О человеческих расах и расизме

Аннотация: Раса понимается как исторически сложившаяся группа людей разной численности, характеризующихся сходством совокупности преобладающих физиологических свойств. Указаны отдельные различия представителей разных рас. Уделено внимание борьбе против расизма, как уродливого явления в истории человечества

Расизм представляет собой одно из самых негативных, уродливых явлений в истории человечества. Принято считать, что в настоящее время расистские идеи побеждены, прежде всего, в тех регионах планеты, где раньше наблюдались массовые проявления расизма (США, некоторые африканские страны и т.д.). Однако представляется преждевременным утверждать о полной победе над расистскими воззрениями. Те или иные проявления таких взглядов могут проявляться во многих случаях, когда происходит соприкосновение представителей различных рас и этнических общностей. Бороться против проявлений расизма, в какой бы форме и с какой бы интенсивностью он ни проявлялся, -это одна из главных задач воспитательного учреждения. Учитель, как основной проводник идей дружбы, толерантности, солидарности, сотрудничества разных народов, должен ориентироваться в вопросах, связанных с расами и расизмом. Только в таком случае он сможет эффективно противостоять возможным проявлениям элементов расизма. Прежде чем говорить о расизме, следует ознакомиться с понятием «раса».

В вопросе о происхождении самого человечества и человеческих рас существуют нижеследующие два различных мнения.

  1. Происхождение человека (homo sapiens) связано с единственным регионом Земли (моноцентризм). При этом происхождение различных рас объясняется лишь природными различиями обитания потомков «первых» людей. Считается, что, распространившись во все стороны от общей «исторической родины», дети человеческие попали в такие разнообразные условия, что в процессе своего дальнейшего развития оказались представителями разных рас.

Признание единого центра происхождения служит иногда основой утверждения о существовании каких-то общих предков современных людей (моногенизм). А это позволяет «обосновать» тезис о том, что все люди произошли от единственной человеческой пары: по-другому говоря, у всех современных людей имеется общий предок, а именно пара «Адам и Ева».

  1. Не существует единственного региона формирования рас современных людей, нет и изначальной единой расы (полицентризм). Именно это обстоятельство позволило человечеству избежать кровосмешения и связанного с ним вырождения. Поэтому следует признать наличие у современного человечества не одних и тех же предков, и, тем более, не единственной пары предков (полигенизм).

Дальнейшие рассуждения на базе данного подхода привели к выводу о том, что разные большие человеческие сообщества могли произойти от разных видов обезьян; это не являлось одновременным процессом и не имело единого центра. Поскольку географические, климатические условия в разных регионах планеты Земля изменялись неоднократно, причем не раз происходили катастрофические изменения, то в данном случае отпадает вопрос об определении конкретного региона, где появились те или иные человеческие расы.

Сторонники этого направления указывают, что невозможно с достоверной точностью указать время и место появления разных рас в истории человечества. Таким образом, «Анализ различных теорий и гипотез, касающихся происхождения человечества и генетического единства всех рас, убеждает, что к настоящему времени эта проблема не решена. Можно смело предположить, что в ближайшем обозримом будущем вряд ли будут найдены достаточные факты, подтверждающие абсолютную достоверность какой-либо теории или гипотезы происхождения человеческих рас» [1, с.77].

В данной работе не ставится задача провести анализ указанных двух подходов и установление неопровержимой истины в вопросе о происхождении человеческих рас. Укажем лишь, что существование различных рас человечества признается исследователями как научная истина, независимо от вопроса их происхождения; подчеркивается, что существование человеческих рас представляет собой биологическую реальность, общепризнанный научный факт; человеческая раса признается наиболее крупной группой людей, объединенных по наследственным биологическим признакам.

Очевидно, все современное человечество относится к одному и тому же биологическому виду. С указанной точки зрения, оно едино и все люди имеют общие черты и качества. Однако это биологическое единство не противоречит существованию человеческих рас. Ясно также, что указанный факт не может служить основой для разъединения людей по расовому признаку. Это справедливо точно так же, как и принадлежность к своей семье вовсе не предусматривает проявления недоброжелательности, к примеру, по отношению к членам семьи соседа.

