Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Историческое прошлое и поэзия в годы независимости Азербайджана

Cтатья охватывает поэзию периода 1991-2005 годы сравнивает ее с поэзией исторического прошлого конца ХХ века.

Объектом исследования ученого является современная поэзия, в заключении которой выдвигаются монументальные научные выводы. Историческое прошлое исследуется в контексте современной действительности. С помощью образцов из произведений разных поэтов выдвинуты интересные заключения. Автор исследует «политическую лирику» и показывает, что политическая лирика, расширяющая свои горизонты в связи со снятием запрета на «южную» тему, постепенно становится более богатой и разнообразной. Поиск интен-сивных нравственно-этических, психолого-генетических связей между национально-исторической памятью и современной реальностью открывает перед поэзией новые пути и горизонты. Начиная с 60-х годов прошлого века и особенно со второй половины 80-х годов, протест против истории и провозглашение права народа на знание собственной истории и т.д. становятся главными мотивами политической лирики.

В годы советской власти в литературе в целом было достаточно трудно создать произведение на историческую тему. Поэтому возможности поэзии ограничивались тесными рамками тематики: революционной историей большевизма, его революционными героями и классовых идеологических сражений. А современные темы политической лирики вновь ограничивались апофеозом советского строя. Для описания состояния политической лирики того периода достаточно взглянуть на общественнонравственную атмосферу того времени. Однако, несмотря на всякие существующие за-

преты, наша литература, в том числе, наша поэзия, политическая лирика не остановили своего развития и в советское время (особенно после 60-х годов): с ослаблением запретов, «вето» на исторические темы начали создаваться многие прекрасные произведения по этой тематике…

Естественно, серьезные и солидные произведения на историческую тему в поэзии в основном и в большинстве случаев создавались в жанре поемы. Однако, вместе с тем, и в лирике появлялись интересные, достойные внимания стихи. Запрет на тему разделения Азербайджана, являющуюся одной из запрещенных политических тем, после войны, как и ожидалось, был снят. Правда, этот шаг был связан с изменением политического курса советского режима в отношении к Востоку, особенно к Ирану, и носил очень прагматико-экспонианистический характер. Однако в любом случае это дало большую возможность поэтам и писателям акцентировать внимание на тему «разделенного Азербайджана» и на этой почве пропагандировать идею национального единства. И наши мастера слова воспользовались данной возможностью, появилось много произведений на эту тему.

После того, как стихотворения «Юг» и книга «Два берега» С.Рустамханлы были удостоены Государственной премии, эта тема еще больше расширилась и нашла своё развитие. Вместе с тем, запрет на тему «Юг» не в целом, а частично был снят; в то время совершенно невозможно было говорить правду об историческом аспекте вопроса, т.е. об истории разделения Азербайджана.

Поэтому из-за преследований и запретов единственное произведение об этом трагическом событии в Азербайджанской истории – о договоре «Гюлистан» вышло в свет тайно, т.е. как образец диссидентской литературы. Этим произведением, написанным в 1959 году, стало прославившаяся сегодня поэма Бахтияра Вагабзаде «Гюлистан». В то время поэма не была опубликована, но она была популярна в кругах азербайджанской интеллигенции, и ее рукопись переходила из рук в руки. (Поэма была опубликована в конце восьмидесятых годов). В этом произведении автор смело раскрывает и проклинает кровавые деяния тех, кто, совершив то большое историческое преступление, разделяет единую нацию, единую страну:

Как вы отделили мясо от костей, Сердце от тела, душу от мощей? Кто вам дал такое право?

Кто пригласил вас на нашу землю? Сколько в окопах выли,

В селении Гюлистан сговорились, Чтобы страна единая раскололась!

В этот страшный, трагический день насильного разделения Родины в воображении поэта восстают и души всех наших мудрецов, непобедимых героев.

Б.Вагабзаде и впоследствии в своих стихах не раз возвращается к событиям, запоминавшимся как траурные дни, дни разлуки в истории народа, неустанно проклинает виновных. В одном стихотворении, написанном к 150-летию позорного соглашения, поэт с горестью и сожалением признается в том, что эту страшную трагедию народа навязывают ему как «праздник».

Во всех произведениях, посвященных этой трагической странице нашей истории, отражаются идея неразделимости народа, его скорого единения, чувства тоски и печали. «Южная» тема по сей день является самой близкой и родной темой для всех азербайджанских поэтов.

