Роль исламских финансовых институтов в казахстанской экономике

Аннотация. В условиях, когда доступ отечественной экономики к инвестициям западных стран зависит от внешнеэкономических факторов, в Казахстане созданы законодательные основы функционирования исламских финансовых институтов. В представленной научной статье дается общий анализ развития исламской финансовой системы. 

Одной из проблем современной казахстанской экономики является отсутствие стабильного источника финансовых ресурсов для осуществления долгосрочных инвестиций. Это обусловливает укрепление взаимодействия отечественной экономики со странами исламского мира, обладающими значительными финансовыми ресурсами. Получение ресурсов из ближневосточных нефтяных стран, во многом связано с функционированием в казахстанской экономике элементов исламской финансовой системы, не противоречащих положениям исламского права.

В современных условиях мировой сегмент исламских финансов оценивается в 1,2-2 трлн. долл. и является наиболее быстрорастущим. Во всем мире, и не только в мусульманских странах, открываются финансовые учреждения, соответствующие экономическим принципам шариата.

Одним из основных принципов исламской экономики является финансирование, обеспеченное реальными активами. Исламские ценные бумаги должны быть обеспечены товарами и услугами, что отличает их от ценных бумаг, выпускаемых традиционными финансовыми институтами. Деньги в исламе не являются объектом торговли, они играют роль посредника в обмене, но собственной ценности не имеют.

На протяжении последних десяти лет активы исламских финансовых учреждений во всем мире показали устойчивый рост, и мировой кризис 2008 г. практически не оказал на них негативного влияния. Но, несмотря на устойчивый рост, исламское финансирование до сих пор находится в стадии становления. Полноценной интеграции исламских финансовых институтов в мировой рынок препятствует целый ряд факторов.

Главным из них считается отсутствие единых международных стандартов в сфере исламских финансов и, как следствие, отсутствие единого исламского финансового рынка. Также значительной проблемой является запаздывание в некоторых странах нормативно правовой базы, способствующей внедрению исламских финансов. Например, Турецкая Республика начала изменение своего законодательства только в 2005 г., правительство Омана юридически внедрило исламские финансы с 1 января 2013г., а в отдельных странах банковское законодательство препятствует развитию исламского финансирования.

По данным на начало 2014г., в рамках формирующейся глобальной исламской финансовой системы наиболее крупным сегментом является коммерческий банкинг (79,8%), за ним следуют сукук – рынок ценных бумаг (15%), исламские инвестиционные фонды (4%) и исламское страхование-такафул (1,1%). Наиболее быстро развивался исламский рынок ценных бумаг – сукук. Его совокупный объем вырос с 18,7 млрд. долл. в 2008г. до 140 млрд. долл. в 2012 г. По прогнозу Thomas Reuters, исламский рынок ценных бумаг – сукук продолжит рост, и объем выпуска исламских ценных бумаг в мире к 2018 г. достигнет 187 млрд. долл. Совокупный объем исламского страхования-такафул вырос с 7,1 млрд. долл. в 2009 г. до 11,0 млрд. долл. в 2012 г. По прогнозу, его общий объем в 2016г. составит 17,1 млрд. долл.

Прежде чем проанализировать казахстанскую практику развития исламского финансирования, рассмотрим роль и место исламских финансов в мировой экономике.

Наибольшее развитие исламские финансы получили в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Доля исламских финансов в этих странах достигает от 25% – в ОАЭ до 50% – в Саудовской Аравии. В Иране, Пакистане и Судане финансовая система целиком подчиняется исламским нормам, все банки этих стран во внутриэкономических операциях выполняют требования ислама. В таких мусульманских странах, как Малайзия, Индонезия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бруней, присутствуют банки обоих типов, причем число обычных кредитных организаций достаточно большое.

Лидером в развитии исламских финансов в мире является Иран, чьи активы на конец 2013г. оценивались в 518 млрд. долл. В Королевстве Саудовской Аравии более 50% всех банковских активов (252 млрд. долл.) – исламские. В ОАЭ исламский финансовый рынок оценивается в 98 млрд. долл., в Кувейте – 84 млрд., в Катаре – 56 млрд. долл. Все это отражено на рисунке 1.

