Данная статья рассматривает тему правового регулирования деятельности религиозных объединений в стране. Одно из важных значений в статье уделено системе принципов нормативно-правового регулирования религиозной деятельности. В свою очередь, в данной работе указывается на необходимость комплексного совершенствования законодательства в области борьбы с нелегальными религиозными объединениями, которая, в целом, должна отражаться в устранении правовых противоречий, мешающих формированию благоприятного правового пространства, где в равной степени учитываются права и свободы человека и гражданина.
Доброжелательное сосуществование представителей различного рода национальных и религиозных конфессий во многом зависит от государственной политики, которая проводится в стране. За годы независимости нашей страны, в Республике Казахстан сложился соответствующий опыт в данной области, который заслуживает соответствующего внимания. Так, необходимым условием для сохранения целостности государства и его продвижения на пути демократического преобразования является межэтническое и межконфессиональное согласие в Республике Казахстан. Как отметил Президент Нурсултан Назарбаев на пленарном заседании VI Съезда лидеров мировых и традиционных религий: "В Казахстане зарегистрировано более 3,5 тысяч религиозных субъектов 18 различных конфессий. При таком многообразии мы смогли найти баланс между обеспечением национальной безопасности и защитой религиозных свобод. В нашей стране, по всеобщему признанию, удалось сформировать особую казахстанскую модель межконфессионального мира и согласия" [1].
Для обеспечения мира и межконфессионального согласия в стране огромную роль играют теоретикоправовые аспекты регулирования религиозной деятельности. Так, в пункте 1 статьи 1 основного закона Республики Казахстан провозглашено, что "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы" [2].
Таким образом, конституционно закреплено, что в Республике Казахстан религиозные образования (религиозные институты) полностью отделены от государства, что означает, что никакие конфессии не являются исполнителями каких-либо государственных функций, что нет не одной или даже нескольких религий, которые поддерживаются государством, и что также никакую религию нельзя определить, как носителя государствообразующего фактора. По-видимому, именно данная норма способствует укреплению взаимного уважения, конструктивного сотрудничества лидеров различных культур, религий и государств. Не мало важным актом, регулирующим религиозную деятельность, является и закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан [3]. Указанный закон всецело направлен на совершенствование законодательства о религиозных объединениях путем четкого выявления их правового статуса и деятельности, установления необходимых правовых ограничений для образования религиозных объединений и их функционирования, а также регламентации основ систематической работы государственных органов в сфере регулирования межконфессиональных отношений, с учетом современных преобразований, тенденций развития государства.
При этом, не стоит забывать про то, что современное понимание прав человека и свободы вероисповедания определяется и общепризнанными нормами международных соглашений, принятыми такими организациями как ООН, ОБСЕ и другими. В связи с этим, одним из важнейших документов стала "Всеобщая декларация прав человека" от 10 декабря 1948 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН.
На сегодняшний день, как в частности отмечает Подопригора Р.А., в Казахстане формируется собственная уникальная модель государственно конфессиональных отношений, которая опирается на многовековой опыт мирного сосуществования полиэтнического и поликонфессионального состава населения Казахстана, базируется на исторически обусловленной открытой ментальности казахов, выражающейся в веротерпимости к инакомыслию и толерантности [4, с.113]. Кроме того, модель взаимоотношений между различными конфессиями основывается на экономической стабильности государства и все более проявляющихся тенденций к росту благосостояния граждан и общества в целом, продуманной политике государства, на законодательно закрепившем уровне светский характер государства и равенство всех религий перед государством, но при этом учитывающей различный исторический характер, опыт деятельности религиозных объединений на территории Республики Казахстан.
В результате несколько отстраненного отношения правительства в первые годы образования независимого государства к вопросам религии, в частности к образования различных религиозных течений, на этой вполне благодатной почве, а также в связи с недостаточной религиозной грамотностью населения многие граждане Республики Казахстана, особенно представители молодого поколения, самыми разными способами были вовлечены в деятельность деструктивных религиозных объединений. Страна была притоком различного рода миссионерства, до этого никому не известного в Казахстане. В первые годы становления независимости наблюдался рост межконфессиональной напряженности, вызванной борьбой за вовлечение новых лиц в свои ряды. А способствует ее обострению активная деятельность в республике зарубежных проповедников, которые, имея значительные финансовые средства и имея в своем расположении большой опыт миссионерской деятельности, нередко притесняют традиционные для Казахстана религии в борьбе за влияние на верующих. Хотя межрелигиозные разногласия пока не приводят, как правило, к каким-либо антиобщественным действиям, однако при этом сама ее интенсивность является достаточно тревожным обстоятельством.
Е.К. Кубеев, рассматривая современный этап развития Казахстана в контексте данной проблемы, отметил, что он сопровождается сложными процессами в духовной жизни общества, ростом религиозных объединений как традиционно исповедуемых религий, так и нетрадиционных [5, с.464]. В связи с этим государство должно, в первую очередь, обеспечивать исполнение религиозного законодательства. В то же время требуются изучение тенденции развития религиозных направлений и всесторонняя работа по нейтрализации негативных проявлений в религиозной среде.