«Южная» тема, история разделения, раскола Азербайджана, как было отмечено нами, остается темой, вечно волнующей всех наших поэтов. Среди поэтов, пишущих на эту тему, поэзия Балаша Азероглу, Али Туде, Медины Гюльгюн, Сохраба Тахира, являющихся выходцами из Южного Азербайджана и живущих на этом берегу Аракса, занимает важное место. В их творчестве эта тема по естественным причинам возникает и как объект индивидуально-интимных переживаний, зарождает особое крыло, своеобразное направление в нашей лирике. Так как творчество этих поэтов является специальной темой исследования, считаем необязательным в данной статье особо останавливаться на этом и вынуждены перейти к другим темам политической лирики.

Политическая лирика, расширяющая свои горизонты в связи со снятием запрета на «южную» тему, постепенно становится более богатой и разнообразной. Поиск интенсивных нравственно-этических, психолого-генетических связей между национально-исторической памятью и современной реальностью открывает перед поэзией новые пути и горизонты. Начиная с 60-х годов прошлого века и особенно со второй половины 80-х годов, протест против истории и провозглашение права народа на знание собственной истории и т.д. становятся главными мотивами политической лирики.

Имперский гнёт, отдаление народа от национальной памяти в период нигилистического отношения советской идеологии к национальной истории, стирание из памяти народа всего того, что связано с его корнями – все это всегда глубоко волновало наших поэтов. Народный поэт Бахтияр Вагабзаде ещё в 1977 году в стихотворении «История» (это стихотворение было опубликовано в 1993 году) очень выразительно изложил эту болезненную проблему:

Нас отторгли от собственного «я», Народ стал ветвью, отделенной от корня.

Из свирели раздались чужие звуки Настоящее восстало против прошлого.

… Каждый камень, каждая скала – история, Человек с родной землей связан с историей. Если нет у народа исторической памяти,

То и родина становится обычной землею.

Поэт, разъясняющий человеку социальнофилософское значение истории национальной памяти, кровной и генетической памяти для исключения возможности превращения родной земли в обычное место проживания, видит это также как духовно-нравственную категорию. Если народ, заполняющий историю уродливыми и ложными фактами, отдаленный от реального прошлого, не является «нацией», то каждый индивидуум, каждая личность становится особой, никчемным и бессодержательным человеком, не имеющим представления о своих корнях, о своем прошлом. (С легкой руки выдающегося киргизского писателя Чингиза Айтматова подобные особы, лишенные национальной генетической памяти, впоследствии были названы «мангуртами»). Основная мысль, которую старается довести до читателя Бахтияр Вахабзаде во многих своих стихотворениях, заключается именно в этом. Поэт глубоко верит в незаменимость истории, исторической памяти ради настоящего и будущего нации, духовнонравственной целостности людей. Поэтому-то всей душой протестует против фальсификации истории народа в годы имперской власти.

По мнению поэта, когда история забывается или заставляют забыть её, это становится большой трагедией, что приводит к моральному ослеплению народа, каждого его представителя: все нравственные ценности, критерии переиначиваются, теряется и растаптывается национальное и индивидуальное (личностное) достоинство. Это лишь одна сторона проблемы. Забывчивость, отторжение от собственного прошлого, от уроков истории со временем приводят этот народ к новым бедам и трагедиям. Именно такая забывчивость, отверженность от собственной истории являются одной из основных причин страшных бед, к которым был подвергнут наш народ в последние десять лет. Эту истину сегодня может подтвердить, наверное, каждый представитель нашего народа. Поэт Б.Вахабзаде с самого начала этих трагических событий – с первых же дней армянского геноцида против нас довел до народа эту непоколебимую истину. В стихотворении «Забывчивость», посвященном Омару Фаигу Неманзаде, являющемуся одним из выдающихся национально-общественных деятелей нашего народа, он считает неисправимой ошибкой то, что мы забываем неоднократно совершенные нашими коварными соседями кровавые преступления.

Омар бек, каждое слово твое призыв,

И будто озвучено сегодня. Этот твой возглас всегда бы Прозвучал в наших ушах. Сколько пострадал этот народ Веками от армянского гнета. Забыл он прожитые страдания, Почему украдена его память?!