Доля исламских финансов в мировой экономике 

Рисунок 1 Доля исламских финансов в мировой экономике 

В Юго-Восточной Азии крупнейший рынок исламских финансов находится в Малайзии (более 180 млрд. долл.). Ее годовые темпы роста составляют 18,6% (в среднем за период с 2008-го по 2012 г.), тогда как активы конвенционных банков растут в среднем на 9,3% в год. Вторым в регионе ЮВА является рынок Индонезии, оцениваемый в 28 млрд. долл. Его ежегодный прирост – более 40% за последние пять лет. Доля исламского финансового сегмента в Малайзии и Индонезии составляет 19% и 4% соответственно.

В Северной Африке исламским финансам принадлежит не более 5% рынка. Прирост здесь идет в основном за счет финансовых ресурсов стран Персидского залива. Активы исламских финансов Турции оцениваются в 42 млрд. долл. Их доля составляет всего 5% от совокупных, но зато прирост в 2013 году составил более 30%.

Как видно из таблицы 1, в число ста крупнейших банков ССАГПЗ по величине активов в 2013г. входило 17 исламских банков. Крупнейший исламский банк Al-Rajhi Bank занимал в этом списке 5-е место, второй по величине активов – Kuwait Finance House занимал 8-е место, а третий по величине активов – Dubai Islamic Bank уже 17-е место. Кроме местных банков в странах Персидского залива также функционируют и иностранные банки, предлагающие соответствующие исламу финансовые услуги (так называемые исламские окна конвенционных банков): UBS, Citibank, HSBC и т. д. Лишь в Катаре регулятор запрещает создание исламских окон. Годовые темпы роста исламских финансов в мире оцениваются в 15%. При этом рейтинговое агентство Standart & Poors относит исламские банки к разряду высокоприбыльных, а специальный индекс Dow Jones Islamic Fund показывает более успешную динамику по сравнению с прочими индексами.

Потенциальными клиентами мусульманских финансовых организаций главным образом являются мусульмане, численность которых составляет около 1,8 млрд. человек по всему миру. Однако интерес к исламским финансовым продуктам проявляют не только мусульмане и не только в Азии и Африке, но и в странах Европы, США и Австралии. Первый исламский банк на Западе Islamic Finance House – появился в 1978г. в Люксембурге. Такие крупнейшие мировые банки, как HSBC, Deutsche Bank, Calyon, Citibank, Standard Chartered, BNP Paribas, ING bank, Chaise Manhattan Bank, Goldman Sachs, The Nomura Securities, JP Morgan, Lloyds TSD и другие, открывают в своих структурах исламские подразделения для финансирования клиентов в США, Великобритании, странах еврозоны. Во Франции и Германии международные и национальные банки открывают исламские подразделения. Исламские финансовые учреждения имеются в Дании, Австралии, Канаде и других странах.

Таблица 1 Крупнейшие исламские банки ССАГПЗ

Название банка

Страна

Место в рейтинге исламских банков

Место в общем рейтинге банков

Активы, млрд. долл.

Доля в совокупных активах, %

Чистый объем кредитов, млрд. долл.

Депозиты клиентов, млрд. долл.

Al Rajhi Bank

КСА

1

5

71

22,5

46

59

Kuwait Finance House

Кувейт

2

8

52

16,5

30

33

Dubai Islamic Bank

ОАЭ

3

17

26

8,2

15

18

Abu Dhabi Islamic Bank

ОАЭ

4

20

23

7,3

14

17

Qatar Islamic Bank (S. A.Q)

Катар

5

25

20

6,3

12

12

Al Baraka Banking Group B.S.C.

Бахрейн

6

26

19

6,0

12

15

Masraf Al Rayan

Катар

7

29

17

5,4

12

12

Bank Alinma

КСА

8

32

14

4,4

10

9

Bank Aljazira

КСА

9

33

14

4,4

8

11

Emirates Islamic Bank PJSC

ОАЭ

10

35

10

3,2

5

7

Ahli United Bank B.S.C.

