Роль вокальных упражнений в работе с начинающими вокалистами. Выбор репертуара.

Статья помогает начинающему певцу не потеряться в многообразии музыки и найти своё, только себе присущее.

Основная мысль статьи заключается в том, что при правильной организации работы над голосом, при его распевании, эта работа плавно переходит над выработкой совершенствования всех вокальных навыков в изучаемых произведениях.

В вокальной педагогике до сих пор существуют споры о музыкальном материале, на которым должны строиться упражнения и формироваться навыки. Одни считают, что можно ограничиться пением гамм, трезвучий,арпеджио, а также небольшими попевками, отдельными фразами из вокальных сочинений.

Другие считают, что вокальными техническими навыками можно овладеть непосредственно на изучаемом репертуаре, не прибегая к упражнениям. Существует такое мнение, что песня, представляющая собой синтез музыки и слова, передает определенное содержание, настроение, она воспитывают слух, голос на художественном материале, и здесь развиваются и исполнительские, и технические навыки. И все же строить систему упражнений только на песенном материале не представляется возможным, ибо сама песня может включать в себя ряд техническихтрудностей, для которых студент должен иметь певческую подготовку, овладев целым комплексом вокальных навыков.

Распевание – это раздел занятий, в процессе которого формируются основные вокально-технические навыки голосообразования ( фонационное дыхание, атака звука, певческая артикуляция и дикция).

Педагог должен вполне квалифицированнои гибко владетьметодикой использования певческих упражнений при вокальном обучении учащихся, знать психолого-педагогические основы применения упражнений, точно представлять назначение отдельных видов вокальных упражнений. Пение упражнений является необходимым условием формирования и совершенствования вокально-технических навыков. Вокальные упражнения – это многократно повторяемые специально организованные вокальные действия.

Все три компонента упражнения: повторность, определенная организация и целенаправленность на улучшение качества голосообразования – являются обязательными. Но сущность вокального упражнения превратится в бесполезное повторение, если оно не будет специально организовано в соответствии с конкретно поставленной целью.

Так, различные звуки в пределах диапазона можно петь отдельно, бессистемно много раз. Но от этого их звучание не выравнивается, даже если мы поставим перед собой эту цель. Когда же мы отдельные звуки расставим поступенно (по 3-5 звуков) и будем петь их связно, напевно на какой-либо слог, т.е специально организуем повторение всех звуков в задуманной последовательности, такие упражнения будут способствовать выравниванию звучания голоса.

Если также на первый план в определенный период обучения будет поставлена задача организации правильной атаки звука, то добиться решения её легче и быстрее можно, применяя упражнения с нисходящим мелодическим рисунком.

Упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться. Пение не может совсем не выражать никаких эмоций, поэтому даже при пении упражнений необходимо стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса. Пение лучше ассоцииировать с

радостным настроением, поэтому упражнения чаще даются в мажоре.

В начале обучения упражнения исполняются в спокойной, медленном темпе, в дальнейшем темп может меняться в зависимости от методических целей. При развитии подвижности голоса, по мере освоения навыков, темп упражнений убыстряется.

Упражнения обычно располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз. В начале обучения при введении нового упражнения его мелодию можно поддерживать аккомпанементом, как только интонация у учащихся станет устойчивой, необходимо оставлять одну гармоническую поддержку. Далее очень полезнодля выработки четкой координации между слухом и голосом, для закрепления и совершенствования вокальных навыков, петь упражнения без сопровождения инструмента с предварительной ладовой настройкой. Паузы между упражнениями по возможности должны быть одинаковыми, такими, чтобы поющие могли спокойно подготовиться к каждому последующему повторению упражнения.

Начальные упражнения на центральном участке диапазона должны петься ровным по силе звука mf, очень важно найти оптимальную силу звука в каждом конкретном случае. Постоянное пение на f ведет к форсировке голоса, которая очень вредна. (при работе с мутирующими голосами полезно тихое пение).

Крайние предельные ноты диапазона вовлекаются на более поздних этапах обучения. Формирование крайних и верхных звуков может идти только на базе хорошо укрепленной середины.

Первые упражнения проводятся на наиболее удобном гласном звуке (а,о, у). Постепенно к первомувокально-оформленному звуку присоединяются другие. Умелое сочетание согласных с гласными помогает влиять на качество звучания гласных, а значит, и на общее звучание.

Упражнения на легато даются для выработки кантилены – основного вокально-технического навыка голосообразования. Кантиленное пение неразрывно связано с длительным, равномерным, правильно организованными дыханием. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющими музыкальными фразами хорошо его развивают. При такой манере пения легче перенести нужное звучание содного тона на другой, слитное пение отдельных звуков помогает выравниванию звучания.

Упражнения на стакатто хорошо активизируют голосовых связки, помогают их активному смыканию, способствуют усвоению чёткой атаки. Поэтому этот вид вокализации полезен при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке.

Петь стакатто – это значит петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых связок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы, которые при образовнии стакаттного звука сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной полости могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стакатто. Пение фразы на стакатто должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы внутри фразы – это остановка дыхания (выдоха). В результате налаживается четкая координация между движением голосовых связок и диафрагмы. А паузы между стакаттными звуками с остановкой дыхания подводят учащихся к ощущению дыхательной опоры. Полезно чередование отрывистого и печатного пения. Усвоив последовательность нескольких звуков, можно переходить к пению гамм, исполняя её обычно в связной манере пения. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных. При исполнении гаммы вверх особое внимание необходимо обратить на первый, нижний звук. Он берётся в намеренно высокой позиции, т.е применительно к позиции верхнего звука упражнения. Такой прием обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы. Вся гамма обычно исполняется на одном дыхании. Но вначале верхний и нижний тетрахорды приходится разделять дыханием из-за его недостаточности. Пение гамм является незаметным средством для выработки кантилены, выравнивания на всем диапазона, а следовательно, сглаживания регистров, а также развития подвижности и беглости. Пение гамм способствует также расширению диапазона и развитию дыхания.

