Статья посвящена проблеме овладения будущими педагогами-музыкантами навыками самостоятельности в учебном процессе инструментального класса, так как она является одной из актуальных в музыкальной педагогике. Образовательная самостоятельность является образовательным результатом, включающим совокупность личностных характеристик человека, необходимых для получения определенных образовательных достижений и компетенций, развившихся в процессе его образовательной деятельности в инструментальном классе.
На социально-педагогическом уровне признание определяющей роли творческой и образованной личности сопровождается сегодня неудовлетворенностью современной системой образования, необходимостью самообразования будущего учителя в связи с быстро меняющимися условиями жизнедеятельности, оказывающими влияние на профессиональную самореализацию. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что образовательная самостоятельность студентов должна стать основой образовательного процесса.
Стремление к саморазвитию – это не идея-фикс, это нечто иное. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации – это показатели личностной зрелости и одновременно условие ее достижения, это источник долголетия человека, причем как физического, так и социального, личностного, профессионального.
Самостоятельность проявляется в поступках человека, который ориентируется не на посторонние случайные влияния, а на свои знания и убеждения. В системе развивающего обучения А.В. Петров рассматривает самостоятельность как способность личности сознательно без какой-либо помощи ставить перед собой те или иные задачи, цели, планировать свою деятельность и осуществлять ее [1,с.18].
Понятие образовательной самостоятельности является недостаточно разработанным в педагогической науке. За последние десять лет исследователями было предпринято несколько попыток раскрыть сущность данного понятия и определить его суть.
Впервые термин «образовательная самостоятельность» встречается в работах С.М. Абрамова [2]. Источником образовательной самостоятельности, по его мнению, выступают эмоции (любопытство, удивление, т.п.) и чувства (любознательность, т.п.), потребности и интересы личности, стремящейся углубить свои знания путем индивидуального изучения интересующего ее материала или совместно с другими лицами, которые ставят перед собой аналогичные цели по самосовершенствованию и самообразованию. Под образовательной самостоятельностью автор понимает наличие цели, активизирующей познавательную деятельность человека, нравственный долг и моральную ответственность, жизненный и духовный опыт, определенный комплекс знаний, умений, навыков, а также совокупность действий, программирующих его образовательную деятельность.
Следует заметить, что такое понимание автора образовательной самостоятельности тесно связано с зарубежной теорией саморегуляции личности и, следовательно, с концепцией «саморегулируемого обучения» («self-regulated learning» Эдвард Дичи, Ричард Риан, Альберт Бандура, М. Боекаертс, Дж. Биггз, Филип Кэнди, Бэрри Зиммерман, Дейл Шунк, И. Янг, П. Эртмер, Л. Корно, Михаэль Пресли, М. Мартинез-Понс, Дж. Борковски, Филип Винне, Г. Гиббс, Д. Тинклер и другие). Саморегулируемое обучение предполагает самостоятельную постановку цели, регуляцию и контроль обучения самим обучающимся, развитие мотивации к обучению и проявление усилий на пути к академическим достижениям. Успешность обучения в данном случае зависит от контекстуальных, средовых и социальных факторов, которые направляют и стимулируют его процесс.
Е.А. Таранчук в своем диссертационном исследовании «Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза» продолжает развивать идеи образовательной самостоятельности, выделяет ее компоненты и поясняет, чтопроцесс формирования образовательной самостоятельности состоит в изме-нении характера самообразовательной деятельности – от осознанного усвоения знаний к пониманию значимости способов их освоения для осуществления непрерывного процесса самообразования и затем, к управлению самообразовательной деятельностью [3].
Условиямиформирования образовательной самостоятельности, считает Е.А. Таранчук, являются:
- актуализация образовательного потенциала студентов в процессе работы над предметным содержанием учебной дисциплины;
- организация ситуационного обучения;
- включение студентов в автономную образовательную деятельность.
Все авторы сходятся во мнении, что образовательная самостоятельность является интегральным качеством личности, не дается человеку от рождения, а формируется по мере взросления и развития и предполагает наличие определенной степени интеллектуальной и поведенческой автономии.
Рассматривая образовательную самостоятельность как образовательный результат, следует отметить, что структура образовательного результата иерархична и представляет собой своеобразную рамку, помогающую ориентироваться на предельные достижения в своей образовательной деятельности, а также на появление новых качественных личностных и когнитивных изменений. Образовательные результаты формулируются на двух уровнях: на уровне способностей и на уровне соответствующих им компетенций. Таким образом, структура образовательной самостоятельности студентов вуза представляет собой совокупность личностных характеристик, необходимых для получения определенных образовательных достижений и компетенций, развившихся в процессе их образовательной деятельности.
Представляя комплексные личностные новообразования в виде образовательных результатов, мы получаем иное видение всей структуры личности человека, что дает основание для появления новых способов оценки его образовательных достижений. Меняется представление о возможностях и способностях человека. Никто не оспаривает факт многогранности, многоструктурности и сложности личности человека, но еще не найдены ответы на многие вопросы и продолжается поиск путей, которые позволили бы человеку заглянуть в себя, научиться познавать и управлять прежде всего собой, своей жизнью и лучше понимать других.
