Подготовка компетентных учителей музыки в рыночных условиях развития нашего общества

Модернизация всей системы образования РК ставит одной из важных задач в совершенствовании деятельностивысших учебных заведений-повышение образовательного и культурного уровня подготовки молодых кадров, которым предстоит работать в новых рыночных условиях развития нашегообщества. В этих условиях, обновление содержания и структуры высшего музыкально-педагогического образования, с целью подготовки компетентных учителей музыки с дополнительной специализацией должно стать приоритетным,так как представляет востребованность в таких специалистах уже сегодняна отечественном рынке труда. В этом плане, одним из важных и обязательных требованийявляетсяподготовка образовательных программ нового поколения, гдесодержание, атакжевесь образовательный процесс вуза должны быть настроены на результаты обучения, выраженные в виде компетенций и модульного подхода. 

Вхождение Казахстана в единое мировое образовательное пространство через модернизацию всей системы образования, которое сейчас все больше набирает обороты, является правомочным. Повышение образовательного и культурного уровня населения ставит целью совершенствовать деятельность как средних общеобразовательных, так и высших учебных заведений. В связи с этим становится очевидным объективная необходимость улучшения профессиональной подготовки учителя музыки – главного носителякультуры вшколе уже в самом учебном процессе вуза, так как перспектива их будущей педагогической деятельности должна быть направлена на высокое качество преподавания своего предмета.

Исследования зарубежных ученых подтверждают, что запоследнее десятилетие в мирекардинально изменилосьотношение к образованию. Сейчас образование, особенно высшее рассматривается как главный ведущий фактор социального и экономического прогресса любого государства.В результате модернизации образования, которая затронуламногие европейские страны: в связи с востребованностью в новыхпрофессиях на рынках труда,ростом мобильности выпускников вуза, повышением ориентации результатов образования на требования работодателей, усилениемроли непрерывного образования -в системе высшего профессионального образования растет число специальностей и специализаций[3].

Причина такого внимания, думаем, может заключаться в понимании того, что сегодня наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек как позитивнаятворческая личность, способная совершенствовать как себя, так и окружающую действительность, стремящегося к прогрессу, к поиску, освоению и принятию нестандартных эффективных решений.

Выросшие, в последние годы, требования к выпускникам на рынке труда,запросы кобразованию и воспитанию школьников, выдвигаемые, например,такими инновацион-ными учреждениями образования нашей республики, как «Назарбаев Интеллектуальные школы», чья миссиянаправлена наразвитие интеллектуального потенциала нации, предоставления знаний и развитие навыков, способствующих формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству[4, 2 с.], ставят во главу угла повышение качества подготовки учителей музыки, а так же пересмотра содержания и структуры высшего музыкально-педагогического образования.с

Опыт отечественных вузов, занимающихся подготовкой учителей музыки показывает что,обеспечение качественного образования педагогических кадров возможно при условии целостного подхода к решению поставленной проблемы через:

  • обновление содержания государственных стандартов образования и образовательных программ, типовых учебных программ, то есть приближение ихсодержания к требованиямобщества, к реальным условиям жизни;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных образовательных и информационных технологий;
  • обеспечение материально-технической базы необходимым высоко технологичным оборудованием;
  • воспитание общей культуры обучающихся, осознанного отношения к образованию ивыбору будущей профессии, самостоятельности и творческой реализации своих возможностей в жизни.

Как видим, в связи с изменившейся парадигмой высшего педагогического образования у нас в Казахстане, реформирования всей ее системы, стало актуальным изменение не только содержания образования, но и внедрение в учебно-воспитательный процесс новых методов и технологий обучения, направленных на формирование нравственного, творчески мыслящего с высокой мировоззренческой позицией конкурентно способногокомпетентногоучителя музыки.

Еще одна проблема, которая требуетподготовки компетентного учителя музыки – это современное общее среднее образование, которое должнобытьнаправлено на обучение и воспитание детей к реалиям жизни, чтобы они нашлив ней свое достойное место, научились жить в условиях рынка, были бы счастливы и удовлетворенысвоей судьбой. Поэтому учитель, учитывая нравственно-эстетическую основу музыки, должен средствами самой музыки, давая детям необходимый объем знаний и умений, научить различным способам, методам и приемам успешно применять в жизни.

