Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Трансформация исторически сформированной системы общественных отношений Сирии и текущие политические процессы внутри Сирийского конфликта - как актуальные проблемы региональных и глобальных отношений

Данная статья посвящена рассмотрению социально-политических условий и процессов внутри сирийского конфликта и их регионального и глобального значения. Статья написана на основе проводимой научноисследовательской работы.

В своей новейшей истории все мировое сообщество, столкнулось с новым глобальным вызовом - угрозой распространения религиозного экстремизма и терроризма, противостояние которому осуществляется как на глобальном, так и на региональном уровнях, а также в каждом отдельно взятом государстве, в частности. Безусловно, противодействие данным привнесенным вызовам осуществляется не только путем недопущения их проявлений, но и, в-первую очередь, путем поиска и анализа всевозможных факторов, причин и движущих сил, оказывающих непосредственное влияние на их распространение - с целью последующей ликвидации выявленных предпосылок.

Именно в связи с возрастающей необходимостью разрешения практических задач, повышается потребность объективного научно-теоретического осмысления процессов развития общественнополитических отношений, под влиянием которых сформировались и начали распространяться губительные явления и феномены, связанные с теорией и практикой экстремистских и террористических организаций - эксплуатирующих религию и чувства верующих. Также, для разработки и постоянного совершенствования действенных механизмов противодействия новым вызовам, как особо важным практическим задачам - необходимо развивать общественно-политические науки, путем проведения анализа причин развития кризисных ситуаций, основываясь на опыте государств, уже имеющих горький опыт противостояния экстремистским и террористическим силам.

Особой темой, нуждающейся в исследовании, является текущая общественно-политическая ситуация, обусловленная происходящими трагическими событиями последних лет на территории Сирийской Арабской Республики (далее - САР), а также изучение их влияния на развитие региональных и глобальных общественнополитических взаимоотношений.

Не случайно крупнейшие российские специалисты по международным отношениям, в частности В.В. Попов отмечают: "…Сирия - это сердце арабского мира, и от того, как будут развиваться события в этой стране, во многом зависит положение дел на всем арабском и Ближнем Востоке…" [1, с. 13].

Что не маловажно, представители западных правоохранительных и специальных структур, также выражают обеспокоенность по поводу текущих общественно-политических процессов, получивших свое развитие на территории САР, способных оказать негативное влияние уже на структуру общественных отношений внутри европейских стран: В своей телевизионной речи, генеральный директор Службы безопасности Великобритании (MI5) Э. Паркер подчеркнул, что несмотря на то, что на территории Сирии почти покончено с деятельностью террористических организаций, но риски, связанные с распространением террористической деятельности - постоянно возрастают и несут тем самым угрозу самой Великобритании [2].

Развивающиеся трагические события новейшей истории на территории Сирийской Арабской Республики, приобрели, пожалуй, характер основной проблемы региона. Причем, если о колоссальном ущербе для населения и страны, в том числе материальному культурно-историческому наследию, памятникам архитектуры и искусства - неустанно утверждают специалисты, то ущерб нематериальной сфере общественных взаимоотношений - системе этно-конфессиональных отношений, в частности, практически не рефлексируется в общественном сознании, при упоминании военного конфликта на территории страны.

Крайне важно здесь подчеркнуть, что спекуляции религиозными постулатами и эксплуатация чувств верующих, направленные на оправдание террористической и экстремистской деятельности, со стороны дестабилизирующих регион сил - являются прямым результатом работы внешних идеологических центров террористических группировок, несущих непосредственную угрозу не только на региональном, но и на глобальном уровне. Иными словами, текущие процессы искусственного изменения многовековых систем межконфессиональных отношений могут быть имплементированы и мультиплицированы в иных регионах мира, путем постепенного внедрения в религиозную норму идей экстремизма и терроризма, укоренения искаженных норм морали и нравственности, создания деструктивных античеловеческих архетипов, недопустимых для исконного, классического понимания веры мусульман и христиан.

