Изобразительное творчество как средство подготовки руки ребенка к письму

В данной статье рассматриваются проблемы подготовки руки ребенка к письму. В Государственном Общеобязательном Стандарте Образования Республики Казахстан по дошкольному воспитанию и обучению указывается, что детей 5-6 лет надо подготовить к постепенному переходу от игровой деятельности к учебной, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Шестой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей. К шестилетнему возрасту происходит процесс активного созревания организма. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. При этом основным средством выступают артпедагогика и изобразительное творчество, способствующее развитию концентрации внимания, сенсорному развитию (зрительное и осязательное восприятие предметов), развитию мелкой моторики, координации движений.

Успешность развития личности ребенка дошкольного возраста в значительной степени зависит от уровня сформированности его сенсорных способностей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Важность сенсорного развития детей дошкольного возраста отмечали такие учѐные как Ф.Фребель, О.Деклори, М.Монтессори и др. Наиболее влажный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие психологи и педагоги как А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Н.А. Ветлугина, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г. Пилюгина, А.Г. Рузская и многие другие [1]. Так, А.П. Усова и Е.Н. Тихеева справедливо считали, что сенсорное развитие детей является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Особую роль сенсорного воспитания (развитие чувственного опыта) отмечал Абай Кунанбаев. Он писал, что «способности человека нуждаются в постоянном совершенствовании, и лишь благодаря специальным занятиям они становятся значительно выше по своему содержанию» [2]. Сенсорное развитие ребѐнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, пололожении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в старшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания, как запоминание, мышление, воображение, строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому сенсорное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к обучению в школе является подготовка руки ребенка к школе. И от того насколько развиты сенсорные способности ребенка зависит его успехи в обучении. Это объясняется тем, что ребенку необходимо умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать и синтезировать и, в конечном итоге, осуществлять нужные действия благодаря тонким движениям руки. Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль [3]. Следует констатировать, что педагоги отмечают следующие проблемы в развитии зрительно-моторной координации детей:

  • слабо развитая мелкая моторика рук, дети неправильно держат карандаши и ножницы, руки быстро устают;
  • затрудняются в выполнении элементов букв и цифр;
  • при закрашивании различных форм и нечетных букв выходят за линии контура;
  • во время спортивных занятий и игр не справляются с заданиями (метание мяча, попадание в кегли, обручи, корзину, мишень);
  • не все дети достаточно подготовлены к обучению в школе.

Подготовка руки ребенка начинается с самого раннего детства и продолжается в течение всего дошкольного периода. Сочетание различных видов практической деятельности: физкультурные занятия, игры, танцы, художественный труд, изобразительное творчество способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, координации движения.

Восприятие предметов и явлений, графических изображений, схем, таблиц, образцов является сложным познавательным процессом. Обобщенные способы обследования имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развития мыслительных процессов. Особую роль в развитии моторной координации имеет изобразительная деятельность [4]. Так, занятия по изобразительной деятельности можно рассматривать не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом.

Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя) [5, c. 46]. В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Исследования Т.С. Комаровой и Н.П. Сакулиной показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего, потому что эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки.

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине. Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получившееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Существует целая система, которая позволяет сделать рисование не только интересным и увлекательным, но и полезным для развития навыков письма. Предлагаем вам несколько методов, которые обладают большими возможностями в развитии руки ребенка и подготовке его к письму.

Среди неклассических техник рисования особого внимания заслуживает монотипия (рисование цветными ниточками), рисование двумя цветными ниточками, пальцеграфия (рисунок наносится пальчиками, боковой частью ладони, кулаком). Важнейшим упражнением для активного укрепления двигательного аппарата является штриховка (укрепляется мелкая мускулатура кисти рук, отрабатывается координация движений). Это занятие, как правило, не утомляет ребенка, так как он проделывает те же действия, что и при письме букв. При этом еоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма. В результате продуманного процесса обучения рисованию овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить). Раскрашивание обоев с различными рисунками развивает чувство цвета, симметрию, формирует навыки свободного владения карандашом и кистью, учит регулировать свои движения в отношении темпа. Роспись объемных форм из бумаги (бумажные стаканчики), из гипса (фигурки птиц и животных, сказочных героев) воспитывает аккуратность, терпеливость, старательность, умение создавать несложные композиции, изменять силы нажима, в результате чего у детей вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма.

Одним из увлекательных для детей видов изобразительной деятельности является лепка. Дети знакомятся со свойствами глины, пластилина, теста, техникой создания объѐмных и рельефных изображений, дополнением их различными вспомогательными материалами (ветки, палочки, семена и т.д.). Благодаря работе с пластическими материалами, у них совершенствуются процессы восприятия и ощущения, развивается костно-мышечная система, глазомер и координация движений. Такие технические приѐмы лепки как раскатывание, вдавливание, прищипывание, сглаживание и др., способствуют развитию пальцев руки, ладони и кистей рук.

Такая деятельность, как аппликация, включает в себя овладение техникой работы с бумагой, тканью, природными материалами и т.д. Дети осваивают способы обрывания бумаги для получения необходимого силуэта, парным и симметричным вырезыванием, наклеиванием и пришиванием. Всѐ это требует затраты определенных сил, которые, прежде всего, ложатся на плечевой пояс, локоть и кисти рук ребенка. Дети учатся контролировать зрительно все свои действия с ножницами, так как малейшие неточные движения могут свести к нулю все старания.

Таким образом, необходимо отметить, что развитие руки ребенка и подготовка еѐ к письму является достаточно актуальной и сложной проблемой. Успешность еѐ зависит от грамотной и систематической работы как детского сада, так и семьи. Интересные, увлекательные занятия изобразительным творчеством создают те возможности, которые способствуют формированию зрительного восприятия, пониманию словесных указаний воспитателя, мелкой моторики руки, координации движений, контроля за выполнением практических действий.

 

Список использованной литературы:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. 2 http://abai-inst.kz/rus/?p=113
  2. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму: Пособие для родителей. – М.,
  3. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филлипова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС».
  4. Комарова Т.К. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М., 1984. – С.46.
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Педагогика