Лексические репрезентации концепта «тоска» через признаки воздуха

Научное исследование посвящено изучению проблемы лексических репрезентаций концепта «тоска» с позиции семантико­когнитивного подхода. Новизна исследования заключается в описа­ нии когнитивной модели лексико­семантического поля концепта «тоска» через признаки воздуха, что отражает исследуемый концепт в языковом сознании носителей языка. С целью получить дос­ туп к содержанию концепта как мыслительных единиц установлен смысловой объем концепта по следующей схеме: прямые номинации концепта (ключевое слово­репрезентант концепта, которое избирается исследователем в качестве имени концепта и имени номинативного поля, и его систем­ ные синонимы); производные номинации концепта (переносные, производные); контекстуальные синонимы; окказиональные индивидуально­авторские номинации; метафорические номинации; устойчивые сравнения с ключевым словом; образные концептуальные признаки, которые харак­ теризуют концепт; художественные тексты, раскрывающие содержание концепта, которые свиде­ тельствуют о том, что признаки воздуха, представленные лексической синонимией, наиболее точно отражают эмоции и структурируют языковое сознание человека.

Концепт «тоска» описывается через признаки ‘воздуха’. Воздух – сфера пребывания души. «Этимологически воздух, так же как и душа, дыхание, – из праслав. дихъ» [1, 401]. Душа является местом обитания тоски (тоска души, душевная тоска), и различные ее перемеще ния сравниваются с движениями воздушного потока. Когнитивная модель ‘тоска → воздух’ репрезентируется лексической синонимией в метафорах движения воздуха через следующие признаки [2, 31]:

