Музыкально-педагогические воззрения ученых-энциклопедистов Аль-Фараби и Ибн Сины

Аннотация. Без преемственности в передаче знаний невозможно развитие образования, оценить историю можно лишь осмыслив путь с его противоречиями и трудностями. В области музыкально-педагогического образования – это воздействие раскрыто в трудах известных и почитаемых в мусульманском мире ученых-энциклопедистов альФараби и ибн Сины, проявившиеся не только через различные направления научной, общегуманитарной деятельности, но и конкретно в их большом вкладе в теоретическую и прикладную сферу музыкального творчества.

Музыкально-педагогические воззрения великих ученых-энциклопедистов строились на основе приверженности исламу, гармонично взаимососуществуя, определяли мировоззренческих характер прогрессивной исламской культуры на протяжении столетий. Педагогический процесс великие мыслители представляли как разностороннее явление, сочетающее воспитательный, образовательный и обучающий аспекты. Великие восточные ученые-энциклопедисты следовали принципам исламского воспитания и образования, где специфическая форма музыки пронизывает всю структуру исламской педагогики. 

Без преемственности в передаче знаний невозможно развитие образования, ибо понять и оценить историю можно лишь осмыслив путь с его противоречиями и трудностями. История определила плеяду великих восточных мыслителей, о которых писали и пишут ученые-исследователи, раскрывая их значимость в различных областях научного знания.

В области музыкально-педагогического образования – это воздействие наиболее показательно продемонстрировала многосторонняя научная, педагогическая и творческая деятельность известных и почитаемых в мусульманском мире ученых-энциклопедистов аль-Фараби (870-950) и Ибн Сины (Авиценны, ок. 980-1037), проявившееся не только через различные направления научной, общегуманитарной деятельности, но и конкретно в их большом вкладе в теоретическом и прикладную сферу музыкального творчества. Великие мыслители были не только естествоиспытателями, врачами, философами, поэтами, но и выдающимися представителями музыковедения, авторами и исполнителями музыкальных и музыкально-поэтических произведений своей эпохи.

В творчестве аль-Фараби и Ибн Сины музыкально-педагогическиевоззрения строились на основе приверженности исламу, рациональном взгляде на человека и природу. Эти две тенденции, гармонично взаимососуществуя, определяли мировоззренческий характер прогрессивной исламской культуры на протяжении столетий.

В научных концепциях аль-Фараби и Ибн Сины гармонично соединились вера и разум, просвещение и гуманизм, центром которого стал гармонично развитый человек Вселенной. В своих трудах, огромное значение придавали воспитанию и образованию, интеллектуальному и нравственному совершенствованию, постоянному, приобретению знаний как путь к достижению духовных вершин. Таким образом, великие мыслители отождествляли разум и нравственность, а любовь и добро провозглашали основой мироздания, рассматривая прекрасное в качестве эстетической категории – абсолюта, связанного с реальной действительностью. На основе творческого развития идей предшественников наиболее глубокая разработка проблем прекрасного отражена в труде Ибн Сины под названием «Рисола фи-л ишк» (Трактат о любви) [1, с.352].

Педагогический процесс аль-Фараби и Ибн Сина представляли как разностороннее явление, сочетающее воспитательный, образовательный и обучающий аспекты. Первоочередными задачами педагогики ученые-энциклопедисты считали воспитание в человеке чувства справедливости, благородства, дружбы и других высоких этических качеств, уделяя огромное значение науке. Следовательно, приобретение знаний и путь к нравственному совершенствованию аль-Фараби и Ибн Сина видели в процессе воспитания и образования. Великие восточные мыслители внесли вклад в педагогику конкретными разработками по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию и обучению определенным ремеслам [2].

В известных педагогических трактатах Ибн Сины «Тадбири манзел» (Семейное хозяйство) и «Амузеш ва парвариши мадрасие фарзанд» (Обучение и воспитание детей в школе) выдвигались прогрессивные идеи коллективного совместного обучения, привлечение к образованию всех детей, с учетом уровня одаренности и склонностей каждого субъекта педагогического воздействия, а также построению педагогического процесса на основе доверительности и взаимопонимания. Соответственно с этим высокие требования предъявлялись к личности педагога-наставника [3].

Великие восточные ученые-энциклопедисты следовали принципам исламского воспитания и образования, где специфическая форма музыки буквально пронизывает всю структуру исламской педагогики. Музыка занимала особое место в нравоучительной области исламской педагогики, как дидактическое, обучающее, воспитывающее средство, которое нашло обоснование, в науке исламского Востока начиная с аль-Фараби. «В научно-педагогических сочинениях аль-Фараби придается исключительное значение эстетическому воспитанию, особенно музыкальному, чью роль в формировании личности ученый оценивал очень высоко» – пишет исследователь его творчества Салам Самир Али Саид [4, с.20].

