Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Функции концептуальной метафоры в гуманитарном дискурсе лидера нации

Языковая личность лидера нации в своем гуманитарном дискур­ се приближается к некоему новому в нашей культуре дискурсивному мышлению, позволяющему одновременно размышлять о бытии че­ ловека, о его духовной и социальной культуре. Авторы предлагают рассматривать гуманитарный дискурс как результат взаимодействия персонального (личностно­ориентированного) и институционального дискурсов. Примером можно считать гуманитарный дискурс поли­ тического лидера страны, в котором взаимодействуют новаторские тексты государственного деятеля, с одной стороны, и восточного мыслителя, с другой стороны. Следы такого взаимодействия видны в пространстве текста благодаря лингвистической эксплицитности ин­ тертекстульного диалога. Объектом исследования настоящей статьи являются метафорические словоупотребления, репрезентирующие базисные концепты гуманитарного дискурса лидера нации. В статье рассматриваются функции метафорических концептов гуманитарно­ го дискурса лидера страны как средства влияния и убеждения в про­ цессе общения с глобальным адресатом (народом). Концептуальная метафора репрезентирующая базисные концепты гуманитарного дискурса, является одним из важнейших средств категоризации, кон­ цептуализации и оценки действительности, позволяет выявить суще­ ственные особенности политического сознания.

Определённые речевые ситуации, связанные с ключевыми моментами, приоритетными для судеб страны, кардинально меняют реакции людей на знаковые языковые личности и содержание их речи, способные преобразовывать убеждения, направленные на аудиторию и восприятие ею какой-либо ситуации в глобальном аспекте.

В основе эффективных методов влияния и лучших средств изменения убеждений в процессе общения с глобальным адресатом (народом) лежит воздействующая сила слова и личность истинного лидера нации.

Язык является одним из ключевых компонентов, из которых строятся наши внутренние модели мира. Он способен оказывать огромное влияние на то, как мы воспринимаем реальность и реагируем на неё. Сила слова, усиленная творческим потенциалом личности – лидера, завоевавшего доверие и любовь нации, в устных выступлениях, а затем и в письменной форме в жанрах публицистического стиля вызывают убеждённость в правоте его слов и всеобщую оценку одобрения.

Дискурс лидера нации может быть политическим, дипломатическим, административным, т.е. институциональным и одновременно персональным, раскрывающим его внутренний мир. Последнее, например, для руководителя страны связано с ситуацией его широкого общения. Не случайно дискурс предлагалось трактовать как «текст плюс ситуация». «Искусство управлять государством не ограничивается одним лишь принятием решений, определяющих нормальную жизнедеятельность и поступательное развитие страны. Вместе с тем оно требует умения изо дня в день встречаться и общаться с народом, живо обмениваться мнениями, точно информировать о текущем положении, красноречиво доводить свои мысли и соображения, ясно формулировать стоящие перед страной цели изадачи и, таким образом, силой своего убеждения вдохновлять людей на достижение ожидаемых результатов» [1, 3]

Лидер нации страны, где проживает 130 наций и народностей, избирает путь творческого выстраивания стилистики своих текстов по схеме «гуманитарный дискурс плюс этнический дискурс» с преобладанием гуманитарного в смысловом поле «образованность, духовная культура, принадлежащий человеческому обществу и его культуре». Здесь понимание гуманитарного дискурса близко понятию гуманность в значениях «человечность, человеколюбие, уважение к людям и их достоинству». По мнению специалиста по социальной философии Д. Кшибекова, этническое чувство «формируется исподволь, само собою. Из повседневных, незаметных на первый взгляд ощущений рождается непреодолимая сила привязанности к родной земле» [2, 25].

В когнитивной лингвистике язык изучается как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации. Объектом настоящей работы являются метафорические словоупотребления, репрезентирующие базисные концепты гуманитарного дискурса лидера страны. Концептуальная метафора эксплицирует базисные концепты гуманитарного дискурса, являясь одним из важнейших средств категоризации, концептуализации и оценки действительности, позволяет выявить существенные особенности общественного сознания.

В центре нашего исследовательского интереса находится подход к моделированию гуманитарного дискурса, связанный главным образом с обобщенным представлением его концептуальной организации.

