Формирование правового сознания как метод борьбы с коррупцией

Формирование правосознания граждан является мощным инструментом по противодействию коррупции в стране. Ведь только граждане полностью понимающие свое правовое положение, и цели государства способны эффективно противостоять коррупции.

Правосознание дает возможность ориентироваться во всех правовых и фактических аспектах юридических проблем, где волевой момент внутреннего убеждения отражает уверенность и непоколебимость специалиста в принимаемом решении. Это очень важно, ведь от деятельности юристов зависит жизнь и судьба многих людей. Например, любое наказание может применяться только при полной уверенности судьи в достоверности фактов, положенных в основу принятого решения. Малейшие колебания, сомнения в достоверности и справедливости тех обстоятельств, от которых зависит мера уголовного наказания, должны исключаться, если нет полной уверенности в достоверности фактов, не может идти речь о назначении наказания.

В период реформирования правоохранительной системы Республики Казахстан исключительно актуальной является проблема формирования у личного состава правоохранительных органов соответствующего правосознания, позволяющего достойно и успешно выполнять возложенные на него задачи по защите интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

По мнению Р.К. Бекмагамбетова и М.Ж. Бекмагамбетовой, в настоящее время уровень соответствующего правосознания жизненно необходим всему обществу и, безусловно, сотрудникам правоохранительных органов и в первую очередь сотрудникам органов внутренних дел, которые выполняют основные функции по борьбе с преступностью и в силу объективных причин испытывают наиболее разрушительное преступное влияние, в том числе и в сфере нравственно-правовых ориентиров. Поэтому проблемы формирования и интенсификации правосознания сотрудников полиции сегодня так же важны, как и проблемы финансирования или материально-технического обеспечения правоохранительной системы [1].

Происходящие преобразования в социально-политической сфере жизни общества требуют формирования демократического правового государства. Вместе с тем в сознании многих людей причем не только обывателей, но и юристов, слабо отражается идея верховенства права, незыблемости закона, что свидетельствует о существовании проблемы деформации правосознания. Чтобы изменить данную ситуацию, необходимо формирование правосознания не только научного, но и обыденного и профессионального.

Необходимо формировать определенные знания в области права, позитивное отношение к нему. Исходя из этого, главными задачами развития ведомственного образования являются повышение его качества и эффективности. Обучение в гораздо большей степени должно соответствовать требованиям современного развития страны.

По мнению М.А. Шерменева, профессиональному правосознанию сотрудника ОВД должна быть присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что сотрудник ОВД личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители часто личности сильные, целенаправленные, вести «поединок» с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. В этих условиях ведомственное образование первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Оно должно обеспечить знания, умения и навыки, необходимые для сотрудника, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом [2].

При подготовке будущих специалистов системы ОВД важно сформировать у них высокий уровень правосознания как регулятора правового поведения и правовых явлений. При этом необходимо исходить не только из объективной составляющей правового сознания, но и из проблемы формирования личностных качеств каждого отдельного специалиста, поскольку именно их определенная совокупность представляет собой основу для реализации правового сознания сотрудников правоохранительных органов в процессе профессиональной деятельности.

В основе правового сознания лежит осознание правовых норм и их моральное, нравственное содержание. Если моральное содержание исчезнет, правовая норма перестанет существовать. Соответственно, если человек нравственен, придерживается моральных законов, его правосознание будет развито, а поведение правомерно. Таким образом, если в системе ценностей человека сформирована установка на соблюдение законности, следование нормам общества, то эта личность будет иметь довольно высокий уровень правосознания [2]. Исходя из изложенного, главным направлением формирования профессионального правового сознания должен стать личностно-профессиональный аспект развития, в том числе развитие духовно-нравственной сферы, влияющей на реализацию себя как профессионала в системе охраны правопорядка и защиты прав человека. Работников системы МВД необходимо ориентировать на гуманистические ценности.

Гуманизация профессионального образования будущих юристов выступает в качестве основного условия субъективного разностороннего развития личности, обогащения ее культурно-творческого, интеллектуально-нравственного потенциала, роста уровня ответственности за свои поступки. Внедрение современных образовательных технологий, использование кредитной системы обучения позволяет преодолеть существующий авторитарный стиль профессионального обучения слушателей и определить такую технологию подготовки, которая позволила бы поставить слушателя в центр образовательного процесса.

Профессионально-нравственное воспитание в вузе предусматривает формирование навыков соблюдения норм профессиональной этики, моральных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения служебного долга. Процесс формирования правосознания слушателей ведомственных вузов необходимо проводить в виде целостного педагогического процесса со множеством взаимосвязанных элементов, имеющего свою структуру, цели, закономерности, задачи, функции, принципы, методы, функционирующего в системе правового воспитания и обеспечивающего высокое качество профессиональной подготовки будущих офицеров.

