Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Алихан Букейханов: человек-легенда

«Мы можем определенно сказать, что деятельность казахских интеллигентов первой половины столетия, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному, но и по своему гражданскому и нравственному уровню». Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев

Есть деятели, имена которых не тускнеют с годами. Такой яркой личностью был Алихан Букейханов. И, несмотря на многолетние запреты, шельмование как «буржуазного националиста», «классового врага», их идеи помогли изменить мир к лучшему.

В год 100-летия со времени образования партии «Алаш» прошло 100 лет. Что мы, современные жители Казахстана, знаем об одном из его лидеров - Алихане Букейханове?

На мой взгляд, очень мало. Есть небольшая справка в школьных учебниках истории Казахстана, которая гласит: чингизид, политический лидер партии, член филиала кадетской партии, комиссар Временного правительства, глава правительства Алаш- Орды. Учебник повествует, что алаш- ордынцы вели борьбу против Советской власти, пока не признали ее в 1919 году.

Есть и такая справка: Алихан Букейханов — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану. Председатель Алашской автономии с 1917 по 1920 годы.

После обретения независимости Республики Казахстан в декабре 1991 года, появилось много работ, посвященных жизни и деятельности членов партии Алаш.

В данной статье хочу уделить внимание биографии А. Букейханова. Общеизвестно, что биографический метод в науке позволяет проследить становление мировоззрения и определить мотивы в деятельности людей.

Много интересной информации я получила в следующих изданиях: Аккулы Султан-Хан. Алихан всего Алаша: наследие АлиханаБукейханова // Мысль. — 2013. — №1. — С. 71-80.

Аккулы Султан-Хан. Собиратель казахских земель: наследие АлиханаБукейханова // Мысль. — 2013. — №1. — С. 81-87.

Аккулы Султан-Хан. Собиратель казахских земель. Часть II: наследие АлиханаБукейханова // Мысль. — 2013. — №2. — С. 78-85.

Аяган Б. И это все о нем // Экспресс К. — 2011. — 25 марта. — С. 16.

Бельгибаев М. Е. Алихан Бокейхан — общественный деятель и учёный :140 лет со дня рождения // География в школах и ВУЗах Казахстана. — 2010. — №5. — С. 37-40.

Енисеева-Варшавская Л. Сын степей: наследие Алихана Букейханова // Мысль. — 2013. — №2. — С. 74-77.

Козыбаев С. Родоначальница демократической прессы: культура // Мысль. — 2013. — №1. — С. 67-70.

Работы этих авторов позволяют изучить биографию А. Букейханова.

После чтения работ этих авторов, я поняла, что А. Букейханов, будучи чингизидом по крови, на самом деле был очень скромным человеком из обычной в те времена казахской семьи. Семья его отца не отличалась материальным достатком, и Алихану пришлось самому всего добиваться в жизни.

Алихан родился 5 марта 1870 г. в семье не богатого, но сохранявшего все атрибуты высшего сословия казахского общества Букейханова Нурмухамеда, в ауле номер семь Токрауынской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Сам Нурмухамед принадлежал к знатному султанскому роду Бокей. Данная принадлежность к знатному роду станет со временем объектом анализа со стороны юного Алихана. Когда сыну исполнилось семь лет, отец определил Алихана в медресе муллы Зарифа в Каркаралинске. Но это учебно-духовное заведение давало скромные знания общекультурного плана и по истечении двух лет султан посылает Алихана сначала в трехклассную русско-казахскую школу в уездном центре, и затем в Каркаралинское городское (реальное) училище. Достигнув 16 лет, Алихан едет в столицу степного края Омск, где его зачислили в Омское техническое училище, готовившее кадры среднего звена для сибирской железной дороги. По современным меркам, это полновесный колледж. Там он провел четыре года. Свою первую ценностную установку Алихан Букейханов получает в учреждении духовной культуры. Но казахское общество, являвшееся частью российского, менялось под давлением индустриальной эпохи, и отец последовательно заставляет сына приобретать знания, нужные для жизни.