В числе основных в гуманитарном дискурсе концепты «развитие», «народ», «честь», «ответственность». Одним из центральных концептов гуманитарного дискурса Н. Назарбаева является концепт «развитие». Концепт развитие отмечен особым авторским смыслом. Номинативная составляющая концепта развитие в гуманитарном дискурсе соотнесена с этноцентрическими концептами казахской культуры путь и кочевье. Кочевой народ прекрасно ориентировался в степи, знал ее природу, особенности, умел давать точные названия местностям, живым существам. Кочевнику предстояло в своей жизни постоянно находиться в пути-дороге, преодолевая огромные пространства равнинных степей и перевалов высоких гор, и в этом была логика его судьбы – находиться в движении для познания мира. Жизнь ассоциировалась у кочевника с перемещением в пространстве, с его мобильностью в изменчивой среде обитания. «Исстари повелось так, что возглавлять кочевье – испытание для лидера, а быть при нем едиными и сплоченными – испытание для народа». «Обретший во всех странах света верных друзей, преданных союзников, надежных партнеров, окруженный аурой добрососедства и взаимоуважения Казахстан уверенно ведет свой караван по великому кочевью нового тысячелетия» [3, 40].

Величие и мужество образа кочевника проявляется в такой концептуальной метафоре как «Казахстан – путник», где образ государства предстает как путник, преодолевающий трудный путь и претерпевающий жизненные испытания: «В первые годы независимости Казахстан был как путник, идущий по горному перевалу, вопреки ветру и дождю, вопреки своей усталости и страху, идущий вопреки всему происходящему вокруг» [3, 23]. В данном случае мы имеем хорошо сконструированную метафору как набор направлений мысли, который изменяет убеждения и обладает структурой, похожей на опыт народа. Метафоры функционируют непосредственно в наших внутренних репрезентациях. Происходящее в сознании глобального адресата можно назвать нейролингвистическим процессом, посредством которого адресат сообщения, услышав знакомый элемент, заходит в банки памяти и получает доступ к внутренним ссылкам для наделения нового понятия значениями. Для того, чтобы язык работал, он должен вызывать в сознании сенсорные репрезентации, чему и способствует концептуальная метафора в гуманитарном дискурсе, т. е. освоению концепта, внутренней репрезентации, основанной на уже имеющемся знании.

Значение семьи в жизни казаха невозможно не оценить. Семья – это то, что более всего понятно и близко казаху. Только в составе семьи человек является полноценным участником социальных процессов. Семья – вот тот строительный кирпичик, из которого строится казахский общественный организм. Концептуальная метафора «СТРАНА – БОЛьШАЯ СЕМья» репрезентирует гуманитарный концепт «народ»:

«Отныне мы все должны быть как дети одного отца. Отныне у всех нас только одна Отчизна» [1, 40]. «Долг каждого из нас – ценить и уважать Флаг, Герб и Гимн нашей республики. С ними мы ощущаем себя единой неразлучной семьей. С ними нас узнают, признают и приветствуют во всем мире» [1, 32]; «Заботиться о возрождении национальной самобытности казахов – мой президентский и сыновний долг»; «Дети страны увлеченной способны свернуть даже горы. Дети страны обреченной не несут ничего, кроме вздора»; «Пока каждый живущий в Казахстане не осознает себя сыном этой страны, не проникнется верой в ее будущее, не будет у нас продвижения». Некоторые высказывания лидера нации отражают мифопоэтическое сознание казаха. Миф для казаха есть подлинное реальное событие, событие сакральное, значительное, функция его – выстраивание модели и придание значимос ти миру и происходящим событиям: «Сотворив этот мир, Бог не обделил казахов: соответственно их широким помыслам дал им необозримую землю осыпал ее несметными подземными и надземными богатствами, населил эту землю миролюбивым, добродушным и справедливым народом, одарил этот народ отважными и доблестными сыновьями» [1, 76]