Современный человек принадлежит к различным объединениям и сообществам, в которых он обладает определенным статусом: он является членом семьи, жителем данной местности, членом некоторого трудового коллектива, гражданином определенного государства, представителем некоего этноса и т.д. С указанной точки зрения человечество не представляется однородным, единым, современный человек должен найти свое место в таком сложном конгломерате. Он вынужден входить в невиданный ранее широкий круг общения с другими людьми. Любой человек в той или иной степени общается ежедневно со значительным количеством других людей. Он становится участником различных видов межличностного взаимодействия в относительно постоянных, или не постоянных, единовременных группах (к примеру, в группе пассажиров автобуса в определенный день). Поэтому он вынужден ориентироваться в большом множестве человеческих общностей, наиболее крупной из которых является раса.

В настоящее время существуют немало определений понятия «раса»:

«Раса-группа индивидуумов, объединенных единством происхождения, …которое устанавливается на основе учета территориальной общности, морфологического сходства и законов изменчивости…Раса устанавливается групповой характеристикой, а не индивидуальной… Можно определять расу, как понятие историческое» (В.В.Бунак);

«Раса есть группа, члены которой обладают сходными комбинациями специфических физических характеристик, которыми они обязаны своему общему происхождению» (Э.Хутон);

«Расытерриториальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам» (Н.Н.Чебоксаров, И.А.Чебоксарова);

«Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом» (Я.Я Рогинский, М.Г.Левин).

«Расы (от лат. ratio категория, разряд) человека (биологического вида Homo sapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной общностью распространения» (В.Г. Крысько);

«Расовая группа -это этническая группа, члены которой рассматриваются как физиологически отличные от других, если не самими членами группы, то по крайней мере, другими» (В.И.Козлов, Н.Н.Чебоксаров).

Имеют место также и другие определения. В рамках данной работы для удобства представляется целесообразным использовать формулировку, разработанную на базе приведенных выше определений: расу можно понимать как исторически сложившуюся группу людей разной численности, характеризующихся сходством совокупности преобладающих физиологических свойств.

Мнения исследователей отличаются не только в определении понятия «раса», но также относительно числа человеческих рас. Например, существует деление человечества на 34 расы. Распространенным является признание пяти различных рас: европеоидная (белая) раса, монголоидная (желтая) раса, негроидная (черная) раса, американоидная (красная) раса, австралоидная (аборигенная) раса. Другие исследователи относят американских индейцев к монголоидам. Тогда речь идет о четырех расах: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. В силу иного распределения человечества по пяти расам рассматриваются кавказская (белая), монгольская (желтая), негритянская (черная), американская (красная), малайская (коричневая) расы.

Часто используется деление людей на три большие человеческие расы: белую (европеоидную), желтую

(монголоидную) и черную (негроидную). Каждая из них делится на пять малых (промежуточных) рас.

Известно, что объективно существуют различия в физических особенностях людей, принадлежащих к различным расам. Они отличаются особым набором передающихся по наследству телесных признаков: цвет кожи, овал лица, формы глаз, волос, носа, губ, черепа и т.д. Такое сочетание признаков роднит всех людей одной и той же расы, одновременно отличая их от людей другой расы.

Важнейшие свойства расовых признаков рассматриваются современными исследователями в нижеследующем виде:

  • -признаки физического строения;
  • -признаки, передающиеся по наследству;
  • -признаки, выраженность которых в ходе онтогенеза мало зависит от факторов окружающей среды;
  • -признаки, связанные с зоной распространения;
  • -признаки, отличающие одну территориальную группу человека от другой.

Для людей белой расы характерны прямые (или волнистые) светло-русые или темно-русые мягкие или средней жесткости волосы, серые, серо-зеленые и каре-зеленые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, узкий и сильно выступающий нос, нетолстые губы и довольно обильный волосяной покров тела и лица. Представители черной расы темнокожи, для них характерны курчавые или шерстистые темные волосы, толстые губы, очень широкий и плоский нос, крупные зубы, карие или черные глаза, длинная голова, редкая растительность на лице и теле. Люди желтой расы характеризуются смуглой кожей, прямыми жесткими иссиня-черными волосами, плоским крупным скуластым лицом, узкими и слегка раскосыми карими глазами, плоским и довольно широким носом, редкой растительностью на лице и теле.

