В статье рассматривается использования современного национального казахского орнамента в архитектуре. А также методы применение, развития и разработки декоративных мотивов в оформлении архитектурного пространства.
В современном понимании архитектура это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Она организует все жизненные процессы. По своему эмоциональному воздействию архитектура одно из самых значительных и древних искусств.
Замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры Казахстана являются многочисленные исторические архитектурные объекты и культовые здания. Многие из них имеет исторические корни зодчества, сегодня они восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративными мотивами и высоким материальным технологиями. Изучая архитектурные конструктивные особенности архитектуры Казахстана имеем понятие того пространства, в котором развивались жизнь и быт кочевого народа и рукодельное искусство. Рукодельное искусство народа связанна окружаемыми миром и материям. Материальная форма основывается на трансформацию окружающей среды, зооморфного мира, и космологического познания. Развития орнаментального искусство тесном образом связана материальным миром казахского народа. На основе материальной понятий и трансформаций человек создавал орнаментальные мотивы и орнаменты.
Изучение архитектурного орнамента требует научного осмысления и изучения. В данное время является бесспорным, что казахское орнаментальное искусство высоко развито и связано со всей историей казахского народа, имея глубокие исторические корни. Народный орнамент находил применение во второй половине ХХ века и получает наивысший расцвет в различных направлениях жизнедеятельности, в том числе и в архитектуре. Мотивы орнаменты Казахстана складывались уже в далеком прошлом, и в процессе развития, в соответствии с общественным и политическим строем, происходила дальнейшая стилизация исходных элементов орнамента. Архитектура в жизни казахского народа является одним из высших проявление его материальнохудожественной культуры. Орнаменты мотивы в архитектуре отражает его историю, всем доказано, что каждый народ развивая национальные формы своей архитектуры, прежде всего обращается к своему национальному наследию, изучает его, раскрывает его ценности.
Орнаментальное искусство казахского народа является неотъемлемой частью его духовной жизни и культуры. Истоки его уходят в далекую древность, а материал тематика техника исполнения взаимосвязаны и очень часто зависели от особенностей ведения хозяйства, кочевого быта, религиозных представлений.
Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны, они сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения. Основные узоры можно разграничить на геометрические, растительные и зооморфные, космогонические.
Орнаментом называется совокупность ритмически повторяющихся узоров, сочетаний линий, форм, в целом создающих декоративный эффект. Сюжетное содержание и название орнаментов менялось и совершенствовалось согласно особенностям уклада и быта казахского народа. В настоящее время, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, искусство создания орнаментов превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа. Национальный орнамент практически бесконечен в своем многообразии.
На данный момент казахский орнамент как народное искусство заслуживает самого пристального исследования и творческого применения в архитектурной практике, откуда вытекает настоятельная необходимость теоретической проработки вопросов архитектурного декора на основе практики народного искусства, а также создания пособия для практического руководства архитекторов, работающих в области проектирования для Казахстана. Таким образом, учитывая недостаточную изученность архитектурного орнаментального искусства необходимо решить общие вопросы, направленные на дальнейшее развитие этого вида искусства. На основе анализа развития отдельных элементов и мотивов проследить в общих чертах развитие смыслового содержания казахского орнаментального декора. Основа декоративного искусства — это абстракция. Чем абстрактная форма, тем она мощная декоративная, и в этом суть ее. Абстрактное искусство всегда было декоративным искусством. Наш национальный орнамент по себе имеет духовное направление и художественный образ, происхождение каждого мотива носит функциональное значение.
В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид.
Национальный казахский орнамент это и новый стиль современной архитектуре. Этот новый стиль использует пространство чтоб закономерно дифференцировать и совершенствовать все дизайнерские элементы и подсистемы. В настоящее время открываются новые предприятия, занимающиеся изготовлением традиционных народных изделий, украшаемых уникальными орнаментами, пользующимися большим спросом.
Создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая большое внимание на их художественное решение. Поэтому в настоящее время все чаще встречаются более современные по композиционному решению новые образцы орнаментов, называющиеся «шаршы ою-орнамент квадрат», «аралас ҿрнек – смешанный узор». К тому же изображениях многих орнаментах проскальзывает содержательный смысл, скрытая, характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом.
Композиционные сочетания казахского орнамента так многочисленны. Говоря о казахском народе, они гениальные по знанию и направление искусство, они извлекли из двух струн домбры богатые мелодии, также создали из многочисленных элементов орнамента богатые художественные сюжеты и формы. Казахский орнамент развивался на основе реалистического образа и в силу этого он, как народное изобретательное искусство сохраняет свое актуальное значение в решении архитектурно- художественных проблем современного строительства. Первоначально народный орнамент переносится в архитектурные формы без значительных изменений. Со временем возрастает синтез архитектурных форм и орнамента. Синтез архитектурных форм и орнаменты создают более выразительные декоративные стилизованные зрительные формы. Созданные на основе архитектурных и орнаментальных форм имеют новизну зрительного восприятия. Они создают философские жизненные понятие дают иллюзию теплоту. Появляется изумительные орнаментальные декоры. Они применяются в архитектурных конструкциях и деталях: решетки балконные, обрамления дверных проемов и арок, лестничные перлы, в плафоны и плоскости стен, во фризы и капители зданий.
В заключения хочу отметить, применение орнаментальных мотивов и орнаментальное искусство является неотъемлемой частью духовной жизни и культуры казахского народа. Истоки его уходят в далекую древность, а материал тематика техника исполнения взаимосвязаны и очень часто зависели от особенностей ведения хозяйства, кочевого быта, религиозных представлений мотивы казахского народа чрезвычайно многочисленны, они сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения. Основные узоры можно разграничить на геометрические, растительные и зооморфные, космогонические.
Перед началом исследования изучается как делается мотивы орнаменты в архитектуре, рассматривается разные здания сооружения и ансамбли, чтобы отмечать как строится стиль архитектуры и национальный колорит. В результате узнается, что молодежь особо не задумывается о внешнем виде зданий и ансамблей.
Задача заключается и раскрывается проблема и синтез связи орнаментального искусства с архитектурой. Лучше узнается культура казахского народа, сберегать и приумножить то, что оставили далекие предки. Этот научный проект привлечет внимание к проблеме потери связи с национальными традициями архитектуре. На основе этой работы сформировались выводы в том, что архитектура должна быть не только не только красивой, но и своим обликом воспитывать патриотические чувства.
Список использованной литературы:
- Казахская ССР. Краткая энциклопедия Т. Алма –Ата. 1991
- Искусство Стран Востока. М.: Просвещение,
- Клод Е.А. «Казахский народный орнамент». Изд. Искусство –1939. с.
- Джанибеков У. По следам легенды о золотой домбре. А.: Ҿнер, ЭхоАлма Ата,
- Ибраев М. Модернизация системы образования – главный вектор Пед. вестник.
- Архитектор Толеу Басенов. Избранное. Том Алматы. – 2009. с. 102-173.
- Клодт Е.А. «Казахский народный орнамент». Изд. Искусство –1939. с.
- Джанибеков У. По следам легенды о золотой домбре. А.: Ҿнер, ЭхоАлма Ата,