Кувейт

11

36

9

2,8

6

6

Al Hilal Bank PJSC

ОАЭ

12

37

9

2,8

6

7

Qatar International Islamic Bank

Катар

13

38

8

2,5

4

5

Barwa Bank P.Q.S.C.

Катар

14

39

7

2,2

4

4

Boubyan Bank K.S.C.

Кувейт

15

40

7

2,2

5

5

Sharjah Islamic Bank

ОАЭ

16

41

5

1,6

3

3

NoorIslamic Bank P.J.S.C.

ОАЭ

17

42

5

1,6

3

4

ИТОГО

 

316

100,0

195

227

Примечание. Составлено автором на основе данных Отчета МВФ 

В Казахстане принятое решение о необходимости развития исламского финансирования базировалось на следующих конкретных основаниях. Одним из первых оснований является привлечение постоянных потоков долгосрочных инвестиций извне, они будут задействованы для реализации развития индустриальных областей. Вторым основанием служит управление диверсификацией инвестиционными потоками, которые направлены на снижение зависимости от единственного источника финансирования. В качестве третьего основания предпринимается экономическая устойчивость и регулирование функций систем исламского финансирования основывающихся:

  • на привлечение инвестиционных капиталов для формирования настоящей добавочной стоимости, а так же направление этих инвестиционных потоков в реальные области экономики;
  • на упрощение процентных ставок;
  • на запреты спекуляций по сделкам участвующих в рискованных предприятиях;
  • на разделе партнерских рисков участвующих в сделке;
  • на ориентацию деятельности в социальные сферы деятельности.

Причинами внедрения и развития исламского финансирования в Республике Казахстан являются: необходимость снижения зависимости от одного источника финансирования, т.е. диверсификация инвестиционных потоков; привлечение внешних долгосрочных инвестиций для реализации планов индустриального развития; необходимость задействовать в экономике страны финансовые ресурсы населения, не использующихся по причине отсутствия исламского финансирования.

Кроме того, внедрение принципов исламского финансирования в Казахстане будет способствовать развитию экономических связей с иностранными государствами членами ОИС. Казахстан будет привлекать инвесторов из мусульманских стран, которые теперь смогут инвестировать не только путем прямого финансирования, но и осуществлять портфельные инвестиции в акции компаний, находящихся в официальном списке Казахстанской фондовой биржи. Путем скрининга эмитентов, на Казахстанской фондовой бирже будет выделен отдельный список компаний, деятельность которых не противоречит принципам шариата. Кроме того, приток инвестиций из мусульманских стран поможет экономике Казахстана справиться с недостатком ликвидности в краткосрочной перспективе, и будет способствовать развитию экономики в долгосрочной.

К середине 2000-х годов начинается активное привлечение в казахстанские банки второго уровня (БВУ) инвестиционных фондов. Несколько компаний появляются в последние годы, они базируются на исламских финансовых продуктов. К таким исламским финансовым институтам относятся “Al Hilal” банк, компания “Fattah Finance” – оказывающая брокерские услуги, “Такафул” – являющаяся страховым обществом халалного страхования и еще небольшая группа консалтинговых компаний. Инвестиционный акционерный паевой фонд под названием “Хадж-Фонд Казахстана оказывает услуги халалного сбережения средств.

Региональный офис Исламского банка развития учрежден в 1997 году в городе Алматы. Сейчас ИБР занят рассмотрением Центральной Азии как региона очень привлекательного для операционной деятельности в кругу прочих стран-членов. С момента вступления в ОИК, с 1995 года в Казахстан было инвестировано 765 миллионов долларов, направленных на реализацию и финансирование всевозможных социально-экономических направлений. Проекты ИБР в посткризисные времена ориентируются на обеспечение финансами энергетических областей, инфраструктуры, дорожного строительства, развитие сельских местностей, торговли, развитие малого и среднего бизнеса. В 2009 году Казахстан признан первым реципиентом с финансированием больше 40% (226,3 миллиона долларов) от суммы, выделенной на развитие всего региона.