Исследователи в большинстве своем признают объективное существование различий в физических особенностях современных людей, эти различия называются расовыми. По-другому говоря, имеются определенные характеристики всех рас человечества, в соответствии с которыми любого человека можно отнести к той или иной расе с некоторой степенью достоверности. В то же время «в очень многих случаях совершенно невозможно установить, к какой именно расе следует отнести того или иного человека. Так, например, нос с довольно высокой спинкой, переносьем средней высоты и среднеширокими крыльями может встречаться в некоторых группах всех трех больших рас, так же, как и другие расовые признаки» [2, с.386].

Признание физических различий не является аргументом в пользу тезиса об «отсталости» одной расы или о «превосходстве» другой расы. Речь идет лишь о преобладающих признаках, наиболее выпукло проявляющихся у подавляющего большинства представителей одной и той же расы по сравнению с представителями другой расы. В то же время исследователи предостерегают от опасности внести путаницу между понятиями «биологическая равноценность» и «биологическое тождество» рас. «Первое определяется одинаковой способностью представителей всех рас осваивать и развивать современные достижения цивилизации, что аргументировано бесчисленными примерами из жизни современного человечества и истории цивилизации… Разумеется, все расовые группы обладают биологическим своеобразием, особыми комплексами физических характеристик, отличающими одну от другой…Эти особенности не имеют никакого отношения к уровню интеллекта, к способности воспринимать информацию, создавать культурные ценности. Таким образом, несходство вовсе не означает неравноценности» [3, с.9].

В то же время некоторые исследователи указывают, что в настоящее время невозможно четко и однозначно составить определенный набор объективных критериев определения расовой принадлежности любого человека. Следует учитывать и то, что индивидуальная изменчивость каждого человека отражается на его внешнем виде, что приводит к появлению разнообразных черт людей даже внутри одной и той же расы. Короче говоря, у любой пары людей, даже у близнецов, существуют некоторые отличительные черты. Стало быть, невозможно найти какую-либо группу людей, в которой по всем параметрам и в полной мере, в одинаковой степени отражались бы все черты расовой принадлежности.

В пределах каждой расы имеются значительные вариации наследственных характеристик. Поэтому представляется невозможным найти индивидуумов со всеми признаками, присущими только одной определенной расе. В то же время внутри каждой расы внешний облик людей различен, невозможно найти два полностью идентичных между собой человека. При всех расовых общих показателях каждый человек индивидуален, индивидуальны его реакции его организма на внешние изменения. Тем более не бывает крупных человеческих групп людей, члены которой соответствовали бы друг другу по всем показателям. «В каждой человеческой популяции наблюдается широкое многообразие наследственных свойств. У человека не существует «чистой» расы в смысле генетически однородной популяции» [3, с.89].

Более того, «при детальном анализе вообще оказывается почти невозможно выделить не только «чистые» в антропологическом отношении народы, но и «чистые» в антропологическом отношении расы, ибо как внутри больших рас второго порядка, так даже и внутри «антропологических» типов всегда можно обнаружить группы людей, так или иначе отличающихся в био-антропологическом отношении друг от друга» [4, с.100].

Исследователями выявлены регионы со значительным расовым смешением, к таковым относится и регион Средней Азии и Казахстана. «Часть узбеков по всем признакам явные европеоиды, другая часть принадлежит к монголоидной расе, и значительное количество населения представляет в расовом отношении переходный тип между монголоидами и европеоидами. По большинству расовых признаков туркмены, таджики и часть узбеков принадлежат к европеоидам, обычно их считают потомками древнего автохтонного европеоидного населения, а киргизы, каракалпаки и казахи причисляются к монголоидному типу. Однако есть основания все коренное население Средней Азии и Казахстана рассматривать в расовом отношении как переходный тип, хотя у туркменов, таджиков и части узбеков превалируют европеоидные признаки, а у киргизов, каракалпаков и казахов -монголоидный тип» [1, с.44].