Таким образом, в рамках изучения последствий вооруженного конфликта на территории САР, помимо необходимости рассмотрения текущих общественно-политических и демографических процессов внутри сирийского конфликта, а также перспектив их развития, крайне важно уделить особое внимание изучению именно сфере этно- конфессиональных отношений. В этой связи, представляется крайне необходимым, путем поиска и изучения позитивных феноменов этно- конфессиональных отношений, повлиявших на изначальное становление и развитие многовековой системы этно-конфессионального мира, диалога и сотрудничества, рассмотреть: какими были, могут и должны быть этно-конфессиональные отношения. В случае успеха выполнения данной задачи, практическим результатом будет являться объективно-научная демонстрация несостоятельности внедряемых идей экстремизма и терроризма, соответственно, не имеющих культурноисторических и исконно-религиозных фундаментальных основ противостояния Христианства и Ислама.

Конечно, при изучении современных и наиболее актуальных проблем международных отношений - абсолютна необходимость обращения к данным исторической науки, востоковедения и религиоведения, которые способны продемонстрировать интереснейшие примеры основных принципов, важнейших фактов и феноменов существовавших общественнополитических отношений, без учета которых невозможно провести любой объективный научный анализ.

Как известно, общественные процессы межконфессионального взаимодействия, как в прошлом, так и в настоящем, занимают одну из определяющих ролей в системе общественных отношений Западной Азии или, по-другому - Ближнего Востока. Причем, изменения многовековых исторически сформированных моделей этно-конфессиональных отношений, как показывают события последних лет, отражаются на всем мировом сообществе, что и обуславливает острую необходимость проведения исследований, направленных на изучение истории межрелигиозного диалога и взаимодействия - с целью их сохранения и развития. С данной точки зрения, особо цененными данными при проведении исследований общественно-политических отношений, выступают научные сведения, касающиеся зарождения конструктивных основ межконфессиональных отношений.

Безусловно, чересчур оптимистично полагать, что существующие многовековые конструктивные этно-конфессиональные отношения, как в Сирии, так и Казахстане, да и в любой иной стране - явления, данные сами по себе, не имеющие своего изначального и чрезвычайно весомого основания, берущего свое первоначало в самих исторических корнях этно-конфессиональных отношений, а также осуществления многовекового взаимодействия и сотрудничества многих поколений, развивать которые, возникает все большая практическая необходимость.

Например, учитывая то, что до времен Пророка Мухаммеда и его сподвижников на территории Сирии находились храмы различных религий и объекты культурно-исторического наследия - дошедшие до наших дней, истинным будет предположение, что они не уничтожались контролировавшими данную территорию поколениями верующих - видевших Пророка и последующих поколений мусульман.

Важно здесь привести ссылку на данные проведенной работы известнейшего историка и исламоведа О.Г. Большакова, изучить которые крайне необходимо специалистам в сфере истории религии и исламоведения - с познавательной и научной точек зрения, а именно: когда один из величайших воинов и полководцев раннего Ислама, сподвижник Мухаммеда - Халид ибн ал-Валид, известный так же как Меч Аллаха, разбив обороняющихся, после осады города - вступил в Дамаск, им был подписан 14 раджаба 14 г.х. - 14/3 сентября 635 г.н.э. (примерно, через 3 года после смерти Мухаммеда) следующий договор:

"...Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. Это то, что даровал Халид ибн ал-Валид жителям Дамаска, когда вступил в него. Даровал неприкосновенность им самим, их имуществу, их церквам; их городская стена не будет разрушена, и ни в одном из домов не будут селиться. Им в этом покровительство (зимма) Аллаха и покровительство Его посланника (да благословит его Аллах и да приветствует) и халифов и верующих. Не окажут им ничего, кроме добра, если они платят джизью..." [3, с. 32-33].

Таким образом, можно сделать предположение, что известнейший воин и полководец Халид ибн ал- Валид действовал не только по своему усмотрению, "даровав" некоторые преференции жителям Дамаска, но именно согласно установленной Пророком Мухаммедом обще-применительной практики в отношении христиан, обозначенных как - находящиеся под покровительством.

И здесь уже, особо пристального внимания заслуживает рассмотрение договоров, заключенных Пророком Мухаммедом с христианами [4, 5], ставших, по сути, закрепленным базисом конструктивного взаимодействия, один из которых - данный монахам монастыря Св. Екатерины на Синае и всем христианам, описан в 1850 г. А.А. Уманцом и известен как "Фирман Мухаммеда" или "Ахтинаме" [6, с. 18-21].

