В статье рассмотрены концептуальные доминанты («Власть», «Патриотизм», «Свой/Чужой», «Политика»), выделенные в политическом дискурсе Президента Кыргызстана Алмазбека Шаршеновича Атамбаева. Под концептуальными доминантами понимаются те концепты, в которых отражена тематическая и функциональная специфика данного типа дискурса. В качестве примера дан анализ доминантного концепта «Народ». Путём построения номинативного и ассоциативного полей концепта можно увидеть, какое содержание имеет концепт в языке, и как оно интерпретируется в дискурсе Президента.
Метод исследования политического дискурса, направленный на выявление и анализ концептуальных доминант, позволяет определить, как Президент позиционирует себя в дискурсе, каково интенциональное наполнение его речи. Сделан вывод о том, что Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев позиционирует себя в дискурсе как мудрый правитель, преследует цель сохранения национального единства страны, не забывая о ключевой роли коренного этноса.
Президент олицетворяет единство народа и государственной власти.
(П. 2 Статьи 60 Раздела третьего Конституции Кыргызской Республики)
Согласно «Конституции Кыргызской Республики», принятой на референдуме 27 июня 2010 г., «Президент является главой государства» [3, ст. 60, п. 1], «представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за её пределами» [3, ст. 64, п. 6]. Именно Президент определяет тот путь, по которому страна будет идти, развиваться, преобразовываться во время его правления. Решения Президента влияют на разные сферы общественно-политической жизни: от цен на предметы первой необходимости до международного сотрудничества с другими странами. Высказывания Президента позволяют судить о значительности страны, её конкурентоспособности в мировом политическом и экономическом пространстве.
Люди почти каждый день видят главу государства по телевизору, слушают его выступления в телеили радиоэфире, гордятся им или не соглашаются с ним, но никто не остается безразличным. Пристальное внимание к личности Президента обусловлено не только необычностью или неординарностью его как человека, – на него возложена большая ответственность за свою страну, за свой народ. Президент воплощает в себе образ мудрого правителя, с которым народ связывает свои надежды на светлое будущее.
В данной статье мы обратились к исследованию роли концептуальных доминант в дискурсе Президента Кыргызстана Алмазбека Шаршеновича Атамбаева. В качестве материала исследования были привлечены записи интервью Президента Кыргызстана российским телеканалам, а также фрагменты его выступлений на русском языке, транслируемые по кыргызстанскому телевидению. Материалы собраны в 2013 году.
При исследовании дискурса необходимо обозначить, какой параметр анализа считать основным, а какой дополнительным. В данной работе в качестве основного параметра выступает адресант (т.е. Президент как дискурсивная языковая личность, «субъект»), дополнительным параметром является интенция адресанта. В статье мы попытались проследить, как с помощью концептуальных доминант можно охарактеризовать адресанта (субъекта), определить занимаемую им позицию, выявить его интенции, явные и скрытые.
Политический дискурс имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, в институциональном дискурсе, к которому относится и политический, наиболее чётко прослеживается влияние обстановки, ситуации и социального статуса говорящего на структуру и содержание дискурса. Получается, что «субъект» имеет две стороны: статусную, выдвигаемую на первый план, и личную, зачастую скрываемую говорящим: «Мотивация как один из важнейших факторов формирования речевой интенции может влиять на организацию высказывания, в том числе и на выбор слов. Внутренний мотив высказывания может быть скрыт за внешним выражением мысли» [1, 35]. Ведь речь политика произносится не только с целью информирования граждан или членов парламента – главной целью любого политического выступления всегда является воздействие на сознание масс:
«Политическая риторика направлена на завоевание, удержание и упрочение власти путем воздействия на массовую аудиторию речевыми средствами со стороны узкого круга элиты, претендующей на эту власть» [1, 406].
Немаловажное значение в процессе «общения» политиков с гражданами имеют средства массовой коммуникации. Через СМИ может осуществляться эффективное воздействие на формирование общественного мнения: «Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание» [2,150]. Политическим лидерам важно получить положительную реакцию общественности и выгодную оценку себя на социальной и политической арене. Эти интенции находят выражение в их речевых сообщениях, которые становятся объектом изучения исследователей различных направлений.