И этоне единственный регион Земли с подобным смешением рас. Поэтому что в настоящее время можно говорить лишь о сравнительной расовой однородности, но никак не о «чистоте» какой-либо расы. При этом следует учитывать и явление метисизации, т.е. появления общих потомков представителей разных рас. Современные условия в мире, характерные разрушением географических, социальных и иных преград на пути человека, приводят к усилению процессов метисизации. Это может вызвать ускоренное изменение традиционных расовых характеристик населения тех или иных регионов Земли в исторически короткое время.

Понятие «чистоты» расы непосредственно связано с понятием «расизм». Слово «расизм» впервые было зафиксировано в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Расизм понимался как совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас, о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Адепты расизма считают, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности; они признают идею высших и низших расах, где одна раса объявляется высшей, а другиенизшими, по природе и происхождению. 

Поскольку расы различаются лишь по некоторым характерным внешним признакам, то, следовательно, расистские воззрения базируются на том, что внешние различия людей являются основой для расовой иерархии в человеческих сообществах. В то же время исследователи давно уже доказали, что расовые различия не имеют ничего общего с различиями в умственном развитии, со способностями к развитию и т.п. Понимание расы как комплекса генетически предопределенных черт фактически отвергнуто современной наукой. К примеру, еще русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) доказал, что аборигены разной расовой принадлежности ничем не отличаются по умственным способностям от европеоидов. По-другому говоря, нет оснований говорить о физической и психической неравноценности человеческих рас, о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человечества.

В дальнейшем этот термин «расизм» уточнялся, дополнялся, были сформулированы иные определения. Наиболее целесообразным представляется понимать расизм «как идеологию и практику отношений между людьми различной расовой принадлежности, связанные с представлением о каком-то исходном неравенстве этих рас» [3, с.159].

Расизм на практике может проявляться в различных формах. Некоторые исследователи рассматривают нижеследующие формы его проявления:

  • -бытовой расизм, проявляющийся в поведении простых людей;
  • -расизм в виде политической программы;
  • -расизм в виде правовой нормы (в частности, определение гражданства по крови);
  • -расизм, проявляющийся в государственной политике (апартеид и пр.).

В настоящее время наблюдается тенденция расширения содержания понятия «расизм». Составляются таблицы «совместимых» между собой и «несовместимых» этнических общностей. При этом за основу различия «свой чужой» может быть положена не только расовая общность, но и какая-нибудь другая, может абсолютизироваться идентичность в рамках определенной социальной группы людей (социорасисты). Все это отражается в межэтнических отношениях, становится «основанием» для тех и ли иных дискриминационных действий.

Часть современных расистов предпочитают оперировать понятиями не биологического, а культурного превосходства (культурный расизм). Они выдвигают идею несопоставимости различных культур, начинают борьбу за сохранение «чистоты культуры» и самобытности «культуры определенной группы». При этом представителей инокультурных общностей считают людьми, характеризуемыми врожденно более низкими культурными качествами. Значит, и отношение к таким людям должно отличаться от отношения к людям более «высокого» культурного происхождения. При этом недопущение чужих культурных ценностей, сопротивление межкультурному обмену становится важной задачей. Считается, что разносторонние контакты разных культур представляют большую опасность, разрушают «дух нации». Утверждается, что, что некоторые общности обладают несопоставимыми системами ценностей. Таким образом, «культурный расизм» приводит к идее «столкновения цивилизаций». Одной из сторон такого противостояния нередко выбирают так называемое «этническое меньшинство». Таким образом, культурный расизм смыкается с этническим расизмом.

Во многих регионах нашей планеты имели место в прошлом или имеют место в настоящее время проявления расизма и вытекающая из него дискриминация определенной группы людей, что приводило к неисправимым изменениям. К примеру, в США жертвами расизма пало коренное население индейцы. В недавнем прошлом чернокожие дети США не имели права учиться вместе с детьми белокожих граждан, в общественном транспорте чернокожие обязаны были находиться на специальных местах, они не имели права участвовать на выборах. В Южно-Африканской республике было законодательно введено раздельное проживание (апартеид) белых и чернокожих жителей страны и т.д. Впрочем, подобными примерами изобилуют периоды существования любой империи в истории человечества.