Там, в Омске, учащийся третьего курса Букейханов начал сотрудничать с редколлегией особого приложения к Акмолинским областным ведомостям. Оно, по сути, выполняло функции казахского отдела редакции. Первые публикации в газете («Мулла в К-ском уезде», «Сын степей», «Ценный вклад старины») были посвящены проблемам духовной и управленческой элиты аула, казахской поэзии и литературы. В письме в редакцию («Мулла в К-ском уезде») 19-летний юноша ставит вопрос о качестве общего и духовного образования у тех, кто занял место религиозного гуру. Кое-кто, едва прочитав «Коран», подчеркивает Алихан, начинает воображать себя муллой, а необразованное общество с ним соглашается, хотя нередко этот «мулла не умеет писать, а если пишет, то на позор грамматике». И какой пример людям может дать такой духовник, спрашивает юный аналитик.

Две статьи Алихан Букейханов посвятил проблеме волостных управителей. Собственно, этим он поднял вопрос о качестве местной казахской администрации. За год, по подсчетам историка Сеитова, в газете было опубликовано девять статей А.Н.Букейханова, Конечно, можно истолковать их по-разному, если вникнуть в смысл материала, но, по нашему мнению, это была несомненная дань отчизне со стороны начинающего писателя. В тех же «Приложениях» к «Акмолинским областным Ведомостям» Алихан попробовал себя и как знающий экономист-социолог, поместив привлекший внимание общественности материал о состоянии и перспективах земледелия в ряде волостей Каркаралинского уезда. Пожалуй, данный материал во многом повлиял надальнейший выбор и судьбу Алихана Букейханова. Учитывая отличные успехи своего воспитанника, директор Омского технического училища 28 апреля 1890 г. уведомил начальника Каркаралинского уезда о том, что сын султана Букейханова заканчивает учебу и получит звание техника. По итогам успеваемости он рекомендовал его для зачисления в Петербургский императорский Лесной институт.

Это высшее учебное заведение основали накануне Отечественной войны 1812 г., и оно относилось к числу престижных вузов России. Ректором был известный ученый, доктор биологических наук, профессор И.П.Бородин. Сам профиль вуза, далеко не гуманитарный, невольно делал его центром, где набирались знаний те, кому предстояло перестраивать Россию в индустриальную державу. Но прежде надо было понять, что такое эта быстро меняющаяся Россия. Исследованию особенностей страны были посвящены специальные научные экспедиции. Если о центральных губерниях государства Академия наук России накопила необходимый для анализа и обобщения материал, то восточная его часть, в том числе Сибирь и Центральная Азия, во многом оставались «белым пятном», и задача его изучения становилась важнейшей. Так постепенно формируется замысел проекта под названием «Азиатская Россия», в разработке которого особенно активное участие принял Алихан Букейханов, закончивший в 1894 г. Лесной институт с дипломом «ученый-лесовод». В Омск он возвращался не только как высокообразованный специалист, но и как личность, в полной мере познавшая те веяния, что пронизывали атмосферу жизни и быта столицы Российской империи. Студенческая среда Петербурга тех лет жила под впечатлением острого противоборства идейных течений: западничества, славянофильства, народовольчества, различных проявлений марксизма и либеральной демократии, а также консервативных взглядов. Все это усиливалось впечатлениями от лекций, бесед, дискуссий с участием таких фигур, как сверстник Петр Струве, ученый Туган-Барановский, журналист Константин Арсеньев, писатель Константин Леонтьев, убежденный проповедник византизма и союза России с народами Востока.