  • – ‘порывы’ (Но вдруг мятежная тоска С порывом новым в душу льется. И.И. Козлов, Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая; И после, может быть, сурово осмеяли Страданий и тоски утихнувший порыв. С. Надсон, За что?; В порыве гнева и печали Ты проклял ли, пророк, бессмысленных детей… А.С. Пушкин, Гнедичу; О, если б эта грусть могла пройти порывом, Как в теплую весну пролетная гроза, Как тень от облаков, бегущая по нивам! А. Толстой, О, если б ты могла хоть на единый миг…; «Там – бог!»
  • подумал Ромашов, и вдруг, с наивным порывом скорби, обиды и жалости к самому себе, он заговорил страстным и горьким шепотом... А.И. Куприн, Поединок; Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби… И.С. Тургенев, Отцы и дети);
  • ‘ветер’ («Бешеный скороход» – континентальный ветер степей. Он несет тучи степной пыли, бабочек, лепестки цветов; прохладные, краткие, как поцелуи, дожди, холод далеких водопадов, зной каменистых почв, дикие ароматы девственного леса и тоску о неведомом. А.С. Грин, Вперед и назад; Не заказано ветру свободному Петь тоскливые песни в полях… Н.А. Некрасов, Газетная; Ветер осенний наводит печаль; По небу тучи угрюмые гонит… Н.А. Некрасов, Псовая охота; Ветер несет им печальный ответ: – Вашему пахарю моченьки нет. Н.А. Некрасов, Несжатая полоса; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. А.С. Пушкин, Медный всадник; Ветер печально поет под окном, Воет-голосит, господь весть по ком. И.С. Никитин, Мертвое тело; Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. С.А. Есенин, Запели тесаные дроги…; А кругом скучно свистел в проволоке ветер, порой вьюга шипела в щелях беседки… В.Г. Короленко, С двух сторон; Но скорбь и горести, как легкий ветр, пройдут. В. Раевский, Элегия 1; И ветры огромной России скорбят и ликуют в трубе. Я. Смеляков, Пряха; И где в голых лесах воет ветер унылый, – То родимый мой край, то отчизна моя. А. Жемчужников, Осенние журавли; Все еще продолжалась оттепель; унылый, теплый, гнилой ветер свистал по улицам, экипажи шлепали в грязи, рысаки и клячи звонко доставали мостовую подковами. Ф.М. Достоевский, Идиот; Слышу стон твой, ветер бурный! Твой унылый, дикий вой… В. Кюхельбекер, Ветер; Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Н.А. Некрасов, Перед дождем; Дождь капал, ветер выл уныло, И с ним вдали, во тьме ночной Перекликался часовой… А.С. Пушкин, Медный всадник; Ненастный ветер уныло гремел железными листами на полу, свернувшимися от пережитого ими жара. А.П. Платонов, Афродита; Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер. М. Горький, Ледоход; Ты, кручинушка, ночь без рассвета, Без рассвета да с холодомветром… И.С. Никитин, Ах, у радости быстрые крылья…; Пусть ветер с моря Медленен и горек, Земля одета в золото пустынь, В цветной костюм Долин и плоскогорий. П. Васильев, На Север);
  • ‘буря’ (О нем облако слезы роняет, Про тоску его буря поет. И.С. никитин, нищий; Я возмужал среди печальных бурь, И дней моих поток, так долго мутный, Теперь утих… А.С. Пушкин, Я возмужал среди печальных бурь…);
  • ‘вьюга’ (Только синее небо над нею Растоскуется вьюгой-грозой. И.С. Никитин, Собрату);
  • ‘вихрь’ (Лишь изредка с унылым свистом Бунтует вихорь в поле чистом… А.С. Пушкин, Руслан и Людмила; Все унесло, умчало горе, Как буйный вихрь уносит пыль, Когда в степи шумит ковыль… И.С. Никитин, Хозяин);
  • ‘смерч’ (И когда к колодцу рвется Смерч тоски, то мимоходом Буря хвалит домоводство. Б. Пастернак, Mein Liebchen, was willst du noch mehr?);
  • ‘метель’ (И заставлял их вздрагивать порой Унылый свист играющей метели. М.Ю. Лермонтов, Сашка);
  • ‘дуновение’ (Лишь дуновение печали идет откуда-то ко мне. Я. Смеляков, Хамза);
  • ‘веяние’ (С его родных днепровских берегов Мне веяло знакомою тоскою. И.И. Козлов, Чернец; Я рад и охоте… Коль нечем Развеять тоску и сон. С.А. Есенин, Анна Снегина; Я молил ее, сиреневую мглу: «Погости-побудь со мной в моем углу, Не мою тоску ты давнюю развей, Поделись со мной, желанная, своей!». И. Анненский, Сиреневая мгла; Отвяжися, тоска, Пылью поразвейся! И.С. Никитин, Отвяжися, тоска…; Сны-вещуны навевают тоску. И.С. Никитин, Мертвое тело; Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства». Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание; От обеих на меня повеяло холодом и тупой печалью. В.Г. Короленко, С двух сторон; От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и покоем. А.П. Чехов, Ионыч; Глубокой печалью, неведомым горем веяло от этой лодки без гребца… М. Горький, Мать; И грусть сердечную развеять Мечтанья радужным крылом. А. Одоевский, Элегия. На смерть А.С. Грибоедова; Не потому ль моею грустью Веет стих, Глядя на их Невымытые хари. С.А. Есенин, Русь бесприют-

ная; И от всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительною грустью, – казалось, какая-то печальная нота трепещет в воздухе: «Далеко, далеко!» В.Г. Короленко, Соколинец; Он за рубеж меня отчизны провожал И грустью на меня повеял. Ф. Глинка, Родина; То полной прошумят ему листвой, Уже повеяв ранней грустью лета… А.Т. Твардовский, Посаженные дедом деревца…; Двойственна была и жизнь в Васильевском. Она была еще обвеяна грустью, но как-то удивительно быстро приходила опять в порядок… И. Бунин, Жизнь Арсеньева; Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. А.И. Куприн, Гранатовый браслет; Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер. М. Горький, Ледоход; Я сказал бы еще, что от всех этих слов и недомолвок, приготовлений, переодеваний и золотых цепей веет опасностью точно так же, как от молока – скукой, от книги