Методика анализа дискурса Президента опирается на совокупность приёмов: контент-анализ, определение темы через ключевые слова, лингвокогнитивный и контекстуальный анализ лексики публичных выступлений Алмазбека Атамбаева на русском языке.
С помощью данных приёмов мы выявляли и анализировали концептуальные доминанты, содержащиеся в дискурсе Президента Кыргызстана. В статье принимается определение концептуальной доминанты, данное в работе Е. Г. Малышевой: «… концептуальными доминантами, характеризующими особенности соответствующего типа дискурса, являются те концепты, в которых отражена прежде всего тематическая и функциональная специфика дискурса»[4].
В результате анализа дискурса А. Атамбаева нам удалось выявить следующие концептуальные доминанты: «Власть», «Патриотизм», «Свой / Чужой», «Политика». Следует отметить, что некоторые доминанты включают в себя ещё несколько концептов, функционально и тематически соответствующих доминанте. К примеру, доминанта «Власть» включает в себя концепт
«Ответственность», а доминанта «Патриотизм» включает концепты «Родина», «Народ»,
«Язык». Таким образом, схема концептуальных доминант в дискурсе Атамбаева имеет разветвлённую структуру.
Приведём пример анализа концепта «Народ».
Прежде всего, обратимся к внутренней форме слова, называющей концепт. По данным этимологического словаря Фасмера [7], народ образовано от глагольной приставки на-, имеющей усилительное значение и корня –род(в значении «кормить, растить») [7, 491], то же, что и люди (диал. – «толпа, стадо (коров)») [7, 45]. Как видим, изначально словом народ обозначали тех, кого нужно было «кормить, растить», в диалектном употреблении присутствует сема объединенного множества.
В современном русском языке слово народ обладает полисемантичностью, что прослеживается в словарных статьях:
Население государства, жители страны (российский народ);
Нация, национальность или народность (русский народ, северные народы);
Основная трудовая масса населения страны (трудовой народ, выходцы из народа, простой народ);
Люди, группа людей (В зале много народу; Площади заполнены народом; При всём честном народе) [5].
Перейдем к описанию номинативного поля концепта «Народ» в русском языке. Следует отметить, что любое описание не может быть исчерпывающим, так как «концепт – явление
сознания и исследователь в любом случае моделирует концепт по косвенным признакам его проявления» [6, 116].
Номинативное поле представлено ядерной частью, ближней и дальней периферией.
Ядро содержит «прямые номинации самого концепта» [6,47]: народ, население, нация, национальность, народность, жители, граждане, люди, люд, группа людей, публика, толпа, массы, сборище и др.
На периферии поля находятся «номинации отдельных когнитивных признаков концепта»[6,48], которые, располагаясь «по степени их яркости в структуре концепта» [6, 114], образуют ближнюю и дальнюю части.
Итак, на ближней периферии находятся: «производные номинации концепта» [6,48]: народная мудрость, народный танец (народная песня), народный артист, народная дружина, народная медицина, народное хозяйство, народное собрание и т. п.;
метафорические номинации: идти в народ (‘содействовать просвещению широкого круга людей’); выйти из народа (‘родиться в простой, непривилегированной семье’); выйти/выбиться/пробиться в люди (‘достичь значимого положения в обществе’).
«Фразеосочетания» и паремии (пословицы, поговорки, афоризмы): люди говорят; свои люди; поспешишь – людей насмешишь; меньше народа – больше кислорода; явление Христа народу; Глас народа – глас Божий; Царь думает, а народ ведает; Народ – тело, царь голова; Народ согрешит – царь умолит, а царь согрешит – народ не умолит; Где народ увидит, там и Бог услышит и др., – составляют дальнюю периферию поля.
