Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Интерпретация сновидений главного героя романа «Тяжелые сны» Ф. Сологуба

В данной статье автором предпринята попытка интерпретировать сновидения, видения, пограничные состояния сна, бред, галлюцинации главного героя романа «Тяжелые сны» Ф. Сологуба. Сфера сновидений русской символистской прозы XX века в целом связана с потусторонним миром. В ней тесно переплетены призрачные сны природы и смутные сны человека. Призраки, персонифицированные галлюцинации, преследующие героев, рождаются в пограничной или сумеречной зоне сознания. Сны и прочие состояния (бред, галлюцинация, гипноз и т.д.) показывают двойственность человеческой натуры, борьбу света и тьмы в таинственной области подсознания. Символисты в значительной степени пересекаются при создании своих сновидческих миров в том плане, что затрагивают общие темы безграничности глубин человеческой психики.

Сологубу в силу его психологических особенностей внутренне ближе оказался символизм в первой фазе его развития. Первый его роман «Тяжелые сны» вобрал в себя все черты, свойственные именно декадентству, что отразилось на художественном методе романа, сочетающего приметы реалистического стиля с натурализмом и символизмом.

Главный герой романа «Тяжелые сны» – Логин. Автор показывает его безвольным человеком 80-х годов, он лишен возможности и воли влиять на порядок вещей, жизнь постепенно теряет для него осмысленность, значение и даже реальность. Она ему только «кажется». Повествователь замечает, что все в городе лишь производило впечатление мирной жизни. Логин постоянно пребывает в состоянии полусна-полубреда. Жизнь, испытующая его безобразием, создает прочную иллюзию томительного сновидения.

Итак, попробуем растолковать сновидения главного героя романа «Тяжелые сны».

Первый сон Логина: «Он видел себя на берегу моря. Белоголовые, косматые волны наступают на берег, прямо на Логина, но он должен идти вперед, туда, за море» [1, 48].

Этот сон можно истолковать в трех значениях:

Берег моря ассоциируется с достижением какой-либо цели, в данном случае это может быть задумка Логина создать общество, в котором всем будет приятно жить, где все жители будут помогать и содействовать друг другу. Но чтобы осуществить это дело Логину препятствуют «белоголовые, косматые волны», которые нападают на него, т.е. можно сказать это люди, которые не верят, что такое общество может существовать, тем более в их уездном городке. И всяческий препятствуют этому. Но он должен идти вперед, за море, навстречу волнам. Логин хочет достигнуть своей цели, несмотря ни на что, даже если все против него. Щит, который он держит в руке – это его защита. Он с помощью этого щита отодвигает волны. У него есть проект устава, сама мысль о создании общества это и есть его щит. «За щитом злятся и бурлят волны», волны – люди, которые, быть может, завидуют Логину, они злятся и бурлят. Отодвигая щитом волны, он идет по открывшимся камням дна, в промежутках между которыми копошатся безобразные слизняки. Безобразные слизняки ассоциируются с маленькими людьми, т.е. людьми нижестоящими рангом, чем Логин, они заняты своими делами, и в принципе им нет дела до идеи Логина. Логин проходит через них и радуется своим успехом. Он думает, что все его замыслы во истину сбудутся. Но все, же, как бы он не сопротивлялся волнам-людям, нести щит в руках тяжело. Все к чему он стремился, рушится, он всю душу вложил в этот проект, держался обеими руками, но щит не выдержав, колеблется и падает. «Волны с победным смехом мчатся на него и поглощают его. Ему кажется, что он задыхается».

Камни символизируют собой преграды, возникающие на пути Логина. Эти те козни, которые строят ему люди за его спиной.

Слизняки символизируют собой врагов Логина, которые выступают против него не открыто, а из подтишка нанося удар в спину. Они слизкие, противные в силу своей двуличности, лицемерия, подлой натуры. Они постоянно копошатся под ногами, чтобы укусить и придумать что-нибудь плохое. Их слизкость отражает те преграды, на которые герой в совершенно неожиданном месте может подскользнуться и не дойти до поставленной цели. Их слизкость отражает липкость, обволакивающее свойства всего негативного существующего в мире.

