Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Права человека: права женщин сквозь призму времен

В статье отмечено, что с развитием цивилизации люди, принадлежащие к разным национальностям, расам, исповедующие различные религии, пришли к необходимости четко установить общий и единый критерий прав человека. Индивид во всех его сложных связях и зависимостях раскрывается только в рамках цивилизованного подхода. Основной принцип жизни цивилизации представляет собой исходные основы жизни народа, его мораль, убежденность, определяющее отношение к самому себе, поведение, верования и надежды. Положения женщин и ее роль в обществе и в семье также тесно связана с объективными процессами общественного развития. В этой связи сегодня активное участие женщин во всех сферах деятельности, и обеспечение женщинам равных возможностей для равного участия с мужчинами является одним из важных задач современного законодателя.

Человечество прошло длинный этап, трудный и тернистый путь развития. С развитием цивилизации люди, принадлежащие к разным национальностям, расам, исповедующие различные религии, пришли к необходимости четко установить общий и единый критерий прав человека. Индивид во всех его сложных связях и зависимостях раскрывается только в рамках цивилизованного подхода. Основной принцип жизни цивилизации «представляет собой исходные основы жизни народа, его мораль, убежденность, определяющее отношение к самому себе, поведение, верования и надежды. Основной принцип жизни объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство, на протяжении всей собственной истории» [1,с.9]. Европейская цивилизация породила высокую гуманистическую культуру, в ней зародились представления о ценности индивида, о ценности права и основанного в нем порядка, обеспечивающего свободу личности. Идея ценности человека была выдвинута в античном обществе. При феодализме религиозное сознание заслонило человеческую индивидуальность. Однако в новое время культура вновь делает человека мерилом всех вещей [2, с. 58].

А. Тойнби, анализируя историю цивилизаций считает, что в основе определенной цивилизации лежит религия. Индусская религия представляла собой систему педантично разработанных правил, что повлияло на аморфность, обезличенность человека, испытавшего безусловную власть общины, касты.

В странах распространения ислама особенность регулирования поведения индивида состоит в том, что его целью является интересы «правоверных» ислама в целом. Это определяет добровольной подчинение индивида общности, основанной на предписаниях ислама, и выдвижение идеи прав человека как его притязаний к власти в контексте исламской культуры, означало бы посягательство на незыблемость религиозных установлений [3, с. 43].

Европейская цивилизация, основанная на христианской религии, оставляла больше свободы индивиду. Человеку был дан выбор между добром и злом, открыт путь к совершенствованию своих качеств. Христианство выдвигает идею равенства всех людей и равенство всех грешников. Христианство в своей подлинной сущности обращено было к свободной воле человека, открывало ему пути к совершенствованию, сознание значимости своего выбора. Особенности христианской религии подготовили общественное сознание к идее свободы, ответственности за свои действия. Однако, теологическое мировоззрение средневековья сковывало инициативу человека, церковь по сути дела, сливалась с государством. Поэтому церковные догмы утверждали незыблемость монархической власти, феодального сословного деления. Буржуазные революции провели коренную ломку сложившихся устоев. Произошел разрыв с теологическим мировоззрением средних веков. Сформировалось юридическое мировоззрение буржуазии, где «место догмы, божественного права заняло право человека, а место церкви государство» [4, с. 143-144].

Возникший в центре Европы тип цивилизации постоянно расширялся, охватывал Скандинавский регион, Юго-Восточную и Восточную Европу. Он оказался способным распространить свои ценности на США, Канаду, Австралию, некоторые страны Латинской Америки. Во второй половине 20 века осуществляется постепенная адаптация к ценностям европейской цивилизации традиционных восточных обществ (Япония, Южная Корея, Индия, Китай). Происходят начальные стадии «размывания» традиционных структур и ценностных стереотипов.