молчанием, от птицы – полетом… А.С. Грин, Золотая цепь; Обнимает мать большого сына, и невеста смотрит на него… Ты развейся, женская кручина, завивайтесь, волосы его! Я. Смеляков, Паренек; – Не молчи – развей кручинушку! Н.А. Некрасов, Орина, мать солдатская; Уж и будь ты, кручинушка, пеплом – Весь бы по полю в бурю развеял… И.С. Никитин, Ах, у радости быстрые крылья…);

‘гнать’ (Черный человек Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. С.А. Есенин, Черный человек; Чтоб я нагнал темное облако на твое ясное, безмятежное счастие, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства… Ф.М. Достоевский, Белые ночи; Второго путника звали Пек, а был он огородником. Третий мог бы нагнать тоску на самого веселого клоуна. Этого звали Хин. А.С. Грин, Вперед и назад; Мне одному скучно, я вам несколько раз говорил, а сами вы вашим беспрерывным маханием рук и хождением на цыпочках еще больше тоску нагоняете. Ф.М. Достоевский, Идиот; Уж она голосит-голосит, уж она стонет-стонет, и такую на нас тоску нагоняла, что не спим да и все. А.П. Чехов, Печенег; Делалось это в целях «облагорожения вкуса», но только цель эта мало достигалась, потому что классические квартеты Гайдена прос-

толюдинам не нравились и даже нагоняли на них тоску. Н.С. Лесков, Железная воля; А иногда горячим словом И взором ласковых очей Гнала печаль… А. Апухтин, Любовь; Тут вся их жизнь и наука, тут все их скорби и радости; оттого они и гонят от себя всякую другую заботу и печаль и не знают других радостей… И.А. Гончаров, Обломов; – Да, когда мне грустно, вы придете тоже как будто грустная, а всегда сейчас прогоните грусть; с вами весело, очень весело. Н.Г. Чернышевский, Что делать?; Я недаром на улицу вышел: Я хандру разогнал… Н.А. Некрасов, О погоде);

‘нести’ («Бешеный скороход» – континентальный ветер степей. Он несет тучи степной пыли, бабочек, лепестки цветов; прохладные, краткие, как поцелуи, дожди, холод далеких водопадов, зной каменистых почв, дикие ароматы девственного леса и тоску о неведомом. А.С. Грин, Вперед и назад; И всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою. В.В. Вересаев, Состязание; И пусть бы то слово печали По ветру к тебе донеслось… Л.А. Мей, Хотел бы в единое слово…; Хотел бы в единое слово Я слить мою грусть и печаль И бросить то слово на ветер, Чтоб ветер унес его вдаль. Л. Мей, Хотел бы в единое слово…; От его приглаженных, словно полинявших волос, от плоского лица с редкою бородкою несло безнадежно трезвою скукою. В.В. Вересаев, Два конца; И замирала жизнь в бесцельной суете, И скука надо мной тяжелая носилась. Н.П. Огарев, О, возвратись, любви прекрасное мгновенье…; И вот вместо радости ты принес на землю скорбь, вместо мира – войну. В.В. Вересаев, Звезда; Только горе и проклятие приносит людям свет звезд… В.В. Вересаев, Звезда; Все унесло, умчало горе, Как буйный вихрь уносит пыль, Когда в степи шумит ковыль… И.С. Никитин, Хозяин);

‘отсутствие ветра’ (Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. А.П. Чехов, Тоска; И после, может быть, сурово осмеяли Страданий и тоски утихнувший порыв. С. Надсон, За что?; Генеральша Анна Львовна сама хотя давно умерла для всяких увлечений, но все-таки она была женщина и знала, что в таком супружестве, какое она устроила для Павлина и Любы, у последней непременно будет много горьких минут если не бешеной, то тихой, но ядовитой тоски; а от тоски разовьется мечтательность, мечтательность воспитывает беспокойное воображение, а беспокойное воображение чего не нарисует и чего