Формирование правосознания юристов-практиков можно рассматривать как процесс развития трех взаимосвязанных компонентов: 1) познавательного (предполагает овладение правовыми знаниями; развитие способности анализировать правовые ситуации, применять полученные знания на практик; 2) эмоционально-ценностного (предусматривает выработку сознательной потребности систематически следить за правовой теорией и практикой, совершенствовать свои правовые знания и навыки, формирование уважения к праву и закону как социальной ценности, становление устойчивой и осознанной правомерной позиции); 3) поведенческого (предполагает формирование устойчивой правомерной позиции и установки на активную деятельность правового характера) [2].

Работа по формированию правосознания будущего специалиста должна быть системной и продолжается весь период обучения. В перспективе вуз должен создать организационно-педагогические условия для формирования высокого уровня правосознания будущего офицера: правовое обучение слушателей вуза направить на сбалансированное изучение различных отраслей права; в основу процесса формирования правосознания слушателей заложить системный подход, учитывающий уровень развития личности; для обеспечения комплексного воздействия на каждый из компонентов правосознания использовать новейшие технологии обучения; сформировать позитивное отношение к праву; предусмотреть увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования; сформировать у обучающихся нетерпимость к коррупционным правонарушениям.

Для формирования морально-психологических качеств будущих сотрудников правоохранительных органов необходимо доступными средствами развивать в них следующие качества: патриотизм; социальную активность; интеллектуальные свойства; коммуникативные свойства; психофизиологические свойства.

Таким образом, необходимо отметить, что профессиональное правосознание юристов по своим основным чертам не отличается от научного правосознания. Его элементами выступают правовые знания, ценностные ориентации, правовые установки, стереотипы социально активного правомерного поведения и правовой профессиональный опыт.

Отличие профессионального правосознания юристов-практиков проявляется в целях и задачах, стоящих перед сотрудниками правоохранительных и исполнительных государственных органов, в субъектном составе, характере компетенции субъектов, наборе правовых средств и методов, а также в характере и условиях труда, что составляет их определенную профессиональную культуру.

Анализ проблемы формирования профессионального правосознания юристов предполагает, что ведущую роль в этом играют профессиональная этика и профессиональная эстетика, так как на правовое поведение сотрудников правоохранительных органов оказывает влияние не только правовое, но и нравственное, политическое, эстетическое и другие формы общественного сознания.

В Конституции Республики Казахстан казахстанский патриотизм отнесен к основополагающим принципам государства. По нашему мнению, вопрос патриотического воспитания является сегодня наиболее актуальным, затрагивает уровень самосознания не только каждого конкретного гражданина, но и всего народа, и отражается в культуре, политике и научно-техническом прогрессе.

Ю. Фоменко и Н. Абсалямова справедливо указывают, что Н. А. Назарбаев возлагает большие надежды на молодое поколение. Говоря о новой управленческой элите, он отметил необходимость притока в государственные структуры свежих сил, не просто грамотных, а, главное, имеющих чувство патриотизма не националистического, угрожающего, а демократического, окрашенного истинной любовью к Отчизне, к ее народу, патриотизма животворного, который на деле должен стать мощной движущей силой в строительстве благополучного, гордого, обладающего развитой экономикой и высокой культурой Казахстана [3].

Патриотизм не обязательно заметен окружающим, он живет глубоко в сердце. Это чувство индивидуальное, у каждого оно проявляется по-разному и каждый понимает его поразному, но всех объединяет одно сохранение и укрепление своей Родины. Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм — сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто себя так называет, а тот, кого будут чтить соотечественники и потомки.

Патриот, по Далю, «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь трактует «патриотизм» как «любовь к Родине». Вот почему первыми самыми жесткими карательными мерами советской власти против врагов народа, предложенными В. И. Лениным, были расстрел или высылка из страны без права возвращения обратно, т. е. лишение человека Родины. Истоки патриотизма начинаются с любви к семье, родине. Важно каждому делать максимально полезное на том поприще, которое он выбрал. Если ты школьник, надо хорошо учиться, если студент, познавать азы науки. Общественные деятели, государственные служащие, военные, люди культуры, предприниматели всем необходимо направлять усилия на то, чтобы процветала наша страна.

По мнению Б. К. Тогизбаев, в СССР, где была мощная идеология, которая в значительной мере строилась на восславлении народного подвига в Великой Отечественной войне, примером для молодежи являлись фронтовики, которые защищали Родину, ради идеи, страны, народа работали и творили. Надо брать на вооружение лучшее, что было в прошлом, создавать молодежные организации, сплачивать учащихся, студентов, воспитывать в духе патриотизма, ответственности за судьбу своей Республики [4].