Если рассуждать о правах человека в призме времени, то мы должны назвать источники прав в такой последовательности: Великую Хартию Вольностей 1215г. (Англия), Петицию о праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями) и другие документы. Хотя исследователи относят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать их важную роль в развитии демократии. Современному человеку в конце ХХ века трудно представить себе, что первые шаги демократии воспринимались многими как социальная утопия, бунт против существовавшего строя. Идеи великих мыслителей прошлого, намного опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. В ходе буржуазных революций во Франции, Англии, Америке были предприняты первые попытки воплотить эти идеи в реальность на законодательном уровне. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. Была провозглашена Декларация прав человека и гражданина, а в Америке 26 сентября 1791 Билль о правах (поправка к конституции США).

Французская декларация прав человека и гражданина и Билль о правах в США – основа зарождения современных стандартов о правах человека.

Народ Франции, считал, что «невежество, забвение или пренебрежение правами человека являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительства». Собрав Национальное собрание, представители французского народа приняли Декларацию прав человека и гражданина 29 августа 1789 г.

Впервые в истории человечества в ст. 1 Декларации люди были провозглашены равными в своих правах по рождению. Суверенная власть исходит от народа (ст.3) [5, с. 27].

На основании Французской декларации 25 сентября 1789 г. первый Конгресс нового феодального правительства США ввел 10 поправок после его ратификации Вирджинией 15 декабря 1791 г. В конце 18 столетия данные документы заложили основу к формированию прав человека в странах мира. 

Сейчас более чес в 100 конституциях планеты фундаментально защищаются права человека.

Наиболее четкое понимание прав человека было сформулировано в Американской Декларации 1776 г.: «…все люди сотворены равными, и все они одарены своим созданием равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью» [6, с. 63]. Однако признание обществом прав человека предполагало не только некий договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой систем, защищающей ее от произвола.

Человеческое общество состоит из совокупности отдельных индивидов. Попирая права одного из них, общество ограничивает в правах остальных. Эту дилемму можно сравнить с чашей весов: постоянно перекладывая гири разной величины с одной чаши в другую, нельзя прийти к равновесию весов. Равновесие будет, если вес в обеих чашах станет единым и одинаковым. То же самое происходило с правами женщин, им постоянно недоставало «набора» мирового стандарта человеческих прав. Только демократическое государство может реально признать и закрепить в законодательном плане равные права и равные возможности для реализации.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека Трудно переоценить значение этого международного правового акта. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса, основных прав и свобод человека. Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: "Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав" [7,с. 9]. Всеобщая декларация прав человека, в целом оформила достигнутый в нашем столетии основополагающий консенсус о правах, которыми обладают люди от рождения. К этим правам относится право на безопасность личности, свободу от рабства и пыток, право на защиту закона, на свободу передвижения, на свободу слова и вероисповедания, право на социально обеспечение, трудоустройство, охрану здоровья, образование, культуру и гражданство. В декларации ясно сформулировано, что эти человеческие права распространяются на всех людей в равной степени, «без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка…или иного положения» (статья 2) [7, с. 5]. Представляется очевидным, что права человека, провозглашенные во Всеобщей декларации, распространяется и на женщин. Однако из-за сочетания ряда факторов традиций, предрассудков, социальных, экономических и политических интересов – права женщин оказались вне общего определения прав человека и были отодвинуты на уровень «вторичных», «побочных» и/или «специфических» требований в правозащитном контексте. Такая ситуация оттеснения женщин на обочину правозащитного движения была отражением существующего в мире гендерного неравенства и оказала огромное влияние на жизнь женщин. Она способствовала сохранению и даже укреплению подчиненного положения женщин. Она во многом избавила государство от обязанностей по защите прав женщин и сделала задачу восстановления справедливости и законных прав непропорциональной сложной, а во многих случаях недостижимой, когда речь шла о правах женщин. Это связано с тем что, как правило, женщинам традиционно отводилась «частная» сфера дома и семьи и когда речь заходит о нарушении прав человека, в качестве архетипа автоматически представляют мужчину. За этим разграничением жизни на «общественную» и «частную» стоит стремление ограничить юрисдикцию правительства. Как правило, это означает, что поступки, совершаемые гражданами в

