Века и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа. В опыте отцов и дедов есть зерна мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Каждый человек, начиная со своего появления на свет и до конца своей жизни, впитывает в свое сознание выработанные народом на протяжении веков обычаи, традиции и нормы поведения. Обычаи и традиции являются самым дорогим наследием, определяющим психологию, духовность и культуру народа.
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Но единым у всех народов было –патриотическое воспитание.
«Патриотизм» в переводе с греческого означает – родина, отечество. В этой трактовке понятие «патриотизм» – как любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам.
Многовековая история учит, что лишь те государства выходят из тяжелейших кризисов и занимают соответствующее место в мировом сообществе, которые славятся своими патриотами, где высок моральный, патриотический дух граждан и крепки национальные традиции.
Патриотизм – одно из древних социальных явлений. Первоначально он отражал привязанность к родным местам, где человек родился и вырос. Формируясь на протяжении длительного времени, чувство патриотизма, любви к родине передается из поколение в поколение и является весьма стойким.
История казахов берет свое начало из глубины веков. Самые ранние образцы письменности дальних предков современных казахов называются орхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом. Среди таких письменных памятников наиболее известны надписи на камнях в честь Бильгекагана и его брата полководца Кюль-Тегина (VI в.). Так, на одном из этих камней высечены изречения о жизни и быте, о культуре, о подвигах древних кочевников на фоне общей истории Тюркского каганата.
Каганы, беки, тарханы выступали духовными вождями, пророками, полководцами, вершителями судеб. Удивляет железная воля предворителей Тюркского еля, пронизанная глубокой любовью к народу, отчизне. Не случайно слова отчизна, родина по-казахски «отан» и производное от слова «от» – огонь ( отау – дом, отагасы – глава семьи, отбасы – семья).
Эпоха средневековья – это время постоянной борьбы казахов за свою национальную независимость.
«Героическая эпоха» – время этнополитической консолидации казахской нации, начиная с XIV века вплоть до середины XIX века. Это четыре века, полных значимых событий, полных борьбы за независимость, укрепление казахской нации.
Акыны-жырау XV-XIX в.в. (Асан Кайгы-жырау, Шалкииз-жырау, Жиембет-жырау, Актамбердыжырау, Бухар-жырау, Шал-акын и др.), будучи духовными предводителями кочевого народа, сосредоточили в себе самые ценные черты его характера и передавали эти духовные сокровища молодежи. Они подчеркивали, что защита родной земли от чужеземных захватчиков – священная обязанность каждого казаха. Сохранение чести рода, еля, народа. Это значит умереть за родину в честном бою, быть настоящим батыром, ером, мужчиной, как предки, которые боролись и умирали, не сожалея ни о чем. Ер мужчина, защитник, герой. Честь мужчины возвеличивает его род: «Ер намысы – ел намысы» («Честь мужчины – гордость еля»). Ер, имеющий намыс, должен быть предан ар-ic, т.е. «делу чести».
И нет ничего удивительного в том, что в жестких военно-кочевых условиях десятилетние мальчики становились поэтами, а двенадцатилетние – воинами, полагая, что их жизненное назначение – служение подвигам. Проявив доблесть перед родом и племенем, они смерть встречали достойно.
Ярким образцом патриотизма, служения родному народу и родной земле является жизнь и борьба выдающегося казахского акына и батыра Махамбета Утемисулы, который вместе со своим другом и соратником батыром Исатаем Таймановым завещали казахскому народу и лучшим его сыновьям продолжать их дело и бороться за свободу и независимость. Патриотические чувства лидеров национальноосвободительных движений в начале XX века были подхвачены лидерами зарождавшейся казахской интеллигенции, писателями, учеными и инженерами. Всех их объединяла великая цель – добиться независимости, свободы и обеспечить существование казахского этноса в длительный исторический период.
В формировании патриотических чувств молодежи огромное значение имеет творчество народного героя, писателя Б.Момышулы, который является образцом подражания молодежи как патриот своей земли, своего народа.
Бауржан Момыш-улы писал, что патриотизм – любовь к Отечеству (государству) – осознание прямой зависимости, личного благополучия от общественно-государственной безопасности, признание своей зависимости от государства, того, что укрепление государства есть укрепление личности 4.
Один из важных элементов патриотизма – национальный дух или национальный патриотизм. Это любовь к своему народу, с которым личность связана кровным единством и общностью происхождения, территорией, языком, бытом, нравами, психологическими и этнографическими особенностями, сложившимися историческими традициями, имеющими вполне определенные и самостоятельные, отличные от других качества и особенности».