Ассоциативное поле концепта «Народ» построено на материале дискурса Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева и включает в себя два типа ассоциаций:1) устойчивые ассоциации – слова, словосочетания, устойчивые выражения и обороты речи, одинаково понимаемые и воспроизводимые всеми носителями языка (и А. Атамбаевым в том числе). Например: все народы мира; братский народ; многонациональный народ; Если нет языка, обычно народ исчезает; люди (в значении ‘обобщенное множество’: Люди понимают, что отныне время неприкасаемых прошло, воровать становится невыгодно); многие (Многие не видят того, что скрыто вот за этими… грустными цифрами);
2) индивидуальные – единицы языка, имеющие ассоциативную связь с концептом в сознании Алмазбека Атамбаева. Например: наш народ (В самом начале своей истории наш народ жил на берегах Енисея); граждане Кыргызстана; народ Кыргызстана; киргизы (в значении ‘киргизский народ’); люди (‘все живущие в Кыргызстане’); люди (‘все кто поверил в Атамбаева как Президента’); свой народ (Я люблю свой народ;
«Я создал свой народ из лоскутков, из множества многих наций» (цитата из эпоса «Манас» в вольном переводе Атамбаева – прим. авт.)); кыргызское население; люди (которые рано или поздно уедут из страны); любой кыргызстанец; киргизский этнос; народная революция; люди (работающие на рынках «Дордой» и «Карасу»). Единицы языка, употребленные в речи Алмазбека Атамбаева как ассоциаты концепта «Народ», можно сгруппировать по значению: ‘население той или иной страны’: все народы мира, многонациональный народ, народ Кыргызстана, люди (‘все живущие в Кыргызстане’); ‘нация, национальность, народность’: кыргызское население, киргизский этнос, наш народ, киргизыи т. п.;
‘обобщенное множество’: люди, любой кыргызстанец, многие;
‘некоторое количество людей’: люди (‘все кто поверил в Атамбаева как Президента’; ‘которые рано или поздно уедут из страны’ и др.)
Как видим, количество значений концепта
«Народ», зафиксированных в текстах выступлений Алмазбека Атамбаева, совпадает с количеством значений слова народ, выделенных в
«Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Однако в дискурсе Атамбаева проявляется устойчивая ассоциативная связь концепта «Народ» с кыргызским народом, этническим представителем которого является сам Президент. Связь с родным для Атамбаева народом, кыргызским языком и культурой прослеживается также в концептах «Родина», «Язык», наряду с концептом «Народ» входящих в доминанту «Патриотизм»; в доминантах «Свой/Чужой», «Политика». Это говорит о том, что Атамбаев посредством публичных выступлений стремится создать в массовом сознании образ Президента, любящего свою страну, свой этнос, свой язык («Я люблю свою страну»; «… кыргызский язык – это самый древний язык, потому что благодаря, вот, эпосу «Манас» у нас сохранились древнейшие слова»; «если мы не будем развивать государственный язык, если само государство не будет уважать свой язык, не в обиду всем, но мы записали в концепции, что киргизский этнос – это стержень многонационального народа Кыргызстана»), но, в то же время, толерантного к другим языкам и этносам, населяющим страну.
В дискурсе Президента прослеживается идея многонационального единства граждан Кыргызской Республики («…в самом эпосе «Манас» заложено, что народ Кыргызстана – многонациональный народ»; «… мы так связаны-перевязаны, что делиться нельзя»; «…мы родом все от Адама и Евы»).
Таким образом были проанализированы все концепты, выявленные в дискурсе Алмазбека Атамбаева. Среди них мы выделили концептуальные доминанты («Власть», «Патриотизм»,
«Свой/Чужой», «Политика»), которые представляют собой разветвлённую структуру концептов («Родина», «Народ», «Язык», «Ответственность» и др.), функционально и тематически соответствующих доминанте.
Выявляя и анализируя концептуальные доминанты и входящие в них концепты, мы определили, что Президент позиционирует себя в дискурсе как мудрый правитель, преследует цель сохранения национального единства страны, не забывая о ключевой роли коренного этноса.
Литература
- Далецкий Чеслав. Риторика: Заговори, и я скажу, кто ты: Учебное пособие. – М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003. 2 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М., 2001.
- Президент Кыргызской Республики//Конституция Кыргызской Республики. – Раздел третий//Официальный сайт Правительства КР. – Режим доступа (05.11.2013): http://www.gov.kg/%3Fpage_id%3D263
- Малышева Е. Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование. – Режим доступа: http://modernlib.ru/ books/e_g_malisheva/russkiy_sportivniy_discurs_lingvokognitivnoe_issledovanie/read_2/