Конечно, Алихан Букейханов, как и большая часть творчески активного студенчества, был вовлечен в разного рода кружки. Одним из них являлось литературное сообщество «Зарзаман» («Время горестей»), в котором сотрудничали студенты тюркских национальностей, позднее составившие актив мусульманской фракции I и II Государственной Думы и национальных партий Татарии, Башкирии, Северного Кавказа. Идейная атмосфера российской столицы не отвлекла А. Букейханова от контакта с людьми науки. Именно в Петербурге Алихан Нурмухамедович знакомится с теми, кто разрабатывал проект «Азиатская Россия». Еще на третьем курсе он установил контакт с сотрудниками Российского императорского географического общества, членами комиссий по обследованию районов Сибири и Степного края. По окончании Лесного института Алихан Букейханов был приглашен в качестве статистика в состав научноисследовательской экспедиции для изучения экономического положения сельского хозяйства Ялуторовского уезда Тобольской губернии. Но пока неспешно крутилась машина канцелярских согласований, А.Букейханов начал вместе с другими выпускниками Лесного института Н.Грибановым и Н.Лоскутовым работать с конца 1894 г. в редколлегии газеты «Степной край». Одновременно Алихан Нурмухамедович ведет курс математики в Омском Лесном училище.

Перевод Лесного училища в Кокчетав в 1895 г. привел к перемене специализации. А.Букейханов идет на государственную службу: становится простым чиновником местного переселенческого управления. Это позволило ему позже войти в состав правления Омского отдела Московского общества сельского хозяйства и стать своим для участников земского движения Западной Сибири. Питерские контакты и старые омские связи, а также научные интересы привели его к активному сотрудничеству в научных экспедициях Западно-Сибирского отдела Русского императорского географического общества, членом которого он становится и остается на протяжении 10 лет (с 1895 по 1905 гг.) пока его не поглотила без остатка, политика. Разносторонность интересовдипломированного специалиста вроде бы узкой и специфичной направленности отражала особенности и противоречия времени. Омск — бурно растущий город на юге необозримой сибирской тайги, а также западные ворота просторов Сибири. Но это одновременно и административный центр огромного Степного края. Вместе с тем Омск весьма стремительно наращивал свои производственные и финансово-экономические мускулы. И при этом все больше становился средоточием культурной жизни Западной Сибири и значительной части казахской степи. Ведь Омск — город, где жили и творили знаменитый русский металлург П.П.Аносов, исследователь Сибири И.Д.Черский, выдающийся казахский ученый Ч.Ч.Валиханов, писатели Ф.М.Достоевский и В.Иванов, талантливый композитор В.Я.Шебалин. Кроме этого, в городе находились штаб Омского военного округа и ставка атамана Сибирского казачьего войска. И, как противовес всему, именно там, в среде интеллигенции и верхних слоев пролетариата первого поколения, было немало тех, кто составлял оппозицию правящему режиму. Российская действительность того и предшествующего периодов превратила Омск в своеобразный узел противоречий. Там стремительно развивалась промышленность, быстро формировались финансово-банковский сектор экономики и система связи, создавались акционерные и кооперативные общества и, как выражение потребностей многоликого социума, появлялись газеты и журналы разных направлений. А противоречия были связаны с несоответствиями политического строя, его системы власти и управления требованиям времени.