Необходимо обратить внимание, что договора, заключенные с некоторыми изменениями (в зависимости от места и времени), являясь своего рода дипломатическими актами, обеспечили и выстроили модель мирного сосуществования и взаимодействия двух мировых религий, заложили основы этно- конфессионального взаимодействия и развития взаимоотношений цивилизаций, не только на региональном, но и на глобальном уровнях. Таким образом, диалог и взаимодействие христиан и мусульман позволили в далеком прошлом, со времен установления Ислама, распространения арабского халифата, выстроить уникальную, до настоящего времени сохранявшуюся, модель межрелигиозного диалога, взаимного уважения и сосуществования, в особенности на территории Сирии.

Иными словами, отмечая значение Сирии для истории человечества, необходимо подчеркнуть её важное духовно-религиозное наследие в том числе в сфере взаимодействия культур и межконфессиональных отношений, так как общеизвестно, что на протяжении двух тысячелетий на территории к востоку от Средиземного моря - колыбели христианского мира, играют особую роль религиозные организации, представляющие, впоследствии, Православную Церковь в лице Антиохийского патриархата.

Также необходимо отметить очевидное присутствие и влияние западной религиозной традиции, представленной католическими, униатскими и протестантскими религиозными организациями, которые внесли существенный вклад в конфессиональную наполненность региона.

Таким образом, на территории современной Сирии, площадь которой составляет около 185 тыс. кв. км. [7, с. 5] (меньше чем Карагандинская область, примерно в 2,33 раза, для сравнения), в силу исторических событий, широко распространено Христианство и Ислам.

Наиболее распространенной религией на территории Сирийской Арабской Республики - является Ислам, представленный как суннитскими, так и шиитскими конфессиями.

В частности, сунниты - составляют большинство населения и представлены, как 4 религиозноправовыми школоами - мазхабами (Ханифитского, Маликитского, Шафиитского и Ханбалитского), так и осуществляющими свою деятельность на территории страны, ряда религиозных течений, относящих себя к суннитам.

Большинство шиитов Сирии являются - Двунадесятниками. В то же время, значимую часть шиитской общины составляют Алавиты (Нусайриты). Широко распространены на территории Сирии Исмаилиты - одно из крупнейших течений в шиизме, а также Друзы - которых также, зчастую, относят к шиитам.

С целью формирования полной конфессиональной картины Сирии, необходимо указать Иудеев, а также Йезидов.

Христианами Сирии являются: Православные, Яковиты, Армяно-григориане, Несториане, Римо- католики, Униаты (включая Греко-католиков - Мелькитов, Сиро-католиков, Армяно-католиков, Маронитов и Халдеев), а также Протестанты [7, с. 88100; 8, с. 169-190].

Обобщая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что огромную практическую значимость содержит необходимость проведения исследований и разработка вопросов, направленных на выявление конструктивных основ формирования и установления взаимодействия между представителями различных культур, религий и цивилизаций, в целом. Как отмечает выдающийся историк-арабист и исламовед Р.Г. Ланда: "… арабы за долгие века совместной жизни с другими народами выработали в себе умение адаптироваться и решать спорные вопросы мирным путем ("сульхан")…" [9, с. 18] ("сулх" - "улаживание, соглашение, мирный договор") [10, с. 213-214].

В рамках изучения общественно-политических условий вооруженного конфликта на территории САР, помимо необходимости рассмотрения сферы межконфессиональных отношений, особое внимание необходимо уделить описанию основных политических формирований, участвующих в сирийском конфликте.

Крайне важно обратить внимание на то, что в настоящее время, над изучением проблематики по широкому кругу актуальных проблем, в том числе связанных с общественно-политическими процессами на территории САР и анализом их влияния на региональном и глобальном уровне, работает ряд крупнейших мировых научноисследовательских центров, среди которых необходимо отметить следующие:

  • o Институт востоковедения Российской академии наук, г. Москва: В.В. Наумкин, Н.Д. Плотников, В.А. Кузнецов, Б.В. Долгов, А.В. Сарабьев, И.Е. Федорова, В.М. Ахмедов [11].
  • o The Washington Institute for Near East Polisy, г. Вашингтон: F. Balanche, A.J. Tabler, D. Pollock, J. Olidort, A.Y. Zelin, Р. Clawson, J. White, J. Bowker [12].
  • o Royal United Services Institute (RUSI), г. Лонодон: K. von Hippel, D. Miliband, L. Doucet, L. Khatib, A. McGovern, M. Gilmore [13].

