Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Амангельды Иманов — трибун казахского народа

«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»

Н. А. Назарбаев

2016 год – год 100-летия национально – освободительного восстания 1916 года в Казахстане.

И сегодня, мы, земляки, великого батыра и защитника родной земли, должны вспомнить и помянуть имя Амангельды Удербаевича Иманова добрым словом.

«Настоящего человека создает эпоха»,— говорил Абай. Амангельды — человек своей эпохи, его общественно-политические взгляды формировались в тот период, когда под влиянием революционного движения пролетариата в России казахские трудящиеся поднимались на борьбу против классового и колониального гнета, за свободу.

Амангельды принадлежит к числу известных личностей, которые являют собой образец подлинного борца за счастье народа..

Итак, совершим экскурсию в прошлое, чтобы понять феномен батыра Амангельды, становление его как борца за справедливость.

Добровольное присоединение Казахстана к России, начавшееся еще в XVIII веке, имело огромное прогрессивное значение в судьбе казахского народа. Присоединение открыло широкие возможности для проникновения в край передовой экономики, культуры русского народа. Вместе с тем Казахстан явился объектом жестокой эксплуатации со стороны помещиков и капиталистов. Он был частью царской помещичье- буржуазной империи, но самое главное — Казахстан стал неразрывной частьюреволюционной России, которая на рубеже XIX—XX веков превратилась в центр мирового революционного движения.

Угнетенные народы начали понимать, что кроме России помещиков и капиталистов существует другая Россия, революционная, борющаяся против самодержавия, против всех видов эксплуатации и социальной несправедливости.

На формирование революционных убеждений Иманова в те годы оказал благотворное влияние первый казах-большевик, вступивший в партию в 1915 году,— Алиби Джангильдин. «Частые беседы с ним велись, главным образом, о том, что царское правительство угнетает народ, что казахской бедноте с каждым годом живется все хуже и хуже»,- вспоминал Алиби Тогжанович впоследствии.

Когда речь шла о защите интересов трудового народа, Амангельды не останавливался ни перед какими препятствиями. В 1914 году он совершил поездку в Петербург по делам незаконно осужденных бедняков. К этому времени Амангельды, сложившийся батыр и защитник аульной бедноты, своими глазами увидел жизнь царской знати, убедился, какова разница между дворцами, царскими хоромами и хижинами, между богатыми и бедными.

Амангельды Иманов, знавший прогрессивные идеи и призывы Чокана, Ибрая и Абая о всемерном сближении казахского народа с русским, устанавливает дружбу с лучшими представителями русской демократической интеллигенции - Н. Токаревым, И. Денисовым, И. Деевым, П. Холмецким, передовыми рабочими Карсакпая. «Почему происходят забастовки? Какие причины? Какие требования предъявляют рабочие?— Вот запомнившиеся мне вопросы Иманова» - писал о своей встрече с батыром в начале 1916 года в Карсакпае участник московского вооруженного восстания 1905 года, старый революционер Иван Деев.

Таким образом, к моменту восстания 1916 года Амангельды Иманов становится убежденным противником существующего строя , его симпатии на стороне большевиков. Но он еще не большевик, он просто сторонник справедливости.

Известно, какое важное значение национально-освободительному движению отводил В. И. Ленин. Владимир Ильич рассматривал его как составную часть социалистической революции. Он выступал за использование в целях социалистической революции всех национальных движений против империализма.

В истории КПСС дается следующая характеристика восстания 1916 года: «Наиболее мощными и продолжительными из всех национальных движений были восстания в Казахстане и Средней Азии (руководителем одного из них стал казахский национальный герой Амангельды Иманов)... Поводом послужили призыв в царскую армию и усиление национального угнетения. По сути своей, это движение носило национально-освободительный, антиимпериалистический и отчасти антифеодальный характер.

Несмотря на попытки местной феодальной знати, феодально-клерикальных, панисламистских и националистических элементов внести разлад в движение, повстанцы не только оказывали упорное сопротивление царским войскам, но и одержали над ними ряд побед; правительству так и не удалось окончательно подавить национальноосвободительное движение народов Средней Азии и Казахстана».