не подстроит? Н.С. Лесков, Павлин; Помышление об этом даже мне казалось невозможным, и стала даже во мне самая тоска замирать. Живу, как статуй бесчувственный, и больше ничего… Н.С. Лесков, Очарованный странник; Любуясь месяцем, оглядывая даль, Мы чувствуем в душе ту тихую печаль, Что слаще радости… Н.А. Некрасов, За городом; Учитель мягок, незлобив, наивен и доверчив, и все это с оттенком покорной тихой печали. А.И. Куприн, Мелюзга; Ассоль некоторое время стояла в раздумье посреди комнаты, колеблясь между желанием отдаться тихой печали и необходимостью домашних забот; затем, вымыв посуду, пересмотрела в шкапу остатки провизии. А.С. Грин, Алые паруса; Праздники выбили подпрапорщика из привычной наладившейся колеи и отуманили его мозг своей светлой, тихой, задумчивой грустьюА.И. Куприн, Свадьба; И Ромашов всегда подолгу с тихой мечтательной грустью следил за красным фонариком, который плавно раскачивался сзади последнего вагона… А.И. Куприн, Поединок; И вместе с тихой, задумчивой грустью в душе Ромашова рождались странные, смутные воспоминания и сожаления о никогда не бывшем счастье и о прошлых, еще более прекрасных веснах… А.И. Куприн, Поединок; Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. А.И. Куприн, Гранатовый браслет; Берсенев вообще не грешил многоглаголанием и, когда говорил, выражался неловко, с запинками, без нужды разводя руками; а в этот раз какая-то особенная тишина нашла на его душу, – тишина, похожая на усталость и на грусть. И.С. Тургенев, Накануне; …Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. И.С. Тургенев, Отцы и дети; Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты земли, прибой – это как часы самой планеты, и когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает… М.М. Пришвин, Женьшень; О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами! И.С. Тургенев, Накануне).

Тоска обращает человека к ветру, буре, метелице, которые унесли бы данное чувство или разделили его с ним (Еще тоскуешь ты о бурях, небе знойном… П. Вяземский, К мнимой счастливице; В уши моря, гор и бури Лей души своей печаль! В.К. Кюхельбекер, Кассандра; Как пред концом, в упаде сил С тоски взывающий к метелице, Чтоб вихрь души не угасил, К поре, как тьмою все застелется… Б. Пастернак, Кремль в буран конца 1918 года; Облаку да ветру Горе порасскажешь… И.С. никитин, У кого нет думы…), буря будит тоску-кручину в сердце, (Не шуми ты, злая буря, за окном, Не буди тоски-кручины в ретивом. С. Дрожжин, Песня), а зефир взрывает скорбь (Дыханье каждое зефира Взрывает скорбь в ее [арфы] струнах… Ф.И. Тютчев, Проблеск).

Концепт «тоска» репрезентируется лексической синонимией в метафорах непрозрачного воздуха через следующие признаки:

‘туман’ (Поэтому тоска Грэя, утратив наконец после трех трубок наступательное значение, перешла в задумчивую рассеянность. Такое состояние длилось еще около часа; когда исчез душевный туман, Грэй очнулся, захотел движения и вышел на палубу. А.С. Грин, Алые паруса; И на лицо ее навел Взор, отуманенный тоскою… М.Ю. Лермонтов, Тамбовская казначейша; Отуманен тоскою глубокою, Охладел он для жизни душой… В.И. Красов, Разлука; Один взор твой проясняет сгущенный туман печали… Ф. Глинка, Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия; Все, все обман, седым туманом Ползет печаль угрюмых мест. А. Блок, Дым от костра струею сизой…; Утро печальное – сырость, туман… Н.А. Некрасов, Молебен; Ходят звезды-думы, грустьтуман плывет. В том тумане сердце-соловей поет… Клычков; В туманную грусть и вопросы, посещавшие Ольгу, тихо вселились другие, хотя отдаленные, но ясные определенные и грозные сны… И.А. Гончаров, Обломов; Она молчала, но глаза ее в одно мгновение с его ответом опустились вниз, и что было в них? отуманила ли их грусть или блеснула в них молния радости… И.А. Гончаров, Обыкновенная история; Праздники выбили подпрапорщика из привычной наладившейся колеи и отуманили его мозг своей светлой, тихой, задумчивой грустьюА.И. Куприн, Свадьба; …отуманенные грустью взоры пронзают толпу всадников и ищут между ними молодого В…ва… И.И. Лажечников, Ледяной дом; И мыслит, грустью отуманен: Зачем я пулей в грудь не ранен? А.С. Пушкин, Евгений Онегин; В воспоминаньях мы тужить не будем. Зачем туманить грустью ясность дней?

