Российское общественно-педагогическое движение и школы Азербайджана

В статье подробно анализируются система образования в Российской империи и в частности в Азербайджане в 70-80-х гг. 19 века, исследуются такие проблемы как финансирование сельских школ, подготовка достойных педагогических кадров, вопрос церковного обучения в школах, изучение в школах родной истории и произведений национальных авторов, роль демократических процессов в совершенствовании педагогической мысли. В результате слабых в то время усилий общества и деятельности определенной части местного и городского населения в 70-80 г.г. 19 века в стране начала развиваться система образования. Общественные силы и сельские общества России, в том числе и Кавказского региона, заложили основу школ, которыми будут пользоваться все без исключения. В те годы тратились (прикладывались) большие силы и старания для повышения роли и значения научных знаний, а также специальной и общественной инициативы в строительстве школ. 

Известно, что исключительная роль в формировании в процессе исторического прогресса нового способа общественно-гуманитарного сознания в российской империи в конце 19-го начале 20-го веков принадлежала общественно-педагогическому движению.

В конце 19-го века в связи с быстрым развитием капитализма в России был достигнут ощутимый прогресс в области промышленного и сельского хозяйства национальных окраин страны, в том числе и Азербайджана.

В связи с процветанием России с точки зрения промышленности в качестве ведущей развитой страны, а также с периодическим обновлением материально-технической базы промышленности Азербайджана возрастало внимание общественности и государства к образованным людям, проблемам народного образования и к потребностям школ. В результате слабых в то время усилий общества и деятельности определенной части местного и городского населения в 70-80 г.г. 19 века в стране начала развиваться система образования. Общественные силы и сельские общества России, в том числе и Кавказского региона, заложили основу школ, которыми будут пользоваться все без исключения. В те годы тратились (прикладывались) большие силы и старания для повышения роли и значения научных знаний, а также специальной и общественной инициативы в строительстве школ.

Появившееся на рубеже 50-60 г.г. 19 века общественно-педагогическое движение, в конце 19 начале 20 в.в., сохраняя преданность демократическим традициям в новых исторических условиях, далеко продвинулось вперед в их развитии. Причиной подъема новой сильной волны общественно- педагогического движения стал голод, охвативший множество губерний России в начале 90-х г.г. Демократическая общественность, занимавшаяся анализом его причин, была едина в том мнении, что одними из основных причин голода были массовая безграмотность сельских жителей и слабое развитие культурных и производительных сил деревень.

Заострение внимания «всех здравомыслящих сил» России на образовании, являющимся жизненным источником общественного благоденствия, выделяло вопросы народного образования и открытия школ для всех в качестве самых болезненных и важных проблем российской жизни того периода.

Осложнившиеся в связи с развитием капиталистических связей общественные отношения, разделение сил против власти в оппозиционном лагере не могли не отразиться на общественно-педагогическом движении.

Объединение педагогической общественности с целью всеобщей деятельности в сфере народного образования являлось одним из характерных и заслуживающих внимания признаков существовавшего в начале 20 века общественно-педагогического движения.

Под воздействием общественно-педагогического движения в России движение в Азербайджане было направлено на ускорение культурного развития и на обеспечение прогресса в учебной системе страны. Согласно воззрениям азербайджанских просветителей, глубоко осознающих общенациональные интересы, с помощью знаний и образования можно разрешить ряд проблем и трудностей, стоящих перед страной: поднятие промышленности и сельского хозяйства на европейский уровень; как говорилось в то время, «укрепление здоровья народа»; воспитание у молодежи чувства гражданского и личного долга; и самое главное – придание человеческим отношениям более гуманного и гармоничного характера. Эти идеи, выдвинутые еще сто лет тому назад, остались актуальными и по сей день.

Развитие в стране общественно-педагогического движения было связано с деятельностью и движением его участников в этих или других условиях и с внутренними отношениями социальных структур.

Все это, начиная с требований по демократизации учебной системы, преследовало цели по свержению абсолютизма и учреждению вместо этого демократической республики. Это направление было выражено в общественно-педагогическом движении России.

Можно сказать, что основное ядро этого движения в Азербайджане составляли преподаватели. Проявленные ими инициативы привлекли большую часть современников к работе в подлинно социальном приподнятом настроении и к повышению их голоса совести. Учителя, живя с идеей возвращения «народного долга», все чаще становились пленниками своих воззрений и веры.

С помощью общественно-педагогического движения представитель азербайджанской интеллигенции, как особый социальный слой, стал глашатаем социальных идеалов. Он, готовый пожертвовать собой ради воплощения идей в жизнь, имел успех в выявлении новых направлений характера интеллигенции.

