Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Взаимосвязь глобальных региональных и национальных факторов антирежимных выступлений в арабских странах

Аннотация. Статья посвящена “Арабской весне” как событию и явлению, которое развивается, распространяется и углубляется и которое ощутимо влияет на социально-политические и экономические процессы во всем мире, находится в фокусе внимания политиков и исследователей всего мира. Исследуются причины и последствия арабских революций, доказывается, что они знаменуют начало реконфигурации мира; анализируются условия возможных трансформаций мировой системы и вероятность различных глобальных сценариев ее ближайшего будущего. 

Антирежимные выступления, начавшиеся в 2011 г. и получившие название “арабской весны”, в целом события, затронувшие арабский мир в 2011 г., представляют собой достаточно редкое явление. 

Подобные события уже имели место в середине XIX века в период т.н. “весны народов”, в 60-х гг. XX века во время антиколониальной борьбы народов Африки и на рубеже 80-х и 90-х гг. XX века в процессе распада социалистического блока. Cам регион Ближнего Востока и Северной Африки на протяжении всей истории человечества являлся одним из ключевых с геополитической точки зрения.

В настоящее время нарастающая нестабильность и быстрая изменчивость политического процесса стали характерными особенностями социально-политического развития региона Ближнего Востока и Северной Африки. Однако после событий 2011 г. эти особенности стали проявляться еще ярче, в более широких международных масштабах, выходящих за рамки арабского мира, стали еще острее. Процессы социально-политической дестабилизации в арабских странах и в прилегающих регионах лишь усиливаются, выходят из-под контроля тех внутри арабских и международных сил, которые рассчитывали воспользоваться состоянием региональной “политической турбулентности”. Дальнейшее нарастание волнений не просто способно – оно уже сейчас привело к изменению геостратегического положения этого региона [1].

При ретроспективном взгляде протестные движения на Арабском Востоке не кажутся абсолютно новыми или неожиданными.

Регион, при всех различиях между прошедшими эпохами, уже переживал периоды похожих всплесков активности масс народа и осуществленных или инспирированных им глубоких изменений, будь то в ходе борьбы с колониальной зависимостью, с прогнившими монархическими и компрадорскими режимами, за идеалы арабского национализма, внутренних конфликтов или же войн с метрополиями, соседями (ирако-иранская война) и Израилем. Нет необходимости повторять, что все те причины, которые привели к событиям Арабского пробуждения, существовали в регионе и до нее. Но правящим в арабских странах режимам в течение десятилетий удавалось погашать волны недовольства даже в том случае, когда оно было связано с важнейшими элементами общеарабской идентичности (например, защита палестинского дела). А что же изменилось в 2011 г.? Глубокие перемены в арабском мире, вызванные мощной волной протестных и повстанческих движений, привели к серьезным изменениям сложившейся расстановки сил на Ближнем Востоке и во внутриполитическом развитии затронутых “арабской весной” государств. Ключевые региональные и вне региональные игроки пересматривают прежние политические приоритеты, стремясь не упустить контроля над формирующимися новыми тенденциями в развитии обстановки, и одновременно появляются линии напряжения в ранее казавшихся незыблемыми альянсах. При этом отдельные участки региональной политической арены выглядят неуправляемыми и подверженными хаосу [2].

Политический кризис в арабском мире представляет собой достаточно сложное явление, что обусловливает необходимость в глубоком понимании данного феномена лицами, принимающими управленческие решения. Сложившееся непростое положение в регионе заставляет определить уровень накопления дестабилизирующего потенциала внутри политических режимов, наметить направление дальнейшего уточнения механизма оценки уровня нестабильности в арабском и смежном регионах.