Упражнения на различные интервалы поются как с нижнего звука к верхнему, таки наоборот. Упражнения на интервалы также способствуют выравниванию звучания, что подготавливает голос к правильному звуковедению при исполнении художественных прозведений. Упражнения на одной ноте развивают равномерный экономный длительных выдох, опору, при чередовании гласных – способствует выравниванию их звучания.

В тех случаях, когда вокальные упражнения исполняются без словесного текста, следует избегать пения только на гласных. Для округления звука и собранного звучания рекомендуются слоги ду,ду, ле, мо. Звонкому светлому звучанию способствуют слоги ди,зи,ми,ли,ля.

При исполнении попевок надо следить за четким снятием звука и за активным произношением согласного в конце слова при окончании фразы, а также за правильным снятием звука на «й». Особую ценность при вокальном обучении представляют попевки и упражнения с нисходящим мелодическим рисунком. Они способствуют распространению высокого головного звучания на нижнюю половину диапазона, тем самым выравнивают его и помогают создать единорегистровые ( микстовое) звукообразование, воспитывает важнейшее качество голоса – звонкость и полётность. Важно также обращать внимание на воспитание правильной атаки: чёткой, достаточно активной, но не грубой. Следует помнить, что атака первого звука определяет звучание всей попевки. Полутоны, скороговорки, пение попевок, в тексте которых преобладают твердые, взрывные согласные, помогающие активизировать работу артикуляционного аппарата, способствуют четкой ясной дикции. Все упражнения должны быть направлены на усовершенствование вокальной техники в целом.

Применяемые упражнения должны соответствовать основным принципам вокальной педагогики: постепенность и последовательность, индивидуальному подходу к учащимся при вокальном обучении и единству художественного и технического развития певцов. Вокально-технические навыки в совокупности являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются, обогащаются и совершенствуются при работе над художественным произведением.

Желание певца исполнить сложную, насыщенную эффектами произведение похвально, но не всегда исполнимо. Часто начинающие певцы не могут проанализоровать свое певческое мастерство и берутся за исполнение сложных композиций. В общем-то, это можно и нужно делать, но тольок в качестве обучающего материала, а не для выступления на публике.

Поэтому начинать надо, конечно, с простого. Итак, все песни для начинающих пр принципу работы с ними можно разделить на три категории. I категория ( или высшая) – это песни высшей сложности, исполняемые певцами высокого профессионального уровня. Они отличаются особенно широким диапазоном, обилием вокальных эффектов,изощрёнными, невыполнимыми для новичка. Желание молодых людей исполнить такую песню похвально, потому что говорит о наличии хорошего музыкального вкуса. Однако неудачные выступление может надолго отбить интерес к занятием пением. Поэтому надо стараться ставить себе реальные цели и уверенно идти к их выполнению.

II категория – песни достаточно сложные, насыщенныеэффектами(пусть даже невыполнимыми), но очень близкие вам по темпераменту, эмоциональному настрою. Песня, которая очень нравится и исполняется любимыми певцами, и обладает, по вашему мнению, еще массой плюсов, конечно, должна быть вами проработана и выучена, насколько позволяют ваши возможности. Но не стоит выставлять её напоказ зрителю. Она должна быть использована в качестве рабочего учебного материала. Интерес к этой песне придаст вам дополнительные силы и желания с её успешному исполнению. Если же у вас не хватило сил исполнить её качественно, не огорчайтесь, приобретенный опыт стоит очень дорого и непременно даст свои плоды в будущем. Даже не сомневайтесь!

Третья категория – песни для новичков. Здесь вы действительно сможете показать, на что вы способны, проявить в полной мере свои вокальные и другие данные. Работа над такой песней займет слишком много времени и даст возможность показать себя и свой вокальный талант во всей красе.

Итак, песня этой категории должна быть со следующими характеристиками:

  1. Песня должна вам нравиться. Это первое и главное условие.
  2. Она должна иметь небольшой диапазон.
  3. Подходить по тональности (при необходимости перетранспонировать)
  4. Быть достаточно легкой для вас в исполнении: вы довольно быстро запоминаетемелодическую линию, и она легко ложится на ваш голос. Темп не очень быстрый, слова песни легко проговариваются.
  5. Вокальная партия не содержит много эффектов, искажающих голос. Если же они имеются, то их отсутсвие не должно ломать мелодическую линию.

Когда песенный материал уже выработан и есть несколько песен, готовых к исполнению, можно составить и конкретный репертуар. Для отборанеобходимо не только мнение родственников и друзей, нои мнение профессионального педагога по вокалу. Для самоконтроля можно записать конкурсный просмотр на видео, кстати, останется хорошая память и «исторический материал» для потомков.

 

  1. Н.Добровольская «Распевание» изд. Москва 1969г
  2. Б.Критский «Сборник статей по хоровому пению» Москва 1970г
  3. Л.Маркуорт «Учимся петь» Москва Астрель 2006г
  4. И.Исаева «Уроки эстрадного пения» изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 2009г
  5. Т.и М.Бакстер «Нотная грамота» Москва «Астрель» 2009г.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Педагогика
loading...