Мы согласны с Б.К. Тогизбаевым, предложившим создавать по примеру России молодежные поисковые отряды, ведь не все воины-казахстанцы Великой Отечественной войны найдены и похоронены. Это наш долг, и мы должны исполнить его.

Следует больше писать о казахстанцах-героях войны, современных патриотах страны, находить их, писать очерки об их поступках, семье, целях в жизни, тогда их имена и дела надолго останутся в памяти у подрастающего поколения. Это и будет пропаганда патриотизма. Подводя итоги сказанному, думаем, что смысл патриотизма это сделать чтото для своего народа, любить и быть любимым, наслаждаться жизнью и быть ее хозяином, верить в то, что мы сможем все преодолеть, осилить, а при надобности защитить свою жизнь и то, чем восхищаемся, что нам дорого свою страну.

Одной из функциональных задач идеи «Мәңгілік Ел», которую поставил Лидер нации, Н.А. Назарбаев, является насущная задача сохранения нашего культурного кода: языка, духовности, традиций. Поставлена глобальная задача сохранения духовности. Духовность нашего народа зиждется на истории казахского народа, в общей истории нашего государства и всех казахстанцев, поскольку это наша общая судьба, которая объединяет нас в настоящем и составляет залог нашего единства и процветания в будущем. «Мәңгілік Ел» символизирует весь казахстанский народ, его непобедимую и жизнеутверждающую энергию, дух казахского народа [5].

Президент перечислил те ценности, которые сплотят казахстанцев вокруг достижения общей цели реализации стратегии «Казахстан-2050», вхождения республики в число 30 развитых стран мира в середине этого столетия то, к чему мы должны стремиться, и то, что мы должны достигнуть в результате кропотливой работы и труда всех казахстанцев.

На наш взгляд, «Мәңгілік Ел» представляет собой духовную составляющую нашей государственности. И поэтому при разработке и формировании категориального аппарата такого системообразующего явления, как «Мәңгілік Ел», необходимо опираться на накопленный бесценный духовный капитал нашего народа.

Идея «Мәңгілік Ел» имеет многогранное содержание, суть которого состоит в глубоком социально-психологическом осмыслении гражданами республики истории, культуры, традиций нашего народа, места и роли Казахстана в мировом сообществе. Представляется, что генетическая и историческая связь с Казахстаном вызывает особое чувство, выражающее отношение к Казахстану как своей Родине, уважение и любовь к которой они непосредственно проявляют в своих делах и поступках на благо ее развития и приумножения авторитета в мировом сообществе.

По мнению С.К. Амандыковой, «Мәңгілік Ел», представляет собой очередную восхитительную идею Президента, имеет многогранное содержание, на основе которой предстоит построить целостную систему возрождения общенациональной идеи любви к своей Родине, почитания и уважения к истории своей отчизны [6].

Основа содержательной стороны «Мәңгілік Ел» зиждется на богатейшей истории нашего народа, нашего Отечества. Представляется, что категория «Мәңгілік Ел» должна объективизироваться через основополагающий принцип деятельности нашего государства - «казахстанский патриотизм» и преломляться через культуру нашего народа, которая во многом определяет особенности современного общества и государства [83, 78]. Однозначно велика ее роль в становлении менталитета народа Казахстана, в осознании чувства казахстанского патриотизма важна воспитательная роль всех элементов гражданского общества, которая выражается в воссоздании единой, культурной и государственной общности, осознании себя народом Казахстана.

Полагаем, что среди основных структурных элементов «Мәңгілік Ел» следует отнести и историю, культуру, язык. Одним из главных структурных составляющих системообразующей категории «Мәңгілік Ел» является история. Задачами, стоящими в этом плане перед нами, представляются:

  • В этом направлении следует заложить традицию глубокого уважения к истории и культуре нашего народа как к системе четких, привлекательных нравственных и морально-этических ориентиров и меры уважаемых обществом ценностей.
  • Необходимость направленного воздействия на чувства, настроения, представления населения по отношению к истории, культуре и традициям нашего народа. И здесь свою роль должны выполнить, прежде всего, семья, а затем воспитательные и учебные заведения, где должны подниматься вопросы возрождения интереса к собственным истокам, корням, традициям и верованиям.
  • Необходимость активной и целенаправленной работы партии «HypОтан», ее молодежного крыла, которое послужит объединению народа, будет способствовать обеспечению стабильного и мирного будущего Казахстана, позволит органично вписать эти ценности в молодежную среду.
  • Представление граждан Казахстана о своей Родине как о суверенном и независимом государстве, преломленное через конституционные установления, составляет один из аспектов казахстанского патриотизма. Изучение конституционной истории, истории становления конституционного, демократического, правового государства, на наш взгляд, также должно входить в общую систему образовательного процесса, которое будет способствовать формированию у молодого поколения чувства гордости за свое Отечество. Высокое чувство преданности и любви к своей земле и Отчизне должно, по нашему мнению, прививаться с ранних лет, и воспитание казахстанского патриотизма должно быть одной из ипостасей педагогов в школьных и даже дошкольных учреждениях, не говоря уже о вузовской системе.