Руководством ИБР было признано, что Казахстан является привлекательным для участия иностранных инвесторов в исламском финансировании. Особенно для инвесторов, заинтересованных в развитии в Казахстане исламской банковской системы.

На сегодняшний день в Казахстане успешно функционируют такие исламские финансовые организации, как исламский банк ALHilal Bank, исламский инвестиционный фонд, такафул – компания, консалтинговые и брокерские компании, предоставляющие финансовые и консалтинговые услуги, соответствующие принципам шариата. Было создано объединение юридических лиц “Ассоциация развития исламских финансов” (АРИФ), призванное играть ведущую роль в развитии исламского финансового рынка в Казахстане объединяющее семь субъектов финансовых рынка страны и представляющие их интересы перед государственными органами и обществом в целом.

Принимая во внимание практику и предпочтение исламских банков в осуществлении инвестиций в быстроразвивающиеся страны с благоприятным инвестиционным климатом и политической стабильностью, у Казахстана в рамках форсированного индустриально инновационного развития и диверсификации экономики имеются все необходимые предпосылки для привлечения исламских инвестиций.

Рассмотрим подробнее деятельность исламских финансовых институтов в Казахстане. 

Интересен опыт внедрения исламского банкинга в Казахстане. В Казахстане лидером по продвижению исламского финансирования среди негосударственных финансовых институтов, считается БТА. Этот банк впервые в своей организационной структуре создал специальное подразделение “Islamic Banking”, занимающееся вопросами внедрения принципов исламского финансирования в деятельности БТА.

БТА стал первым в странах СНГ коммерческим банком, кто использовал исламские финансовые инструменты, начав сотрудничество с ИБР в 2003 году. Именно он получил первый исламский кредит: тогда публичная сделка, организованная альянсом исламских банков Calyon Bank и Abu-Dhabi Islamic Bank, позволила для специально созданный для этой сделки компании ВТА Calyon Corporate получить не 30 млн. долларов США, как планировалось изначально, а 50 млн. долларов США, что свидетельствовало тогда о высоком интересе инвесторов к внедрению исламского банкинга в Казахстане.

За весь период истории привлечения внешних заимствований по исламским принципам финансирования с 2003 по 2009 годы БТА привлек 600 млн. долларов США, став своеобразным рекордсменам по объему привлеченных средств [2, с. 110].

Сразу же после принятия Закона об организации и деятельности исламских банков и исламского финансирования от 12 февраля 2009 года многие исламские финансовые группы заинтересовались возможностью создания исламских банков в Казахстане. О намерении открыть в 2010 году свой исламский банк на территории Казахстана сообщила компания АО “Fattah Finance” – единственная брокерская компания, предоставляющая финансовые услуги в полном соответствии с нормами шариата. О желании работать в Казахстане также заявил Islamic Bank Asia (Сингапур).

Развитие законодательной основы исламского финансирования в Казахстане сопровождается появлением новых участников рынка. После принятия Закона об организации и деятельности исламских банков и исламского финансирования от 12 февраля 2009 года на казахстанском финансовом рынке начала формироваться необходимая организационная инфраструктура, для внедрения исламского финансирования. На сегодняшний день созданы и функционируют следующие организации, деятельность которых соответствует принципам шариата и исламского финансирования:

  • брокерская компания (АО “Fattah Finance”);
  • консалтинговые компании (ТОО “Kausar Consulting Kazakhstan”, ТОО “Акыл-кенес Консалтинг”, ТОО “Islamic Financial Instruments”);
  • инвестиционный фонд(Акционерный фонд рискового инвестирования “Исламский фонд Амана”);
  • страховая компания (АО “Общество взаимного страхования “Халалное страхование “Такафул”);
  • саморегулируемые организации (Объединение юридических лиц “Ассоциация развития исламских финансов”);
  • общественные объединения (Исламский центр финансирования, обучения и бизнеса в г.Алматы, Клуб по развитию и популяризации исламского страхования в Казахстане).