Именно эта особенность привлекла внимание наших научных исследователей. Однако, несмотря на указанные обстоятельства, этот вопрос все еще оставался окончательно непознанной областью.

Борьба за народное образование между консервативным государством и ведущими общественными силами была ни только интересна с точки зрения социальной динамики, но и оценивалось как средство, оказывающее непосредственное воздействие на педагогику и школу исследуемого периода. Российская школа, являясь эпицентром всех важнейших процессов, происходящих в стране, сосредоточила в себе специфический генетический код общества. В условиях Азербайджана того периода все плохое и хорошее происходило и развивалось от этих школ.

Попытки изучения тенденций развития, положения школ и российской педагогики в 1900-1917 г.г., а также их проявлений в Азербайджане и на всем Кавказе были предприняты современными учеными. В исследованиях Г.Ахмедова, А.Пашаева, В.Баширова, А.Агаева, С.Алиева, А.Тагиева, Ф.Рустамова, В.Зарбалиева, С.Оруджевой, А.Абдалова и др. авторов говорилось о том, что в основе развития в стране народного образования стояла полюсизация мнений, стремящихся к образованию народных масс и государственной бюрократии, а в работах это рассматривалось в качестве противоречивого процесса.

Лишь некоторые из исследователей, пытающихся всесторонне изучить политику государства по отношению к школам, связывали развитие народного образования и улучшение школьной жизни с мероприятиями, предпринимаемыми государством. Вместе с тем, видя в государственной бюрократии лишь деструктивное начало, они приходят к решению о ликвидации государственной монополии в области обучения. В педагогической литературе, посвященной рассмотрению перечисленных проблем, показывалась некомпетентность государственной бюрократии в вопросах образования, указывалось на уничтожение педагогической инициативы и на резкое проявление пренебрежительного отношения к потребностям народных преподавателей.

В связи с победой октябрьской революции и установлением в стране социалистической идеологии в изучении историко-педагогического наследия главную позицию занял односторонний классовый подход. В исследованиях, проводимых уже после середины 20-х г.г., не только появляются негативные отношения к школьной политике, но также ставятся под сомнения проводимые ею под воздействием общественно-педагогического движения мероприятия и делаются намеки на преследование ими идеологических целей.

Исследователи, в течение многих лет, приостановив обобщающие работы в развитии школ и педагогики, заострили свое внимание на разрешение специальных проблем, изучение региональной тематики, творчества и биографии ведущих педагогов. Конечно же, были достигнуты большие успехи в этой области. В первую очередь следует выделить исследования, проводимые в указанном направлении. Эти произведения, основывающиеся на обширном фактическом материале и дополняющие друг друга (одно из которых в определенном смысле компенсируя другое и устраняя отсутствие историко- педагогических произведений), смогли раскрыть специфику и богатство прошлой педагогической практики.

Большинство историко-педагогических произведений об истории развития образования, написанных в Азербайджане в 19-ом начале 20в.в., не смогли избавиться от идеологических стереотипов. Однако большая часть исследований советского периода была посвящена деятельности в революционном движении студентов и преподавателей, освещающих просветительскую жизнь большевиков. Большинство произведений указанного периода, повторяя друг друга, носили поверхностный характер.

«Классовый подход» к историко-педагогическим событиям, сохраняя свою ведущую роль и отстраняя исследователей от глубокого процесса, не предоставлял возможности показать важные события, происходящие в системе образования страны в конце 19 –го начале 20 в.в. Вместе с тем, в эти годы были созданы и такие произведения, которые, вынося соответствующее закону развитие системы образования за рамки анализа с точки зрения классового подхода, осветили научную основу историко-социальных реалий. В качестве примера можно привести исследования Г.Ахмедова и А.Пашаева, являющиеся коллективными монографиями «Исторические очерки школьных и педагогических воззрений народов СССР. Вторая половина 19 века», «Исторические очерки школьных и педагогических воззрений народов СССР. Начало 20 века», а также работы других исследователей.

Таким образом, несмотря на наличие ряда произведений авторов, освещающих политику правительства в учебной системе, которые посвящены той или другой области общественно- педагогической деятельности, указанная проблема не была практически специально изучена. Такие обстоятельства как задачи, определяющие особенности развития народного образования в России в начале 20 века, направление и характер школьной политики абсолютизма на Кавказе, в том числе и в Азербайджане, механизм формирования этой политики, определенные результаты и связи общественного развития с социальными и экономическими проблемами остались за пределами внимания исследователей. Участники, состав, ведущие силы общественно-педагогического движения были слабо исследованы, а результаты общественной деятельности в области образования и другие принципиальные вопросы не были окончательно изучены. Отсутствие механизма правильного подхода осложняло объективный анализ школьной политики, практические противоречия процесса развития в системе образования, а также пути и способы их разрешения.