Сейчас уже не секрет то, что интерес к учительской профессии, в том числек профессии учителя музыки из года в год падает. С одной стороны, низкая оплата труда, малое количество учебной нагрузки, имеются факты, что она у учителей музыки,не дотягивает даже до ставки, является немаловажным отрицательным фактором для устройства молодых специалистов на работу, а с другой,устаревшая система обучения. Можно назвать также и ряд других проблем, накопившихся в высшей школе, призванной готовить учителя музыки.Это слабая материальная база и некачественный инструментарий, отсутствие или недостаток современного электронного оборудования, недостаток учебных площадей и бедность библиотек,скудность учебной и методической литературы, особенно на государственном языкеи многое другое.

Что нужно сделать, чтобы интереск нелегкой, но благородной профессии «Учитель музыки» вырос, чтобы качество знаний молодых специалистов соответствовал международным стандартам– этот вопрос волнует всех, кто занимается подготовкой учителей данной квалификации.

Любая профессия имеет свои особенности, в том числе и профессия учителя музыки. Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что безхорошей музыки нельзя стать гармонично развитым человеком, увлеченность своей работой – эти качества определяют настоящего учителя музыки.

«Сложность этой профессии, писала в свое время известный педагог-ученый О.А. Апраксина, определяется необходимостью тесной взаимосвязи всех элементов, входящих в понятие «учитель», и в понятие

«музыкант», причем каждое изних многогранно. Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но и личностью в высоком общественном значенииэтогослова» [6].

Профессия учителя музыки требует от избравшего еепостоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей. Учитель музыки должен быть прекрасным музыкантом. Отличное владение музыкальным инструментом, дирижерскими умениями, голосом, умение читать с листа, импровизировать во многом определяют успех его деятельности. Определяют его успех также умения правильно интерпретировать содержание типовой программы по музыке, внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии, заниматьсяисследовательской практикой, быть хорошим организатором, быть коммуникабельным, постоянно заниматься самообразованием.

Профессиональная подготовка студентов-бакалавров по специальности 5В010600-Музыкальное образованиек деятельности в качестве учителя музыки – процесс сложный имногогранный. Она имеет свою специфику, четкую музыкально-педагогическую направленность, которая осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе.

Подготовкаучителя музыки в вузе подразумевает, прежде всего, подготовку профессионала – компетентного специалиста в области школьного музыкального образования. Компетентный специалист отличается постоянным стремлением к самосовершенствованию, самообразованию. Что касается учителей музыки только что окончивших вуз, то и здесь первостепенной является направленность на самосовершенствование, которая должна постоянно реализовываться в их практической деятельности.

«Для молодого специалиста тяга к самообразованию, выражающаяся в постоянном желании пополнять своимузыкальные, педагогические и общекультурные знания и умения как условие профессионального становления, это качественно новая форма присвоения художественного и педагогического опыта. Самообразование молодого учителя-музыканта призвано компенсировать недостатки колледжнойи вузовской подготовки, совершенствовать и систематизировать полученные ранее знания, способствовать становлению индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности, осмыслении передового педагогического опыта» [7].

В соответствии с вышесказанным, мы хотели бы обратить внимание наодин важное и обязательное требование подготовка образовательных программ нового поколения, гдесодержание, атакжевесь образовательный процесс вуза должны быть настроены на результаты обучения, выраженные в виде компетенций и модульного подхода в обучении.

Как известно, компетенция выражает ожидаемые и измеряемые результаты обучения, то есть конкретные достижения студента или выпускника по завершении всей или частиобразовательной программы. Говоря иными словами, представляет собой интегральную характеристику обучающегося, динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которые студент обязан продемострировать после изучения части или всей образовательной программы [3].

Таким образом, на основе компетентностного подхода устанавливаетсяследующая логическая последовательность «требования к подготовке студента – содержание образовательной программы – результаты обучения» [3, с.3], которая обязательно должна реализоваться в процессе обучениябудущих учителей музыки.