Можно по-разному оценивать события тех лет, но факты остаются фактами, восстание было, и в нем участвовал весь казахский народ.

В Казахстане развернулось мощное национально-освободительное восстание. В Семиреченской области его возглавил Токаш Бокин, в Акмолинской—Адильбек Май- кутов, в Уральской — Сеиткали Мендешев, в Тургайской — Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин. В восстании принимали участие отдельные группы рабочих Спасска, Карсакпая, рудников Успенска, Джезказгана, Караганды, Риддера, нефтяной Эмбы, Семиреченской железной дороги.

Тургайский очаг восстания был наиболее крупным и наиболее организованным. Количество тургайских повстанцев в октябре 1916 года достигало 50 тысяч. «Это было странное войско, как бы вышедшее из былин и сказаний: пики, сабли, скованные аульными кузнецами, фитильные ружья, луки, стрелы — Амангельды повел это средневековое войско против карательных отрядов с их пушками и винтовками,— писал видный советский писатель Леонид Соболев.

Целые воинские части царской армии снимались с фронта, специальная карательная экспедиция генерала Лаврентьева направлялась в Тургайскую область против повстанческих отрядов Амангельды Иманова. В отличие от других областей восстание в Тургайской области не ограничилось декабрем 1916 года, а перешагнуло за январь и февраль 1917 года и сомкнулось с боями против царизма в дни Февральской революции.

В Тургайском отряде царил интернациональный дух. Здесь были представители и других национальностей, представители русских рабочих, бедняцких слоев переселенческого крестьянства. Большую идейную помощь оказали повстанцам большевики Троицка, Кустаная и Оренбурга. В дни осады Тургая джигиты Иманова обратились к городскому населению с письмом: «Салем от повстанцев-казахов! Злые люди, все ваши и наши враги, пустили слух, что мы, восставшие за свои права, будем убивать всех русских. Это — ложь! Мы не воюем с трудовым русским народом, мы воюем с царем, с царскими порядками: со своими баями и муллами, которые продали нас царю и проливают нашу кровь. Не верьте злым слухам».

В ходе восстания Иманову, политическому вожаку движения Джангильдину удалось свести на нет стремление царских чиновников усилить национальную рознь и вызвать погромы.

В эти критические для казахского народа дни газета «Қазах» (редактор А. Байтурсынов), лидер партии А. Букейханов в Оренбурге созвали съезд представителей партии «Алаш» Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семиреченской областей. Участники съезда совместно с Тургайским губернатором Эверсманом разработали мероприятия по проведению мобилизации и подавлению восстания.

Партия «Алаш» и ее лидеры в событиях 1916 года выступили против восстания. Разные историки Казахстана по- своему объясняют позицию членов партии «Алаш». Большинство историков считают, что А. Букейханов и его сторонники трезво оценивали ситуацию в Казахстане, не хотели гибели казахов от сильной регулярной армии России. Наверное, эта точка зрения имеет право на существование. Но накал страстей был так силен, что рядовые казахи были готовы сложить головы в борьбе с колониальным гнетом.

В советскую эпоху была следующая трактовка позиции деятелей «Алаша» в те трагичные годы: «Алашские лидеры в 1916 году в Казахстане действовали так, как предвидел В. И. Ленин: в эпоху империализма «...буржуазия угнетенных наций только болтает о национальном восстании, а на деле вступает в реакционные сделки с буржуазией угнетающей нации за спиной и против своего народа».

Наверное, и эта точка зрения имеет право на существование в исторической науке

Но вернемся к событиям 1916 года. Степь восстала, народ активно включается в бурлящий поток восстания. И вот , что мы наблюдаем: в ходе восстания казахские трудящиеся прошли большую школу политического воспитания: от стихийных выступлений в 1916 году до сознательного революционного творчества в 1917 году.

А вот еще одна мысль из учебника истории Казахстана периода социализма:

« Восстание 1916 года подтвердило известное ленинское положение о том, что «...только в опыте революционных движений... массы приобретут опыт, научатся, соберут силы, увидят своих настоящих вождей, социалистических пролетариев и подготовят тем общий натиск...».