Героизация происходящих в стране событий отражается в репрезентации универсальных концептов, таких как мировое древо: «Казахский народ подобен могучему древу с развесистой кроной и крепкими длинными корнями, уходящими на семь пластов вглубь земли. Он всегда рос здесь, на этой земле, никогда не покидая освященную веками истории родную великую степь. В сражениях с бурями, в схватках с жестокими испытаниями нелегкой судьбы рос и расцветал мой древний народ. Таким он пришел в настоящий день». В данной максиме эксплицируется метафора «НАРОД – ДРЕВНЕЕ ДРЕВО» [1, 48]

Мировое дерево представляет собой центр мироздания. Оно – путь между вертикальными мирами, и обычно под таким деревом происходят сакральные действия. мировое дерево связывает все три уровня мироздания: верхний насчитывает семь или девять слоев неба, средний – земной, нижний насчитывает также, как и верхний, семь или девять слоев. Его отдельные части представляют собой части отдельных миров: корни принадлежат подземному миру, ствол – среднему миру, крона – листья и ветки – верхнему миру.

Особую этическую нагрузку имеет в гуманитарном дискурсе лидера нации концепты «честь» и «ответственность». Концептуальная метафора «ПУТЬ ЛИДЕРА – ДОРОГА ЧЕСТИ» репрезентирует ценностные концепты честь и ответственность и эксплицируют образ самого лидера страны: «С того, кто стоит на семи ветрах, на виду у народа, спрос особый»; «В этой короткой, как рукоять плети, жизни найдется ли для человека честь выше той, чтобы идти во главе исторического шествия своего народа и принимать самое непосредственное участие в его великих делах и свершениях»; «Нет и не может быть большей чести, чем оправдать доверие народа»; «Для меня не может быть ничего дороже, чем служить благородному народу, для которого его честь превыше жизни, который возвысил меня и даровал счастье ранее недоступное ни одному казаху – стать во главе строительства независимого государства. На этом пути я не пожалею ни сил, ни знаний, ни опыта и никогда не сверну с него» [1, 74]). Поведенческие мотивы накладывают свой отпечаток на языковое сознание и конструируют метафоры «ДЕРЖАТЬ ВЫСОКО ГОЛОВУ – ИМЕТЬ ЧЕСТЬ»: «Я – человек, ради своего народа поставивший на кон свою собственную голову»; «Каждому народу прежде всех благ и задатков необходимо умение высоко держать голову» [1, 32]. По-казахски честь, совесть – ар, обозначающий высокий уровень морально-этических качеств. Предположительно, что слово «ар», обозначающее в современном понимании такие понятия как честь, совесть, достоинство, имело и мифическую окраску. У казахов есть пословица «За душу я пожертвую богатством, скотом, а за свою честь я пожертвую жизнью» («Малым – жанымның садағасы, жаным – арымның садағасы»). Получается, что есть некий Ар, за который не жалко отдать даже жизнь. В казахском языке это слово стало основой многих положительно окрашенных понятий: арлы – имеющий честь, совесть, честный ( арсыз – букв. Не имеющий Ар, без совести и чести, подлый); ардақ, ардақты – благородный, уважаемый, почтенный; арыс ө достойный уважения человек, человек, сделавший что-то хорошее для общества, и все это говорит о позитивном значении слова Ар. Ар в мифологии прототюрков означал особое абстрактное понятие чего-то высшего, доступного лишь избранным, отсюда возникли его другие производные значения – правда, порядок, суть, благое деяние.

Концептуальная метафора позволяет создать некую модель мира и выявить взаимосвязи между его элементами– в этом проявляется ее моделирующая функция. Концептуальная метафора становится мощным средством формирования у адресата необходимого творчески одаренной языковой личности миропонимания. Именно метафора способна перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия, требующие дополнительных разъяснений, в более конкретные формы.

 

Литература

  1. Назарбаев Н. Мыслями с народом поделюсь. – Алматы: Мектеп. – 2007. – 263 с.
  2. Кшибеков Д. Национальная идея (От этнических чувств до идеологии). – Алматы: Дайк-Пресс, 2007. – 340 с.
  3. Назарбаев Н. Казахстанский путь. – Караганда, 2006. – 372 с.
  4. Основы нейролингвистического программирования // Учебное пособие. – М: Флинта, 1999. – 400 с.
  5. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция / В кн.Метафора в языке и тексте. – М.: Наука, 1998. – С. 26-52.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.