Если обратиться к ГОСО РК 2010 г.по специальности 5В010600-Музыкальное образование, которым мы сейчас руководствуемся, то можем обратить внимание на то, чтов разделе 6 «Квалификационная характеристика бакалавра» в подпукте 6.9 указанытребования к таким ключевым компетенциям бакалавракак формирующая, систематизирующая, исследовательская, а также предметным компетенциям как коммуникативная, технологическая, контролирующая, программная, межпредметная, социальная, развивающая, креативная и организационно-методическая.

Подготовка компетентного учителя музыки, соответствующего современным требованиям рынка труда нашей страны, в настоящее время реализуется через:

  • обновление содержания музыкально-педагогического образования за счет внедрения в учебный процесс востребованных дисциплин, которые мы рассмотрим ниже;
  • внедрение в учебный процесс современных образовательныхи информационных технологий;
  • воспитание патриотизма, уважения и любви к Родине, к своей профессии, формирование таких личностых качеств как самосознание, коммуникабельность, толерантность, стремление к самосовершенствованию и др.

С этой целью, ППС кафедрпроводит определенную работу. Только в последнее время черезкурсы повышения квалификации таких, как например, ИПК «Орлеу» и «Назарбаев Интеллектуальные школы», прошли обучение наши педагоги, в числе которых можно назватьк.п.н., и.о. профессоров Султанову М.С. и Уразалиеву М.А., преподавателей Бурамбаеву М.Н., Исаметову К., Ахметжанову Д. и др.

Подготовка учителей музыки нового поколения, которые будут трудиться в условиях 12-летней общеобразовательной школы, в условиях городских и сельскихшкол, ставит перед высшим музыкальнопедагогическим образованием непростые задачи, которые нужно решать уже сейчас.

Поэтому на сегодняшний день актуальным является разработка образовательных программ по специальности 5В010600-Музыкальное образование, ориентированных на сдвоенную специальностьи введение, например, наряду с общеизвестными базовыми и профилирующими музыкальными историкотеоретическими (теория музыки, гармония, сольфеджио, история казахской и мировой музыки), индивидуально-исполнительскими (хоровое дирижирование, вокал, основной музыкальный инструмент) и др. дисциплинами, новых востребованных современной общеобразовательной школой дисциплин.

В частности, разработанный нашей кафедрой, в соответствии с ГОСО РК 2010 г. каталог элективных дисциплин, учитывая тенденции времени, включает такие новые дисциплины, как: «Практикум по школьному песенному репертуару», «Хоровое дирижирование и практикум работы с хором», «Игра на синтезаторе», «Практика применения на уроках музыки современных образовательных технологий».

Если раньшеосновной целью профессионального образования считалось формирование систематизированных знаний, умений инавыков, то в настоящее времямузыкально-педагогическое образование больше опирается напрактико-ориентированный подход,что в свою очередь способствует более конкретной практической подготовке будущих учителей музыки к работе в школе.

Еще одна проблема на которую, в нынешних условиях следует обратить внимание – это сельские малокомплектные школы. В связи с усиливающимсямиграционным движением населения из села в город, у нас в республике идет увеличение малокомплектных школ. В этом плане подготовка учителей музыки, желающих работать в таких школах требует незамедлительногорешения.

Изучив по данной проблеме материалы стран ближнего зарубежья, мы обратили внимание чтоРоссия, в этом плане, занимает лидирующее место по ее эффективному решению. Уже в 2011 г. у них были разработаны 28 стандартов по основной специальности с дополнительной специальностью, со сроком обучения – 5 лет [3, 5].

Основанием для совмещения профилей подготовки бакалавров в российских вузах стали: проведенный мониторинг перспективных потребностей регионов в педагогических кадрах, анализ ситуации на рынке труда и возможные прогнозы ее будущих изменений, учет актуальных задач развития системы образования и запросов работодателей [3, с. 5].

Что касается нашей специальности, то наиболее часто совмещаемыми профилями подготовки бакалавров в России являются: дошкольное образование и музыка, музыка и МХК, музыкаи дополнительное образование.

В нашей республике, положение с малокомплектными школами в сельской местности почти такое же. Поэтому считаем, что уже сейчас надо решать проблему подготовки учителей музыки с дополнительной специализацией, пусть даже в условиях 4-х летнего обучения по основной специальности, плюс дополнительная специализация на платной основе, котораядолжно быть, прежде всегоактуальной и востребованной обществом.