Казахстанский патриотизм – явление уникальное, своеобразное. Об этом свидетельствует «содержание многосложной и многотрудной истории казахской нации», которое до суверенности республики определялось ее борьбой за свободу. Говоря словами президента Н.Назарбаева, «это борьба во имя сохранения народа и жизненного пространства нашла отражение в длинной летописи от далеких наших предков – скифов, гуннов, огузов, саков, уйсуней, канлы, кипчаков – до скорбных событий в декабре 1986 года» 5.
У истоков казахстанского патриотизма стоят три крупнейших исторических события, по мнению известного поэта и политического деятеля М.Шаханова, олицетворяющих три этапа борьбы казахского народа за свободу и независимость:
- Отрарский подвиг народа, шестимесячная борьба против полчищ Чингизхана, которая возвестила всему миру о высоком духовном качестве казахского народа.
- Почти полуторавековая борьба против джунгарских завоевателей за сохранение самостоятельности и национальной государственности.
- Декабрьские события 1986 года. Первые ласточки против тоталитаризма родились на казахской земле и напомнили миру о не умирающем национальном духе, хотя обе империи – царская и сталинская – жестоко истребляли их инакомыслие 6.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Вместе с тем, патриотизм не только не предполагает, а даже исключает идею исключительности какого-либо народа или нации.
Актуальность проблемы патриотизма для современного общества находит подтверждение в работах философов сегодняшних дней. Не отрицая идеологического влияния на понимание сущности патриотизма в конкретных исторических условиях, необходимо отметить, что непреходящими составляющими этого явления по нашему мнению, были, есть и будут любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Исторический опыт подтвердил, что отдаленность учащихся от корней своего народа, национальных традиций, нравственных устоев привели к отрыву от истоков, разрушению связи и преемственности поколений, упадку нравственности, духовности.
Социально-политические и экономические изменения, происходящие в настоящее время, приводят к тому, что в содержание таких категорий, как «патриотизм», «нравственность», вносятся иные, чем раньше акценты.
Представители дореволюционной казахской интеллигенции А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М.Дулатов, М.Жумабаев, С.Мендешев, С.Садвакасов и др. задачу обучения воспитания видели в привитии любви к своему Отечеству, родному языку, национальной культуре, духовно-нравственным ценностям, народным традициям и обычаям. Они считали родной язык главной базой и средством воспитания, развития гражданских чувств, качеств личности, формирования национального самосознания, развития духовнонравственных качеств народа.
В основе системы гражданско-патриотического воспитания школьников лежит коллективно творческая деятельность, способная формировать умение планировать, организовывать свою деятельность, доводить начатое дело до конца.
Научить патриотизму, как учат алгебре и географии, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека.
Казахстан вступил в ХХI век как независимое суверенное государство, распрощавшись со своим тоталитарным прошлым. Он твердо встал на путь демократического цивилизованного развития. За короткий срок обретения независимости, как член ООН, уверенно занял свое место в международном сообществе. Установил с более 100 странами мира дипломатические связи, стал членом ряда авторитетных международных организаций.
Казахстан сегодня обладает реальной возможностью самоопределения и выбора форм правления экономической, политической и духовной жизнью. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества, формирования высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитания готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
На двенадцатой сессии Ассамблеи народов Казахстана Н.А. Назарбаев особо подчеркнул, что важнейшим условием конкурентоспособности нации являются сильный дух и знания, позволяющие добиваться успехов в процессе мировой конкуренции. А здесь важнейшая составляющая – казахстанский патриотизм: любовь к своей Родине и земле, огромное уважение к ее истории и культуре, вера в собственные силы каждого и сплоченность всего общества, высокое чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны, которое возводится сегодня. Безусловно, сказал глава государства, что патриотизм нужно формировать, общими усилиями всего общества, особенно среди молодежи, в наших детях.
Молодежь – это будущее нашего общества, и от того, какой будет она, зависит наше общество и государственность Республики Казахстан.
Но диагностическая картина состояния молодежи вызывает тревогу. В категории молодежи, родившейся в 1984-1988 годах, только 32% интересует политика, основная масса безразлична, характеризуется аполитичностью, 40% из общего числа молодежи употребляет алкоголь в различной форме, количество наркоманов перевалило за 30 тыс. человек. В такой ситуации негативным явлениям среди молодежи могут противостоять человеческие ценности.
Президент РК Н.Назарбаев, в разработанной им стратегии "Казахстан-2030" обозначил задачу формирования казахстанского патриотизма как одну из первостепенных из семи долгосрочных приоритетов нашего развития, т.е. как практическую задачу 7. Участие в выполнении этой задачи должны принять и вузовские работники.