Новое индустриальное общество делало главными фигурами времени предпринимателей, ученых, представителей технической интеллигенции, образованных рабочих. А в России главными оставались царь и его окружение, дворянство, духовенство, многочисленное чиновничество и их социальная опора - казачество. Назревал разлом, который втягивал в бездну потрясений многих, и в первую очередь интеллигенцию как слой, где были сосредоточены интеллектуалы фактически всего общества и где понимание несоответствия системы и духа времени проявлялось с особой силой. Ход жизни включал в эти процессы и казахское население, в том числе и первые группы нарождавшейся национальной интеллигенции. Видимо уже тогда молодой ученый- лесовод ставил перед собой определенные вопросы. Возможно ли воссоздание территориальной целостности Казахстана? Что необходимо сделать для этого? Где рычаг политического, экономического, социального, культурного и духовного возрождения казахского этноса? Напомним о том, что казахская территория и сформировавший ее этнос были разделены между тремя генерал-губернаторствами и астраханской губернией, а регион Мангышлака был зоной Кавказского военного округа. По сути, надо было на базе национальной идеи дать обществу импульс осознания себя как самостоятельной нации и начать борьбу за возрождение страны и ее народа. А одновременно требовалось в интересах этноса если не прервать, то хотя бы замедлить реализацию властью политики крестьянской колонизации, которая лишала этнос рожденного всей его историей главного источника жизни — земли. И аграрный вопрос приобретал исключительную значимость для будущего казахского кочевого и полукочевого аула. А ведь в одном лишь Петропавловском уезде за 1890-1899 годы были основаны 43 села. Ещё до поездки в Петербург молодой Алихан убедился в том, что Омск был городом огромного культурного наследия. Там получил в свое время путевку в науку Чокан Валиханов, на которого колоссальное впечатление произвели встречи с Ф.М, Достоевским. В Омске в ходу были идеи выдающегося географа, этнографа, историка, социолога Г.Н.Потанина о сибирском областничестве. Омск — родина не менее знаменитого сибиряка Н.М.Ядринцева, страстного проповедника образования. Николай Михайлович писал: «Никакая реформа немыслима в стране, ежели не будет в ней деятелей, способствующих ей… Ни политическое, ни экономическое процветание не будет доступно стране, в особенности стране молодой как Сибирь, без умственного развития потому, чтовеличайшим двигателем всей человеческой истории было знание. Без знания нет богатой страны, без знания нет свободной страны, без знания нет счастливой страны».

Именно такой же завет пронизывает весь дух «Слов назидания» Абая, и Алихан Букейханов позднее сделал его одним из важнейших в своих статьях на страницах газеты «Казак». Идеи Абая уже на основе собственного опыта сконцентрированы как важнейший элемент национальной идеи в подготовленной под руководством А.Н. Букейханова Программе партии «Алаш», в частности в её IX разделе «Развитие науки и просвещения».

А тогда, по возвращении в Омск, он в кругу своих сверстников не раз вел речь о научном и культурном творчестве Ч.Валиханова и его контактах с Ф.М.Достоевским. И, конечно, о потрясающих по глубине содержания «Записках из мертвого дома», книге, буквально пригвоздившей к позорному столбу эпоху правления Николая I. Омская интеллигенция из уст в уста пересказывала оценку работы Герценом: «Записки» подобны «надписи Данте над входом в ад»: это «Мертвый дом» Достоевского, страшное повествование». Там, в Омске, в рамках своей подготовки к участию в работе по проекту «Азиатская Россия» как научный работник и член географического общества А.Букейханов часто контактировал с известным военным топографом А.А.Александровым. На исходе Х1Х-го столетия этот талантливый специалист, провел обследование рельефа местности в Семипалатинской и Семиреченской областях, районах озер Балхаш и Зайсан. Его «съемки» помогли установить зоны кочевий казахских родов Среднего и Старшего жузов, а также определить возможные районы промышленного развития, в том числе и в рамках проекта железной дороги Петропавловск — Спасский завод, увидевшего свет в 1912 г.

Позднее, в начале 30-х гг. ХХ- го столетия профессор С.П.Швецов в своих публикациях подтвердил высокое качество описания Алиханом Букейхановым территорий кочевий казахских родов.

Работать преподавателем в Лесном училище Алихану Букейханову довелось недолго. Оно, как уже говорилось, по распоряжению свыше было переведено в Кокчетав, но часть педагогов зачислили в состав научно-исследовательской экспедиции профессора Ф.А. Щербины, которому Министерство земледелия Российской империи поручило провести экономико-статистическое изучение региона Степного края.