В этом плане, с нашей точки зрения,образовательная программа, ориентированная на получение молодыми специалистамиквалификации «Учитель музыки»должнапредусмотриватьидополнительные специализации,одну ихкоторыхстудент-бакалавр,с учетом своих возможностей, может самостоятельно выбирать в конце 2-го курса.

Итак, в процессе обсуждения данного вопроса в нашем университете, со специалистами других вузов, изучения соответствующей документации,былы предложены следующие направления. Выпускникам, успешно изучившим и освоившим полный курс, в соответствии с полученной дополнительной специальностью, должна присваиваться квалификация:

  • «Учитель музыки и педагог-организатор музыкально-художественной работы»;
  • «Учитель музыки иискусства»;
  • «Учитель музыки и педагог дополнительного образования (с указанием предмета)»;
  • «Учитель музыки и музыкальный руководительдошкольного образовательного учреждения».

Кредиты на обучение по выбранной специализации, выделяются не из общего объема кредитов представленных в типовом учебном плане государственного стандарта образования, а за счет дополнительных кредитов предоставляемых на дисциплиныкаждым вузом самостоятельно, которые студент оплачивает отдельно, не зависимо отгранта.

Учитывая то, что в подготовке будущих учителей музыки по выбранным специализациям задействованы практически все дисциплины, указанныхв обязательном компоненте базовых и профильных дисциплин, считаем, что вблоке специализаций необходимо ввести минимум необходимых дисциплин.

Итак, в нашем понимании, подготовка по совмещенным специальностям позволят решить задачи следующего порядка: повысить востребованность выпускников на рынке труда, их профессиональную мобильность; укомплектовать компетентыми специалистами городские и сельские школы; обеспечить выпускникам полную учебную нагрузку.

С другой стороны, с целью обеспечения музыкальной культуры населения, эстетического воспитания детей вмалых городах, селах, аулах, отдаленных глубинках и привлечения одаренных, талантливых детей в музыкальное искусство, дополнительная специализация позволит молодым учителям музыки организовать на местах дополнительное музыкальное образование.

Хотелось бы отметить, что овладение будущими учителями музыки дополнительной специализацией позволит решить ряд проблем личного исоциальногопорядка, связанных сорганизацией музыкального образования в регионах, что немаловажно и для нашего государства.

В заключениихотела бы отметить, что в нашем понимании, современный учитель музыки, прежде всего,это компетентный в области музыкально-педагогической деятельности специалист. Это саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся творческая личность, которая не только владеет глубокими знаниями своего предмета, успешно применяет в учебном процессеэффективные технологии, может быть мобильным в получении дополнительного образования, но также воспитывает и обучает школьников способам, приемам реализации полученных знаний, умений и навыков в жизни. Поэтому, на сегодня, в профессионально-педагогической подготовке учителя музыки, одним из важнейших приоритетов является воспитаниетаких необходимых качествкак самостоятельность, творчество, стремление к самосовершенствованию, который, воспитывая средствами музыки юныхказахстанцев, будет способствовать процветанию нашей страны.

 

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Казахстанская правда. № 12, 2007.
  2. ГОСО РК. 08.062.-2010. Высшее образование. Бакалавриат. Специальность 5В010600-Музыкальное образование, Астана, 2010.
  3. Методические рекомендации по совмещению профилей в рамках подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» со сроком обучения 5 лет с учетом требований работодателей и запросов рынка труда. http://www.mpgu.ru/
  4. Назарбаев интеллектуальные школы. Прорывной проект в сфере образования. Формирование инновационной модели среднего образования, сочетающей лучшие традиции казахстанской и мировой образовательной систем. http://www.kazenergy.com/ru/ 4 с.
  5. Подготовка учителяв структуреуровневого образования: коллективная монография / Под ред. В.Л. Матросова. -М.:МПГУ, – 168 с.
  6. АпраксинаО.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе. В сб. Музыкальное воспитание в школе. Вып.10. М., «Музыка», -С.5-11.
  7. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта.М.: С.204-205.
  8. Кульманова Ш.Б. Возможности подготовки будущих учителей музыки в рамках специальности 5В010600Музыкальное образование по дополнительным специализациям. Хабаршы.№ 6 (54) . А.: Қыздар университеті, 70-75 с.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Педагогика
loading...