Аннотация. Данная статья посвящена вопросу истоков формирование политической культуры в целом, и ее значения для Китая. Также рассмотрена традиционная культура восприятия руководителя как “Небесного сына”, и дальнейшее развитие данного понятия с политическим окрасом. Сегодняшняя политическая культура Китая, построенная на фундаменте своей “национальной культуры” берет свое начало с давнего времени, а именно с начало основания китайской государственности. И облик политического позиционирование и действий тесно связан с ее культурным и духовным наследием, что ведет к самому понятию “политической культуры” и ее осознание среди самих китайцев.
“在温习旧的知识能有新的发现,新的体会就可以做老师了” Постигать новое, лелея старое, тогда можно стать учителем
Конфуций
При изучении данного вопроса, изначально следует затронуть понятие самой “политической культуры”, далее выявить ее роль в китайском обществе, и наконец, увидеть то как китайцы совершенствуясь, вводят инновации, накладывая их на фундамент своих традиции.
Первая попытка сформулировать концепцию политической культуры была предпринята в статье известного американского политолога Г. Алмонда “Сравнительные политические системы” [1]. Дальнейшую разработку эта концепция получила в книге Г.Алмонда и С.Вербы “Гражданская культура” (или “Культура гражданственности” [2]. Важным этапом в формировании и утверждении концепции политической культуры стало появление книги “Политическая культура и политическое развитие”, в которой была предпринята попытка определения и сравнения политических культур 13 стран [3]. Во второй половине 60-х – 70-е годы концепция политической культуры была взята на вооружение такими известными американскими социологами и политологами, как В.Ки, Р.Маркридис, В.Нойман, Д.Марвик и др. Возникнув в США, в последующем эта концепция получила популярность и в других странах, а затем стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений [4]. Английский политолог Д.Кэвенега, утверждал о том, что политическая культура – это новый термин для старой идеи. И действительно, в политических исследованиях осознанно или неосознанно использовались элементы культуры и духа, умонастроения, ценности и т.д. оказывающие влияния на формирование поведения людей в политической сфере. Но что есть “культура”? На данный вопрос ответ будет неоднозначен. Можно сказать, что культура – это базис суверенного бытия людей. И в этом контексте, следует согласиться с мнением А.Я. Гуревича:
Мир культуры образует в данном обществе в данную историческую эпоху некую глобальность – это как бы тот воздух, которым дышат все члены общества, та невидимая всеобъемлющая среда, в которую они погружены [5]. А если на это определение наложить оттенок “политический”, то можно в продолжении мысли добавить, то что политическая культура – этот тот воздух, который вдыхая, люди определяют тот тип общества определяющий тип общества для проживания.
Жизнь общества заключается не только в объективной реальности, а также и в сферах мифологии, традиции, истории и т.д., которые оказывают весомую роль в развитие, формирование и самосодержания мыслей и мировоззрение людей. Человеку присуще действовать, руководствуясь своей вере, чувствам, убеждениям, нежели разуму. И поэтому политическая культура остается тем феноменом влияние на массы, с помощью “невидимой руки”, которая направляет их на тот путь выбора, который необходим тому или иному руководству страны. А теперь перенесем всё вышесказанное на Китай, в страну где живут половина земного населения, страна которая существует благодаря своей историй, традициям, вере…Всё, то традиционное и исконно китайское стало на службу государству, и теперь оно служит ему во благо. К примеру, философия Конфуция – великая китайская мысль, которая не только прославила свой народ, но и оказала влияние на другие Азиатские страны, заменила собой религию, и наполненная большой любовью, почитанию, послушанию к руководству страны, сыграла одну из приоритетных ролей в формировании современной китайской политической культуры.
Со временем эпохи просвещения цивилизации Китая была удивительным примером усвоения культурных и научных достижений Запада, что происходило без утраты собственной культурной самобытности. Весьма характерна для понимания Китая мысль, сформулированная Вольфгангом Бауэром: “Китай испытывает очень сильное влияние прошлого. Однако отношение к нему, стало сложнее. С одной стороны, многие проблемы, с которыми сегодня приходится сталкиваться современному Китаю, мало отличаются от тех проблем, с которыми имел дело старый Китай, с другой – наблюдается лихорадочное стремление освободиться от всего старого”. Однако освобождение от старого отнюдь не означает его полного отрицания. Формирование политической культуры Китая восходит к глубокой древности. У ее истоков лежат древние верования китайцев. Это связано с культом Неба, который лежит в основе ритуала Чжоу, своеобразного регулятора социальных отношений древнекитайской цивилизации [6].