В рамках данной статьи, с целью описания основных общественно-политических формирований, участвующих в сирийском конфликте, необходимо отметить работы зарубежных специалистов - Вашингтонского института ближневосточной политики, некоторые из которых являются действующими сотрудниками силовых структур и советниками военных ведомств США, а также, что - немаловажно, вышеуказанные специалисты имеют опыт работы в странах Западной Азии или Ближнего Востока и специализируются, в том числе, в области общественно-политических отношений Сирийской Арабской Республики.

Одними из содержательных работ, направленных на описание различного рода формирований оппозиционных сил - являются статья А. Дж. Таблера: "Единство оппозиции и западное снабжение" [14, с. 20-24] и аналитический материал, подготовленный Дж. Боукером и А. Дж. Таблером: "Сужающееся поле сирийской оппозиции" [15]. Отражая точку зрения американской политической мысли, в данных источниках авторами анализируются условия сирийского конфликта с начала его развития, а также рассматриваются вопросы прямого участия оппозиционных структур в них. В частности, рассмотрение вопроса становления сирийской оппозиции, противостоящей правительственным силам - начинается с краткого описания сформированных в форме местных революционных советов, локальных политических объединений, провозглашавших необходимость реализации сугубо демократических и светски-ориентированных политических программ.

В то же время, вооруженные формирования в состав которых вошли дезертировавшие солдаты сирийской армии и члены оппозиционных структур, которые в сложившейся обстановке взяли в руки оружие, были объединены в составе "Свободной сирийской армии" (ССА / FSA) (здесь и далее: сокращенное название на русском / английский аналог). На основе проведенного анализа информации указанных авторов, выстраивается политическая картина, в ходе которой, по мере развития сирийского конфликта, вследствие имеющихся внутренних противоречий и малой боевой эффективности, входящие в состав ССА структуры, находящиеся под влиянием региональных и глобальных политических сил, так или иначе начали взаимодействовать с религиозно-мотивированными террористическими группировками - вставшими в авангард борьбы с правительством Сирии.

Рассматривая разногласия внутри созданного 2 октября 2011г. в Стамбуле "Сирийского национального совета" (СНС / SNC), авторами подчеркивается его разносторонний состав, состоящий из либералов, членов организации "Братья-мусульмане", "салафитов" и курдов [14, с. 20], причем отмечается, что данной структуре активно оказывали поддержку как Турция, так и страны Персидского залива, в особенности - Катар [Там же]. Разность интересов участников СНС, стремящихся преследовать как личные, так и групповые интересы - привели к разногласиям, ухудшению эффективности и политической недееспособности совета. Более того, вследствие того, что структуры совета действовали сугубо за пределами Сирии, представители СНС часто воспринимались - как оппозиция "лоббистов в гостиницах и аэропортах, а не в траншеях".

Идеологическим приемником СНС как структуры сирийской оппозиции в эмиграции, стала сформированная 11 ноября 2012г. в Дохе "Сирийская национальная коалиция", известная так же как - "Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил" (СНК или НКРОС / SOC), продолжившая использование де-юре - светского языка изложения своих политических целей: демократии и плюрализма, а де-факто - требований отставки Президента Сирии Башара аль-Асада и твёрдой позиции в отказе от участия в каком-либо переговорном процессе с режимом. Как отмечают Дж. Боукер и А. Дж. Таблер, в структуру СНК вошел основной блок СНС, а также представители организации "Братья-мусульмане", на основе чего можно сделать вывод о том, что данная структура унаследовала политическую и идеологическую линию в ориентации на страны Персидского залива и Турцию. Продолжая описание "Сирийской национальной коалиции", авторами указывается, что она была признана США и европейскими странами, как по всей видимости, единственный легитимный представитель сирийского народа.

Хотя, для более объективного отражения общественно-политической роли СНК, необходимо привести точку зрения российского дипломата - Марии Ходынской-Голенищевой: "...это объединение состояло из эмигрантов, финансировалось из-за рубежа и было мало известно сирийцам, большинство из которых узнали про Нацкоалицию из СМИ - западных или региональных..." [16].