Финал сна воплощает поражение идеи Логина, которая впоследствии терпит крушение в реальности. В этом плане сон является пророческим.

Логин предстает перед нами как человек решительный, с твердым нравом. Но на протяжении романа мы лучше понимаем его характер и его психику. Ему видятся разные видения, у него появляются страхи, он становится мнительным. Исходя из этого, можно сказать, что этот сон первый шаг к помрачению психики Логина. Косматые волны, безобразные слизняки ассоциируются с бесами, нечистой силой, которые заманивают Логина к себе. Он противостоит им, держа в руке щит. Но в конце эти потусторонние силы все равно поглощают его.

Символично, что после пробуждения Логин слышит гул церковных колоколов. Их звон с одной стороны усиливает драматизм ситуации, в которой оказался Логин, с другой подчеркивает необходимость его обращения к богу в критической ситуации.

Таким образом, можно отметить, что этот сон предвещает дальнейшую судьбу Логина. Здесь звучит тема «лишнего человека», излюбленная тема русской реалистической прозы. В Логине легко угадываются черты его отдаленных предков – Онегиных, Печориных, Базаровых и т.д.

В сновидении преломляется ветхозаветный сюжет о Моисее, выводящем народ израильский из Египта. Логин своим щитом, как Моисей жезлом, раздвигает морские волны. Он — реформатор, пытающийся изменить застойную жизнь в гимназии, только усилия его бесплодны. Борьба с волнами и победа стихии над сновидцем символ внутренней борьбы Логина с собой и борьбы с социальной средой. Колебание щита символизирует колебание его жизненных устоев. Безобразные слизняки зло и уродство в жизни. Распадение души Логина лучше всего показано автором через его сны.

После этого сна у Логина было видение. Ему казалось, будто бы на его постели умер он сам. Здесь происходит раздвоение личности, непонятно, то ли это сон, то ли видение. Это принцип романтизма – двоемирие. Но в любом случае это говорит о нарушении психики Логина. Логин-мертвец, лежащий в постели – это он сам, а Логин, говорящий мертвецу – это его душевное состояние. Он хочет выбраться из этой оболочки, он хочет жить, хочет, чтобы все плохое, что было до этого все осталось позади.

Видение символизирует двойственность внутреннего мира Логина, раздвоения его Я. Одно Я симпатично Логину, другое вызывает в нем негативные чувства. Его стремление подавить свое второе Я раскрывается в полной мере в его видении, на уровне образа покойника. Видение раскрывает его потаенные мысли, его желание избавиться от своей двойственности.

Красный огонь свечи является символом огня адова, огонь всегда был стихией, которая уничтожает все. Образ огня-свечи усиливает подоплеку желаний Логина. Красное одеяло, на котором лежит покойник, также является воплощением демонического. Красное одеяло – это типичное покрытие, которое используется для гроба. В этом плане кровать с красным одеялом является воплощением гроба. Неслучайно и горение свечи. Они вместе создают правдоподобную картину похорон.

На уровне этого видения происходит пересечение двух миров, реального и потустороннего. Видение выступает связующим звеном между ними.

Второй сон Логина, который описывается в романе, герой сам рассказывает Анне. «Логину было 12 лет, когда приснился ему этот сон. Приснилось ему, будто бы все небо с его звездами обрушилась на грудь Логина, и он должен поставить его на место, потому что сам его уронил. Всем своим несчастьям виною сам Логин» [1, 138].

Сон является пророческим. Он предсказывает бессмысленность, трудность и нелепость жизни Логина. Обрушивающиеся на него небо со звездами символизирует крушение его мечты, желаний. Причем, в неосуществлении своих желаний виноват сам Логин, который выбрал неправильный путь к своей мечте. Он стремился осуществить свои желания как можно быстрее. И из-за этого отстранился от мира. Начал жить по принципу «Моя хата с краю, ничего не знаю». Он всецело погрузился в свое Я, тем самым выстроив стену между собой и людьми. Отсюда крушения его желаний.

Его фраза «Тысячу гнезд разорил, сыграть не могу» указывает на то, как он разрушил жизни других людей своим безразличием. Однако это не осуществило его мечту, т.е. сыграть по его правилам, провести его задуманную игру в жизни.

