Во всем мире на современном этапе истории активизировался интерес к цивилизационным и мировоззренческим корням, что свидетельствует о динамичном росте национального самосознания. Однако социальный интерес становится осмысленным лишь при его сочетании с научным исследованием и углубленным теоретическим пониманием той области, на которую он направлен. Глубокое знание истории мировоззрения и философии как составной части культурной истории народа является необходимым условием его самоидентификации, исторического существования и развития.
Адекватная самоидентификация народа невозможна без обращения к духовному наследию прошлого, его включенности в современное мировоззренческое видение мира и человека. Как невозможно и полноценное функционирование этнического самосознания вне его исторического прошлого. Также невозможно глубоко продуманное исследование наследия народных мыслителей вне и независимо от современного общественного запроса и контекста.В связи с этим данная тема актуальна не только с точки зрения формирования духовности и мировоззрения народа Казахстана, где немаловажное значение приобретает воспитание историей, но и сугубо с научной точки зрения, обусловленной новым парадигмальным изучением истории, культуры и философии казахского народа.
Научное исследование истории духовной жизни этноса является действенным способом ее актуализации и адаптации в общественном сознании – через создание дискуссионного пространства, способствующего углубленному обсуждению и пониманию важнейших компонентов национального самосознания, каковым является наследие прошлого.
В современных казахстанских полиэтнических реалиях возрастает значимость освоение богатого духовного наследия казахского народа и воссоздание уникального национального образа мира с его ценностными смысложизненными ориентирами. Целостность восприятия мира и человека, единство разума и сердца, духовно-нравственные приоритеты истины, добра и справедливости, особый тип толерантности и доброжелательности – все эти уроки Великой степи вобрала в себя казахская духовная культура. Термин «духовная культура» прочно вошел в философский оборот, а исследования по этому направлению необходимы для глубинного понимания ментальных особенностей этнического самосознания.
Успешное, динамично развивающееся современное общество может сложиться только на основе утверждения в массовом сознании ценностей духовного мира народа. Особую роль в разработке нового понимания актуальных проблем духовной жизни общества отводится национальной интеллигенции, призванной стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей на этапе социально-экономической модернизации состоявшегося государства.
Несомненно, на этапе инновационного развития современного состоявшегося государства научная и творческая интеллигенция должна стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей, в осмыслении исторических ценностных приоритетов народа. Именно необходимостью утверждения в современном обществе традиционных и новых прогрессивных идеалов и гуманистических ценностей.
Впервые нашими учеными гуманитарной сферы в казахстанской и мировой гуманитарной науке вводится представление о целостной природе духовной жизни казахского народа в историческом процессе, что позволяет принципиально по-новому взглянуть на сущность национальной истории. Особенность национальной истории состоит в ее постоянно осуществляющейся духовной преемственности, которая пока еще, к сожалению, представлена в исследовательских изысканиях гуманитарных наук дискретно и поверхностно.
Следует отметить, что при этом духовная преемственность народа принципиально отличается от простой последовательности исторических событий, буквально по всем параметрам – от мифологических понятий тюркского мира до формирования целостного мировоззрения этноса. Кроме того, на основе указанных новых подходов в историкофилософских и востоковедческих исследованиях констатирована значимость миропонимания, отвечающего критериям конкретной целостности, полноты объяснительного эффекта и смысложизненных перспектив этноса в условиях евразийской духовно-культурной интеграции.
Необходимо устанавливают факт особого отношения к культурному наследию народа, духовным принципам которого должно отвечать подлинно человеческое общество, и предлагают ряд интересных подходов в объективации научных результатов исследования, способствующих формированию в социуме социальных отношений нового типа на основе уважения и почитания духовных ценностей прошлых эпох.
В теоретико-методологическом плане новые концептуальные идеи, глубинные конструктивные понятия и научные результаты историко-философского исследования, содержащиеся в указанном научно-исследовательском проекте, имеют важнейшее значение для духовного, культурного и общественного развития современного Казахстана на ближайшее десятилетие и на дальнейшую перспективу.
