Известно, что философия исследует действительность, во-первых, на уровне всеобщности, а во-вторых, исходя из диалектики исторического и логического. Это в особенности относится к философскому исследованию исторических процессов. Ещѐ в конце пятидесятых годов девятнадцатого века Ф.Энгельс писал: «История часто идѐт скачками и зигзагами, и если бы обязательно было следовать за ней повсюду, то пришлось бы не только поднять много материала незначительной важности, но и прерывать ход мыслей [1]. Поэтому самым правильным в исследовании различных феноменов, на наш взгляд, является философский метод. В связи с высокой междисциплинарной ответственностью в последние годы расширяется сфера общих понятий гуманитарных дисциплин. Результатом активных контактов гуманитарных дисциплин становится вытеснение. Например, классической этнографии социологией.
Общими понятиями пользуются социология, религиоведение, этнография, социальная и культурная антропология, культурология, психология, фольклористика, литературоведение, история, политология т.д. Анализ использования этих понятий выявляет роль философии как дисциплины, обобщающей материал, включающей понятие в сложнейший категориально понятийный аппарат всей мировой философии, и потому способной к терминологической завершѐнности и приближению к истинной природе явления. Значение философии обусловлено тем, что в отличие от других дисциплин, владеющих понятиями, но не всегда способными объяснить их, она пользуется операционализируемыми или аспекулятивными понятиями. Методологическая сущность дисциплины обусловливает дидактические задачи. Поэтому частная научная проблема оборачивается задачей образовательного плана.
Отношение философии к общим объектам гуманитарного исследования определяется интеллектуальной деятельностью как статусной. Другими словами она производит интеллектуальное высказывание. Попытаемся выявить роль философии в системе гуманитарных дисциплин на примере анализа использования общих понятий. Наше внимание привлекли три из них, такие, как ритуал, религия и шаманизм не только с точки зрения частоты употребления, но и характера их использования.
Фактом заимствования понятия, созданного в рамках одной дисциплины, в дисциплинарный корпус другой, является понятие ритуала, ритуальных практик, ритуального пространства. Ритуал является наиболее исследованным объектом классических антропологов, однако ритуал универсальное понятие, и оно не является сугубо антропологическим понятием. Это понятие задействовано во всех гуманитарных дисциплинах. Различие, по мнению философов, в частоте и в характере исследования. Если антрополог ставит целью заметить явление, то философ стремится объяснить его. В социальной и культурной антропологии ритуал встроен в культ. Внимание к этому понятию, широко используемому практически всеми гуманитарными дисциплинами объяснимо и с точки зрения педагогических требований и установок. Ритуал – одно из средств народной педагогики. Так, в воспитательных целях использовались пословицы и поговорки в народной педагогике. Составляющие педагогического идеала: высокая понятливость идеального воспитанника, его сдержанность при публичном проявлении интеллекта сопряжены с требованием рефлективности. Успехам народной педагогики способствовал опыт общения с шаманами, мастерами «воздейственного текстопостроения»[2]. Это явление актуализирует изучение культурных автохтонных материалов с точки зрения формирования рефлективных готовностей.
В ряду общих понятий психологии, философии религии, истории, фольклора – религия. Рассмотрение религии не в контексте теологических установок, а в аспекте культа, интересно постановкой проблемы шаманства. Этнографические материалы рисуют шаманство как религиозный культ, известный у разных народов Земли, находившихся на разных этапах общественного развития. С появлением государства возникают новые формы жречества. История религии убеждает в том, что шаманство принадлежит к числу ранних форм религии. Базой изучения шаманства древних тюрков как религиозного культа является алтайский шаманизм. Это религия, не имевшая письменного изложения теологических основ, положений, деклараций, заповедей и запретов, каких либо канонических правил, текстов молений божествам, духам и т.д. Крайне простой и небольшой по количеству священный инвентарь, священный реквизит объясняют то обстоятельство, что некоторые исследователи либо не принимали алтайский шаманизм за религию, либо считали еѐ примитивной. Однако почти полуторатысячелетний период существования алтайского шаманизма, причѐм в одних и тех же устойчивых формах религиозного ритуала и практики, выявляют зависимость этой религии от еѐ содержания. Сохранность и стабильность основных теологических положений и стабильность культовой практики обеспечивала традиция. Шаманизм как синкретическая форма отражает процесс разложения первобытной мифологической системы, а стало быть, и «замкнутости мироощущения в пределах цельной двуединой модели мира»[3].
Идеология шаманизма структурируется на идее цельности и неразрывности макро и микрокосма, унаследованной от магикомифологического восприятия. Модель мира шаманистов характеризуется трѐмя уровнями, обладающими относительной самостоятельностью. Это мир человека, верхний и нижний миры. Сохранившаяся идея цельности принимает качественно иной характер, обретая смысл троичного единства мироздания. Шаман опосредует общение с духом вовлечением духовпомощников, что доказывает автономность каждого из трѐх миров. Общение с духами невозможно без выхода за пределы своего измерения пространства. В теологическом комплексе шаманизма особое значение имеет представление о двойнике человека его душе. Анализ ортодоксальных положений шаманизма определяет его религиозную сущность.
Таким образом, мы на основе анализа данных понятий привели пример того, как философия изучает явления в системе категориально понятийного аппарата, и потому способна к терминологической завершѐнности и приближению к истинной природе явления. Значение философии обусловлено тем, что в отличие от других дисциплин, владеющих понятиями, но не всегда способными объяснить их, она пользуется аспекулятивными понятиями. Значение обозначенной проблемы обусловлено методологической ролью философии как основы формирования современного гуманитарного знания. Структурирование дисциплины, расширение специальных курсов по философии, соблюдение междисциплинарных связей при планировании учебного процесса по программе бакалавриата и и магистратуры, учѐт региональных особенностей и современных тенденций науки, решение в единстве педагогических задач и целей образовательного процесса обретают новое звучание в контексте проблемы, воспринимающейся частной только при поверхностном наблюдении.
Список использованной литературы:
- Энгельс Ф.Маркс К. К критике политической экономии.М.: Политиздат,1959. –Т 13. – с
- Богин Г.И. Умственное воспитание ритуальными средствами // Ритуальное пространство культуры. Материалы международного форума. С-Петербург, 2007.
- Турсунов Е.Д. Древнетюркский фольклор: истоки и становление. Алматы, 2001.