«общественной» сфере подлежат регулированию закона, в то время как действия, совершаемые в «частной» сфере, освобождены от всякого вмешательства государства. Поскольку именно «общественная» сфера воспринимается как главная арена взаимоотношений между государственными органами и гражданами, нарушения в этих взаимоотношениях находятся в центре внимания. Нарушения же человеческих прав женщин, которые происходят между «частными» лицами, практически не освещаются и считаются лежащими за пределами компетенции государства. При этом события, происходящие в частной сфере и затрагивающие, в первую очередь, мужчин, такие как убийства или порабощение подлежат контролю государство во всех странах. Преступления, совершаемые мужчинами – мужьями, партнерами, членами семьи в отношении женщин, такие как домашнее насилие или домашний арест, государство оставляет без внимания, даже если в этом государстве существуют законы, карающие за такие преступления.

Как показывает опыт, для тех граждан, главным образом мужчин, которые преобладают в общественной и государственной сфере и пользуются гендерными, расовыми и экономическими привилегиями, предметом правоочередной заботы были те нарушения прав, которые наибольшей степени угрожают им самим, т.е. гражданские, политические (свобода слова, свобода произвольного ареста, пыток в тюрьме или смертной казни и т.п.). В то время как, нарушение прав женщин во имя семьи, религии и культуры прикрывается благоговейным отношением к так называемой частной жизни, а виновники таких нарушений прав человека пользуются полной безнаказанностью и не отвечают за свои поступки.

Помимо того, что женщины сталкивались с многочисленными трудностями из-за разделения на общественную и частную сферу, преобладание гражданских и политических прав в сфере внимания правозащитных организаций вытеснило из поля зрения тот факт, что женщины часто не имеют социально-экономических условий, которые давали бы им возможность воспользоваться гражданскими и политическими правами и участвовать в общественной жизни. Так, для объяснения социальных различий между полами канадская исследовательница М.Эйчлер вводит понятие «двойного стандарта», понимая под ним «все нормы, правила и практические действия, которые различным образом оценивают, награждают или наказывают за идентичное поведение мужчин и женщин». Для преодоления «двойного стандарта», по мнению М.Эйчлер, необходимо, во первых, доказать, что биологический пол является основанием и причиной для проведения различий между мужчинами и женщинами, как это делается в настоящее время. Во-вторых, позволит каждой личности развиваться в том направлении континуума «мужественность женственность», в котором она пожелает. Во имя достижения подлинного равенства между мужчинами и женщинами она призывает к «полному отказу от существующего стереотипа о роли мужчин и женщин семье и в обществе в сочетании с косвенными изменениями в структуре семьи».

Как видно из вышеизложенного, идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Но потребовались столетия для запрета дискриминации групп людей по тому или иному признаку. Осознание государствами того факта, что права женщин являются составной и неотъемлемой частью прав человека, приводит к новому пониманию, вопервых, содержания прав женщин, во-вторых, необходимости их обеспечения всеми государствами для построения демократического общества, в-третьих, разработки механизмов защиты прав женщин.

На современном этапе развития международного сотрудничества необходим иной подход к проблеме реализации прав женщин: от декларации имеющихся прав к реальному их осуществлению.

 

Список литературы

  • Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности.М., С. 9.
  • Хлебников Н. Право и государство в их обоюдных отношениях. Варшава, 1874. С. 58,
  • Крашеншмиков И.Н. Индусское право: история и современность. М., 1983. С.
  • Бердяев II. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Париж, 1970. С. 143-144.
  • Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 года. Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. // Текст публикуется по изданию: Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989.С. 26-29.
  • Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. – М., 1983. – 216 с.
  • Права человека: Сб.междунар. договоров. Том 1. Часть 1 (А).Женева, 2002.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.