Что мы вкладываем в понятие «духовная культура»? Духовная культура весьма многоаспектна и она не ограничивается только различиями в проявлениях сознания людей, их мыслей и чувств, в ее структуру также включены духовные потребности людей, направленные на формирование и развитие соответствующих духовных ценностей. Кроме того, ее основу составляет духовная деятельность социального субъекта. Определенным результатом этой деятельности являются взгляды людей на мир (мировоззрение), моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они, в свою очередь, воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, в ценностных ориентирах и менталитете, произведениях искусства и религиозных обрядах и ритуалах, и т. д.
Духовная культура связана с исторической памятью социального субъекта. Историческая память как важная проблема социокультурного развития этноса становится объектом исследования многих гуманитарных наук. Обращение к своим историческим истокам –не только проявление патриотического, духовно-нравственного долга перед своими предками, настоящим и будущим, и ответственности за судьбу своего Отечества, но и научный подход к проблемам национального обустройства в социуме, гармонизации межнациональных отношений.
Разумеется, в решении данных вопросов важно избегать крайностей, абсолютизации значимости того или иного этапа в историческом развитии, или, наоборот, пренебрежительного отношения к одному из них, чрезмерного восхваления и вознесения на вершину», или полного обезличивания и низвержения.
Задача как раз и состоит в том, что необходимо обеспечить объективный, беспристрастный, научно выверенный анализ всех этапов истории и на этой основе определить принципы и механизмы культурной и духовной самоидентификации народа.
В различных проявлениях духовного мира народа имеется определенный эволюционный смысл. Для того, чтобы проследить логику развития духовной составляющей этноса, необходимо определиться сначала с основной сутью человеческой культуры, ее духовности. Как известно, духовность не сводится к накоплению разнообразных знаний о мире, она, прежде всего, обретение созидательного смысла, которое помогает человеку в процессе духовного обретения действительности. В этом аспекте важно определение значимости идеалов социального субъекта. Они должны служить прогрессу всего человечества, процессу формирования общечеловеческих ценностей. Данный ориентир в исследовании может стать своеобразным эталоном измерения духовного мира любого этноса.
Мировоззренческое воспитание молодежи должно развиваться на основе тех базовых ценностных ориентиров, которые отражают историко-культурные и духовно-нравственные традиции этносов страны. Однако в Казахстане большинство существующих и предлагаемых общественно-политических и культурно-образовательных программ составлены без учета исторических реалий, в то время как они должны развиваться и быть адаптированными к требованиям современности.
Для общечеловеческой цивилизации были и остаются значимыми духовно-нравственные ценности, которые всегда определяли ее метаисторический смысл и мировоззренческий облик. Можно с уверенностью сказать, что человечество открыло самое себя в качестве целостного субъекта исторического процесса лишь в ХХ веке. Но, этот прежний духовный опыт должен научно осмысливаться. В этом контексте изучения духовной жизни этноса, начиная со средневекового периода и до начала ХХ в. может стать импульсом определения конструктивно-интегративных качеств этнокультурного бытия народа.
Эта проблема выходит за рамки судьбы и жизнедеятельности отдельного народа. Ведь в духовности, в духовном мире этноса сконцентрированы не только определенная иерархия ценностей, цели и смысл этнокультурного бытия, но и проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. На этом пути определяются способности представителей определенного народа не только мыслить и творить, но и гармонизировать результаты своего созидательного труда в мире универсальной Гармонии.
Для объективного прогнозирования будущего исследователи должны хорошо разбираться во всех тонкостях эволюции духовной и материальной культуры народа. Возможна ли модернизация традиционных форм мироотношенческих представлений определенного сообщества и имеется ли спрос на старые формы духовности в новых исторических реалиях? Время от времени некоторые исторические феномены имеют особенность оживать в новых исторических реалиях. Это происходит потому, что в обществе происходит трансформация ценностей, кризис ценностей или идет процесс переоценки ценностей. Исторический феномен всплывает на поверхность социальной жизни людей по двум причинам: во-первых, он выступает своеобразной спасительной «соломинкой» для определенного круга людей в условиях хаоса ценностей; во-вторых, явление может сыграть определенную конструктивную роль в процессе консолидации общества, духовной преемственности, в эволюции этнокультурного образования (например, празднование Наурыза).