В отличие от других поэтов, А.Кюрчайлы в стихотворении, посвященном Насими, вовсе не говорит ни слова о деяниях, восхищающих человечество, о трагической судьбе этой великой личности. Здесь нет и особого торжества и пафоса. Автор считает, что читателю, знакомому с личностью Насими, нет особой необходимости рассказать о его деятельности, о его судьбе и жизненном пути. Он для воспевания своего героя, выражения высокого отношения к нему выбрал другой способ. Стихотворение А.Кюрчайлы написано в форме обращения к конкретному адресату, он обращается к художнику, желающему нарисовать портрет Насими. Как известно, согласно ортодоксальным исламским традициям, в средние века рисовать было запрещено, поэтому, как и многих наших мастеров слова того времени, не было изображения, портрета И.Насими. Художник, желающий нарисовать этот портрет, свой мир фантазий и воображений должен был питать из произведений поэта. Именно в этом смысле А.Кюрчайлы разделяет с художником свои раздумья о личности Насими:

Брат мой, лишь об одном прошу тебя: Рисуя, Насими изобрази так,

Чтобы во взгляде его искрились молнии. Солнечным светом наполняй его глаза, Изобрази лицо его мужественным.

Мужество – в огне сгорит – не отступит! Обнажится, лежа во льду – не отступит! Мужество будет содрано – не отступит! Выколют глаза его мечом – не отступит! Мужество не спрячет своего кусочка!

Мужество начнет и доведет до конца! Признает себя и рабом, и властелином, И богов заставит восхищаться, Объявит себя Богом, созидателем!

Нашего деда поэта Имадеддина,

Брат мой, ты должен вот так изобразить.

Как видно, здесь автор для образа Насими воспользовался интересным художественным приемом. Поэт, представляющий своего героя как символ несгибаемости и неотступности, изображает эти лица как торжество человечности, победу добра над злом, света над тьмой. Художественной целью поэта здесь является восхищаться величием, которое долгое время демонстрируется человеком с вершины духовного совершенства конкретной исторической личности.

Как видно, в обоих вышеуказанных стихах о Насими основным, ведущим является воспевание героизма. Однако каждый автор в соответствии со своей манерой и стилем изложения отличается индивидуальным подходом к теме, поэтому каждое из этих стихотворений также отличается своей оригинальностью, по-разному привлекает читателя. Потому что, как известно, стиль является самой важной отличительной особенностью, содержащей в себе индивидуальную манеру изложения каждого мастера слова. Истину «Стиль – это человек» (И.В.Готель) с еще большей уверенностью можем подтвердить при наблюдении факта создания достаточно различных произведений на одинаковую тематику.

Нет сомнения в том, что исторические темы в поэзии становятся интересными и привлекательными при условии, если историзм играет определенную роль в осознании, восприятии современности, прояснении будущего. Рассмотрение вопросов и проблем, волнующих современных людей, в зеркале истории является характерной особенностью ряда наших поэтов. Эта черта особенно характерна для творчества Б.Вахабзаде.

Нам представляется, что в нашей поэзии трудно встретить второго поэта, так интенсивно обращающегося к историческим темам, столь усердно старающегося отразить современные общественно-политические и духовнонравственные проблемы в свете национальной истории. В его художественном сознании такие категории как время и человек, история и общество, традиции и современность всегда соседствуют, применяются в самых разных контекстах.

Сравнение нашей истории, вчерашнего дня с днем сегодняшним, с будущим является всегда наблюдаемой и живучей темой и в творчестве Сабира Рустамханлы, являющегося одним из талантливых поэтов. Его стихи «Кровная память», «Священные обряды», «Созидатели истории», «Этот край мне кажется знакомым», «Звуки гопуз, молитвы времени», «Новый занавес», «Родина», «Здравствуйте, врата Гянджи» и др. считаются коренными произведениями в нашей поэзии, связанной с прошлым, традициями, героями и историческими событиями нашего народа.

В поэзии С.Рустамханлы понятие «история» достаточно глубокое; для поэта понятия Родины, родного края не существуют вне понятия «история». В его стихотворении на вопрос «Что такое Родина?» ответом служит в первую очередь история Родины, богатая духовным ростом и трагедиями:

…Это мир стихов Гади, Разрушенная могила Физули, Журавлиное перо.

Это Севиль, оказавшаяся в аркане Из волос Аракса.

Это возглас «За правду!», Это саз Алескера, Древняя рукопись –

Со страниц выглядывают гении… Родина…Родина…!

Стихотворение с начала до конца построено на ассоциативных переходах подобных исторических воспоминаний. Эти ассоциации располагаются со столь естественным и поэтическим образом, что в конечном итоге создают в воображении читателя многосодержательный, многозначимый образ «Родины», здесь важное место занимают также исторические моменты воспоминания. Нам представляется, что это стихотворение, будучи прекрасным образцом нашей современной лирики, в то же время является очень удачным примером поэтического использования исторических событий и фактов.

