Этнокультурная модель гендерного воспитания казахов

Gender (гендер) – социальный пол, обозначающий всю совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер включает совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе [1, c.8].

Гендерное воспитание в культуре казахов не называлось «гендерным». Прежде всего, казахи называли такое воспитание – воспитанием девочки и воспитанием мальчика. Начиналось воспитание мальчика и девочки с рождения, и носила процессуальный характер. В ходе гендерного воспитания мальчиков и девочек, в истории гендерной культуры казахов обнаруживается своеобразный этнокультурный процессуальный механизм:

  1. Внешнее воздействие на подрастающее поколение этнических традиций гендерного поведения мужчины и женщины.
  2. Подражание и усвоение подрастающим поколением этнических традиций гендерного поведения мужчины и женщины.
  3. Стремление подрастающего поколения к реализации этнических традиций гендерного поведения мужчины и женщины.

Весь этот этнокультурный механизм, который условно назовем «Этнокультурнаямодель гендерного воспитания казахов» реализуется в:

а) повседневной бытовой жизни казахов и б) обрядовой жизни казахов.

А) Повседневная бытовая жизнь казахов держалась на традиционных этнокультурных нормах мужского и женского поведения в быту [2; 3]:

  1. Это и гендерное разделение труда.
    • Мужскими работами считались:
    • уход за многочисленным скотом,
    • скорняжные,
    • плотницкие работы,
    • военное дело,
    • общинные дела,
    • функции главы семьи,
    • материальное обеспечение,
    • защита семьи,
    • защита интересов рода и т.д.
    • Женские виды работ:
    • доение многочисленных овец, коров, кобылиц, верблюдиц,
    • взбивание масла,
    • приготовление различных молочных продуктов в большом количестве,
    • ежедневная выпечка хлеба,
    • толчение проса,
    • ручной помол зерна,
  • сбор и доставка топлива (хворост, курай, кизяк),
  • покраска шерсти,
  • прядение, тканье,
  • вышивка,
  • ковроткачество,
  • изготовление чия,
  • вяление кошм,
  • пошив одежды,
  • приготовление пищи,
  • уборка юрты,
  • стирка,
  • воспитание и уход за детьми,
  • прием и обслуживание гостей,
  • оформление юрты,
  • сборка юрты,
  • разборка юрты,
  • уход за очагом и т.д.

Женских трудовых повинностей было очень много, женщина везде успевала. В этнокультуре казахов есть определение трудолюбивой женщины: «Еңбекшiл қатынның қолы жiп иiрсе, аяғы бесiк тербетедi»«Трудолюбивая женщина если рукой веревку вьет, то ногой люльку ребенка качает». 2.Это и традиционная мужская и женская одежда.

  • Мужская одежда:
  • Распашная рубаха (жейде, жегде),
  • Нераспашная рубаха (көйлек),
  • Штаны (шалбар),
  • Камзол,
  • Бешпент,
  • Шапан,
  • Купі(разновидность зимней одежды),
  • Тон (разновидность зимней одежды),
  • Ішік (шубы),
  • Жарғак (кожаный халат),
  • Кебенек (войлочный плащ),
  • Кісе (кожаный пояс),
  • Тақыя (тюбетейка),
  • Қалпақ (шляпа),
  • Бөрік (шапка),
  • Тымақ (зимняя шапка),
  • Етік (сапоги),
  • Мәсі (сапожки),
  • Кебіс (калоши) и т.д.
  • Женская одежда:

Көйлек (длинная, широкая, разноцветная рубашка, платья),

Камзол,

Шапан,

Купі(разновидность зимней одежды),

Ішік (шубы),

Белдемше (юбка),

Белдік (пояс),

Тақыя (тюбетейка),

Бөрік (шапка),

Саукеле (свадебная шапка),

Жаулық,

Кимешек,

  • Етік (сапоги),
  • Мәсі (сапожки),
  • Кебіс (калоши),
  • Женские украшения и т.д.
  1. Это и этнокультурное статусное положение, и поведение мужчины и женщины в семье и обществе:
    • мужской статус:
    • муж – глава семьи,
    • он принимает решения по основным вопросам семьи,
    • представляет семью в общине.
    • для него традиционной нормой мужского поведения является:
    • мужество,
    • бесстрашие,
    • твердость характера,
    • решительность,
    • умение держать себя в руках,
    • сдержанность во всем, в том числе и половой жизни,
    • немногословие,
    • спокойствие,
    • готовность к подвигу и защите семьи.
    • женский статус:
    • послушание и подчинение мужу,
    • женственность,
    • верность мужу,
    • немногословие,
    • сдержанность.