Что касается роли религиозных ценностей в духовной жизни общества, то следует отметить, что с позиции классического ислама открытым противником является, прежде всего, не представитель другой религии, а человек, искажающий догматы мусульманской религии, т. е. основы духовного учения, каноническую культуру или вовсе отрицающий ее. Традиционалисты в религии в большинстве случаях призывают к большей сплоченности, единству во имя сохранения устоев традиционного мировоззрения. К сожалению, в истории это иногда делалось введением санкций на духовный монополизм, используя определенные жесткие меры и отвергая инновации.
Формируется определенный «архетип», который является архитектонической структурой народной культуры в пространстве и во времени. На нем базируются и образ жизни, и формы ментальности человека, а также этнокультурные приоритеты. В таком пространстве и времени большой смысл приобретают субъективно-психологические, исторические, художественные способы восприятия мира. Этнокультурные представления о бытии в пространстве и во времени многогранны и они проявляются в процессе изучения их генезиса и эволюции от древнейших эпох до современности. Как известно, память о прошлых эпохах и ценностях стойко удерживается в настоящем, и она может повлиять на ход движения общества и на формирование его ценностного мира.
В работах Л.Н.Гумилева представлена своеобразная концепция динамики этнокультур. В социокультурном развитии этноса важное значение приобретает принцип этноцентризма, этнокультурной детерминации времени культуры. В данном процессе большая роль отводится исторической мобильности, так как от жизнеспособности этноса зависит его дальнейшая судьба. Любой этнос, как органическая социокультурная система, развивается скачкообразно и с разной степенью взлета и падения, надлома и инерции. Энергия этноса может расширять его пространство, усложнять систему, создавая многочисленные составляющие целого. Но данный процесс может идти и в обратном направлении, создавая определенный баланс внутри системы. Кроме того, многие элементы могут рассасываться между отдельными системами [1, с. 483].
Сохранение определенной культурной традиции и осознание ее ценности представляет собой поиск точки опоры для данной этнокультуры. В связи с этим, необходима философская интерпретация ее временных форм. В содержании культуры, наряду с линейными процессами, отражающими поступательное движение, существует циклическое, а также инверсионное обращение, служащее процессу обновления и переоценке ценностей. Кроме того, необходимость исследования поступательных, инверсионных и стагнационных движений в истории культуры обусловлена не только потребностью в развитии, но и определенным возвратом к уже пройденным историческим этапам.
В связи с этим, в условиях современного индустриально-инновационного развития Казахстана актуализируется история духовной жизни казахов от времен средневекового мыслителя аль-Фараби до эпохи Абая (начало ХХ века). Тема национальной истории, возвращение к истокам культуры является не только объектом научных исследований, но и важным элементом формирования нового казахстанского патриотизма.
Для объективной характеристики современной культуры первостепенную роль играют исторические истоки, как своеобразные основания для духовной эволюции народа. Не случайно, А.Х. Касымжанов в своих научных трудах отметил следующее: «С моей точки зрения, в ландшафтной зоне евразийских степей, в которые входит и территория Казахстана, сформировались не просто «кочевье», «кочевое общество», а особая цивилизация, связанная, конечно, с пастбищным скотоводством в силу природных условий, но включающая в себя, помимо этого, технологические и культурные достижения, «конную культуру», плавку железа, города, ремесла, земледелие, в том числе – ирригационное искуство. Добавьте к этому образование мировых империй и влияние на мировые миграционные процессы» [2, с. 88]
Следует отметить, что в условиях глобализирующегося мира и модернизации Казахстана утверждение универсальных ценностей в жизнедеятельности человека требует постоянного поиска новых концептуальных подходов и решений, адекватных ответов на особенности, характерные для современного казахстанского общества, для адекватного описания национальной истории. Несомненно, современная цивилизация казахов является преемницей тюркского периода нашей истории и она унаследовала очень много от предшествующих ей древних этносов, средой обитания которых являлись огромные степные просторы Евразии.
Литература
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – Л.: ЛГУ, 1990. – 528 с.
- Касымжанов А.Х. Самоопределение и духовное наследие // Саясат. Алматы, 1999. № 2. –С.88-96.