Отражает отсутствие достаточного влияния СНК на территории Сирии и те факты о которых пишут Дж. Боукером и А. Дж. Таблер - согласно которым, местные советы трех провинций с самым сильным присутствием оппозиции: Алеппо, Хама и Идлиб - объявили о выходе из СНК в июне 2016г., ссылаясь на неспособность коалиции "удовлетворения амбиций народа сирийской революции".

Таким образом, американскими специалистами подчеркивается, что, хотя СНК номинально провозглашает главенство в отношении сил "Свободной сирийской армии", они не осуществляет такого руководства на практике, так как СНК внутренне дезорганизованы для способности оказания гуманитарной помощи, не говоря уже о координации сотен повстанческих движений по всей Сирии [14, 15].

Заслуживает отдельного внимания рассмотрение роли курдов в рамках развития сирийского конфликта. Здесь необходимо привести анализ работы Д. Поллока - "Завершение века подчинения: курдское наследие Сайкс-Пико" Д. Поллок, вышедшей в сборнике, посвященном 100-летию подписания договора между Францией и Великобританией - дипломатов Франсуа-Жоржа Пико и Марка Сайкса, соответственно, в рамках которой автор проводит анализ влияния данного договора на историческую судьбу курдов как автохтонного народа, разделенного данным договором [17]. Д. Поллок отмечает, что 35 миллионов курдов, ныне проживающих на территории Турции, Ирака, Сирии и Ирана иногда описываются как самая большая этническая группа в мире без собственной страны, подчеркивая, что для курдов, объединенных общей культурой, языком, историей и обще-курдской этнической идентичностью, вопрос независимого государства, обещанного им победителями Первой мировой войны - является крайне важной чертой национального самосознания.

Особое внимание уделено анализу потенциала влияния курдов в ряде текущих конфликтов: Д. Поллок полагает, что разрешение "курдского вопроса" тем или иным путем - является ключевым фактором, способным серьезно повлиять на текущую региональную политическую ситуацию [17, с. 32].

Крайне важным материалом, в рамках которого проведен анализ роли курдских формирований и их взаимодействия со структурами оппозиции, является статья А.Дж. Таблера "Сирийская оппозиция и PYD", вышедшая в рамках сборника "Сирийские курды как союзники США. Взаимодействия и сложности" [18].

Описывая участие сирийских курдов в ворожённом конфликте, подчеркивается направленность их действий на выбор некоего "третьего пути" - между поддержкой правительства и взаимодействия с сирийской оппозицией. Подчеркивая имеющиеся факты взаимодействия с правительственными силами курдской "Партии демократического единства" (PYD) и входящих в её состав вооруженных отрядов курдов (YPG/YPJ) (в частности - согласование действий при освобождении правительственными силами г. Алеппо), А. Дж. Таблер отмечает, что данные действия вызывают крайне негативную реакцию в отношении курдов, со стороны СНС, СНК и близких к ним оппозиционных сил.

В свою очередь представители так называемой "вооруженной оппозиции", в лице "Свободной сирийской армии" (ССА / FSA), ведут еще более агрессивную риторику в отношении сирийских курдов - сторонников PYD. Некоторые представители курдского народа, участвующие в военных действиях на стороне ССА - открыто обвиняют PYD в "предательстве", подавлении вооруженных сил "революции" и сотрудничестве с баасистским режимом Башара Асада.

Отряды террористических группировок, таких как Ахрар ас-Шам также противостоят PYD. В частности, в сентябре 2016 г. была выпущена фетва - узаконившая координацию боевиков с турецкими вооруженными силами в борьбе с "ИГ" и YPG/YPJ (вооруженными силами PYD) [Там же].

В свою очередь отношение PYD к представителям оппозиционных сил, также является резко отрицательным: лидер PYD - Салих Муслим, резко критикуя СНК, ставит под сомнение её легитимность в представительстве сирийских оппозиционных сил, вследствие полного отсутствия её влияния на территории Сирии. Также PYD негативно относятся к спонсируемым Саудовской Аравией представителям оппозиции, которые с точки зрения PYD создают "множество препятствий" в женевском переговорном процессе. А. Дж. Таблер отмечает, что крайне негативным является отношение PYD к ряду поддерживаемых США группировок так называемой "вооруженной оппозиции" [Там же].