Внутриэлитный конфликт, является одним из наиболее значимых факторов, так, наличие внутриэлитного конфликта имело место в Тунисе, Египте и Ливии. Тунис, здесь имело место противостояние армии и спецслужб, что, в свою, очередь, нарушило традиционный для арабского мира баланс сил и отдалило армию от управления страной. Именно этим можно объяснить столь быстрое отречение президента и отказ со стороны военных оказать ему поддержку. В случае с Египтом также отчетливо прослеживается конфликт между армейской верхушкой и сыном тогдашнего президента Гамалем Мубараком. Ливийский сценарий также не стал исключением. При этом, если в Тунисе и Египте внутриэлитный водораздел проходил по какой-то одной определенной траектории, то у режима Джамахирии оказалось столько слабых мест, что удивительным выглядит сам факт сохранения общих границ государства. В первую очередь в Ливии дал о себе знать межплеменной конфликт между племенами Триполитании и Киренаики. Нахождение выходца из Триполитании Муаммара Каддафи у власти более 40 лет вызывало недовольство племен Киренаики, обделенных возможностью политического участия, особенно учитывая факт расположения основных нефтяных месторождений Ливии именно в восточной ее части.

Еще немаловажным фактором является наличие внутренней конфликтогенности в арабских обществах, обусловленной сложной конфессиональной, клановой и этнической структурой. При этом прослеживалось существенное влияние племенной и конфессиональной неоднородности. Аналогичная ситуация наблюдается и в Сирии, где противоречия между суннитами, с одной стороны, и алавитами с другой, также привели к развертыванию гражданской войны с угрозой последующего распада государства. Соперничество между иорданскими палестинцами и сторонниками королевского дома также является одним из основных факторов дестабилизации в Иордании и заметно осложняет процесс проведения назревших политических реформ; традиционное разделение между Севером и Югом в Йемене с новой силой проявилось в ходе “арабской весны”, вновь актуализировав вопрос о необходимости разделения государства [3] .

Как показывают события на Ближнем Востоке и в Северной Африке, революционные силы на определенном этапе могут способствовать подъему демократических сил, которые в своей сути опираются на демократические элементы, содержащиеся в раннем исламе. Вместе с тем, так называемые “революции”, сеют неоправданные социальные иллюзии, питают религиозный фанатизм, реакционные националистические настроения, способствуют вмешательству внешних сил в национальный суверенитет, как итог отвлекают мусульманские народы от поиска реальных путей национального возрождения, изолируют от истинных способов установления демократии в стране [4].

Многие аналитики полагают, что серьезные изменения, которые переживает сегодня глобальная международная система, являются продолжением некоего долгосрочного переустройства мира, которое началось с крушением прежнего миропорядка еще в 1980е годы. Распространяясь по модели “сверху вниз”, этот процесс постепенно охватывает все новые регионы. Однако изменения, весьма вероятно, генерируются и “снизу вверх”, оказывая влияние на всю ГМС (глобальная международная система), что проявляется в турбулентности, возникающей то в одном, то в другом регионе [5-6].

В ходе событий “арабской весны” проявилась еще одна важная черта, для понимания которой полезно посмотреть на события, в двадцатилетней региональной ретроспективе (период 1990-х – 2000-х гг.). Во всех трех кризисах ключевую роль играл фактор вооруженного насилия с участием глобальных акторов. “Первый арабский кризис” рубежа 1990–1991 гг. пришелся на время крушения биполярности, начавшаяся операция коалиционных сил под кодовым названием “Буря в пустыне” фактически означала реабилитацию силовых подходов к решению международных проблем. Вспомним, что союзниками США выступали такие разные арабские страны, как Сирия и Египет, не говоря уж о политической поддержке со стороны Ирана. Фоном для “второго арабского кризиса” 2003 г. послужили трагические события 11 сентября 2001 г. и начавшаяся вслед за ними американская глобальная война против террора с вторжением в Афганистан, которое было поддержано международным сообществом. Второй арабский кризис был, как и первый, связан с Ираком, но в этом случае даже такие союзники Соединенных штатов и члены Североатлантического альянса, как Франция и Германия выступили против вооруженного вторжения. Новыми элементами в действиях Соединенных штатов и примкнувших к ним государств явились цель операции – смена режима, а также выдвижение в адрес иракского правителя двух несостоятельных обвинений, оправдывавших вторжение, – обладание ядерным оружием и поддержка “Аль-Каиды”. “Третий арабский кризис” возник под влиянием “арабской весны” в ходе событий в Ливии, которые вспыхнули на фоне быстрого отстранения от власти “рассерженной молодежью” лидеров Туниса и Египта. Главным же агентом “неоинтервенционистской” акции на этот раз явился экс-президент Франции Николя Саркози, поддержанный Дэвидом Кэмероном, который с помощью внешнеполитического активизма решал, в частности, и внутриполитические задачи: предвыборное соперничество с другими политическими партиями; желание парировать обвинения в адрес правительства за слишком тесное и небескорыстное сотрудничество с диктаторами и др.