В Казахстане пока еще не созданы и не получили развитие такие исламские небанковские финансово-кредитные организации, как:

  • исламские лизинговые компании;
  • исламские факторинговые компании;
  • исламские финансовые компании;
  • исламские жилищные кооперативы;
  • исламские микрофинансовые учреждения;
  • дочерниепредприятияисламскихторговыхкомпаний, осуществляющих продажи в рассрочку;
  • исламские компании с частным акционерным капиталом / венчурным капиталом;
  • исламские управляющие компании, осуществляющие управление фондами хадж, вакф, закат, и расходами – саадака.

В Казахстане, чтобы до конца сформировать исламскую финансовокредитную инфраструктуру, необходимо внести на рынок еще такие компоненты (элементы):

  • советы (управления) по принципам исламского финансирования;
  • платежно-расчетные системы;
  • рыночные микроструктуры (скрининг по принципам исламского финансирования и системы идентификации продукта);
  • торговые и клиринговые системы;
  • провайдеры по предоставлению вспомогательных и ликвидных средств обеспечения;
  • организации, разрабатывающие стандарты для финансового надзора(включая финансовую отчетность, ведение бухгалтерского учета и аудита, надзор за достаточностью капитала и платежеспособностью, управление рисками, прозрачностью, корпоративное управление и т.д.);
  • рейтинговые агентства;
  • органы финансовой статистики;
  • аналитические агентства, учреждения, предоставляющие научные исследования и разработки. 

Первая исламская брокерская компания на казахстанском рынке АО “Fattah Finance”, предоставляющая услуги на принципах исламского финансирования, появилась в январе 2009 года в процессе реорганизации участника РФЦА – управляющей компании ТОО “AFC Capital”. Создание данной компании свидетельствовало о заинтересованности участников рынка в развитии исламских инструментов и ценных бумаг в Казахстане. В августе 2009 года компания получила лицензию на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов в качестве номинального держателя, управление инвестиционным портфелем, а также стала членом KASE по категориям “К”, “Р”, “Н” с правом участия в торгах государственными и негосударственными эмиссионными ценными бумагами [3].

Компания “Fattah Finance” с первых дней сразу позиционировала себя как профессиональный участник финансового рынка, предоставляющий доступные финансовые продукты и услуги в соответствии с принципами ислама, как для населения, так и для корпоративного сектора. В первую очередь, это – создание исламских ПИФов и оказание услуг по организации выпуска исламских ценных бумаг для корпоративного сектора. Она осуществляет услуги по следующим направлениям:

  • торговые услуги (участие в биржевых торгах с финансовыми инструментами, номинальное держание ценных бумаг, постоянное объявление и поддержание котировок по ценным бумагам, услуги маркет-мейкера, привлечение инвестиций с финансовых рынков, в том числе с исламских рынков капитала, операции с исламскими ценными бумагами и т.д.);
  • услуги доступа (включение негосударственных ценных бумаг в официальные биржевые списки, консультирование по государственной регистрации, перерегистрации выпуска ценных бумаг, по листинговым требованиям к эмитентам и т.д.);
  • инвестиционные услуги (андеррайтинг – услуги эмитенту по выпуску и размещению его ценных бумаг на основании заключенного договора);
  • управление инвестиционным портфелем исламских и традиционных ПИФов;
  • индивидуальное доверительное управление активами (формирование портфеля ценных бумаг, разработка инвестиционных решений в управлении портфеля ценных бумаг клиента, анализ и поиск выгодных вариантов инвестирования, создание оптимальной инвестиционной стратегии);
  • услуги по исследованию рынка (информационные, аналитические и др.).

В ряде исламских стран шариат распространяет свое регулирование практически на все сферы частной, социальной и деловой жизни, включая регулирование вопросов финансовой и банковской деятельности. Споры по финансовым вопросам, в том числе касающиеся выплат по “исламским облигациям”, подлежат юрисдикции шариатских судов, а не международных коммерческих судов. Значительным фактором риска при этом является возможность отзыва решения шариатского совета об одобрении структуры выпуска или выпуск конфликтующего решения другим шариатским советом. С точки зрения исламского права это может означать возможность принятия конкретным шариатским судом решения о незаконности в целом выпуска облигаций. Это означает и фактическую ликвидацию выпуска облигаций в связи с утратой легитимности, вследствие чего все обязательства в рамках такого выпуска объявляются несуществующими. Однако с точки зрения английского права это не прекращает обязательств эмитента по облигациям.

