Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социальноэтические нормы. Идею воспитания в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации предлагает Н.А. Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В статье рассматриваются вопросы воспитания молодого поколения в духе патриотизма на основе богатейшего исторического опыта. Также даѐтся информация о программах, предложенных Лидером Нации, направленных на формирование таких качеств, как сознательность, ответственность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, внутренней культуры, чувства собственного достоинства. Позитивные изменения в стране нашли свое отражение в системе воспитательной деятельности организаций образования, сейчас идет процесс осмысления политической и нравственной сути казахстанского патриотизма, гражданственности, духовности, нравственности.
Успешность развития казахстанского общества напрямую зависит от воспитания современной молодѐжи, которая в ближайшем будущем станет основой научной, экономической и политической элиты общества. Большую роль в данном процессе имеет формирование еѐ духовности. Казахстан – многонациональная страна. Формирование таких качеств, как сознательность, ответственность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, внутренней культуры, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину, гражданином которой является человек – залог гражданского становления личности. В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечает: «Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента. Во-первых, это изменение в рамках национального сознания. Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального "Я" при изменении некоторых его черт. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры. Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя» [1]. В связи с этим, повышается роль и значение воспитания молодѐжи, формирование еѐ духовности. Можно сказать, что данное послание подразумевает образование на основе народной педагогики и патриотического воспитания. Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания. С молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как любовь к отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Только патриотическое и в целом духовнонравственное воспитание детей и молодежи способно заложить крепкое основание для единения граждан и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в государстве [2].
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н.Макиавелли, Ю.Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитание, верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [4]. Многие казахстанские ученые затрагивали эту тему в своих трудах: К.М. Аргынгазин, К.Ж. Аганина, Ш.А. Абдраман, Е.З. Батталханов, К.Болеев, К.Б. Жарикбаев, С.Т. Каргин, Г.М. Кертаева, С.Калиев, К.Ж. Кожахметова, С.А. Узакбаева, по проблемам этнокультуры М.Х. Балтабаев, Ж.Ж. Наурызбай, А.С. Сейдимбек, по патриотическому воспитанию труды С.К. Нурмукашевой, Н.Р. Рамашовой. Труды ученых К.М. Аргынгазина, А.А. Бисенбаева рассматривают формирование образования, духовного богатства и примера на пути перехода на новую модель (парадигма) воспитания. Развивая этот процесс, многие ученые рассматривали наследие народной педагогики как средства физического и музыкальноэстетического воспитания. Эти вопросы затронуты в трудах Р.К. Дуйсенбиновой, Т.А. Кышкашбаева, И.Оршыбекова, Е.Сагиндикова и т.д. Важная составляющая часть национальной педагогики – патриотическое самосознание, духовное наследие народа и научный взгляд [5].
Большую роль в патриотическом воспитании молодого поколения играет народная педагогика. Основная цель народной педагогики – воспитание молодого поколения на основе богатейшего исторического опыта – трудолюбивого патриота – защитника своей родины, знающего свою культуру, духовно богатого. Воспитывая молодежь в духе прошлого и соединяя с настоящим, мы получим будущее, не потеряв самобытности, сохранив для поколений жемчужину, веками накопленную народом [3]. Как утверждал великий русский педагог К.Д. Ушинский, народная мудрость по силе наблюдательности, точности мысли, идейному содержанию настолько оригинальна, «что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа», а французский ученый А.Леруа-Гуран как-то сказал: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам». Принципы народной педагогики на всех материках и у всех нас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Это так важно знать каждому из нас в век межнациональных конфликтов и пересмотра духовных ценностей. Народ отоброжал в своей многовековой истории все самое ценное в педагогическом отношении. По мнению К.Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности, своеобразие национального характера. Знание устного народного творчества, т.е. отраженного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие каждого ребенка [4]. Начиная с дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности гражданина своей страны. Главные задачи, стоящие перед педагогами, – воспитывать любовь к Родине и народу, доброжелательное и уважительное отношение к людям разных национальностей.
Важнейшим средством нравственно-патриотического воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. В народной педагогике для этих целей использовались сказки, легенды, быль о батырах, биях, и тем самым зарождали в детях чуство подражания, любовь к труду. Отражением данной идеи в программе модернизации общественного сознания Главы государства является проект "100 новых лиц Казахстана". Проект «100 новых лиц Казахстана» – это отражение жизни реальных людей со всех уголков нашей необъятной страны.
Главная цель проекта – найти и показать подлинные истории людей, достигших успеха благодаря упорному труду, знаниям и таланту. «Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Мы должны сделать их героями нашей телевизионной документалистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь», – добавил Нурсултан Назарбаев. Как известно, метод положительного примера является одним из методов гражданско-патриотического воспитания. Благодаря данному проекту, студенты нашего вуза узнали о своих земляках, достигших успехов в той или иной сфере.
Президент Назарбаев Н.А. в своей статье пишет: «Патриотизм начинается с любви к своей земле, своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку – «Туған ел».
Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь.
Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурногенетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее. Кратко говоря, программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма» [1]. В рамках республиканского форума «Ақтӛбе – қҧтты мекен» АРГУ им. К.Жубанова проводил ряд значимых мероприятий под эгидой «Дни Университета». В их числе звѐздная встреча лучших выпускников вуза. Выпускников ожидали сюрпризы – открытие Аллеи звѐздных выпускников. Это представители разных сфер деятельности, достигших успехов в своей деятельности. Так студенты нашего вуза могли лично познакомиться со знаменитыми земляками, перенять их опыт, получить мотивацию для собственного развития. Также планируется проведение международной конференции, посвящѐнной наследию династии Жубановых, представители которой внесли огромный вклад в науку и культуру Казахстана.
Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Настоящим патриотом можно считать только такого человека, постоянно работающего над своим физическим и моральным обликом, образованием, образом жизни, культурой поведения, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище, подъезд, дом, двор, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях, направленных на объединение сограждан в целях достижения важных для страны задач.
Сейчас существует такое понятие как «казахстанский патриотизм». Это нечто особое, так как речь в данном случае идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для множества народов Родине. Интернационализм казахстанского патриотизма достоин больших похвал и особой гордости за то, что ни в одной из республик на территории постсоветского пространства нет такой авторитетной общественной организации, как Ассамблея народа Казахстана. Казахстанский патриотизм мы воспитываем на уважении к языкам и культуре других этносов. Воспитание патриота, владеющего системой ценностей и идеалов Нового Казахстанского Патриотизма, умеющего реализовать себя в обществе и быть полезным для своей страны, – цель предложенных президентом программ. Патриотизм не заложен в генах, это социальное качество, которое формируется всей окружающей действительностью через самовыражение себя как личности, гражданина и патриота, мобильное участие в жизни страны.
Список использованной литературы:
- Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» [Электрон. ресурс]. http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee- modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya
- Узакбаева С.А., Айтбаева. Казахские народные традиции. – Алматы,
- Измайлов А. Народная педагогика: педагогические воззрения народов средней Азии и Казахстана Педагогика.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – С.56.
- Досмамбетова Ш.Б., Уразалиева Р.М. Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике // Молодой ученый. – 2013. – №11.1. – С.29-31.
- Калиев С.К. Народная педагогика в казахском фольклоре.
- Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. – М.,