Музыкальное воздействие на духовный мир учащихся школ в Казахстане

Рассматриваемая нами проблема с целью изучения и выявления эффективности современной духовной музыки на учащихся школ показало, что духовное воспитание является одним из важнейших и основных компонентов в сфере обучения и воспитания. От того насколько духовно воспитаны учащиеся школ, зависит его отношение к жизни и окружающим его людям. Анализируя, можно сделать следующий вывод, что уроки музыки являются по-настоящему воспитывающими, так как они развивают не только разум, но и облагораживают чувства, и с музыкальной стороны у учащихся школ появляется ещё большее осмысление и переживание музыкой, способствующих ещё тоньше воспринимать музыкальные краски, разучиваемых школьных песен, в процессе вокальнохоровой работы. 

«Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее», подчеркнул лидер нации Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Будущее нашей страны напрямую зависит от воспитания наших детей, от ценностей, которые мы им прививаем сегодня [1].

Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.

Историко-педагогический анализ теоретических основ формирования духовного мира учащихся школ средствами музыкального воздействия свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование духовной их культуры. И рассматриваемые психолого-педагогические условия формирования духовной культуры является использование следующих методов: этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций, а также соответствующих классных, внеклассных и внешкольных форм музыкального воспитания.

Кризисные явления в духовно-нравственной жизни современного общества: девальвация нравственных ценностей, смещение приоритетов в сторону материального благополучия, требует создания адекватного новому времени механизма воспитания подрастающего поколения. На сегодняшний день, одной из важнейших тенденций развития современной педагогической теории является усиление внимания к духовно-нравственной сфере воспитания, что закономерно в условиях кардинального пересмотра воспитанника как целостной личности, обладающей свойствами высокого порядка, включенной в живую ткань культуры, являющейся неотъемлемой частью окружающего мира, ориентированной на высшие ценности бытия.

Поэтому появляется необходимость обновления стандартов школьного образования, считает президент НАО им.И.Алтынсарина Жилбаев Ж.О., что обуславливает также изменения и в подготовке учителей. Сегодня необходимо готовить учителей не только к обучению по новым стандартам, но и к инклюзивному образованию, полиязычному обучению, к работе в условиях МКШ. Все это требует готовности педагогов к постоянным инновациям. Повторюсь, именно этим отличаются новые стандарты: осилить их могут учителя, которые находятся в постоянном поиске новых форм, методов и средств обучения. По его мнению, образование становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека, а обучение умению самостоятельно добывать необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач становятся непременным условием продвижения в успешное будущее [2].

Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей. И главной задачей массового музыкального воспитания считается не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего, на их нравственность.

В свою очередь, психологическая наука определяет способности как индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности, в решении нашей проблемы – это музыкальная деятельность.

Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в которых вырабатывается потребность в них, и предъявляются требования к их развитию.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания

Одна из важнейших задач художественного образования это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание» И. Ильин.

Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы [5].

Не случайно, на протяжении многих лет проблема формирования духовной культуры учащихся привлекала к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания философии, педагогики, психологии, музыкальной педагогики. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры школьников является искусство, в частности музыка. Она представляет собой и передачу из поколения в поколение духовного мира, приобщает к традициям. Поэтому музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени обеспечивает выполнение задач воспитания и развития духовной культуры школьников.

Не секрет, что учащиеся, окончившие среднюю школу, не знают и двух народных песен от начала до конца, а если и знают, то не поют. Пение народных песен просто не доставляет им удовольствия. Между тем, при умелом подборе школьно-песенного репертуара они становятся одними из самых любимых и на их основе можно воспитать высоконравственную личность.

Учеными доказано, что большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры внесли ученые психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, Б.М. Теплов. Именно психологами было доказано, что различная музыка по-разному влияет на состояние человека.

В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено на познание, прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей.

Кто осмелится отрицать великое значение музыкального искусства в жизни учащихся? Но признаемся, что в школе до настоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художественного и, в частности, музыкального образования неизбежно оборачивается для школы недооценкой нравственного, гуманистического начала в воспитании. [3]

Действительно, что такое музыка? Музыка одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других [4.]

Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.

Музыка тайно или явно содержит в себе широчайший круг духовных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство. [4]

Народная музыка богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жизненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фольклор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.

Песенное богатство народа это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные при любых обстоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом народные. [3]

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Родины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.

Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры в патриотическом воспитании.

Музыка не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть подростку. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образно-творческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

  1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно нравственное воспитание музыкой.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
  4. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально теоретических знаний и навыков.

Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире.

Современной школе необходимы новые формы учебно-воспитательного процесса, которые смогут использовать воспитательный потенциал искусства и создать пространство, обладающее специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами, оказывающими воспитательное воздействие, на формирование нравственных представлений человека.

А для этого необходимо создать новый учебно-методический комплекс по предмету «Музыка», содержание которого должно быть направлено на воспитание нравственных и эстетических чувств, формирование общечеловеческих ценностей, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа, потому что анализ программ по данному предмету показывает недостаточную разработанность и освоенность этих проблем. Нами была разработана программа «Современное музыкальное образование в начальной школе».

Цель школьной программы с 1-го до 6-го класса на уроках музыки воспитание нравственных ценностей, ориентация на самореализацию, саморазвитие, самосовершенствование учащихся средствами музыкального искусства. При таком взгляде на музыкальное образование ясно, что понимает программа под словом музыка и воспитанием духовно-нравственного начала у младших школьников. Это не игра только на музыкальных инструментах, а все музыкальное искусство все стороны и виды ее. Тут и пение классное и хоровое, и знакомство с музыкальными произведениями, исполнение музыки и т.д.