И в этом контексте обязательным элементом казахстанского патриотизма, ее внутренней сущностью, на наш взгляд, должна предстать идея «Мәңгілік Ел». В качестве системообразующей ценности «Мәңгілік Ел» предстает в виде истории нашего народа, истории нашей Родины, истории нашей культуры. Думается, категория «Мәңгілік Ел»вбирает в себя традиции и обычаи нашего народа, культурные ценности нашего народа, он должен воплощать духовные ценности нашего многовекового народа.

К институциональным элементам категории «Мәңгілік Ел» необходимо отнести такую структуру, как Ассамблея народа Казахстана, которая интегрировала в себе этническое, культурное, языковое и конфессиональное многообразие нашей страны. Ассамблея народа Казахстана представляет собой казахстанскую модель общественного согласия и национального единства, превратилась в общенациональный институт мира и согласия, обретая народный характер. Ассамблея народа Казахстана сформировала качественно новые, эффективные рычаги гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Ассамблея народа Казахстана стала площадкой по укреплению, совершенствованию толерантного гражданского общества.

Как институциональная структура Ассамблея народа Казахстана берет на себя задачи возрождения и развития языков, культуры, традиций народов Казахстана. Полагаем, что именно АНК способна внести свою лепту в формирование толерантного сознания, в воспитание гражданской ответственности и социальной активности, развитие и сохранение главных богатств нашей Родины согласия, дружбы и единения.

Квинтэссенцией и практическим воплощением в жизнь идеи «Мәңгілік Ел» является бережное и уважительное отношение к истории своего народа, которое находит проявление в заботе о сохранности памятников культуры и истории (ст. 37 Конституции РК) [7].

При этом полагаем, что сохранение и приумножение исторического и культурного наследия представляет собой не только конституционную обязанность каждого гражданина, но и выражает привязанность к бесценным духовным богатствам своего народа и земли, причем данную обязанность необходимо рассматривать не только как правовую, но и как моральную и даже нравственную [8].

В статье 363 Закона РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия» совершенно верно указано, что нравственным долгом является защита историкокультурного наследия [8]. Историческое и культурное наследие выступает важнейшим свидетельством исторической судьбы народа, основой и условием, как его настоящего, так и его будущего развития в качестве составной части всей человеческой цивилизации.

Мы считаем, что историко-культурное наследие является одним из следующих составляющих элементов категории «Мәңгілік Ел». Культурное наследие это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Культурное наследие представляет собой духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

В своем труде «Хранить память, крепить согласие» Н.А. Назарбаев совершенно верно писал, что «к пониманию исторических связей и закономерностей, к постижению прошлого своей страны и своего народа каждый человек приходит по-своему» [9]. Поэтому каждый гражданин Республики Казахстан должен глубже понять и прочувствовать нашу историю, чтобы лучше осознать реалии современного Казахстана. Без культурного наследия немыслимы современная жизнь суверенного Казахстана и перспективы его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей. Становлению казахстанского патриотизма способствует и процесс возрождения и сохранения казахской национальной культуры, культуры всех народов Казахстана.

 

Список использованной литературы:

  1. Развитие правосознания сотрудников органов внутренних дел Бекмагамбетов Р. К., Бекмагамбетова М. Ж., //http://web.kzi.kz/files/nauka/aktual/text
  2. О специфике правового сознания сотрудников УИС Шерменев М. А. // [Электронный ресурс]. http://alldocs.ru/zakons/index.=7401. 
  3. Будущее начинается сегодня. Фоменко Ю., Абсалямова Н. // Казахстанская правда.14 ноября
  4. Казахстанский патриотизм Тогизбаев Б. К. //http://web.kzi.kz/
  5. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 01.2014г. «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»//http://www.akoTda.kz/ru.
  6. «Мәңгілік Ел» консолидирующая и объединяющая идея казахстанского общества. Амандыкова С.К.//Фемида. Республиканский юридический научно-практический журнал.2014.№ ,.С. 8-12
  7. 4 Конституция Республики Казахстан, принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 02.02. 2011 г.)
  8. Конституционное право в Российской Федерации: Чиркин В.Е. Учеб. М.: Юристь, 2014
  9. Назарбаев Н.А. Хранить память, крепить согласие//Казахстанская правда. 01.1998.
Год: 2016
Город: Актюбинск
Категория: Юриспруденция