В заключении статьи хотелось бы отметить раскрывающую общественно-политическую роль курдов в рамках взаимодействия с арабским населением, статью, Ф. Бланша - "Арабы в зоне, контролируемой PYD" [19] и опубликованную 5 февраля текущего года монографию этого же автора "Разделенность в Сирийской гражданской войне" [20].

 

Список литературы:

  1. Попов В.В. Сирийский кризис // Международная научно-практическая конференция "Национальное примирение и будущее Сирии". - М.: Институт востоковедения РАН, 2016. - 36 с.
  2. Gilmore M. MI5 Chief: Daesh Is Dead in Syria and Iraq - But Threat Here is Growing Rapidly // RUSI.ORG: Royal United Services Institution for Defense and Security (RUSI). 2017. - Режим доступа: https://rusi.org/commentary/mi5-chief-daesh-dead- syria-and-iraq-%E2%80%93-threat-here-growing- rapidly.
  3. Большаков О. Г. История Халифата. Том 2. Эпоха великих завоеваний. 633-656 гг. - М.: Восточная литература, 2002. - 296 с.
  4. Morrow J.A. The Covenants of the Prophet Muhammad with the Christians of the World: Angelico Press / Sophia Perrenis, 2013. - 442 с.
  5. Morrow J.A. Six Covenants of the Prophet Muhammad with the Christians of His Time. The Primary Documents: Angelico Press / Sophia Perrenis, 2015. - 67 с.
  6. Уманец А.А. По?здка на Синай съ прiобщениемъ отрывковъ о Египт? и Святой Земл? А. Уманца. Ч. 1. Санктпетербургъ: Типографiя III Отдел?ния Собст. Е.И.В. Канцелярiи, 1850. - 289 с.
  7. Сирия. Справочник / под ред. В.В. Наумкина. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1992. - 416 с.
  8. Шпажников Г.А. Религии Западной Азии. - М.: Институт востоковедения АН СССР, 1976. - 327 с.
  9. Ланда Р.Г. История арабских стран. - М.: Восточный университет, 2005. - 319 с.
  10. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 314 с.
  11. Сотрудники Института востоковедения РАН. - Режим доступа: http://ivran.ru/sotrudniki.
  12. The Washington Institute for Near East Polisy / Experts. - Режим доступа: http:// www.washingtoninstitute.org/experts.
  13. Royal United Services Institute (RUSI) / Staff. - Режим доступа: https://rusi.org/inside-rusi/staff.
  14. Andrew J. Tabler. Opposition Unity and Western Supply // Syria's Military Opposition. How Effective,United, or Extremist? The Washington Institute for Near East Policy. P. 20-24.
  15. James Bowker, Andrew J. Tabler. The Narrowing Field of Syria's Opposition. Beyond Islamists & Autocrats. Prospects for Political Reform post Arab Spring / The Washington Institute for Near East Policy. - Режим доступа: http://www.washingtoninstitute.org/ uploads/Documents/pubs/BeyondIslamists-Tabler.pdf.
  16. Ходынская-Голенищева М.С. Сирийский кризис в трансформирующемся миропорядке: роль эмигрантских оппозиционных структур // Азия и Африка сегодня. 2018 г. № 1, с. 19. - Режим доступа: https://asaf-today.ru/images/AA_nomers/2018/201801/ Khodynskaya_sirijskij.pdf.
  17. Fabrice Balanche. Arabs in the PYD-Controlled Area // Syryan kurds as US ally. Coperation & Complications. The Washington Institute for Near East Policy. P. 29-38.
  18. David Pollock. Ending a Century of Subjugation: Sykes-Picot's Kurdish Legacy // The Lines That Bind. 100 Years of Sykes-Picot. The Washington Institute for Near East Policy. Р. 32-37.
  19. Andrew J. Tabler. The Syrian Opposition and the PYD // Syryan kurds as US ally. Coperation & Complications. The Washington Institute for Near East Policy. Р. 20 - 28.
  20. Fabrice Balanche. Sectarianism in Syria's Civil War. The Washington Institute for Near East Policy. - Режим доступа: http://www.washingtoninstitute.org/ uploads/Documents/pubs/SyriaAtlasCOMPLETE-
  21. pdf.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.