Во время правления эпохи Шан – инь (XVI-XI вв. до н.э.) были зафиксированы древние источники письменности, в которых прослеживались первые проявления надписи гадательного и ритуального характера на костях животных и панцирях черепах, что ясно выражала их религиозную культуру. Более того, во время правления Шан – инь, существовал культ Неба и поклонение правителю – вану, позднее во время правления Чжоу титул Шан- ди и Ван также и обозначался как – Сын Неба. А в свою очередь, правитель – ван, возглавлявший всю структуру, был одновременно и первосвященником, т.е. символизировал своей персоной сакрально-связующее единство складывавшейся и разраставшейся шанской общности. После династии Шан – инь, во главе престола Китая появится немногочисленное племя Чжоу, разгромив иньцев, оказалось во главе крупного военно – политического объединения, пределы которого вышли далеко за рамки прежней территории Шан – Инь и практически охватили почти весь бассейн Хуанхэ. Но перед чжоуцами станет другая задача, это управление многочисленным подчиненным им гетерогенным населением, наиболее крупную и развитую часть составившим шанцами. Но у них получилось легитимизировать свою власть, и все по причине того, что они выработали концепцию этически детерминированного права на власть, т.е. учение о Мандате Неба (тянь - мин), согласно которому Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. Спустя время правитель чжоуцев также лишится того самого Мандата, и Небо передаст его другому правителю – Вэнь – вана. Самое увлекательное то, что Мандат Неба едва ли не первая в истории Китая сознательно созданная и хорошо логически обоснованная социально – политическая теория, которая сыграла решающую роль в легитимизации власти немногочисленного племени чжоуцев [7]. Превратив традиционное верование в политическое орудие для завоевания власти и подчинения народа можно проследить первые проявления политической культуры в Китае.
В Китае помимо Культа Неба и Сына Неба, более позднее появилась философия – религия, которая изменила полностью Китай, и привела его в то образ, которое мы наблюдаем сегодня. Первой и наиболее важной системой взглядов и решения острых проблем оказалось конфуцианство, со временем во многом определившее параметры китайской цивилизации. Выдвинув в качестве социального идеала эталон благородного цзюнь-цзы, т.е. бескорыстного долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы - ли) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновей почтительности - сяо), Конфуций призвал современников следовать этому идеальному образцу. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье (“пусть отец будет отцом, а сын - сыном”), Конфуций выдвинул тезис о том, что государство – эта же семья, хотя и большая, и тем самым распространил принципы ли, и, сяо и жэнь на административную практику и государственную политику, в его время весьма далекие от подобных идеалов [7]. Более того, в данном контексте, следует обратить внимание на само написание слово “государство” на китайском языке: 国家- guo jia, 国(guo) – страна, 家 (jia) – семья. Язык является символом, который несет в себе определенный код, направляющий массы на совершение тех или иных действии, ведущих их мышление по тому пути, который необходим тем, кто придумал данный язык. Если Конфуций сказал, что государство это семья, от себя следует добавить лишь то, что государство это семья размером с одно государство.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что формирование политической культуры непосредственно связано с его составными элементами и феноменами, культурными элементами, религии и концепции древности занимают особую роль в современной политической культуре стран, так как все эти элементы влияют на само политическое сознание, социализацию и символику. Политическая культура Китая – совокупность традиций, обычаев, истории, философии, религии, которые тесно переплетаются между собой создавая данное понятие, ведь невозможно рассмотреть одно, отделив его от другого. Китай – это целостное восприятие всего. Традиции это неотъемлемая часть всего существования Китайской Народной Республики, невозможно даже представить ни одну отрасль без традиционного взгляда на него, однако не стоит забывать о том, что Китай за последнее десятилетие добился невероятных успехов в экономике, торговле, политике, международных отношениях, что производит большое впечатление и не может оставить мировой взор равнодушным на то как это получается у него. Но все же главный ключ к разгадке, это то что Китай - восточная страна. Восток и Запад, эта дихотомия уже не одно десятилетие заставляет задумываться о нем, но так и никто не нашел ту точку соединения его воедино, однако было найдено сотен других точек разъединения. Китай – восточная страна, значит, как и каждая восточная страна, она рассматривает мир как один большой цикл, повторяющийся, и меняющийся, каждый восточный человек знает, что после дождя будет солнце, а после ночи день. Так и Китай, ставит свои планы на двадцать лет, учитывая цикл своего взлета на пик, и спада. В цикле все повторяется, и поэтому уместно изречения “Без прошлого нет будущего”, он оглядывается назад, ища ответы на вопросы сегодняшнего дня. Так и традиции в Китае не могут быть отделены от модернизации, не зависимо от сферы. Все нововведения включает в себя элементы устаревшей культуры, но уже в новой оболочке. В завершении, уместно истолковать по – своему изречения Конфуция, упомянутого в самом начале статьи: Учитель – это наивысший ранг на востоке, сам Конфуции был учителем, и основал школы. Китайцы всегда готовы узнавать новое и перенимать все то хорошее, что возможно перенять от увиденного или услышанного, но все же все то новое накладывается на фундамент старого и проверенного веками, и в этом есть то искусство соотношения традиции и инновации в современном Китае.
ЛИТЕРАТУРА
- Almond G. Comparative Political Systems // The Journal of Politics. - 1956.- XVIII, №3.
- Almond G., Verba The Civil Culture: Political Attitudes and Democracy in five Countries. - Princeton, 1963.
- Rawls J. The Theory of Justice. - Oxfrord: Clarendon Press,
- Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М.: ИК Логос, – С.434- 440.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука, – С.11.
- Жамсаев М.Б. Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая: автореф. …. К.ф.н. - Улан-Удэ, 2005. – 26 с.
- Васильев Л.С. История Востока. 1 том. - М.: Высшая школа, – С.187 – 205 с.