В этической и эстетической теории аль-Фараби и Ибн Сины содержатся идеи о больших возможностях музыки в нравственно-эстетическом и физическом совершенствовании человека. Эстетическая сторона музыкальной культуры, как подчеркивает А.К.Кубесов, связывалось энциклопедистами с ее полезностью в морально-этическом плане [5]

Ученые-энциклопедисты рассматривали музыку:

  • в связи с другими науками, например, физиологией и психологией;
  • обосновывали сильное и всестороннее эмоциональное воздействие музыки, ее способность вызывать положительные эмоции и душевное очищение – катарсис;
  • предусматривали использование средств музыки в лечебных целях.

Мысль Ибн Сины о положительной роли музыки в жизни отдельного субъекта и общества в целом, а также его теория о благотворном влиянии музыки на организм и здоровье человека получили большую популярность [6]. Теоретические изыскания ученых-энциклопедистов стали основой их практических разработок о музыкальном воспитании детей и юношества. Аль-Фараби, утверждал о необходимости всеобщего музыкального образования независимо от природных данных обучающихся «…если эта способность не существует как врожденная, она может возникнуть под влиянием привычек (обучения)» [7, с.176].

«Что касается музыкального сочинительства, то для этого нужно много слушать музыку различных жанров, необходимо также уметь сравнивать различные жанры, анализировать мелодии и точно взвесить воздействие каждого тона, каждого звука. Эти занятия должны проводиться до тех пор, пока ученик не будет в состоянии сочинять собственные мелодии, взяв за образец те, которые он выучил» [5, с.151].

По мнению Ибн Сины «...к числу необходимых для младенцев полезных средств для укрепления натуры относится: во-первых, легкое покачивание и, во-вторых, музыка и песня, напеваемая обычно при убаюкивании», которыераскрывают особое значение музыки в развитии эмоциональной отзывчивости у детей [3, с.30].

В то же время рассматривал поэзию и музыку как психотерапевтическое средство, используя силу их эмоционального воздействия на психологию индивида [8].

Идеи восточных мыслителей о предназначении музыки в системе художественного образования и ее практической значимости в сфере педагогики представляли особую ценность в воспитании и общем образовании во всем мусульманском мире, но не менее значимыфундаментальные музыковедческие труды, нашедшие место в профессиональной музыкальной педагогике. Ученые-энциклопедисты указали главные направления развития музыкальной теории как науки и учебной дисциплины.

Учение о музыке возникло в средневековой исламской науке под определенным влиянием музыкально-теоретического наследия ученых античности и развивалось на основе обобщения непосредственной музыкальной практики народов Средней Азии и ближнего Востока [7].

Аль-Фараби и Ибн-Сина, как наследники и последователи античных ученых, разработали многие положения, которые остаются актуальными для современной музыкальной теории. «Учение Ибн Сины о музыке отражало высокий интеллектуальный взлет, характерный для его эпохи. Достижения научной мысли Востока на многие века определило развитие мировой науки, в том числе и науки о музыке» – утверждает Т.С.Вызго [9, c/265].

Переводы и комментарии аль-Фараби трудов Аристотеля («Музыка», «Канон»), Аристоксена («Ритмика», «Гармоники»), Птолемея («Каноны») стали отправной точкой для развития на основе наследия античных ученых восточной и западно-европейской музыкальной науки. В «Китоб-ил-Мусики ал-кабир» (Большая книга о музыке), «Китоб-ул-их соил-икрь» (Книга о классификации ритмов) и других своих работах аль-Фараби сформулировал основополагающие положения музыкальной теории [10].

Продолжая разработку музыкальной теории Ибн-Сина в своих энциклопедических трудах «Рисолатун фи илм-ул мусики» (Свод науки о музыке), «Китоб ан-наджат» (Книга спасения), «Даниш наме» (Книга знания), музыкально-теоретических разделах «Китоб аш-шифо» (Книга исцеления) [11, 12, 13, 8].

Ибн Сина создал также обширные трактаты, посвященные истории музыки и описанию музыкальных инструментов. Развивая эллиническую теорию музыки, ученые-энциклопедисты вносили коррективы и отрицали ряд ее фундаментальных положений. Например, ими не была принята космологическая теория пифагорейцев о гармонии сфер – о том, что движение планет и звезд порождает гармонично сочетающиеся звуки [10].

Обоснование музыкознания как науки было сформулировано аль-Фараби следующим образом:

«Главным объектом музыкальной теории является изучение музыкальной сущности, которая может быть продуктом природы или продуктом искусства» [10, с.496].

