Любовная лирика Махдумкули Фараги

Аннотация. В творчестве Махдумкулу лирика любви занимает большое место. В этих стихах описание духовной жизни, чувств и переживаний является ведущим. Основу его стихов о любви составляют воспевание человеческой красоты, ощущений чистой любви, гуманистических отношений. В этих стихах пропагандируются такие воспитательно-этические мысли как любовь к жизни, содержательная жизнь, верность, преданность.

В любовной лирике поэта имеется горькая тоска. Его лирический герой не вымышленный, романтический образ, а реальный, живой человек, его современник. Сердечные переживания в стихах поэта, в юности полюбивший красивую девушку (двоюродную сестру) по имени Менли (Менгли – проф. П. Халилов) и из-за невозможности не сумевший соединиться с ней, носят общечеловеческий характер. Иной раз поэт при восхвалении любимой девушки обращается к классическим образам. Героем лирических стихов поэта является лицо, имеющее имя, адрес. Он посвятил все свои любовные стихи только одной красавице – Менли, всю жизнь остался верным к той недостижимой любви:

Билбилем, ахы-зар чекип, Тязе гцлзардан айрылдым: Гюзден ганлы йашым дюкцп, Ол север йардан айрылдым…

Иллери бар динли-динли, Совук сувлы, тер юленли, Или-гюклен, ады – Менли, Нязли дилдардан айрылдым.

Магтымгулу, ашык местан, Багладым шанына дестан, Мензилгяхи багы-бостан,

Алмалы нардан айрылдым (3, 62-63).

Махдумкулу обращается к возлюбленной со словами милая, родная и называет ее своей Меккой – Мединой:

Вадарыга, нейлерем мен, мяхрибаным, кайда сен? Ики дцнйя йолдашым, шякри-иманым, кайда сен? Гюзлеримнин рювшени, йагты нураным, кайда сен? Нейлерем багу-чеменни, мах-табаным, кайда сен?

Валыдым, Мекге-Мединям, мяхрибаным, кайда сен? (3, 37).

Красавица поэта не только красавица в духовном отношении. Ее внешняя красота сводит с ума влюбленного, уста красавицы похожи на воду священного колодца «Земзем», а

сама на свежий цветок, любящий сладостнее, чем сахар, мед, а своей красотой она ровняется с Юсифом-Зулейхой:

Сачбагын ужунын симдир ишмеси. Цстцнден йол дцшсе, кындыр ашмасы, Агзын абы-хайат, Земзем чешмеси, Айналбакы сувнун лайы гюзел сен!

Гызыл дийсем – гызыл, ай дийсем – ал сен, Хиндистанда – шекер, Булгарда – бал сен, Ышк билен ачылган бир тязе гцл сен,

Йусуп – Зцлейханын тайы гюзел сен! (3, 70).

Поэт, не сумевший соединиться со своей возлюбленной по обычаям того времени, отдалившись от нее, разочаруется:

Ей пери, мен ашыгам, сана, йанарам, догрусы, Гюрмегинче гцл йцзцнни бикарарам, догрусы (3, 71).

Возлюбленная красавица лекарство для поэта-горемыки. Если она убьет его, то это для поэта равно как веление падишаха:

Хер сачлары бир сцнбцл, Гойя ки мен хем билбил. Ей женнет ера бир гцл, Рызвана гюзцм дцшдц.

Сен-сен дердиме дерман, Юлдцрсен, будур перман, Магтымгулы дийир, ей жан! Жанана гюзцм дцшди (3, 85).

Любовные чувства в стихах Махдумкулу очень искренние, простые, одновременно очень суровые. Он любит, как влюблялись романтические герои Юсиф, Меджнун, Фархад, Варга, Тахир, Гариб и др.:

Йагуп йурт етди Кенганы, Оглы Мцсурнин солтаны, Ашык Йусуп Зцлейханы Сюйен дек сюймцшем сени.

Йаланчыны тутды ады, Олардыр ышкын бинйады, Межнун Лейли перизады

Сюйен дек сюймцшем сени.

Дилдилер дагын зирини, Тапмадылар бир-бирини, Ашык Перкат гцл Ширини

Сюйен дек сюймцшем сени! (3, 125).

То, что любовная лирика занимает в творчестве поэта своеобразное место, еще раз видно из его стихов. Его способ высказывания, слова, рифмы, полустишия и в целом стихи бесподобны. В стихах Фараги чувствуется дух поэта, истраченный с ювелирной чуткостью и точностью. Поэтичность поэта, образность его мышления впитался в дух его творчества. Мастерство Махдумкулу состоит в том, что он создает картину с лаконическими, образными выражениями, дает психологический мир человека. Поэт в стихах, украшенных поэтическими чувствами и мыслями с чуткостью подходит к слову, пользуется оттенками значения слова.

Махдумкулу в стихах, написанных на тему любви, описывает силу любви поэта, его любовные страдания и обращается к людям, изъездившим мир, говоря «есть ли человек, страдающий в любви подобно мне?»:

Жахан кештеси гедалар, Менин киби йанан бармы? Ышк ашыгы перваналар,

Ол аташдан ганан бармы? (3, 426).

Поэт, не сумевший забыть свою любовь, осуждает феодально-патриархальные отношения, создающие препятствие для соединения возлюбленных, и приходит к выводу, что как бы ты искренне не раскрывал душу, все равно всех страданий не выразишь:

Магтымгулы, сюзледин аз, Дерт-зякерин кылдын бейаз, Эюл ичинде мейлисде газ,

Бизлер цчин ватан бармы? (3, 427).

Махдумкулу в стихах, написанных на эту тему выражает тонкие чувства, а порой в отличии от гошмы Вагифа сетует на эпоху.

Поэт все стихи о любви, можно сказать, адресует одной героине – возлюбленной Менли:

Перде тартып йцзлерине,

Райыш берип сюзлериме, Магтымгулы, гюзлериме,

Еке Менли хан гюрцнер (3, 648).

Суровые обычаи, стоявшие неразрушимыми преградами между влюбленными во все времена, не дали возможности поэту соединиться со своей возлюбленной. Выдача Менли в замужество силой очень тяжело подействовало на Фараги. В стихах, посвященных ей, поэт выражает грусть, исходящий из разлуки, искреннюю любовь:

Айрылдым гунча гцлцмден, Сыйа сечы сцнбцлимден, Хош авазлы билбилимден,

Ширин гцфтардан айрылдым (3, 62).

Прослеживая стихи, написанные в таких нотах, становится ясно, что он до конца жизни не забыл эту несбывшуюся любовь, часто высказывал свою сердечную боль, эти тонкие чувства перенес на бумагу:

Магтымгулы, ышк юзцнден бат ейляр, Ишк ишидир ашналары йат ейляр, Йалынсыз йандырар, кюзсцз от ейляр,

Хер замана чексе, сюнмез, йаранлар (3, 68).

Поэт, имеющий широкий и всесторонний творческий диапазон, создал и прекрасные образцы лирики, посвященные любви, которая является общечеловеческой темой.

 

Литература:

  1. Хялилов П. ССРИ халглары ядябиййаты. ЫЫ щисся. – Бакы: «Маариф». – 1977. – 360 с.
  2. Хялилов П. Тцрк халгларынын вя шярги славйанларын ядябиййаты. – Бакы: «Маариф». – 1994. – 431 с.
  3. Магтымгулу. Сайланан есерлер. Ашгабад, «Тцркменистан» нешириййаты. – 1958. – 530 с.
Год: 2012
Город: Алматы
Категория: Филология