Взаимодействие школ и общества, прогресс и генезис педагогических идей наряду с актуальностью конкретного исторического опыта, социально-управленческий механизм системы образования и др. стали объектом научного интереса в эпоху современного развития. Региональные задачи школьной политики правительства в дореволюционный период, повышая интерес в направлении благотворительности и особых прав собственности, имели большое научное и практическое значение.

С помощью разработанных и систематизированных многочисленных материалов определив отношения различных социальных сил к проблемам народного образования, стало возможным подвести ряд важных итогов.

Безграмотность, как массовый феномен, создавала препятствия на пути социального экономического и культурного развития на Кавказе, в том числе и в Азербайджане.

Прежде всего, нужно учесть, что, начиная с 70-80 г.г. 19 века началась специфическая борьба между государством и общественными силами за защиту общенациональных интересов. Устные и письменные споры между оппозицией и правящими кругами еще глубже подчеркнули специфические особенности правительства и, несмотря на прогрессивные явления, создали в стране определенную напряженность и давление. Абсолютизм, не желающий потерять ключевые позиции в ведущих областях жизни, с трудом брал на себя выполнение требований и предложений в области народного образования по причине того, что по отношению к каждому вопросу имел свой взгляд и свое мнение.

Перенося недостатки в стране на общество и учебно-воспитательные учреждения, правительство опасалось террористических актов, направленных против его чиновников. Эти акты, гневно воспринимаемые правящими кругами, использовались в качестве причин для ослабления влияния передовой общественности на жизнь страны.

В связи со всеми этими отрасль народного образования превратилась в один из объектов наказания и суда правительства. В этом направлении сильный удар был нанесен народным школам, что не давало спокойствия в годы реформ консерваторам и мракобесам.

Развитие сельских школ осуществлялось как через централизованные финансовые источники, так и за счет других общественных источников.

А выделенная правительством на развитие сельских школ сумма сопровождалась требованиями по усовершенствованию официальной педагогики и повышению уровня их (сельских школ) развития.

Еще большей была необходимость в постепенном прибавлении суммы, выделенной правительством для деревенских школ, к счетам сельских обществ. Установленные правительством в 1900-х г.г. расходы для сельских школ превышали расходы, установленные для содержания и развития школ благотворительных обществ.

Внимание, оказываемое церковным школам со стороны правительства, а также создание для них благоприятного режима не помогало повышению среди народа значения и популярности государственной власти.

Государство, относясь негативно к мусульманским школам, делало все возможное для принижения их значения в глазах народных масс.

Параллельно политика правительства была направлена на повышение значимости местных начальных школ и на не прерывание педагогического поиска ведущих преподавателей. Приятные слова в адрес ведущих преподавателей, содержащиеся в отчетах учебного округа, были тому доказательством. В некоторых исследованиях основную цель правительства видят в проведении обучения и воспитания детей в народных школах в религиозном духе в удушении инициативы учителей. Однако это неправильно, так как эти школы реализовывали элементарное российское образование среди сельского населения.

Было бы неверным в противовес историческим реалиям пройти молча мимо этого факта и характеризовать самодержавие в качестве силы, всегда уничтожающей ведущие педагогические воззрения. Конец 19 начало 20 веков можно считать «золотым веком» светской школы в Азербайджане.

Несмотря на то, что на пороге 20 века большую часть населения Российской империи составляли нерусские народы, власть абсолютизма проводила господствующую националистическую шовинистскую политику и не уделяла должного внимания развитию народного образования в регионах страны. Если в 1894 году в европейской части России одна начальная школа в среднем охватывала 1580 человек, то на Кавказе эта цифра достигала 1986 человек, в Сибири -2600 человек, а в Туркестане - 31958 человек. В таких школах качество обучения было низким.

Сущность политики абсолютизма по русификации сводилась к ущемлению национальных интересов народов, проживающих в стране, к унижению языка и культуры наций и к преследованию обучения детей на их родных языках.