Согласно учению аль-Фараби, основные данные теории музыки добываются опытным путем: «Как и везде опыт возможен только после того, как он осуществлен, отсюда следует в обязательном порядке, что опыт практической музыки предшествовал в большой степени, во времени, опыту умозрительной музыки …теория и практика музыки дополняют друг друга. А совокупность их составляет учение о музыке» [14, с.366].

Таким образом, путь к достижению знаний о музыке, как и в других отраслях науки, аль-Фараби, ибн Сина и их преемники видели в проверке теоретических знаний путем эксперимента, что в музыке достигалось посредством создания специальных музыкальных инструментов. Здесь ими применялись те же методологические принципы, как и в отношении других наук – путь поисков проходил от анализа к синтезу.

Музыка в системе исламской педагогики изучалась согласно воспринятой от древних греков классификации наук как отрасль рациональных знаний – в качестве одной из дисциплин, составляющих математику. Ибн Сина в своей классификации наук ставил музыку на четвертое место и, следуя традиции, помещал ее в раздел математики: «…геометрия, арифметика, астрономия, музыка… входят в состав математики» [13, с.286] и определял музыку как науку, изучающую звуки в их соотношении друг с другом и имеющую своей целью «раскрытие причин гармонии и дисгармонии звуков и свойств мелодии» [13, с.87], то есть – установление правил для создания композиций. В соответствии с этим, наука о музыке делилась на гармонию (наука об интервалах и мелодических композициях) и ритмику (наука о временном соотношении музыкальных звуков). Исследуя физические свойства звуков, ибн Сина утверждал следующее: «Если мы хотим объяснить явления музыки, мы можем это сделать только с помощью законов физики» [9, с.265].

В трудах аль-Фараби и ибн Сины содержатся разработки важнейших понятий музыкальной теории, которые еще отсутствовали в их время в европейской теории музыки. Первое из этих положений – определение структуры интервала как объединения двух, следующих один за другим звуков. То есть они придерживались, исходя из традиций восточных монодических музыкальных культур, не гармонической (одновременное звучание), а мелодической (последовательное звучание) концепций. Вместе с тем, эти ученые допускали одновременное звучание интервалов кварты и квинты, что представляло характерное явление современной им практики струнного инструментального исполнительства. Ибн Сина утверждал, что при правильном соотношении двух, одновременно взятых звуков, «результат их смешения способен обогатить мелодию». Это было, как отмечает музыковед Т.С.Вызго, весьма ранней попыткой осмыслить художественные функции интервала не только по горизонтали, но и по вертикали. Отсюда был один шаг до многоголосия – понятия, разработанного в европейской музыкальной теории и практике в XI-XIII вв. [9] .

В отношении другого основополагающего положения музыкальной теории – проблемы консонантности (благозвучное, согласованное сочетание одновременно звучащих музыкальных звуков) интервалов – ибн Сина был солидарен с другими современными ему теоретиками музыки. Признавая, каки они, консонантность октавы и квинты, он полемизировал с ними в определении природы терции. Ибн Сина первым пришел к признанию терции консонансом, хотя в музыкально-исторической науке это обоснование долгое время приписывалось Джозеффо Царлино (Zarlino, 1517-1590) – итальянский музыкальный теоретик, эстетик, композитор XVI века, который под влиянием музыкальной эстетики эпохи Возрождения выдвинул положение об единстве музыки и слова, теории и практики, а также развил гуманистическую мысль о центральном положении человека во Вселенной, считал музыку важным элементом воспитания личности. Так же долго последнему отдавался приоритет и в разработке теории о «чистых строях», которая, однако, также принадлежит восточным мыслителям. В Европе еще долго следовали греческим авторитетам, запрещая использования терции как диссонанса в практике сочинения. Лишь в эпоху Возрождения европейские теоретики признали терцию консонансом, что послужило основой развития гармонического мышления, без чего невозможны были бы высокие достижения европейской классической музыки XVIII-XIX веках –подчеркивает Т.С.Вызго [9].

В трудах восточных мыслителей получила детальное освещение проблема ритма. В их изысканиях разрабатывался вопрос о «мензуральной музыке», то есть, о фиксации ритмических длительностей. Это нововведение вошло под воздействием достижений восточной музыкальной теории в европейскую музыку в XII веке, когда с развитием многоголосия повсеместно возникла потребность в письменной фиксации сначала высоты, а затем длительности звуков.