Стихотворение же «Здравствуйте, врата Гянджи» посвящено конкретному событию. Будучи в Грузии, поэт увидел в монастыре Гелати вблизи Кутаиси древние врата Гянджи и, воодушевленный этим событием, написал это стихотворение. Поэт приветствует врата Гянджи – эту маленькую частицу Родины, оказавшуюся на чужбине, делит с ними свое горе:

Здравствуйте, врата Гянджи, Брат мой на чужбине.

Здравствуйте, мой хлеб и соль, Слезы, превратившиеся в сталь! Следы моих рук

Не утеряны снегом, дождем. Вы мои скорбящие глаза! Ровно восемь веков

Вы были далеки от мрака…

Подобное душевное обращение, подобный чувственный подход к неодушевленному предмету – частице отечественной истории вовсе не является необычной для поэзии С.Рустамханлы, наоборот, в его поэтическом представлении судьбы народа, Родины раскрываются широтой и глубиной этих мелких деталей.

В стихотворении история, прошлое вновь выступают как важный фактор, определяющий понятие Родины. Поэт глубоко верил, что родина это в первую очередь история родной земли, народа и связанная с ними память. По верным выводам критика Ш.Алышанова, это является позицией, идейнохудожественной платформой не С.Рустамханлы и вышеуказанных поэтов, а современной азербайджанской поэзии в целом. Сегодня незаменимая роль нашей поэзии в повышении национального сознания народа обогащается именно с этой позиции.

Как указывает критик, «при нынешнем поэтическом толковании нашего культурноисторического прошлого обновляются социально-общественный объем лирики, это обновление также стилистически обогащает поэзию». В свое время литературовед Яшар Гараев отмечал: «Несмотря на изобилие традиционной вульгарно-риторической продукции, восприятие излишне хвалебного, «классового», партийного стиха как составной части высших официальных мероприятий на «высоких» трибунах, в политических и деловых литературных органах, азербайджанская поэзия в целом была в активном, беспокойном поиске и движении».

В памяти истории и в лабиринтах современности он искал истину о понятиях «Время» и «Я». Стих же, ищущий правду, никогда не совершает движение по прямой, а крутится по орбите.»

Абсолютное большинство поэтов, представляющих современную поэзию (Б.Вагабзаде, Х.Рза Улутюрк, С.Рустамханлы, М.Араз и др.)писали произведения на эту тему и эти произведения и сегодня считаются самыми лучшими образцами нашей современной Поэзии.

 

Литература

  1. Вагабзаде Б .Осенние раздумье. – Баку: Язычы, 1981.
  2. Вагабзаде Б. Поставьте памятник надежде. – Баку: Язычы, 1993.
  3. Вагабзаде Б. Сказочная жизнь. – Баку: Язычы, 1991.
  4. Вагабзаде Б.Новые стихи. – Баку: Язычы, 1993.
  5. Вагабзаде Б. Приветствие наступающему утру. – Баку: Язычы, 1979.
  6. Вагабзаде Б. С.Рустам и Восточная тема. – Баку, 1986.
  7. Караев Я.Салманов Ш. Совершенство поэзии. – Баку: Язычы, 1985.
  8. Караев Я. Поэтические горизонты. – Баку: Гянджлик, 1985.
  9. Караев Я. История вблизи и издали. – Баку: Сабах, 1996. 10 Караев Я. Поэзия и проза. – Баку, 1979.
  10. Кулиев К. Лирика, современность и время. – Баку, 1982.
  11. Алиева И. Лирика Бахтияра Вагабзаде. – Баку: Язычы, 1982.
  12. Алиев Р. Естественность поэзии. – Баку: Язычы, 1982. 14 Юсифли В. Мир Мамед Араза. – Баку: Шур, 1994.
  13. Исмаил М. Мечты, повисшие на надежде. – Баку: Язычы.
  14. Набиев Б. Современники в художественной литературе. – Баку, 1983.
  15.  Рза Р. Восток, запад. – Баку, 1977.
  16.  Рза Р. Избранные сочинения. – Баку: Азернешр, 1967.
  17.  Рустамханлы С. Окрававленна память. – Баку, 1986.
  18. Рустам С. Мой Тебриз. – Баку, 1986.
  19. Салманов Ш. Проблемы традиции и новаторства Азербайджанской советской поэзии. – Баку: Елм, 1980. 22 Улутюрк Х.Р. Продолжается 37… Баку: Гянджлик, 1992.
  20. 23 Рза Х. Родина начинается с меня. – Баку, 1988. 24 Садык Ф. Между работой и домом. – Баку, 1997.
  21. 25 Годжа Ф. Звездные раздумья. – Баку, 1978.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.