Это всё, при опытном подборе репертуара, который способствует обогащению духовнонравственного мира учащихся школ. Все из области музыки, что возможно для школы, что можно организовать, все должно быть использовано преподавателями для того, чтобы получаемое учащимся музыкальное образование было возможно более полным и всесторонним и направленным на духовно-нравственное развитие. Слушать музыку учащиеся будут и вне школы и в классах, на уроках и во внеклассное время.

Основными направлениями программы являются:

  1. Слушание музыки.

Как отмечает Л.В. Школяр, постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, т.е. методами интонационного постижения смысла. Именно они «помогают зазвучать музыке в ребенке и самому ребенку зазвучать в музыке» [6].

Содержание направления «Слушание музыки» включает в себя развитие навыков слушания, которое является основой каждой музыкальной деятельности, а также является важным общеучебным умением межпредметного характера. При работе в этом направлении решаются следующие задачи: развитие навыков художественного восприятия и выражения чувств, мыслей; изучение окружающего музыкального мира; открытие и реализация своих творческих сил, теоретические познания в области музыки, создание нравственных представлений через музыкальные образы о добре, зле, хорошем и плохом.

С помощью прослушанных произведений учащиеся знакомятся с произведениями казахстанских композиторов, с ладовой окраской национальной музыки, а также интонациями, музыкальными образами прослушанной музыки, способствующих размышлению. В данном случае музыкальная тема, прослушанная оказывает формированию у учащихся, направляющее музыкальное воздействие.

В данном случае, главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все учащиеся любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер их духовной жизни и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.

В процессе обучения, давая слушать детям классическую музыку, учитель музыки формирует основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития учащихся, духовно-нравственно становления личности, а также дальнейшему развитию у них эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, ведущее к желанию слушать классические музыкальные произведения, одновременно, рождая творческую активность. При этом, параллельно развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы учащихся учитель музыки формирует основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.

Поэтому можно сказать, что классическая и народная музыка оказывает большое влияние на развитие учащихся как личности. Подготовка по специальности 5В010600 – Музыкальное образование, будущих учителей музыки, доказательство этому процессу.

Необходимость давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности учащихся школ, так как процесс восприятия сопровождается сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовнонравственного выбора.

  1. Вокально-хоровая деятельность.

Содержание направления «Вокально-хоровая деятельность» помогает раскрытию положительного потенциала нравственных чувств учащегося, является сильнейшим средством для понимания гармонии и является важной составной частью уроков музыки.

Особенностью школьной программы является раскрытие на примере музыкальных произведений, таких понятий как добро, зло, красота, гармония; музыкальный материал выстроен с учетом национально-регионального компонента. С первого класса учащиеся знакомятся с музыкальной культурой бурятского народа, все это побуждает учащихся к групповой работе на уроке, развивает понимание основ музыки, помогает раскрыть и развить собственный потенциал, появляется интерес к культуре своего края, эмоциональная отзывчивость, происходит правильное усвоение нравственных понятий.

Например, в процессе изучения темы «Выразительные и изобразительные средства музыки» учащиеся стремятся выявить взаимосвязь музыки и жизни, понять, что основой содержания музыки является, прежде всего, выражение внутреннего мира человека. На одном из уроков учащимся предлагается послушать хоровые произведения казахских композиторов: И.Нусипбаева, Б.Гизатова, О.Байдильдаева, К.Куатбаева и др., с любовью писавшие, для учащихся общеобразовательных школ.

  1. Музыкально-художественная деятельность.

Направление «Музыкально-художественная деятельность» раскрывается в самостоятельном создании музыкального образа, осуществляя при этом творческий отбор выразительных средств, интонаций. Музыкальная деятельность выступает как средство коммуникации, как возможный путь к собственной идентичности и нравственному выбору.

Многие учителя музыки, опираясь на данные физиологии и психологии детей младшего школьного возраста, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий на вокальное развитие, поскольку от этого зависит их эффективность исполнения школьных песен.

Таким образом, рассматриваемая нами проблема с целью изучения и выявления эффективности современной духовной музыки на учащихся школ показало, что духовное воспитание является одним из важнейших и основных компонентов в сфере обучения и воспитания. От того насколько духовно воспитаны учащиеся школ, зависит его отношение к жизни и окружающим его людям. Анализируя, можно сделать следующий вывод, что уроки музыки являются понастоящему воспитывающими, так как они развивают не только разум, но и облагораживают чувства, и с музыкальной стороны у учащихся школ появляется ещё большее осмысление и переживание музыкой, способствующих ещё тоньше воспринимать музыкальные краски, разучиваемых школьных песен, в процессе вокально-хоровой работы.

 

Список использованных источников

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» 17 января 2014 г.
  2. Выступление президента НАО им. И.Алтынсарина Жилбаева Ж.О. на 2-й международной конференции «Инновации в образовании: поиск и решения». Алматы,
  3. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. № 1.
  4. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., Выготский, Л.С. Психология искусства. Издание третье / Л.С. Выготский. М.: «Искусство», 1986.-203 с.
  5. Школяр Л.В., Красильникова М.С. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. М.: Флинта: Наука, 1998. – 336
  6. Джексембекова М.И. Вокально-хоровая культура – неотъемлемая часть воспитания студентов вуза. – Алматы, – 86с.
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: Педагогика