world/406187
- Albert Barcells, Catalan Nationalism, (New York: St. Martin’s Press,1996).
- Payne, Stanley, Catalan and Basque Nationalism, Journal of Contemporary History, Vol. 6, No. 1, pp. 15-33 + 35-51., (1971) ' ' '
- Andre Lecours, Regionalism, Cultural Diversity and the State in Spam, Journal of Multilingual and Multicultural Development 22:3 (2001).
- Ross, Christopher J., Contemporary Spain; A Handbook, ( Oxford University Press, New York, 2nd ed. 2002)
- Payne, John, Catalonia; History and Culture, ( Five Lea\>es, Nottingham, 2004)
- Hargreaves, John, Freedom for Catalonia?: Catalan Nationalism and the Barcelona Olympic Games, (Cambridge University Press, Port Chester NY, 2000)
- Guibernau, M. Catalan Nationalism: Francoism, Transition, and Democracy. (NewYork: Routledge, 2004.)
- Линц, А' Испанская демократия и государство автономий ,Казанский федералист. -2007. - №> 3-4. - С. 147204. '
- Кирчанов MB. Проблемы развития каталонского национализма в условиях политического транзита, Вестник Волгоградского государственного университета. № 2, С. 18 -24
- Losada, A. National identity and selfgovernment m Spam: The Galician case, Nationalism and Ethnic Politics. - 1999. - Vol. 5, No 3. -P 142-163. '
- Кирчанов MB. Проблемы развития каталонского национализма в условиях политического транзита, Вестник Волгоградского государственного университета. № 2, С. 18 -24
- Конституция Испании, в переводе Пере Романа, 1995г, статья II § 1.
- Josep Maria Colomer, Game Theory and the Transition to Democracy: The Spanish Model, (England: Edward Elgar Publishing: 1995).
- Colomer, Josep Maria. Game Theory and the Transition to Democracy: The Spanish Model. (England: Edward Elgar Publishingl995.)
- Сравнительный анализ текста Статута, одобренного Конгрессом, и текста Статута 1979 года // Каталония и Испания: империя и реальность /сост. Е.Висенс. - М. : НА «Регнум», 2007. - С. 79-92.
- Бусыгина НМ. Политическая роль регионов в структуре Европейского Союза: концептуальные и прикладные аспекты: автореф. дис. ... д-ра полит, наук: спец. 23.00.02. «Политические институты, этнополитические конфликты, национальные и политические процессы и технологии» /НМ. Бусыгина. -М.,
- Данилевич ИВ. Испанский опыт федерализма / ИВ. Данилевич / / Проблемы федерализма: российский и мировой опыт. - М.: Пн-т сравнит, политологии РАН, 2003.