Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Мовлуд Сулейманлы и фольклорные традиции (на основе повести «Мельница»)

В охране национально-духовных ценностей, в передаче исторической памяти в будущее, также в укреплении чувства национального происхождения и сознания фольклорная культура обладает исключительным историческим значением. И в выражении национально-исторического своеобразия роль этих ценностей незаменима. Если взять в широком смысле фольклор, охватывающий понятие национальнодуховной сущности наряду с тем, что он является основным источником энергии, которая сохраняет и дает жизнь языку, духу народа, также играет роль плодотворной почвы в динамическом развитии многих отраслей национальной культуры, в том числе художественной литературы. Талантливые деятели пера, которым хорошо ведомы тонкости национального духа, глубинные пласты нашей национально-духовной сущности, лишь тогда достигают успеха в художественном решении тем, к которым они обращаются, когда фольклорный колорит наряду с другими качествами мастерства присутствуют в языке и духе написанных ими произведений.

Конечно, фольклорный колорит, так или иначе, проявляет себя в творчестве большинства представителей нашей классической и современной литературы. Но существуют писатели, творчество которых непосредственно берет начало от фольклорных источников. Фольклор для данных писателей является не только показателем языка, стиля и повествования, но и также показателем национального духа, национальной сущности, национального сознания. С этой точки зрения, художественная проза народного писателя Мовлуда Сулейманлы, который, начиная с семидесятых годов двадцатого века до настоящего времени своим духом и своей писательской манерой заслужил звания настоящего фольклорного писателя, может считаться образцом, привлекающим внимания.

Даже и первоначальное, мимолетное наблюдение за творчеством Мовлуда Сулейманлы дает возможность с легкостью определить, что он является тем писателем, который впитал в себя фольклорную культуру, народной дух. Потому что, фольклор составляет основу, сущность его творчества как писателя начиная с его самых малых рассказов – этюдов этнографического стиля, кончая его крупномасштабными совершенными эпическими произведениями как «Кочевание», «Черв грецкого ореха», «Мельница», «Недосол». Во всех этапах и ситуациях своего художественного творчества он проявил себя как писатель, который дышит, живет фольклором, нашей историко-этнографической культурой. Под различными условно-символическими названиями своих произведений он всегда постарался оживить историко-духовный образ народа.

Внутри Советской Империи, которая всей своей силой, мощью превратила раздавление, уничтожение национальной сущности в свою идеологическую миссию, литературная деятельность Мовлуда Сулейманлы за данный период которая на уровне связи именно с фольклором, фольклорными ценностями вывела на страницы рассказов, повестей и романов проблемы, реконструкции национального распознавания, в действительности служила процессу национального пробуждения и борьбы за независимость, не случайно, что споры и дискуссии вокруг повести «Мельница» и романа «Кочевание» были отмечены в числе самых событий, имевших важное место в литературной жизни семидесятых-восмидесятых годов.

Последующий ход литературного процесса, и в том числе нашей национально-духовной жизни подтвердил жизненность и дальновидность проблем необходимости возврата к фольклору – происхождению, национальному самопознанию, спасения от кабалы красной империи, приобщения к свободе, независимости.

Примерно к концу семидесятых годов, когда советская идеологическая пропаганда еще достаточно была сильна, а более точно в 1978ом году вопросы, поднятые в повести «Мельница», которая была представлена литературнонаучной общественности и широкой читательской аудитории, по своей актуальности, и смелости вызвали большой резонанс в филологической мысли (3,7). Произведение по всей своей сюжетной линии повести доводило до внимания читателей насколько тяжелые и жалкие негодности вносило наружу проблема выветривания национально-духовных ценностей историкоэтнографической культуры, существование глубокой, большой пропасти между духовной эрозией и деградацией в реальной жизни и фальшиво помпезной и роскошной советской идеологической пропагандой. Как справедливо отмечает, доктор филологических наук Х.Баширли, «в произведении «Мельница» внезапно появилось, показалось истинное лицо режима, который внешне был пышным, светлым, гладким, истина стала очевидной. Жестко и открыто были показаны материальные и духовные ценности, перемолотые как мельница целым режимом» (4,7). В виду того что, Мовлуд Сулейманлы является писателем фольклорного уклона среды средств к которым он с этой цельно обращается, символико-метофорические образы, идущие из историко-духовной памяти народа занимают важное место. Фольклорная символика начиная с названия произведения («Мельница») до историко-духовного статуса, исполняемого отдельными образами (например, Тэлли гары-седовлосая женщина, Гюллю арвад женщина хранительница семейных традиций, Чабан образ верности, мужества, праведности и т.д.), также до писательского повествования и символических выражений и реплик в разго-ворном стиле образов занимают ведущее место.