“Сменорежимная” стратегия пережила ребрендинг и была вписана в парадигму гуманитарной интервенции. Важнейшим фактором, сделавшим операцию возможной, была ее легитимация Лигой арабских государств, в первую очередь группой арабских режимов во главе с государством Катар. Как оказалось, лично у Муаммара Каддафи практически вовсе не было преданных сторонников и друзей.

Как известно, в ходе “третьего кризиса” образовалась группа влиятельных глобальных и региональных акторов (государства БРИКC, к которым потом присоединилась Южная Африка, члены НАТО – Германия, Турция и др.), которые не поддержали проект бесполетной зоны, но и не стали ему мешать, а когда действия коалиции, что было нетрудно предположить, стали выходить за рамки резолюции 1973 СБ ООН, подвергли их критике.

В грядущем новом глобальном переустройстве можно судить по истинному положению дел по основным реалиям указывающим на начинающиеся стремительное политическое пробуждение на Ближнем Востоке.

Первой из этих реалий является то, что СшА в политическом, экономическом и военном отношении по-прежнему остаются самым сильным государством. Вместе с тем, учитывая сложные геополитические изменения регионального баланса сил, Соединенные штаты больше не являются высшей силой в мировом масштабе. В настоящее время ни одна из других основных держав таковой тоже не является.

Вторая реалия состоит в том, что Россия в настоящее проходит последнюю судорожную стадию имперской инволюции и децентрализации. Процесс болезненный, но это не означает, что Россия окончательно лишена возможности стать, в конечном счете, ведущим европейским национальным государством. Правда, сейчас ей совершенно ни к чему портить отношения и отталкивать от себя своих бывших субъектов на исламском юго-западе, а также в своей некогда огромной империи Украину, Белоруссию, и Грузию не говоря уже о странах Балтии.

Таким образом, реалии, взятые в совокупности за единую основу, говорят нам о том, что СшА должны взять на себя инициативу по изменению глобального баланса сил таким образом, чтобы насилие, возникающее в мусульманском мире и иногда выходящее за его пределы которое, возможно, впоследствии будет распространяться и из других стран, бывших частью, так называемого, третьего мира, можно было сдерживать без нарушения мирового порядка.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. “Арабский кризис” и его международные последствия. М., 2014. 256 с.
  2. Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? М., – 595 с.
  3. Исаев Л.М. Политический кризис в арабских странах. Режим доступа: URL: http://cheloveknauka.com/politicheskiy-krizis-v-arabskih-stranah (дата обращения 12.7.2016).
  4. Виловатых А. В. Современные мусульманские идеи социального прогресса // IV Очередной Всероссийский социологический конгресс. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Матер.III Всеросс. Социоло. конгресса.2012. 45 с.
  5. Наумкин В.В. “Арабская весна” и глобальная международная система // Восток – ORIENS – 2011. № 3-4. – С.45-60.
  6. Тажиев Р.Р. характеристика сирийской политической оппозиции // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия “Международные отношения и Регионоведение”. 2014. №3 (17). С.79-86.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.