Б) В богатой обрядовой жизни казахов традиционные мужские и женские нормы гендерного поведения четко фиксировались в обрядовых и ритуальных действиях и ситуациях [4; 5]:

  • Қыз ұзату (Проводы девушки),
  • Неке қияр (обряд бракосочетания),
  • Келін түcipy (прием невесты в дом),
  • Шілдехана (праздник в честь новорожденного),
  • Ат қою (наречение),
  • Тұсаукесер (разрезание пут, первые шаги ребенка),
  • Тыйым (перечень этических запретов),
  • Қыз ойнақ (девишник),
  • Әдеп (перечень этических правил и приличий),
  • Наурыз (Великий день, Новый год казахов),
  • Алтыбақан (национальная игра, развлечение молодежи, игра имеет огромное значение в познании искусства, взглядов молодежи, их взаимоотношений),
  • Асар (трудовая помощь общины),
  • Аңшылық (охота),
  • Күзем шай (праздник стрижки скота),
  • Қой басты (обряд кошмовяления),
  • Қымызмұрындық (трудовой обряд первой пробы кумыса),
  • Сабантой (праздник урожая),
  • Саятшылық (охота с ловчими птицами),
  • Салбурын (охотничий праздник состязания молодых джигитов) и другие обряды, которые содержательно вошли в Этнокультурнуюмодель гендерного воспитания казахов[4].

Этнокультурнаямодель гендерного воспитания казахов в повседневной бытовой жизни казахов и обрядовой жизни казахов подкреплялась:

В) этнокультурными средствами гендерного воспитания и Г)этнокультурными методами гендерного воспитания.

Итак, В)этнокультурные средства гендерного воспитания казахов. Это такие средства, как пословицы, загадки, народные песни, сказки и др. Действительно, в пословицах, загадках, народных песнях, сказках отражается совокупность накопленных и проверенных народной жизнью опытных знаний, сведений, суждений, умений и навыков гендерной культуры.

Как мы приводили выше, Этнокультурнаямодель гендерного воспитания казахов подкреплялась также: 

Г) этнокультурными методами гендерного воспитания казахов. Это такие общеизвестные методы:

  • наблюдение,
  • подражание,
  • пример,
  • приучение,
  • житейские ситуации,
  • внушение,
  • требование,
  • поощрение,
  • наказание,
  • усвоение и прочее.

Обратимся к некоторым из них. Житейские ситуации из народной культуры гендерных отношений. В своем содержании житейские ситуации из народной культуры гендерных отношений описывали короткие, яркие и завершенные по смыслу различные гендерные события, факты, поступки, действия и т.п. Благодаря умелому и тактичному использованию житейских ситуаций из народной культуры гендерных отношений, старшее поколение формировало у детей гендерное сознание, понятия, суждения и убеждения. Этот метод обретал большую эффективность, если использовался во взаимосвязи и взаимодополнялся другими этнокультурными методами гендерного воспитания, такими как наблюдение, гендерное подражание, гендерный пример, внушение и т.п. В ходе рассказа житейских ситуаций из народной культуры гендерных отношений, через объяснение шло усвоение подрастающим поколением отдельных гендерных понятий, актов гендерного поведения, некоторых техник гендерного общения.

Метод примера из народной культуры гендерных отношений формировал у подрастающего поколения реальные образцы гендерных поступков, развивал гендерные чувства и убеждения. Примеры из народной культуры гендерных отношений могли быть как положительные, так и отрицательные. Народ в этой ситуации делал упор на нравственную устойчивость гендерного сознания детей, порицая те или иные встречающиеся отрицательные примеры из гендерной жизни народа, формируя у них установку – « Так нельзя поступать!». Здесь народ логично применял метод требования, который стимулировал или тормозил некоторые гендерные качества и поступки у подрастающего поколения.

Как мы выше оговаривали, все этнокультурные методы гендерного воспитания между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, когда народ приучал старших детей к гендерной жизни, он использовал в совокупности методы примера, житейских ситуаций, внушения, подражания, требования, поощрения, наказания, усвоения образцов из народной гендерной жизни.

Таким образом, в Этнокультурноймодели гендерного воспитания казахов молодежь с раннего детства проходила уроки гендера через повседневную бытовую и обрядовую жизнь и занимала в этнокультурном обществе свое место в соответствии со своим реальным и признаваемым обществом гендером, соответственно – статус мужчины и женщины.

 

Литература

  1. Сакенов Д.Ж., Шнайдер Е.А. Гендерное воспитание детей-сирот: Монография. – Павлодар: ПГПИ,– 143 с.
  2. Казахи: историко-этнографическое исследование /сост. М. Казбеков. Алматы: Казахстан, – 352 с.
  3. Бейпіл сөздер: Қазақтың эротикалық фольклоры / құраст. А. Сейдімбек. Алматы: Темірқазық, –269 б.
  4. Кенжеахметұлы С.Ұлттық әдет-ғұрыптың беймәлім 220 түрі. Көмекші оқу құралы. Алматы: Санат,
  5. – 256 б.
  6. Төлендиев Т., Иманбаев Қ. Қызым саған айтам.Алматы: Қазақстан, 1991. – 176 б.
Журнал: Без журнала
Год: 2016
Город: Астана
Категория: История
loading...