Г. Суворов, Еще утрами черный дым клубится…; Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью темною Затуманился? А.В. Кольцов, Лес; Вокруг меня волнует ветер поле, Вдали туман

  • мне грустно поневоле, И тайная берет меня тоска. Я. Полонский, Дорога; Эта внезапная, телесная скука являлась откуда-то извне, туманом; затыкая уши, ослепляя глаза, она вызывала ощущение усталости и пугала мыслями о болезни, о смерти. М. Горький, Дело Артамоновых;

…небо было светлее; скука, туманившая землю, исчезла… Н. Бестужев, Трактирная лестница; Из унылого тумана, Из раздранных облаков Не выглядывай, Диана, Не всходи из-за лесов! В.К. Кюхельбекер, Кассандра; Мая ужасалася сурового своего родителя, но тщилась разгонять тяжелые туманы его горести. В. Кюхельбекер, Адо);

    • ‘марево’ (Я помню марево печали, и черный снег, и скорбный гул. Я. Смеляков, Молодые люди);
    • ‘мгла’ (Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена… А.С. Пушкин, Евгений Онегин; Ветер! ветер! за тобою В необъятной вышине Над печальной мглой земною Вдаль бы понестися мне! В. Кюхельбекер, Ветер; Их воркование так нежно Звучит во мгле земных скорбей… М. Лохвицкая, Не убивайте голубей).

‘Тоска → воздух’ передается лексической синонимией в метафоре воздуха низкой температуры через признак ‘холода’ (Давно ли дух томился мой, Убитый хладною тоской? И.И. Козлов, Чернец; Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства». Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание; …как палач, пытает Человека, безжалостно сжимая его сердце бодрящим холодом тоски по правде… М. Горький, Человек; Я так затрясся, мгновенно похолодев в муке и тоске ужаса, что, бессильный выпрямиться, уперся руками в пол и грохнулся на колени, внутренно визжа, так как не сомневался, что провалюсь вниз. А.С. Грин, Золотая цепь; Притворной нежности не требуй от меня: Я сердца моего не скрою хлад печальный. Е.А. Баратынский, Признание; Его любовь тебе заменит Моей души печальный хлад… А.С. Пушкин, Кавказский пленник; Тридцать пять лет и мечта об ослепляющей красоте, осенний грустный холод и вся роскошь бесконечного блаженства любви, даже не споря между собою, ужились в ее существе. Ф.М. Достоевский, Село Степанчиково и его обитатели; Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. С.А. Есенин, Запели тесаные дроги…; Александр мало-помалу перешел от мрачного отчаянья к холодному унынию. И.А. Гончаров, Обыкновенная история; Ты, кручинушка, ночь без рассвета, Без рассвета да с холодом-ветром… И.С. никитин, Ах, у радости быстрые крылья…; Тогда он вернулся в свой дом, к едкому наслаждению одиночеством без эстетических судорог дез-Эссента, но с горем холодной пустоты, которого не мог сознавать. А.С. Грин, Сердце пустыни).