Естественно, что в силу сочетания своих служебных и научных интересов сотрудником данной экспедиции стал и Алихан Букейханов. Целых семь лет, с 1896 по 1903 годы, длилось не знавшее прецедента поистине детальное изучение хозяйственноэкономической и культурной жизни населения значительной части казахских земель. Российская наука дала властям представление о Сибири и казахской степи. Но распоряжением всесильного министра внутренних дел В.К.Плеве, который посчитал, что нужно сосредоточиться на том, как сохранить опору помещика -крестьянскую общину, работа комиссии была прекращена в 1903 г. В период своего участия в научных экспедициях и работы над отчетами Алихан Нурмухамедович в 1902 г.. женился. Его избранницей стала коренная сибирячка Ольга Яковлевна Севастьянова. А в 1903 г. родилась дочь Лиза (Зейнеп). Спустя семь лет появился сын Октай (Сергей).

Материалы комиссии после их обработки издавались отдельными выпусками на протяжении пяти лет (1903-1907 гг.), главным образом в виде обзоров по отдельным уездам, и составили 21 том. Но если Плеве сорвал одну задумку Витте получить представление о новых районах развития страны, то министр финансов тут же частично отыграл свое, продвинув решение об изучении местностей, прилегающих к железной дороге. Была организована экспедиция экономического обследования территорий вдоль Сибирской железной дороги (от Челябинска до Байкала) под руководством С.П.Швецова. В её состав в качестве научного сотрудника, уже зарекомендовавшего себя как социолога, экономиста, статистика и специалиста лесного хозяйства, тут же был приглашен Алихан Букейханов.

Работа в составе экспедиции позволила ему получить детальное представление о состоянии казахского общества на рубеже XIX-XX веков. Среди многих тем, обративших на себя внимание талантливого исследователя, были положение в кочевом и полукочевом аулах, овцеводство, занятость и т.д. Но вместе с тем Алихан на материалах собственной родословной обращается к выяснению роли казахской знати. Таковыми стали статьи о переписке хана Букея и его потомков, о бумагах Аблай-хана и других деятелей степной элиты. Конечно, главный научный подвиг Алихана Нурмухамедовича той поры — XVIII том издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Том был почти целиком посвящен Казахстану. Самому Алихану Нурмухамедовичу принадлежит раздел «Распределение населения киргизского края по территории, его этнографический состав, быт и культура». Автор раздела дал краткую характеристику культуры казахского народа, на материалах «народной литературы» и анализе поэмы «Козы-Корпеш и Баян- Сулу».

С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую Думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. В 1905-1907 годах работал в кадетских газетах «Иртыш», «Омич», «Голос» в качестве редактора. В 1910-1914 годах пишет ряд научных статей в «Новом энциклопедическом словаре», в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» статью «Казахи». Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организации среди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты «Казак», в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым А.Байтурсынов и М.Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом «Кырбаласы» («Сын степей», «Степняк») он опубликовал в газете «Казак» статьи «Думские партии», «Дума и казахи», «Август Бебель». В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая - важный элемент политической программы Букейханова. Имеются сведения, что его имя значится в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи «Полярная звезда». Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году А. Н. Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Основанная в 1910 году ложа «Малая медведица» иначе называлась «организацией Керенского». Масонское движение, возникшее в России после 1905 года, имело тесные контакты с французским масонством. Как правило, назначения местной администрации при Керенском определялись масонскими связями, благодаря которым рекомендовались, прежде всего «братья». Масонская организация, как и буржуазные партии, в которых она имела влияние, ставила целью свержение самодержавия и захват политической власти. А.Н.Букейханов считал, что именно через масонство ему удается достичь своих целей: вместе с Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающий в себя собственный парламент, самоуправление, т.е. право на управления финансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.

Но его пути с кадетами и масонами разошлись после Февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы онизложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских «братьев» «сохранить империю при существующих границах».

Самоопределившись, А. Н. Букейханов создает национальную политическую партию "Алаш", идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на II Всеказахском учредительном курултае была провозглашена Алашская Автономия, т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.

В годы гражданской войны А.Н.Букейханов и алаш-ордынцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ордынцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение - войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично А.Н.Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С ее осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка».

Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, прикрытой фразами о пролетарском интернационализме, а на самом деле - имперской, русификаторской, и к методам насильственно-репрессивного насаждения социализма. Но даже сугубо культурническая деятельность А. Букейханова и других интеллектуалов, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Поскольку связь с «Алаш- Ордой» была одним из стандартных обвинений Советского государства против интеллектуальной элиты казахского народа есть необходимость в пояснениях. Исторический термин «Алаш» был общим именем для тех древних родов, которые впоследствии получили этноним «Казах». Этим именем названа была партия, образованная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова и ставившая себе целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России. В основе программы партии «Алаш» было провозглашено первое самостоятельное государство в 1917 году, которое в начале из-за политики большевиков вошло с ними в конфликт. Достигнутый между большевиками и «Алаш- ордой» компромисс был большевиками попран впоследствии, а лозунг «алаш-ординец- националист, враг народа» стал основой тотальных репрессий против тех, кто составлял элиту нации.

Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в 1917 году государство "Алаш».

В 1920 году после объявленной советскими властями амнистии лидер Алаш-Орды привлекался, с большими ограничениями, к просветительской работе. Ему поручались также переводы на казахский язык произведения Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, писателей Европы и тюркоязычных авторов. Трудолюбивый и энергичный А. Букейханов занимается также землеустройством, организацией овцеводства. Кроме прочего, он нередко консультировал наркомов Казахстана по различным вопросам. Но установившаяся власть, давшая большие обещания, становилась все более агрессивной.Один эксперимент следовал за другим. В 20-е годы ограничиваются гражданские свободы, пресекается деятельность альтернативных партий, свободные СМИ уничтожаются.

По мере укрепления большевизма все лидеры республики были взяты «под особый контроль». Естественно, не избежал этой черной участи А. Букейханов. В 1926 году он был вынужден перевестись в Москву. В том же году, за выезд из Москвы без разрешения был арестован ОГПУ и посажен в Бутырку. Вызовы в «контору» и краткосрочные аресты были и в последующем.

Алихан Букейханов был арестован в Москве в 1937 году.

27 сентября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР по необоснованному обвинению Алихан Нурмухаметович Букейханов был приговорен к расстрелу. На допросах и неправедном суде взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. Делал он это сознательно.

Алихан Нурмухаметович был расстрелян на пороге семидесятилетия.

В Казахской ССР имя А. Букейханова не произносили, а если и упоминали, то только в крайне негативных тонах. Вырастали целые поколения казахов, не знавших о трагической судьбе лидера казахских интеллектуалов начала ХХ века.

14 мая 1989 года постановлением Верховного суда СССР Алихан Букейханов был оправдан связи с отсутствием состава преступления.

Незаурядный, умный и мужественный человек хотел свободы и равноправия для своего народа, смело боролся за его светлое будущее. Выдающиеся идеи А. Букейханова поставили его вровень с видными политическими деятелями Европы и Азии.

 

Литература

  1. Аккулы Султан-Хан. Алихан всего Алаша: наследие Алихана Букейханова // Мысль. — 2013. — №1. — С. 71-80.
  2. Аккулы Султан-Хан. Собиратель казахских земель: наследие Алихана Букейханова // Мысль. — 2013. — №1. — С. 81-87.
  3. Аккулы Султан-Хан. Собиратель казахских земель. Часть II: наследие Алихана Букейханова // Мысль. — 2013. — №2. — С. 78-85.
  4. Аяган Б. И это все о нем // Экспресс К. — 2011. — 25 марта. — С. 16.
  5. Бельгибаев М. Е. Алихан Бокейхан — общественный деятель и учёный :140 лет со дня рождения // География в школах и ВУЗах Казахстана. — 2010. — №5. — С. 37-40.
  6. Енисеева-Варшавская Л. Сын степей: наследие Алихана Букейханова // Мысль. — 2013. — №2. — С. 74-77.
  7. Козыбаев С. Родоначальница демократической прессы: культура // Мысль. — 2013. — №1. — С. 67-70.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.