Негативные последствия от распространения расистских взглядов возрастают по мере того, как во всем мире ускоряются процессы глобализации, которые вовлекают в свою орбиту все большие массы людей. Бурно растет численность землян, увеличиваются миграция и число межрасовых браков. В таких условиях выражение расистских взглядов в политике и их проявление в дискриминационной практике чревато огромными бедствиями для людей.

Указанную опасность человечество сумело усмотреть лишь в недавнем прошлом. Принято немало международно-правовых документов, осуждающих идеологию расизма. Существуют антирасистские национальные правовые нормы, а также общественные организации и движения. В 1965 году Генеральная Ассамблея ООН приняла текст Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В ней расовая дискриминация определяется как «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни». Тогда же был учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации.

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН установила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. В 1970 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества». В 1976 году вступила в силу Международная конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказании за него». В 1976 году принята «Декларация о расе и расовых предрассудках». В ней указывалось, что расизм включает в себя расистскую идеологию, установки, основанные на расовых предрассудках, дискриминационное поведение, структурную организацию и институционализированную практику, приводящие к расовому неравенству, а также порочную идею о том, что дискриминационные отношения между группами оправданы с моральной и научной точек зрения. 2001 год был провозглашен «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В том же году Генеральная Ассамблея ООН провела слушания комитета по ликвидации расовой дискриминации, где было отмечено, что действия по борьбе против расизма и расовой дискриминации ведутся уже в течение третьего десятилетия.

Развернувшаяся борьба против расизма приняла два направления:

Движение за искоренение любого проявления расизма и дискриминации человека по каким бы то ни было основаниям. В данном направлении борьбы достигнуты значимые результаты. Проявления дискриминационных мер по отношению к личности становится темой исследования соответствующих органов и властных структур, а также объектом интереса правозащитных организаций.

Движение за создание определенных преимуществ для тех или иных сообществ, которые ранее подвергались дискриминации. Это направление получило название «положительная дискриминация». Она касается, прежде всего, тех сообществ, которые подвергались дискриминации по расовым, религиозным или иным показателям. К примеру, в Великобритании считают необходимым включение в состав правительства женщин, представителей молодежи, других рас и т.п. В США практикуется более полное вовлечение афроамериканцев на работу в государственных учреждениях.

Отметим, что положительная дискриминация не всегда вызывает позитивное отношение. Ее противники усматривают в ней проявление расизма в соответствии с международными документами.

Таким образом, существование человеческих расэто объективное явление, и расовые отличия относятся лишь к определенным физическим показателям. Раса естественная группа людей, обладающих совокупностью общих наследственных физических признаков, т.е. биологическая общность. В то же время нельзя отрицать и социальный смысл понятия «раса», поскольку ребенок получает не только биологическую, но и социальную информацию, которая также имеет также и расовую окраску. «Передача врожденной биологической информации (в том числе расовых особенностей) происходит в результате передачи следующему поколению генофонда родителей через элементарные единицы наследственности-геныпосредством действия разнообразных генетически обусловленных процессов в живом организме. Передача социальной информации происходит в результате передачи от поколения к поколению навыков, традиций, знаний в устной, письменной, материально-изобразительной формах посредством обучения, воспитания, личного опыта» [3, с.82].

Существование рас не дает никаких оснований для установления какой-либо расовой иерархии. «Все расы современного человечества обладают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации»[5, с.71]. Расы отличаются друг от друга лишь некоторыми физическими показателями, количеством своих представителей и т.д. Эти различия не имеют влияния на попытки устанавливать какие-либо «высшие» или «низшие» расы.

Современный педагог в большинстве случаев имеет дело с многонациональным коллективом, что само по себе может создать угрозу проявлений элементов расизма. Именно поэтому педагог должен быть в состоянии распознавать подобные проявления и уметь нейтрализовать их. Будущее человечества в дальнейшем укреплении взаимодействия и сотрудничества народов в различных сферах деятельности, где не может быть места никаким проявлениям расистских воззрений.

 

  1. Тадтаев Х.Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания. -М., 2001.
  2. Нестурх М.Ф.Происхождение человека. -М., 1970.
  3. Единство и многообразие человеческого рода. -М., 1997.
  4. Козлов В.И., Чебоксаров Н.Н. Расы и этносы // Расы и общество. -М, 1982.
  5. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2008.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Педагогика