Мороз и холод являются вместилищем тоски (И в морозной дали Тихо потонул И напев печали, И тоски разгул. И.С. Никитин, Зимняя ночь в деревне; Неужели в холодные сферы С неразгаданной тайной земли Отошли и печали без меры, И любовные сны отошли? А. Блок, Вечереющий день, догорая…; На лице глубокое горе, но совершенно замороженное. В.В. Вересаев, Из цикла «Невыдуманные рассказы о прошлом»), тоска и холод находятся рядом друг с другом (Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Н.А. Некрасов, Я не люблю иронии твоей…; А теперь? не только его комната, для него опустел целый мир, и в нем самом холод, тоска… И.А. Гончаров, Обыкновенная история; В поле было грустно, пусто, холодно, неприветливо… И. Бунин, Жизнь Арсеньева; Свод небес зеленобледный, Скука, холод и гранит… А.С. Пушкин, Город пышный, город бедный…; И на улицах угрюмых Было скучно и морозно. К.Д. Бальмонт, Поздно; Лицо Арсентьева сделалось холодным и скучающим. В.В. Вересаев, Два конца), кручина обладает свойством холода, мороза (От кручины-думы В сердце кровь застыла… А. Кольцов, Горькая доля).

Концепт «тоска» репрезентируется лексической синонимией в метафорах воздуха высокой температуры через следующие признаки:

  • ‘горячий’ (Испуг никиты растаял в горячей печали, от нее у него мутилось в глазах… М. Горький, Дело Артамоновых; Но другие уже подхватили похоронный напев, и вот в загаженной, заплеванной, прокуренной столовой понеслись чистые ясные аккорды панихиды Иоанна Дамаскина, проникнутые такой горячей, такой чувственной печалью, такой страстной тоской по уходящей жизни… А.И. Куприн, Поединок);
  • ‘зной’ (Мутно гляжу на окна. В сердце тоска и зной. С.А. Есенин, Грубым дается радость…);
  • ‘жар’ (Почти болезненного жара Была тоска ее полна. Е.А. Баратынский, Цыганка; … такая тоска, особливо летом, в жару, в пыль эту, – просто руки на себя наложил бы! И. Бунин, Хорошая жизнь; Нет, зацвела ее любовь И расцвела печаль В том жарком городе… Я. Полонский, Н.А. Грибоедова; …кто-то стучал по сухой бочке далеко на деревне, нагоняя обруч, и заунывная жара светила в окно. А.П. Платонов, Июльская гроза; Оба скучали и ждали, когда спадет жара, чтоб пойти гулять. А.П. Чехов, Хористка).

Также ‘тоска → воздух’ передается лексической синонимией в метафоре воздуха средней температуры через признак ‘тепла’ (Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. С.А. Есенин, Запели тесаные дроги…; Серебристая дорога, Грусть ты или радость теплишь? С.А. Есенин, Серебристая дорога…; В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. С.А. Есенин, Я покинул родимый дом…; На душе его, подогретой вином, было и весело, и тепло, и грустно… А.П. Чехов, Верочка; В душе же, рядом с царапающею совестью, сидело что-то нежное, теплое, грустное… А.П. Чехов, Беззаконие; А когда я вижу людей, с которыми я провела свою весну, мне становится грустно, тепло, и я шепчу то же самое. А.П. Чехов, Рассказ госпожи NN; Там [в церкви] было тепло и грустно-празднично от блеска свечей, жарко горевших целыми пучками на высоких подсвечниках вокруг налоя… И. Бунин, Жизнь Арсеньева; И он вспомнил все, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомленный, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек. А.П. Чехов, Ионыч; Печалью дружеской согретый, в обычной мирной тишине перевожу стихи поэта, погибшего на той войне. Я. Смеляков, Печалью дружеской согретый…; Надежды обманным сияньем Согрейте смертельное горе… А. Барятинский, Стансы в темнице; Авось, и распарит кручину Хлебнувшая чаю душа! А. Блок, На улице – дождик и слякоть…).

Так воздушная стихия русской культуры отображает мировоззрение человека, перенося его признаки на описание мира внутреннего – психического (духовного) посредством эмоций. Таким образом, лексическая синонимия концепта «тоска» через признаки воздуха структурирует языковое сознание человека.

 

Литература

  1. Афанасьева Н.Е., Плотникова А.А. Воздух / Под ред. Н.И. Толстого. //Славянские древности: Этнолингвистический словарь. – М.: Международные отношения, 1995. – С. 401.
  2. Пименова М.В. Концепт сердце: Образ. Понятие. Символ: монография. – Кемерово: КемГУ, 2007. – С. 31.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Филология
loading...