Эта политика, направленная в особенности на раздробление тружеников, состояла в противопоставлении одного народа другому, что, в свою очередь, было нацелено на обеспечение всесторонней и безграничной власти абсолютизма в регионах страны. Подготовленная Н.И. Ильминским в 1860 году система оказывала активное содействие политике царизма по русификации. Основная суть этой системы сводилась к тому, чтобы слабо рациональные и принудительные меры по русификации реализовывались с помощью более «гуманных» средств и с использованием языка нерусского населения страны.

В начале 20 века правительство контролировало фактически все «национальные школы». Вместе с тем правительство также старалось ликвидировать в этих школах национальную специфичность и местные просветительские традиции. Большая часть школ отстранялась от изучения истории своего народа, культурных памятников поколений и произведений национальных авторов.

Развитие чувства национального самосознания народов, проживающих в Российской империи, оказало сильный удар по самодержавной политике русификации.

Если политика правительства в области начального образования сводилась к понижению уровня обучения в народных школах, то в системе среднего и высшего образования царская власть преследовала иные цели. Оставаясь на определенной дистанции от общества, правительство, игнорирующее требования среднего и высшего образования, согласовало свою политику с обязанностью по перестройке монархической государственности и социальной элиты.

Начавшееся под воздействием российского общественно-педагогического движения аналогическое движение в Азербайджане, являясь новой и особо качественной ступенью социальной деятельности в области народного образования, было самостоятельным направлением освободительного движения в стране.

Общественно-педагогическое движение за включение Азербайджана в ряд развитых стран, объединяя в своих рядах педагогов-демократов, просветителей, в общем, сторонников реформирования школ, помогало повысить интерес широких масс общества к народному образованию. Это движение, вдохновляясь идеями просветителей передового азербайджанского общества, потративших немало усилий в области просвещения, сыграло важную роль в борьбе за идею национальных школ. На характер и мировоззрения участников общественно-педагогического движения сильное воздействие оказали идеи революционных демократов Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, демократа Ушинского, либерал-демократа Пирогова.

В первое время общественно-педагогическое движение принимало во внимание специальную инициативу по гуманизации воспитательно-учебного процесса, направленного на развитие общенациональной грамотности, по применению на практике ведущей дидактической мысли, инициативу в школьном строительстве и внешкольной просветительской деятельности, а также предусматривало обеспечение общественной свободы. Это общественно-педагогическое движение, оказывающее активное отрицательное воздействие на консервативные силы, добавило оптимизма в школьную систему страны.

В конце 19-го в начале 20-го в.в. в новых педагогических условиях общественно-педагогическое движение ни только осталось верным демократическим принципам, но и продвинулось далеко вперед в направлении их развития. Этому особо способствовало также пробуждение политического сознания широких народных масс, как в городе, так и в деревне.

Непосредственной причиной для новой волны общественно-педагогического движения стало возникновение голода в некоторых губерниях и окраинах России в начале 20-го века. Демократическая общественность в стране, выясняя его (голода) причины, была едина в том мнении, что основным поводом явилась массовая безграмотность крестьян и слабое развитие в деревне производительных и культурных сил. Именно по этой причине азербайджанская интеллигенция и азербайджанские депутаты Государственной Думы были против переселенческой политики правительства.

Демократические силы выступали против вмешательства правительства в массовом виде в процесс развития системы народного образования. Они были сторонниками выполнения обязательств, стоящих перед школами местных управленческих органов и органов государственного самоуправления. Эти силы хорошо понимали то обстоятельство, что широкое привлечение государственных средств к развитию местных школ еще больше бы усилило опеку правительства над школами.

Они пытались либерализировать всю систему народного образования в стране. Однако, по причине того, что их социальные представления были противоречивы, часть демократов защищала религиозно- идеологическую концепцию просвещения, а также терпимо относилось к фактам распространения школ при мечетях.

Первые марксистские организации стали уделять больше внимания вопросам образования. Они оценивали образование в качестве важного фактора формирования пролетарского парламентского сознания. Революционные марксисты России, впервые выдвинув принципы бесплатного обучения, активно их пропагандировали. Являясь последователями педагогических идей и принципов русских революционных демократов, они развивали и конкретизировали их идеи и взгляды, связанные с вопросами образования, обучения и воспитания.

В начале 20-го века определяются ведущие формы организации общественно-педагогического движения, среди которых очень важное значение имели просветительские общества и организации, общества взаимной помощи учителей, курултаи по вопросам народного образования.

Правительство, обеспокоившись расширением общественной инициативы, искало поводы для притеснения таких организаций. Министерство Внутренних Дел поручило учебному ведомству осуществлять контроль над развитием общественной инициативы. Поэтому, Министерство Народного Образования издало указ « О запрете передачи неподходящим лицам учебных учреждений, находящихся в распоряжении специальных обществ ». Эти общества функционировали в Сибири, на Кавказе, в Северо-Западной области, в Войско-Донской губернии и в др. регионах страны.

