Развитие ценностно-ориентационной основы личности будущего учителя музыки как фактора поликультурного взаимодействия

В современном обществе особая роль в формировании культуры подрастающего поколения средствами музыкального искусства принадлежит учителю музыки. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя музыки должна быть направлена, с одной стороны, на применение музыки как средства межкультурного диалога, а с другой, на развитие ценностноориентационной основы личности, способствующей повышению уровня поликультурного взаимодействия.

В этой связи определенное значение приобретает выдвинутое Дмитриевым теоретическое положение о поликультурности как важной составляющей профессионализма. Исходя из этого положения, студенты различных специальностей, особенно педагогических, «должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе» [1]. Поликультурное образование базируется на типе отношений, нашедшем отражение в международном документе ЮНЕСКО «Декларация Мехико по политике в области культуры»:

  1. Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру.
  2. Утверждение культурной самобытности способствует освобождению народов, и, наоборот, любая форма господства является отрицанием этой самобытности или угрозой её существованию.
  3. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждую группу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур, совместимых со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания.
  4. Ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность. Культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом.
  5. Культурные особенности не нарушают единство всеобщих ценностей, которые объединяют наши народы, более того, они делают их более плодотворными. Многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где рядом существуют разные традиции.
  6. Все культуры составляют единое целое в общем наследии человека. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других, в изоляции она увядает и погибает.

Музыкальное образование, обращаясь к широкому кругу художественно-стилевых явлений, является поликультурным по своей сути. В аспекте времени реализация принципа поликультурности проявляется в постоянном отборе и накоплении духовно-нравственного опыта, включающего культурные образцы и артефакты различных исторических эпох. Этот аспект поликультурности в большей степени находит своё отражение в содержании предметов музыкальной направленности, реализуемой сегодня в образовательных учреждениях Республики Казахстан. В аспекте пространства поликультурность предстаёт как следствие расширения представлений о музыкальных культурах мира и проявляется во включении присущих им культурных артефактов в содержание образования.

Специфика деятельности будущего учителя музыки состоит в том, что он, выполняя функции интерпретатора, принимает участие в исполнении произведений отечественных и зарубежных авторов. Одновременно им осуществляется культурно-просветительская функция, направленная на показ аудитории музыкально-культурных взаимосвязей. Таким образом, музыкальную культуру учащихся можно определить как культуру ценностного отношения (духовно-нравственного, художественного, гражданского, интонационно-коммуникативного), культуру художественного восприятия и музыкального мышления, культуру музыкальной деятельности.

Культура ценностного отношения предполагает воспитание интереса к высокохудожественной национальной и мировой музыкальной культуре (народной, классической, современной); развитие способности постигать ее духовное, нравственно-эстетическое, идейно-эмоциональное, жизненноесодержание; формирование музыкального вкуса, позволяющего отличать хорошее от плохого, прекрасное от безобразного, высокое от низменного. Культура художественного восприятия и музыкального мышления требует системного развития этих базовых музыкально-творческих способностей личности в образовательном процессе, опирающемся на всестороннее развитие слуха, интонационной культуры учащихся, освоение ими языка музыки, постоянное обогащение личного «интонационного словаря» [3]. Культура музыкальной деятельности опирается на развитое музыкальное восприятие и мышление, предполагает овладение способами музыкальной деятельности в процессе моделирования ее основных коммуникативных звеньев (композитор - исполнитель - слушатель), выразительным и осмысленным интонированием, ориентировочными «ключевыми» музыкальными знаниями и ведущими умениями, опытом творческой деятельности.

Поликультурный характер музыкального образования обеспечивается включением в его содержание национального музыкального наследия и достижений современной музыкальной культуры, обращением к культурным традициям иных народов, заимствованием инокультурного инструментария. Механизмом реализации принципа является культурный диалог, разворачиваемый во времени и пространстве. Реализация музыкального образования в соответствии с требованиями рассматриваемого принципа обеспечивает постоянное обогащение субъективной культуры учащегося.

В то же время постоянное приращение музыкальных артефактов в образовательном пространстве актуализирует проблему иного рода. Нарастание массы музыкального материала вступает в противоречие с временными образовательными рамками. Содержание образования становится перегруженным, перенасыщенным информацией и её культурными смыслами. Ограниченность времени обусловливает невозможность полноценного освоения учащимися всё более и более возрастающего количества музыкальных образцов.

Состав поликультурного компонента профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей музыки включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов как внешнего – социального (этнокультурного, социокультурного, межкультурного), так и внутреннего (мировоззренческого) планов, определяющих содержание профессионально-педагогической подготовки студентов на основе введения в учебно-воспитательный процесс теоретического и практического материала, характеризующегося поликультурной направленностью.

В соответствии с таким пониманием поликультурного компонента профессионально - педагогической подготовки можно выделить в нем четыре основных структурных элемента:

  • этнокультурный, способствующий взаимопониманию людей на основе этнокультурных ценностей; направленный на формированиекультуры межнациональных отношений посредством изучения национальной культуры, этнонационального своеобразия музыки;
  • социокультурный, отражающий влияние общественноисторических процессов на развитие культур и формирование духовных ценностей;
  • межкультурный, предполагающий коммуникативное взаимодействие представителей различных культур посредством языка музыки как универсального средства общения народов;
  • мировоззренческий, способствующий ориентации на совокупность ценностей музыкальной культуры, созданных человечеством.

Музыкальная культура личности является не обособленной частью ее общей духовной культуры, но интегративным свойством, качеством духовности. Именно в процессе становления музыкальной культуры учащихся происходит развитие всех аспектов духовной культуры (нравственно-эстетической, гражданской, коммуникативной, художественной, психологической). Интерпретируя музыкальные образы, творчески наделяя музыку личностным смыслом, учащиеся специальности «Музыкальное образование» обдумывают и собственную жизнь, определяют ценностную позицию. Индивидуальная, групповая и коллективная формы решения интонационно-творческих задач приобщают учащихся к культуре художественного диалога, формируют умения сотрудничать в достижении общей художественной цели. Поскольку музыка - язык межличностного духовного общения, изучение ее, осуществляется, прежде всего, на смысловом уровне, языком и логикой жизненных, художественных, духовно-нравственных смыслов. Поиск и «открытие» интонационного смысла, углубление личностного понимания, интерпретация содержания музыкальных образов и в результате обретение нравственно-эстетических ценностей — магистральный путь, сверхзадача музыкального образования.

Ознакомление в музыкально – педагогической деятельности с образцами творчества разных народов и культур, произведениями отечественной и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогают учащимся приобщиться к духовным ценностям отечественной и мировой культуры и влияют на развитие ценностно-ориентационной основы личности, способствующей повышению уровня поликультурного взаимодействия.

 

Литература

  1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. 2. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. - М., 1989.
  2. Агафонова Н.А. Синергетический подход к поликультурному образованию//Среднее профессиональное образование: приложение - 2006. - N10. - С. 68-73
  3. Сергеева С.Л. Реализация принципа поликультурности как условие повышении качества обучения студентов // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сб. статей 2003. - С.17-19.
  4. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы.: Автореф. дис. канд. пед. наук - М., 2000.
Год: 2015
Город: Костанай
Категория: Педагогика