Проблема воспитания самостоятельности будущих педагогов-музыкантов является одной из актуальных в музыкальной педагогике. Ее значимость, прежде всего, определяется специфичностью подходов к овладению музыкальным мастерством как разновидностью художественного творчества. Основной предпосылкой сформированности структуры самостоятельности в исполнительском классе выступает развитие самостоятельности мышления личности и, соответственно, воспитание умения инициативно и творчески созидательно заниматься на музыкальном инструменте.
В период обучения в инструментальном классе должна выдвигаться цель развития у студента способности самостоятельного и творческого решения той или иной проблемы в условиях самостоятельной профессиональной деятельности. Б.Л. Кременштейн подчеркивала: «Выходя на самостоятельную дорогу, молодой музыкант должен уметь ставить перед собой определенные творческие задачи и разрешать их с большей или меньшей степенью мастерства, в зависимости от таланта и уровня культурно-художественного развития» [4, с.3].
Развитие самостоятельности студентов в ходе их обучения игре на музыкальном инструменте рассматривается как одно из ключевых направлений педагогической работы и формулируется в виде важнейшего методического принципа данного процесса. В современной музыкально-педагогической науке самостоятельность исследуется в нескольких аспектах: в качестве характеристики личности («самостоятельность личности»); в качестве интеллектуальной деятельности обучаемого («интеллектуальная самостоятельность», «самостоятельность мышления») и в качестве наиболее общего показателя «творческая самостоятельность».
В целом ряде работ музыкантов-исследователей России и Казахстана (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Р.Р. Джердималиева, А.А. Калыбекова, Т.А. Кишкашбаев, Г.А. Колесникова, И.Н. Немыкина, Л.А. Рахимбаева, Г.М. Цыпин и др.) самостоятельность обучающихся связывается с творческим характером процесса овладения музыкальным мастерством, его сущностью и направленностью. Поскольку становление самостоятельности будущего музыканта происходит в условиях творческой деятельности и своею целью имеет творческие достижения, в музыкальной педагогике утвердилась точка зрения, определяющая самостоятельность как «творческую самостоятельность».
Автор Байтас Н.О. отмечает, что самостоятельная деятельность способствует самоактуализации студентов, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений [5, с.281].
Применительно к процессу инструментального исполнительства, творческая самостоятельность, трактуется как способность самостоятельно осуществлять весь цикл работы над произведением, создавать свой образ музыкального текста, а также характер исполнения музыкального произведения. Л.А. Рахимбаева указывала, что творческая самостоятельность «включает, прежде всего, умение поставить и решать исполнительскую задачу, выбрать для ее воплощения необходимые средства выразительности, анализ и оценку собственного исполнительского опыта и исполнения товарищей, умение словесно-логически охарактеризовать исполняемое произведение» [6,с.29].
Самостоятельная деятельность студентов предполагает введение в нее формирующихся операций и перенос ранее сформированных операций, навыков и умений в новые условия (например, при освоении нового музыкального стиля, произведения и т.д.). Основой развития самостоятельности в учебноисполнительской деятельности является воспитание творческого мышления, важными условиями формирования которого являются активизация восприятия и музыкально-теоретических обобщений, основанных на взаимодействии в музыке логического и эмоционального начал. Мы думаем, что указанные параметры и являются основой для воспитания самостоятельности обучаемого.
Основой учебного процесса в инструментальном классе является непосредственный контакт с музыкой, изучение и постижение эмоционально-художественного образа сочинения, заключающееся для исполнителя в последовательном приближении к возможно более высокому качеству воплощения творческого замысла. Принципиально можно говорить о двух важнейших направлениях работы инструменталиста: одно ведет к накоплению исполнительских навыков и умению заниматься, другое – к пониманию музыки, а оба они – к развитию самостоятельности личности.
Итак, работа студента над произведениями заданными для самостоятельного изучения, является высшим и наиболее трудным этапом овладения навыками самостоятельности в учебно-исполнительской деятельности. Самостоятельная работапредставляет собой микромодель его будущей профессиональной деятельности, так как все стадии работы (выбор – разбор исполнение) студент проходит самостоятельно, без помощи педагога. Поэтому умение самостоятельно выучивать музыкальное произведение – один из показателей владения и определенными педагогическими навыками. В условиях подобной «независимой» деятельности от студента потребуется не только применение всего арсенала соответствующих знаний, умений и навыков, но и значительная творческая отдача.
- Дроботенко Ю.Б. Непрерывное образование как фактор развития автономности и самостоятельности личности // Сборник научных статей V международной научно-практической конференции «Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования».Екатеринбург,2006. Ч. – с. 17-19.
- Абрамов С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения: Автоpеф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург,
- Таранчук Е.А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза: Автоpеф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск,
- Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. 2-е изд. М., – 148 с.
- Байтас Н.О. Самостоятельная художественная деятельность как средство развития творчества детей дошкольного возраста. // Вестник. Серия «Педагогические науки» №2 (42), С. 280-282.
- Гайдай С.Н. Методика самостоятельной работы над фортепианным произведением: учебное пособие / Забайкал. Гос. Гумм.-пед. Ун-т. – Чита, 2009. – 108 с.