В числе сдерживающих факторов в воспитании гражданина страны следует назвать недостаточность высококвалифицированных специалистов, способных использовать новые современные технологии для целенаправленного формирования патриотизма и демократических убеждений, малочисленность научноисследовательских организаций гуманитарного профиля, имеющих достаточный опыт разработки социальных технологий по патриотическому воспитанию граждан.
Назрела необходимость в переосмыслении концептуальных подходов к воспитанию подрастающего поколения и поиска новых форм и методов воспитательной деятельности высших учебных заведений республики.
Образ страны и чувства своей неразрывной связи с Родиной формируются государством и обществом через различные механизмы и институты, прежде всего образование.
Казахстанские обществоведы, авторы методической разработки «Казахстанский патриотизм как ведущий фактор консолидации общества на этапе становления и развития республики Казахстан как суверенного государства» А.Бижанов и У.Касенов, рассматривая патриотизм как универсальное и общечеловеческое явление, особое внимание акцентируют на следующих его аспектах:
- подлинный патриотизм проявляется в политической культуре граждан и становится источником силы, единства народа и целостности государства; всегда на стороне справедливости, гуманизма, демократии; мобилизует граждан на решение стоящих пред обществом стратегических задач; ориентируется на такие идеалы как национальная гордость, любовь к родной земле, народу, приверженность традициям и обычаям, готовность отстаивать интересы страны, при необходимости защищать ее с оружием в руках; не может сводиться только к разовым мероприятиям. Формирование подлинного патриотизма должно иметь собственную идеологию и целенаправленную систему;
- основанием казахстанского патриотизма являются: общность исторических судеб этносов, составляющих народ Казахстана, общие черты в менталитете казахстанцев, их причастность к созданному экономическому потенциалу республики, общность природной среды; потенциал этих оснований достаточен для достижения значимых для республики целей, то есть идентификация всего населения с государством, общенародность стремления сохранить и укрепить целостность Казахстана, упрочить его экономическую мощь, международный престиж и влияние;
- основными признаками казахстанского патриотизма являются: любовь к отечеству Казахстан; гордость за ее прошлое и настоящее; стремление и готовность практическими делами укреплять ее могущество и независимость; близко к сердцу принимать радости и боль всего казахстанского народа и не только своего; критичность по отношению к отдельным сферам духовной и политической жизни страны; непримиримость к отжившему, ко всему тому, что препятствует развитию Казахстана на пути к прогрессу; развитая приверженность к политической символике Казахстана ( флаг, герб, гимн, Конституция), знание истории, культуры, языка, обычаев, традиций, культуры казахского народа и других народов, находящихся в совместном проживании; бережное отношение к природным богатствам Казахстана; социальная ответственность не только перед нацией к которой себя причисляет, а прежде всего – перед казахстанским народом, как общностью равноправных граждан разной национальности;
- основными функциями казахстанского патриотизма являются интегративная, способствующая сплоченности народа, целостности его Отечества; активно – преобразующая, с ее нацеленностью на решение комплекса проблем, стоящих перед республикой. Активный, созидательный характер этой функции, обусловлен стремлением способствовать разрешению противоречий нормативными представлениями и реальностью;
- основными компонентами казахстанского патриотизма являются: чувственный и гражданскоповеденческий. В эмоционально-чувственном компоненте важный акцент делается на создании равных прав и возможностей для граждан республики, привитие уважительного отношение к истории и культуре этносов, проживающих на ее территории, показ сопричастности государства к судьбе каждого из этносов. Основной направленностью гражданско-поведенческого компонента является повышение ответственности личности за происходящее в республике, значимость личного вклада, аппеляцию к примерам личностного патриотизма выдающихся людей страны;
- основными причинами актуализации казахстанского патриотизма на современном этапе развития нашего государства являются поколенческие (проблема исторической преемственности), этнические (возможности межнационального отчуждения), духовные ( дефицит смыслообразующих идей) 8.
Как отмечают авторы, у государства возможны по отношению к индивидам несколько логик поведения: логика сотрудничества (интегративная модель), логика подавления (авторитарная модель). По мнению ученых, безусловного предпочтения заслуживает интегративная модель, которая характеризуется общенародным патриотизмом.
Формирование и развитие общеказахстанского патриотизма и этнополитической общности казахстанцев зависит от того, как наше государство, и, прежде всего, этнические группы способны преодолевать возможные этнические конфликты в процессе этнической интеграции и построения демократического правового государства. В ходе демократических преобразований в нашей полиэтнической стране постепенно формируется новый гражданин суверенного независимого государства, характерной чертой которого является высокое чувство казахстанского патриотизма и интернационализма.