Как бы не оценивали и трактовали события 1916 года, историки, ясно одно:

Амангельды Иманов стал одним из талантливых вожаков народа в период восстания на территории нашего региона.

В статье «К двадцатипятилетию партии» от 7 марта 1923 года А. Т. Джангильдин среди борцов, отдавших жизнь за власть Советов, назвал имя Амангельды.

«Иманов,— писал он,— был из бедных киргиз-батраков. Один из первых киргизских борцов угнетенных, он пробуждал трудовые массы к сознательной жизни. Он чувствовал, что с победой будут сняты вековые оковы рабства, что словом не проймешь железные сердца правителей, и с первых дней восстания сделался врагом их, вступив в ряды активных борцов революции. Вдохновляя своих единомышленников, он был стойким до последней минуты свой жизни».

А вот как оценивали итоги восстания советские историки:

«Историческое значение восстания 1916 года состоит в том, что казахские трудящиеся в ходе борьбы еще раз убедились: только под руководство революционного русского рабочего класса, в совместной с русским народом борьбе против царизма, против казахских эксплуататоров-феодалов и баев, казахский народ может завоевать себе национальную и социальную свободу. Опыт восстания 1916 года оказал огромное влияние на всю дальнейшую борьбу казахских трудящихся масс за установление Советской власти в Казахстане.

Опыт восстания 1916 года и знакомство Амангельды Иманова с идеями большевистской партии помогли ему во время Февральской буржуазно-демократической революции правильно сориентироваться в вопросе об отношении к Временному правительству и к казахским буржуазным националистам, судить о партиях и политических лидерах не по их словам, а по их делам.»

Можно по- разному оценивать события прошлых лет, но есть реальные факты из биографии Иманова. А эти факты подтверждают, что он стал в начале ХХ века лидером народа в Тургайской области и врагом № 1 в степи у лидеров партии «Алаш»

Казахские буржуазные националисты ненавидели Амангельды Иманова и еще в 1917 году пытались расправиться с ним. Комиссару Временного правительства в Тургайской области А. Букейханову удается организовать суд биев над Амангельды и наиболее влиятельными его сарбазами.

Но Амангельды продолжал борьбу. В развертывании ее против буржуазного Временного правительства и Алаш-Орды помогал Иманову побывавший в Питере и прибывший в Тургайскую область с мандатом инструктора Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов А. Джангильдин.

На протяжении всего 1917 года родная Кайдаульская волость служила Амангельды Иманову базой в борьбе против Временного правительства, а с июня и до декабря 1918 года Амангельды опирался на нее в своей партизанской борьбе против контрреволюционных банд Дутова и алаш-ордынцев.

Октябрьский переворот открыл новую страницу в биографии народного батыра, он встретил его с восторгом, или, как пишет А. Джангильдин, «торжественным всенародным тоем». Иманов всем сердцем принял Октябрь. Почему? Да, наверное, потому, что верил программе большевиков и хотел хорошее будущее для народа. И когда в январе 1918 года дутовцы и алаш-ордынцы были изгнаны из Оренбурга, Амангельды принимает активное участие в установлении Советской власти и ее органов в Тургайской области.

В марте и апреле в Оренбурге проходил съезд Советов Тургайской области. На съезде присутствовало около 600 делегатов от всех городов и волостей области. Делегатами съезда от Тургайского уезда были избраны Н. Токарев, А. Иманов и их соратники. Амангельды принимает активное участие в его работе. Здесь он близко познакомился с руководителями Оренбургской большевистской организации и видными революционерами. На следующий день после окончания работы областного съезда Советов в Оренбург ворвался отряд дутовцев. В отражении этого нападения с оружием в руках участвовал и Амангельды Иманов.

Возвратившись со съезда, Амангельды с присущей ему энергией приступает к формированию первого в Тургайской степи отряда Красной Армии. «Теперь мы будем отстаивать свою свободу уже не с пиками и топорами, а оружием, которое дает нам Советская власть»,— говорил он. Составленный из крестьян и рабочих казахов, этот отряд внес большой вклад в борьбу за власть Советов в Казахстане. Вместе с бойцами Иманова за эту власть сражался в Тургайских и Иргизских степях русско-казахский партизанский отряд И. Киселева и Б. Алманова.