В действительности образ «Мельница» символизирует всю сущность произведения. Историко-этнографическое пространство – мельница которая как источник добра, благополучия занимает здесь высокое сакральное место превращается в полностью противоположное место, где господствуют такие негативные явления как безнравственность, пьянство, алчность, и т.д. Писатель при посредстве фольклорной символики, метафорических образов и средств старается внести ясность в сущность процесса превращения «мельницы-изобилия» в «мельницу-кабабную», причины которые привели к этому превращению.

Писатель на примере социально-общественной жизни одного села при посредстве символико-метафорического образа «кровь», взятого из историко-этнографической культуры народа, который стал особенно актуальным после превращения мельницы в «мельницу-кабабную» сумел обозначить, показать все негативные стороны этого превращения, господствующие в среде «мельницы-кабабной». «Дети села играли с кровью» (1, 21). Это предложение, приведенное из повести наглядно показывает всю трагичность положения общества. И не случайно весь гнев и проклятие двух старых женщин-хранительниц домашнего очага, несущих груз историко-духовного статуса в повести направлено именно против шашлычника, который орудует в кабабной то есть в бывшей мельнице. Тэлли гары (старуха Тэлли) конкретизируя фольклорной символикой пролитую кровь шашлычником, адресует ему самому: «Что бы только кровь ел!». Этот семантический груз преследует шашлычника по всей сюжетной линии. Или же слова Гюллю арвад (женщины Гюллю): «Зачем ты нашу воду превратил в кровь?» показывают, что некогда чистая как вода жизнь общества превратилась в кровь. Она как бы требует ответа за все негативные явления в бывшем советском обществе.

Это негативное влияние превращения сельской мельницы в кабабную не прошло мимо и от чисто человеческих отношений, нравственности: естественные, добрые человеческие отношения заменяются фальшивыми, искусственными отношениями, нарушаются нравственно-духовные критерии, алчность людей приводит их к безнравственности, недостойности. В повести, где изображается этот мир чабан выступает как защитник и хранитель, он доведенный до отчаяния существующим положением в обществе грозиться с кинжалом в руках исправить ситуацию, искоренить эти негативные явления. Следует отметить, что в произведениях типа «Мельница», «Кочевание», «Недосол», «Черв грецкого ореха», «Сатана», и в других произведениях этого типа обращение Мовлуда Сулейманлы к фольклорный символике во всех случаях носит характер подтекстной манеры (5, 44-48). Если здесь с одной стороны на передний план выдвигается историко-генетическая память, национально-духовная принадлежность, воплощенная фольклорной и этнографической культурой, то с другой стороны окольным путем, намеками выражается писательский протест процессу национально-духовного разложения в существующей реальности – в советской социальной политической среде. То, что данные произведения в филологической мысли были встречены неоднозначно – наряду, с тем и, кто приветствовал появление этих произведении и было не малое число критиков, исходящих из советских идеологических критерий, в многом было связано и с манерой подтекстного протеста.

В повести проблема разложения национально-духовных ценностей, деградации и сбивание с пути историко-этнографического существования жестких жизненных картин, выдвигается на передний план, что в действительности должно считаться правильной и нормальной реакцией художественной лите-ратуры. Процесс застоя-эрозии-разрушения именно в эти годы охватило советское общество, привело к ее падению: советская мельница перемалевало ложь и ложью кормила. Внешне – на словах было социальное равенство, справедливость, большой прогресс, а во внутренней сущности жалкое и страшное положение, то, что было в «мельнице-кабабной» господствовало и в обществе. В подобной среде духовное разложение общества было неизбежным.

 

  1. Сулейманлы, М. Голос. Баку: Язычы, 1988 (на азерб. яз.)
  2. Салахлы, С. Романы Мовлуда Сулейманлы призывают к национальному катарсису // Сулейманлы, М. Три романа. Баку: 2004 (на азерб. яз.)
  3. Баширова, Х. Предисловие // Сулейманлы, М. Избранные произведения. Баку: Шарг-Гарб, 2006 (на азерб. яз.)
  4. Гусейнов, А. Единство различия. Баку: Язычы, 1991 (на азерб.яз.)

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.