Объединение деятельности педагогических обществ было одним из интересных и характерных признаков общественно-педагогического движения исследуемого периода. Правительство, обеспокоенное повышением значения просветительского общества, подготовило план полного подчинения их деятельности Министерству Народного Образования. Важным документом на пути развития общественной инициативы был закон, принятый правительством в 1902 году. Согласно которому, учрежденные в России новые общества и организации могли осуществлять свою деятельность лишь после окончательного подтверждения их уставов Министерством Внутренних Дел. Однако, несмотря на неблагоприятные внешние условия, увеличивалось количество просветительских обществ в Азербайджане. Базисный характер общественно-педагогического движения начала 20 века, а также широкое развитие сетей изданий центральных и губернских педагогических журналов являлись важным фактором развития самого общественно-педагогического движения. С 1890 года по 1904 год в России были открыты 43 новых органа педагогической печати. И в Азербайджане в этот период создавались просветительские общества и издавались педагогические журналы. Интересен тот факт, что правительственные учреждения, активизировав свою издательскую деятельность, не смогли уберечь свое монополистическое положение в сфере педагогической журналистики. Лишь малая часть издаваемых в стране на тот период педагогических журналов и газет находилась под контролем государства. Остальные газеты и журналы издавались отдельными личностями, общественными педагогическими организациями, а также носили прогрессивный и демократический характер.

Во время демократически направленных педагогических деятельностях школ поднимались актуальные вопросы развития. Среди этих вопро-сов широкое внимание уделялось проблемам демократизации народного образования, расширения участия общественности в строительстве школ, становления всеобщего принудительного начального образования и создания единой школы без сословных ограничений. Передовая педагогическая журналистика, являясь вестником общественно- педагогического движения, представляла собой своеобразный канал распространения ведущих педагоги- ческих идей среди интеллигенции.

В борьбе ведущих деятелей просвещения против политики правительства по ослаблению и приостановлению активности народных масс важное место занимала проблема реализации всеобщего начального образования. Эта идея не смогла реализоваться по причине сильного противодействия правящих кругов. Однако она стала стимулятором определенных успехов, приобретенных школами, функционирующими в начале века.

 

  1. AKAK, VI том, стр. 135
  2. AKAK, V том, стр. 952
  3. AKAK, VII том, стр. 62; Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 г., Тифлис, 1880 г. стр. 96
  4. Bopoнцов-Дашков И.И. Всеподданнейший отчет за восемь лет управления Кавказом. СПб., Государственная типография, 1913, 211 с.
  5. K.Маркс и Ф.Енгелсьс. Сочинения. Изд. 2-е, т.XXVII. cтр.404
  6. Колониальная политика Российского царизма в Азербайджане в 20-60 гг. ХIХ в. Ч. 1, изд. АН СССР, 1936, стр. 388
  7. Милман А.Ш. Политческой страй Азербайджана в XIX-начале ХХ вв. Баку, 1966, с.218
  8. Н.А.Смирнов. Политика России на Кавказе в XI-XIX веках. Изд. Соц.экон.лит. М., 1958, стр. 376 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конца XIX – и начала ХХ в.
  9. Ответственный редактор Э.Д.Днепров, М. Педагогика, 1991, 448 с. (140)
  10. Очерки истории школы и ред. Мысли народов СССР. Вторая половина XIX отв. Ред. А.И.Пискунов, М. Педагогика, 1976
  11. Пашаев А.Х. Очерки истории начального образования на Кавказе в XIX в начало XX веков. Баку, 1991
  12. Полное собрание Законов Российских империй, собрание второе. т. IV, СПБ, 1830, № 3060; Сб. Постан. По мин. Нар. Прос, т.II, отд 1, СПБ, 1864, стр. 324
  13. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. т.15. СПб., Тип. Императорской Академии Наук, 1902, 1856 с.
  14. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. т.16. СПб., Тип. Императорской Академии Наук, 1903, 1867 с.
  15. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. т.17. СПб., Тип. Императорской Академии Наук, 1904, 1794 с.
  16. Сеидзаде Д.Б. Из истории Азербайджанской буржуазии в начале века. Баку: Элм, 1978, 147 с.
  17. Статистическое описание Нахичеванской провинции, сост. В.Г. С.Петербург, 1833, стр. 412
Год: 2014
Город: Алматы
loading...