В настоящее время в Республике Казахстан законодательно закреплено право выпускать исламские ценные бумаги только ФНБ “Самрук-Казына”, холдингом АО “НХ “КазАгро” и их 100%-ными дочерними организациями, а также за казахстанскими исламскими банками. После проведения ими выпусков исламских ценных бумаг станет возможно рассмотреть вопрос расширения списка таких эмитентов. Для этого необходимо в первую очередь доработать действующее законодательство, выработать критерии отбора эмитентов и т.д.

В начале 2010 года на казахстанском рынке был презентован новый инвестиционный инструмент – сукук. Отечественные инвесторы выражают готовность вкладываться в финансовые инструменты по законам шариата. Приобрести новый финансовый инструмент казахстанским инвесторам предложили компании BNP Paribas и Encore Management S.A. совместно с Kausar Consulting].

Потенциальными инвесторами исламских бондов, в Казахстане являются банки, страховые компании, пенсионные фонды, а также управляющие компании. Данные бонды “привязаны” к корзине суверенных и корпоративных сукуков таких стран, как Бахрейн, Кувейт, ОАЭ и поэтому, будучи подкрепленными реально существующими залогами (нефть, золото, недвижимость), являются малорискованными. Тем не менее, такой финансовый инструмент как сукук представляет определенные трудности не только для британских, но и других регуляторов во всем мире. Ассоциация учета и аудита исламских финансовых институтов называет по меньшей мере 14 возможных структур, с помощью которых реализуются сукук [3, с. 120].

Таким образом, создание единой системы правил для сукук может стать невозможным. Названные долговые обязательства должны анализироваться индивидуально: в частности, в отношении мудараба сукук необходимо дать два возможных толкования указанного инструмента:

  • в качестве неурегулированной коллективной инвестиционной схемы или в целях листинга;
  • в качестве долгового инструмента.

Необходимо включить определение термина “коллективная инвестиционная схема” в казахстанские нормативные акты, в котором описывается набор правил, предоставляющих возможность осуществления коллективных инвестиций. Данное определение должно предусматривать возможность отсутствия ежедневного контроля над управлением имуществом, при том, что указанные схемы должны включать следующее:

  • вклады участников и доходы, из которых делаются выплаты, должны быть объединены;
  • имущество должно управляться как единое целое лицом, управляющим данной конструкцией либо от его имени.

Вышеуказанный вид инструмента, сукук, обладает двумя этими признаками. Если он рассматривается в качестве схемы, то ее реализация, будучи неурегулированной, может быть ограничена в соответствии с требованиями законодательства РК. Это означает, что продукт не может свободно размещаться на рынке и является предметом исключений в соответствии с актами КФН. Также необходимо учитывать, что лицо, использующее эту схему в Казахстане, должно быть утверждено Национальным банком РК.

В ближайшее время казахстанским участникам исламского финансового рынка необходимо:

  • уделить особое внимание правовому регулированию деятельности специалистов по мусульманскому праву, максимальное привлечение их к разработке правил работы рынка;
  • активизировать работу по созданию соответствующих принципам мусульманского права деривативов и иных инструментов минимизации рыночных рисков;
  • принять меры в целях гарантирования ясности и четкости доносимой до потребителей финансовых услуг информации;
  • создать благоприятную среду для функционирования правовых конструкций, использующих сукук в процессе реализации.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бертаева К.Ж. Исламский банкинг: Учебное пособие. – Алматы: ТаугульПринт, – 157 с.
  2. Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции, Ирана и Малайзии). – М.: Городец, – 185 c.
  3. Исламская модель бухгалтерского учета: Учебное пособие / Под ред. Р.И. Беккина. – М.: Юристъ, 2004. – 156 с.
Год: 2017
Город: Алматы
loading...