Владимир Ильич Ленин внимательно следил за событиями в Средней Азии и Казахстане. По его заданию в Туркестан направляется транспорт с оружием и боеприпасами под командованием А. Джангильдина. Интернациональный отряд, преодолев опасный и длительный путь через Каспий, Мангышлак, Устьюрт и Приаральские пески, доставил ценный транспорт, а также значительную сумму денег в распоряжение Актюбинского фронта. Здесь Джангильдин узнает, что Амангельды со своими партизанами ведет напряженную борьбу в тылу белых. С упорными боями он пробивается к Тургаю и соединяется с шедшим ему навстречу отрядом Амангельды. Объединенные отряды красноармейцев и партизан выбивают из Тургая находящихся на службе у Колчака алаш-ордынцев и восстанавливают в уезде Советскую власть. В эти дни Амангельды организационно оформляет свою принадлежность к Коммунистической партии.

Советским правительством Амангельды был назначен военкомом Тургайского уезда, Алиби Джангильдин , чрезвычайный комиссар Степного края , выделил ему из средств, отпущенных советским правительством по указанию В. И. Ленина, 10 тысяч рублей на нужды отряда.

Казахские буржуазные националисты весной 1919 года на короткое время вновь захватили в свои руки Тургай и арестовали Амангельды и его соратников, председателя Кустанайского уездного исполкома Лаврентия Тарана и разоружили их отряды. Начались массовые репрессии против сторонников Советской власти в Тургайском уезде.

В ночь на 24 апреля 1919 года Лаврентий Таран и в ночь на 18 мая 1919 года Амангельды Иманов были убиты.

Беззаветная борьба Амангельды Иманова за Советскую власть сделала его имя бессмертным. Трудящиеся массы любовно назвали его «батыром», «қамқоршы» (покровителем), «вожаком», «героем среди героев», «степным комиссаром», «тургайским соколом», «казахским Чапаем». Амангельды - один из первых большевиков-казахов, был до конца верен народу, не знал страха в борьбе с врагами, был мужественным, храбрым и способным организатором. Он выражал мечты и думы трудящихся масс. Он шел к заветной цели рука об руку с русскими рабочими и трудовым крестьянством. Он был сторонником братской дружбы между русским и казахским народами

В историю казахского народа Амангельды вошел как ярчайшая фигура. Таким его воспитала эпоха. Казахам Тургайского региона нужен был защитник их законных интересов, и тогда на политической арене Тургая появилась фигура Амангельды.

О судьбе Амангельды и его сторонников писали известные деятели Казахстана

Это произведения казахских писателей Джамбула, Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Беимбета Майлина, Абдильды Тажибаева, Сырбая Мауленова, Гафу Каирбекова, русских писателей П. Кузнецова, А. Кривицкого, Р. Юренева, Д. Снегина, большая повесть «Тургайский сокол» украинского писателя О. Десняка.

В песнях акынов и поэтов, в произведениях писателей и мастеров искусства Г. Мусрепова, Всеволода Иванова, Б. Майлина, М. Левина и Е. Умурзакова, в первом кинофильме Казахстана «Амангельды», в спектакле «Амангельды» на сцене казахского драматического театра им. Ауэзова, в опере «Амангельды» Е. Брусиловского и М. Тулебаева, в документальных сборниках, воспоминаниях ветеранов, сарбазов Иманова, воспевающих героические подвиги Амангельды, создан светлый образ батыра.

 

Литература

  1. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане (Сборник документов). М.: Наука, 1960.
  2. Нурканов А., Народный батыр, Москва, 1962.
  3. Турсунов X. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане. — М.: Наука, 1966.
  4. Сапаргалиев Г. С. Карательная политика царизма в Казахстане (1905—1917 гг.). — Алма-Ата: Казахстан, 1966.
  5. Амангельды Иманов: Статьи, документы, материалы. (Под ред С. Б. Бейсембаева), Алма-Ата, 1973.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.