Кроме того, необходимо отметить вклад таких ученых, как Смагулов Е.М. и Абуов А.П., которые посвятили свои научные исследования области регулирования деятельности религиозных объединений и которые также выражают мнение о необходимости всесторонней работы по нейтрализации в религиозной среде различных антиобщественных и антигуманных проявлений.
Надо отметить, что за прошедшие десятилетия в Казахстане произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов.
В связи с тем, что в значительной мере наблюдаются изменения в религиозной сфере, возникла необходимость переосмысления достижений Казахстана на пути создания государства межконфессионального согласия и имеющихся недочетов, допущенных при даче несоответствующей оценке проблемам в религиозной ситуации. Как определялось ранее, граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, религиозные объединения независимо от отношения к религии, все равны перед законом. В Казахстане имеют место быть самые различные религиозные объединения. Так как они осуществляют свои права и интересы и находятся на одном правовом поле, государство не имеет право, в правовом смысле, лоббировать интересы какого-либо человека, религиозного объединения. Исходя из этого, в силу законов государства никакая религия не может быть установлена в качестве государственной и общеобязательной. Данное положение подтверждается особенностями порядка первичной регистрации и перерегистрации религиозного объединения на территории страны. Так, регистрация религиозного объединения производится в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", с учетом тех особенностей, которые предусмотренны Законом Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", а также прочими правовыми актами Республики Казахстан.
Как определено, религиозное объединение - это в первую очередь добровольное объединение граждан республики, а также иностранцев и лиц без гражданства, изъявивших желание объединиться на основе общности их интересов, для удовлетворения их духовных потребностей, в установленном законодательством порядке.
При этом, религиозные организации могут быть созданы со статусом местных, региональных и республиканских объединений. Местным религиозным объединением признается религиозное объединение, действующее в пределах одной области, города республиканского значения и столицы. которое было образованно по инициативе не менее пятидесяти граждан страны.
Религиозным объединением регионального уровня может быть признано религиозное объединение, которое создано по желанию не менее пятисот граждан государства, являющихся членами (участниками) двух и более местных религиозных объединений, численностью не менее двухсот пятидесяти граждан страны от каждого из них, которые с свою очередь представляют не менее двух областей, городов республиканского значения и столицу. Созданное региональное религиозное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории деятельности данных религиозных объединений местного уровня. Региональное объединение имеет своей особенностью порядок его создания. Законодательством установлено, что создание религиозного объединения регионального уровня возможно только после создания двух и более местных религиозных объединений, притом, что для создания республиканских объединений религиозного характера регистрация и создание ряда местных и (или) региональных религиозных объединений не требуются.
Следующим объединением, является религиозное объединение республиканского уровня, которое может быть образованно только лишь по инициативе не менее пяти тысяч граждан республики, представляющих города республиканского значения и столицу, области, численность которых в каждом из них не менее трехсот граждан Республики Казахстан. Еще одной особенностью образования республиканского религиозного объединения является наличие своих структурных подразделений, то есть наличие филиалов и представительств на всей территории государства.
Религиозное объединение, как установлено нормами законодательства, с момента его государственной регистрации приобретает правоспособность юридического лица. В силу п.1 ст. 33 Гражданского кодекса Республики Казахстан - юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает своим имуществом по своим обязательствам, может быть истцом и ответчиком в суде, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности.
Необходимо отметить, что религиозные объединения, независимо от уровня образования, обязаны соблюдать требования законодательства и установленный правопорядок в стране. Государство всячески способствует установлению благожелательных отношений, воспитывает в гражданах уважение, а также призывает к политике взаимной терпимости между ее гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между религиозными объединениями различных уровней территориального образования. Так, в частности, агентству по делам религии Республики Казахстан, прибегая к помощи других государственных органов удалось добиться существенных позитивных изменений в сфере религиозной деятельности по направлениям государственной политики. А именно:
- была образована новая правовая база, которая регулирует религиозные отношения в стране, в сфере которой, в соответствии с интересами сохранения безопасности страны регламентированы и конкретизированы правовые аспекты религиозной деятельности, а также функционирования религиозных объединений;
- существенным образом была усилена правовая роль государства в регулировании миссионерской деятельности, а также отрегулирован порядок въезда и пребывания в стране представителей иностранных религиозных объединений;
- были проведены ряды мероприятий, которые значительным образом помогли структурировать и систематизировать конфессиональное пространство Республики Казахстан, в том числе проведена перерегистрация среди религиозных объединений.
Таким образом, из вышеприведенного, необходимо указать на существенную роль государства в формировании межконфессионального и межэтнического согласия, где государство должно, в первую очередь, обеспечивать исполнение религиозного законодательства, при этом требуется изучение тенденции развития различных религиозных течений и трудоемкая работа по искоренению отрицательно влияющих на государственную стабильность проявлений в сфере религиозной деятельности.
Список литературы:
- Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, 2018. VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий. - Режим доступа: www.akorda.kz.
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017 г.) - Режим доступа: www.zakon.kz.
- Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.12.2016 г.) - Режим доступа: www.zakon.kz.
- Подопригора Р.А. Комментарий к Закону Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". - Алматы: Налоговый эксперт, 2013. - 212 с.
- Кубеев Е.К. Теоретико-правовое аспекты развития конституционного строя Республики Казахстан. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2012. - 485 с.