Ибн Сина разносторонне исследовал еще одну фундаментальную музыковедческую проблему – взаимосвязь слова и музыки. Он устанавливал их теснейшее взаимодействие и взаимообусловленность, что является типичным для восточной культуры, где автор является одновременно сочинителем текста и музыки, а также исполнителем. Он разбирал звуковой строй речи, занимался вопросами фонетики и напрямую связывал развитие интонационного строя музыки параллельно развитию человеческой речи. Эта реалистическая концепция опровергла распространенные в его время идеалистические взгляды на актуальную до сих пор проблему происхождения музыки. Ибн Сина дал естественно-научное и философско-эстетическое истолкование основных принципов движения мелодии. Он считал, что движение мелодии в сторону высоких звуков порождает чувства гнева и напряженности, в сторону низких – мягкость и покорность; сочетание нисходящего и восходящего движения порождает образы мудрости и пророчества [15].

Главными типами мелодического движения ибн Сина считал: восходящее, нисходящее, волнообразное, кругообразное, орнаментальное. При этом он указывал на нежелательность многократных, подряд звучащих скачков мелодии, как плохо воспринимаемых человеком слухом. Указанные ибн Синой типы мелодического движения, несмотря на свою универсальность, в большей степени были характерны для музыкальных традиций народов Средней Азии и в целом Востока – с системой текущей музыкальной практики, связанных с классической поэзией и являвшихся принадлежностью устного профессионального музыкального творчества.

Обобщая вышеизложенное, мы еще раз возвращаемся к мысли о значимости творчества Великих восточных просветителей, оставивших бесценное наследие будущим поколениям. Ученые-энциклопедисты намного раньше, чем в Европе, заложили основы науки о музыкальных инструментах. Ими были классифицированы восточные музыкальные инструменты, которые имели хождение во всем исламском мире. Музыковедческие трактаты аль-Фараби и ибн Сины являлись главными музыкально-теоретическими учебными пособиями и основой для дальнейших научных изысканий не только ученых исламского Востока, но и музыковедов средневековой Европы.

Таким образом, формирование личности в любую историческую эпоху было неразрывно связано с идеей всестороннего и гармонического развития. Следовательно, генезис педагогических идей великих ученых-энциклопедистов способствовал развитию образования, привитию общечеловеческих духовнонравственных ценностей, а выполнение этого требования создавали условия для дальнейшего развития, упрочению места музыкального образования во всемирном образовательном пространстве.

 

  1. Григорян С.Н. Средневековая философия народов ближнего и среднего Востока. – М.: Наука, – 352 с.
  2. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока.М: АПН СССР,1988. – 198 с.
  3. Рахимов С. Педагогические идеи Абу Али Ибн-Сины. Автореф. дисс… канд.пед. наук. – Ташкент, – 30 с.
  4. Салам Самир Али Саид. Общепедагогические и гуманистические идеи Абу-Наср аль Фараби: Автореф. дисс… канд.пед.наук //КГПУ. – Казань, – 20 с.
  5. Кубесов А.К. Педагогическое наследие аль-Фараби. – Алма-Ата: Мектеп, – 151 с.
  6. Ильминский Н.И. Программа школы для крещенных инородцев Восточной России. – Казань: Типо-литография имп. Казанск. Ун-та, – 12 с.
  7. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. – Алма-Ата: Наука, – 176 с.
  8. Ибн Сина. Канон врачебной науки: Избранные разделы: в 3 ч. – М.: Изд-во МИКО «Коммерч. вестн.». – Ташкент: ФАН, 1994. – Ч.1. – 398 с.; Ч.2. – 357 с.; Ч.3. – 232 с.
  9. Вызго Т.С. Учение Ибн Сины о музыке в свете проблемы «музыка Востока и музыка Запада» //Торжество разума: Материалы международной сессии, посвященной 1000-летию со дня рождения Абу Али ибн Сины (Авиценны). – Душанбе: Дониш, – с.265-269.
  10. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. – Алма-Ата: Наука, – 496 с. 11 Ибн Сина. Избранное. – М.: Книга, 1980. – 333 с.
  11. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М.: Соцэкгиз, 1961. – 629 с.
  12. Ибн Сина. Даниш наме. Книга знания. – Сталинабад: Таджгосиздат, – 286 с.
  13. Кубесов А.К. Методология естествознания у аль-Фараби и Ибн Сино //Торжество разума: Материалы международной сессии, посвященной 1000-летию со дня рождения Абуали ибн Сино (Авиценны). – Душанбе: Дониш, 1988. – С.364-369.
  14. Низамов А. Ибн Сино и таджикская классическая музыка //Торжество разума: Материалы международной сессии, посвященной 1000-летию со дня рождения Абу Али ибн Сино (Авиценны). – Душанбе: Дониш, 1988. – с.278281.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Педагогика
loading...