Неслучайно, что сон приснился в период болезни героя. Это указывает на «болезненность» его духовного мира, его Я. Сновидение как бы предупреждает героя, что с ним будет, если он не оправиться от своих недугов, не победит их.

Третий сон Логина: «приснилось пустынное, печальное место. Гора; пещера у подошвы; вход в пещеру мрачно зияет, приосенен хмурыми соснами. В груди утомленного путника жажда неизведанного счастья. Нечем утолить ее, источник из-под голых скал, воды, мутная кровь, горькие слезы…» [1, 177].

Сон Логина отражает противоречия, охватывающие его душу, сомнения, которые терзают его. Отсюда пограничность его сознания. Он находится на стыке реального мира и сна. Отсюда неясность его сознания. С одной стороны он чувствует, что происходит в окружающем мире, с другой переживает события, происходящие во сне.

Пустынное, печальное место символизирует одиночество Логина, его отчуждение от мира людей. Гора – выступает символом его мечты.

Пещера – это граница, которая соединяет реальный мир с миром мечты Логина. Она мрачно зияет и окружена хмурыми соснами и находится у подошвы. Подошва означает, что герой стоит у начала своего пути. Хмурые сосны показывают те преграды и трудности, которые возникнут на его пути и выражает отношение окружающих. «Мрачно зияет» указывает на неизведанность, непредсказуемость пути Логина, его опасения.

Жажда неизведанного счастья, охватывающая героя, отражает его веру, надежду на успешный исход дела, осуществления его мечты. Поэтому оно еще неизведанно.

Мутная кровь – это противоречия Логина, туманность и неопределенность его пути. Горькие слезы – это слезы, которые он прольет, преодолевая трудности на пути к мечте.

Фраза «Засни, пока не разбудит тебя беззакатное счастье людей» указывает на то, что время Логина пока не пришло. Не пришел черед его деянии, претворении его мечты. Он должен повременить с осуществлением своих планов.

Изношенная, пыльная одежда Логина показывает трудность, длительность его пути к мечте. Он покрыт пылью, навеянной не только длительной дорогой, но и той, что скопилось вследствие негативного отношения к нему людей. На этом уровне образ Логина ассоциируется с образом странника, путника.

Обомшалый камень воплощает скользкость пути Логина; его окружение, в котором присутствуют лицемеры и завистники. Он ложится головой на этот камень, т.е. пытается понять, сложившуюся ситуацию.

Сон тяжелый, долгий, долгий означает трудность, длительность пути Логина.

Дикое завывание бури указывает на печальный финал пути Логина. Она выступает предвестником беды, символом крушения надежд Логина. Поэтому она дикая.

Шумное падение сосны усиливает драматизм ситуации. Ее падение – падение Логина, его вынужденный уход с «дистанции».

Иногда беззаботное щебетанье птиц – означает небольшие просветы надежд в сознании Логина. Страстно замирающее сердце показывает состояние логина, его предвкушения победы, завершения пути.

«Проносились века, долгие как бессонная ночь» означает длительность периода, который должен пройти, чтобы осуществилась мечта Логина.

Аромат беззаботного детства символизирует возрождения мечты героя, его веру в ее успех.

«Белые вешние ландыши» символизируют начало нового этапа, как бы с чистого листа, который герой, по его, мнению, однажды начнет в своей жизни. «Восходящее солнце» тоже символ надежды героя. Родник символ веры и надежды героя. Его высоких и светлых порывов, поэтому родник кристальный.

Этот сон преображает героя и меняет его восприятие действительности. Проснувшись, он воспринимает мир в радужных красках, т.к. окрыленный надеждой.

После этого сна Логину видится образ улыбающегося мальчика в круговороте смеющихся и уродливых лиц [1, 178].

Калейдоскоп смеющихся и уродливых лиц, отражает людей, окружающих Логина, отношения к нему. Круговорот символизирует цикличность бытия, единства всеобщего потока людей.

Образ мальчика, выделившегося из круговорота, символизирует будущее Логина. Его постоянное изменение размеров, румяный вид и улыбка отражают представления Логина о будущем, его постоянно разростающую веру в достижении поставленной цели.

 

Литература

  1. Сологуб Ф. Тяжелые сны. – Л., 1990. – 368 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.